Принята на заседании педагогического совета школы - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
На заседании педагогического совета Директор школы Н. Э. Зуева 1 103.04kb.
1 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной... 17 4733.68kb.
Принято на заседании Педагогического совета 1 49.01kb.
Принято на заседании Введено в действие Педагогического совета школы... 3 440.8kb.
На заседании педагогического совета 1 154.9kb.
Количество членов Совета школы из числа родителей не может быть меньше... 1 106.69kb.
«О переводе, поощрении учащихся» 3 465.67kb.
Программе производственного контроля 1 262.53kb.
Принято решением педагогического совета от 2 февраля 2013 г 1 107.69kb.
Нормативно-правовая база профилактики правонарушений несовершеннолетних 1 39.86kb.
Решением педагогического совета моу дод дюсш г. Сорочинска В. 3 809.56kb.
Методические рекомендации по формированию потребности к чтению в... 1 52.59kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Принята на заседании педагогического совета школы - страница №1/12



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»



«Утверждаю»

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

______________________________ В.В.Бутусов

_________________________________________



Принята

на заседании

педагогического совета школы

________________________________

____________________________

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

на 2011 – 2015 год

Авторы-разработчики:

педагогический коллектив школы,


директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» В.В. Бутусов,
заместитель директора по УВР Н.Ю. Костыгина,
заместитель директора по УВР Е.Ю.Федорова,
заместитель директора по ВР Н.М. Звездина.


ДЗЕРЖИНСК

2011 год


ОГЛАВЛЕНИЕ



Раздел программы


страницы

  1. Пояснительная записка




2 - 12

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

13 - 24

  1. Учебный план образовательного учреждения




25 – 30

  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования




31 – 43

  1. Программы отдельных учебных предметов, курсов

44 – 122


  1. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования




123 – 133

  1. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни




134 – 142

  1. Программа коррекционной работы




143 – 148

  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.




149 - 155



    1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1», работающая по УМК  «Школа России», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373); на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей  учебно-методического комплекса  «Школа России».

Образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития образовательного учреждения.



Образовательная программа   в соответствии с требованиями ФГОС  содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;

  • примерный учебный план УМК «Школа России»;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в УМК «Школы России»;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;

  • программа коррекционной работы на основе  принципов деятельности в УМК «Школа России»;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В основе разработки образовательной программы лежат следующие документы:

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009г.№ 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854).

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 года.

  • Устав школы.

  • Локальные акты к Уставу школы.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Предназначение школы – создание условий для целенаправленного и систематического личностного развития всех участников образовательного процесса в целях повышения их компетенций в различных сферах жизнедеятельности.

Миссия нашей школы – удовлетворение потребности учащихся и родителей в повышенном уровне образования, создание условий, обеспечивающих развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания.

Наше предпочтение в педагогической деятельности – созидание информационно - образовательной среды, удовлетворяющей потребности учащихся в повышенном уровне образования, обеспечивающей развитие и саморазвитие личности ученика и учителя в соответствии с их склонностями и способностями, повышающей коммуникативную активность учащихся в жизни и учебной деятельности, комфортной для всех участников образовательного процесса, а также использование потенциала родителей, как субъектов образовательного процесса.



Смысл нашей работы – развитие образованной, самостоятельной и осознанно созидающей свою перспективную образовательную траекторию личности.

Принципы нашей деятельности – сообразность естественной природе человека; сообразность культурным традициям общества; сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса; разумная инновация в деятельности школы в сферах обучения, воспитания, управления.

Целью реализации данной образовательной программы является:

  1. Создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

  2. Обеспечение достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС  и на основе УМК «Школа России».

Задачи реализации образовательной программы:

  1. Достижение личностных результатов учащихся:

    • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    • сформированность мотивации  к обучению и познанию;

    • осмысление и принятие основных базовых ценностей.

  2. Достижение метапредметных результатов обучающихся:

  3. Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

  4. Достижение предметных результатов.

  5. Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Сроки реализации программы: 2011 – 2015 годы.

Образовательная программа построена на основополагающих дидактических принципах УМК «Школа России»:

    • Принцип преемственности. 

 Этот принцип означает преемственность между всеми, ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.  

    • Принцип творчества.

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Речь здесь идет не о простом "придумывании" заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего, имеется в виду формирование, у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.

Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любог человека. Поэтому развитие творческих способностей, исследовательского поведения приобретает а наши дни общеобразовательное значение.


    • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

Реализация указанного принципа поможет педагогу выстраивать выверенные траектории личностного развития ребенка в соответствии сего способностями и возможностями.

    • Принцип деятельности.

Основным механизмом реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в учебнопознавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом.

    • Принцип целостного представления о мире.

Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но здесь речь идет не только о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.

    • Принцип психологической комфортности.

Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей.


    • Принцип вариативности.

Этот принцип обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности - качество обучения.
При разработке образовательной программы были учтены возможности образовательного учреждения и учебно-методического комплекса  «Школа России», а также уровень готовности учителей к реализации образовательной программы, материально-техническое обеспечение учебного процесса, традиции, сложившиеся за годы работы ОУ.

1. Качественная характеристика муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» .

Школа была основана в 1918 году. Руководителями школы были:




1918-1929

Корнеева Мария Сергеевна

1930-1942

Надеждин Иосиф Иванович

1943-1951

Прилуцкая Роза Марковна

1952-1957

Архипов Сергей Петрович

1958-1961

Болденков Михаил Георгиевич

1962-1983

Боголюбов Николай Николаевич

С 1983 года и по настоящее время школой руководит Бутусов Виктор Викторович, «Заслуженный учитель России», руководитель высшей квалификационной категории.

Учредители школы: администрация города Дзержинска Нижегородской области, Управление образования администрации города Дзержинска.

Здание школы типовое, нежилое. Год постройки здания - 1928 г.




По Уставу

(указать срок утверждения действующей редакции и изменений)



По свидетельству о государственной аккредитации

По лицензии

(указать срок начала и окончания действий)



Новая редакция Устава:

19.08.2009 г., распоряжение № 3268



Наименование учреждения:

муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»



Место нахождения: 606002, Нижегородская область, г. Дзержинск, пр. Свердлова, д.21



Год прохождения аккредитации: 2010 год

Свидетельство об аккредитации:

Серия 52 № 000199

Рег. № 391 от 02 июля 2010 года

Наименование учреждения:

муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»



Место нахождения: 606002, Нижегородская область, г. Дзержинск, пр. Свердлова, д.21

Лицензия, выданная Министерством образования Нижегородской области серия А №236824 рег.№4862 29.05.2008 г. действительна по 29 мая 2013 г.

Наименование учреждения:

муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»



Место нахождения: 606002, Нижегородская область, г. Дзержинск, пр. Свердлова, д.21

ИНН: 5249055399

Школа имеет 8 кабинетов начальных классов и 16 предметных кабинетов, оснащённых необходимым оборудованием (ТСО, наглядность, дидактический и раздаточный материал), мастерские, актовый (на 200 посадочных мест) и спортивный (нестандартный) залы, библиотека, медицинский кабинет, кабинеты педагога-психолога и социального педагога, комната школьника, столовая (на 60 посадочных мест). В школе функционирует компьютерный класс, где установлено 11 персональных компьютеров, имеющих выход в Интернет. Школа имеет свой сайт и свою электронную почту.

Во всех учебных кабинетах установлены ПК для использования в образовательном процессе. С апреля 2008 года школа начинала и продолжает по настоящее время работу по программе «Виртуальная школа Синергия».

На начало 2010-2011 учебного года в школе насчитывается 437 обучающихся. Скомплектовано 19 общеобразовательных классов. Функционируют 6 групп продленного дня.

Школа работает в одну смену при продолжительности уроков 45 минут для учащихся 2-11-х классов, 35 минут для учащихся 1-х классов. Учащиеся начальной школы обучаются по пятидневной учебной неделе, учащиеся 5-11-х классов – по шестидневной учебной неделе.

Во второй половине дня в школе проводятся индивидуально-групповые занятия, занятия факультативов и объединений дополнительного образования, общешкольные творческие дела и дела классов. На базе школы работают 8 объединений дополнительного образования по 3 направленностям.



2. Характеристика педагогического коллектива.

Всего педагогов в школе – 34 (включая 3 внешних совместителей):

а) по уровню образования:

- высшее образование – 30 человек,

- средне-специальное – 2 человека,

б) по стажу работы:



от 1 до 3 лет – 1 человека;

от 4 до 10 лет – 4 человека;

от 11 до 20 лет – 8 человек;

от 21 до 30 лет – 13 человек;

свыше 30 лет – 7 человек;

в) по квалификационным категориям:

- высшая – 9 человек;

- первая – 19 человек;

- вторая – 4 человека;

г) количество работников, имеющих отличия:

- 3 человека награждены значком «Отличник народного просвещения»;

- 2 человека имеют звание «Заслуженный учитель России».

д) обеспеченность кадрами и возможность вакансий:

Кадрами обеспечены. Вакансий нет.

В школе функционирует методический совет, организована работа пяти школьных методических объединений:


  • учителей начальных классов и воспитателей ГПД;

  • учителей гуманитарного цикла;

  • учителей математики и информатики;

  • учителей естественного цикла;

  • классных руководителей.

3. Особенности управления школой.

Административное управление осуществляет директор и его заместители.

Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через педагогический совет, методический совет школы.

Заместители директора реализуют прежде всего оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.

Управленческая деятельность направлена на:

- формирование единого творческого коллектива единомышленников;

- повышение профессионального уровня педагогического коллектива;

- формирование единого педагогического пространства;

- повышение уровня обученности, воспитанности, развития учащихся.

Администрация ориентирует коллектив на саморазвитие, мотивирует учителей на повышение квалификации через курсовую подготовку и самообразование, поощряет тех, кто проявляет творческую активность в педагогической деятельности.

В школе создана благоприятная рабочая обстановка для реализации учителями новых идей, внедрения новых педагогических технологий, для разработки и реализации образовательных проектов и программ, для профессионального роста педагогов.

Ведущая роль в повышении профессионального уровня педагогов принадлежит методической службе.



4. Социальная среда школы.

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение в отдалённом районе города. Воспитательная система школы ориентируется на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды.




Категория

Всего

Начальная школа

Общее количество обучающихся

Семьи

391

183

Дети

435

191

Малообеспеченные семьи, зарегистр. в УСЗН

Семьи

85

27

Дети

93

29

Многодетные семьи

Семьи

15

6

Дети

23

8

Семьи, потерявшие кормильца

Семьи

28

4

Дети

31

4

Семьи одиноких матерей

Семьи

25

15

Дети

25

15

Неполные семьи

Семьи

117

44

Дети

121

45

Семьи ликвидадоров аварии на ЧАЭС

Семьи

1

0

Дети

2

0

Семьи воинов, погибших при исполнении служебного долга

Семьи

-

-

Дети

-

-

Дети, находящиеся под опекой

Семьи

6

2

Дети

7

2

Дети инвалиды детства

Семьи

2

1

Дети

2

1

Дети, проживающие в семьях, где родители инвалиды

Семьи

2

2

Дети

2

2

Семьи вынужденных переселенцев

Семьи

-

-

Дети

-

-

Дети, обучающиеся индивидуально

Семьи

-

Дети

-

Семьи, состоящие на учете в ОДН

-

Дети, состоящие на учете в ОДН

8

Семьи, состоящие на внутришкольном учете

8

Дети, состоящие на внутришкольном учете

8

В школе создан музей «История школы» в электронном виде, где большое внимание уделено выпускникам школы – ветеранам Великой Отечественной войны. С ними поддерживается тесная связь. День Победы – один из самых главных праздников в школе. В год 40-летия Победы у школы силами учителей, учащихся и ветеранов посажена еловая аллея «Славы».

Население микрорайона школы составляют в основном работники ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова». В микрорайоне школы находятся воинская часть 3424, ДК имени Свердлова, ДЮТ, стадион «Уран», Учебный центр УВД г. Дзержинска, школа ОМОН, где учащиеся занимаются в кружках и секциях, посещают мероприятия.

На протяжении многих лет школа тесно сотрудничает с ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова». В 2005 году был заключён с предприятием договор и составлен план совместной работы, который предполагает активную профориентационную работу с целью привлечения учащихся школы к работе на данном предприятии.



5. Субъекты и источники социального заказа школы.

Деятельность школы осуществляется с учётом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей учащихся школы. Большинство родителей ограничивают своё сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий, имеют недостаточное представление о состоянии школьных дел.



6. Показатели деятельности школы.

В школе ведется постоянная работа по преемственности всех ступеней обучения, что помогает созданию системообразующих связей, а главное единого педагогического пространства, формируется преемственность в технологиях обучения, разнообразных моделях урока, способствующих развитию творческого потенциала учителя и активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.

Организация учебного процесса в начальной школе является фундаментом образовательной системы школы. Успешность дальнейшего обучения детей во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут обеспечить младшим школьникам:

- формирование основных общеучебных умений и навыков с учётом индивидуальных особенностей детей;

- овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками;

- формирование способности совершать осознанный выбор в учебных и других ситуациях;

- формирование потребности выполнять правила для учащихся, развиваться интеллектуально и физически;

- сформированность готовности к обучению в основной школе.

Для организации взаимодействия с учащимися педагоги начальной школы применяют технологии:


  • интегрированного обучения;

  • развивающего обучения;

  • игровые;

  • групповые;

  • уровневой дифференциации;

  • информационные.

Активно используют учителя начальных классов диалоговый метод предъявления учебной информации, приёмы создания ситуации выбора и проблемных ситуаций.

С целью усиления влияния на развитие и проявление индивидуальных особенностей младших школьников учителями используются нетрадиционные формы проведения учебных занятий:

-  интегрированные уроки;

- уроки-экскурсии;

- уроки-путешествия;

- уроки взаимообучения;

- уроки-соревнования;

- уроки-конкурсы.

В первых классах психологом проводится диагностика готовности детей к школе, затем осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся, диагностическое изучение процесса их развития, коррекция ситуации развития личности.

В школе ежегодно с ноября по март функционирует Школа будущего первоклассника. Деятельность Школы будущего первоклассника регламентируется нормативно – правовой базой, отраженной в Уставе школы. Учебный план ШБП составлен на основе программы Н.А. Федосовой «Преемственность» и в соответствии с профилем школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по утвержденному расписанию в группах по 15-20 человек. Ведут занятия учителя начальных классов, набирающие 1 – е классы и педагог- психолог. Заместитель директора по УВР организует лекторий для родителей будущих первоклассников по утвержденному плану и тематике. Занятия носят интегрированный характер. Содержание и перечень предметов для подготовки дошкольников определяется в соответствии с социальным заказом региона и по результатам анализа образовательного процесса.

Более десяти лет педагогический коллектив школы участвовал в городском и областном эксперименте по апробации новой модели школы «Экология и диалектика». Поэтому в школе сложилась система экологического образования:

- два выпуска авторского эколого-гуманитарного класса заслуженного учителя РФ Мухиной Т.З. (1997 г., 2000 г.);

- преподавание экологии в 5-9-х классах за счёт часов регионального компонента;

- экологические экспедиции, практические занятия по экологии;

- экологические факультативы и кружки «Экологический практикум».

У школы много успехов, связанных с экологическим образованием. В 1997 году школа стала победителем II областного фестиваля «Экология и будущее наших детей», став победителем и призёром по многим номинациям: «Учитель года по экологии и естествознанию», «Полевые экологические исследования», «Конкурс по истории естествознания», «Методические разработки экологических игр».

Ежегодно учащиеся школы становятся призёрами и победителями экологических и биологических городских олимпиад, областных конкурсов и олимпиад. Многие ученики школы поступают на биофак ННГУ им. Лобачевского по сертификатам призёров областной олимпиады. Ежегодно на протяжении 21 года учащиеся выезжают на летнюю практику в эколого-биологический лагерь, в котором работают по нескольким программам: «Экологический практикум», «Ботанические и зоологические экскурсии и практикумы», «Робинзонада», «Фильм, фильм, фильм…». В 2011-2012 учебном году школа продолжит свою деятельность в данном направлении, включив в план внеурочной деятельности в 1 классе кружок «Экологическое рисование».

На протяжении нескольких лет школа по итогам городских, областных предметных олимпиад занимала призовые места:




2001-2002

3 место

2002-2003

4 место

2003-2004

3 место

2004-2005

3 место

2005-2006

4 место

2006-2007

5 место

2007-2008

5 место

2008-2009

11 место

2009-2010

7 место

Стабильно призовые места занимают учащиеся по следующим предметам: экология, биология, черчение, немецкий язык, литература, компьютерная графика, география, химия, математика, обществознание, право, технология, русский язык и математика в начальной школе. Учащиеся школы активно участвуют в городской научно-практической конференции «Старт в науку», где неоднократно становились победителями и лауреатами и были отмечены дипломами.

В школе работают психологическая и социальная службы.

В 2004-2005 учебном году учителя школы приняли участие в конкурсе профессионального мастерства «ПРОФИ - 2005» в номинациях «Вожатый года», «Самый классный классный», «Лучший учитель биологии». Победителем в номинации «Учитель, зажигающий звёзды» стала Мухина Т.З., учитель биологии. В 2005-2006 и 2009-2010 учебном году Мухина Т.З., учитель биологии, стала победителем национального проекта «Образование». В 2006-2007 учебном году Мухина И.З., учитель русского языка и литературы, стала победителем национального проекта «Образование».

С 2005-2006 учебного года и по настоящее время в школе функционирует профильный класс (естественно-математический профиль 1 вариант без дополнительной специализации), где реализуются программы расширенного изучения предметов соответствующего профиля и осуществляется предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов.

7. Главная концептуальная идея УМК «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина на­шего Отечества. Её основа — это современные достижения педагогиче­ской теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, с их исключительной ценностью и значимостью.

Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа Рос­сии», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.

Современное образование, в соответствии с концептуальными основами УМК «Школа России», подразумевает не простое обозначение его временной принадлежности, а качественную характеристику личностных, метапредметных и предметных результатов образования, отвечающих реалиям, потребностям и надеждам сегодняшнего дня, вызовам современного мира и имеющую надёжный потенциал для дня завтрашнего.

УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС, учитывают требования к структуре и содержанию рабочих программ и способствуют решению следующих образовательных задач:



I. Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Важнейшая задача российской школы — становление российской граж­данской идентичности обучающихся, в системе учебников УМК «Школа России» реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их на­циональным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государ­ственным символам Российской Федерации.

Во-вторых, это родиноведческие и краеведческие знания, содер­жательное, дидактическое и методическое обеспечение которых со­ставляет значительную часть учебников. Учитывая особенности пред­метных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, её прошлого и на­стоящего, её природы и общественной жизни, её духовного и культурного величия.

В-третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каж­дой предметной линии, с учётом предметной специфики и отражает мно­гообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнаци­ональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

II. Реализация методологической и методической основы ФГОС — ор­ганизация учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода.

На достижение данной задачи ориентирован весь методический аппа­рат УМК «Школа России». Его построение направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС.

В структуру и содержание учебников заложена система заданий, на­правленных на включение младших школьников в деятельностное осво­ение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую об­разовательную компетенцию — умение учиться.

При всей широте диапазона возможностей методического аппарата УМК «Школа России», ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирова­ние доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном, что способствует формированию коммуникативных УУД.

Реализация средствами УМК проблемно-поискового метода усиливает мотивацию обучения, способствует развитию способности ребёнка пони­мать и принимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат, осуществлять рефлексию, форму­лировать новую учебную задачу, т. е. формирует регулятивные УУД.

Средствами УМК «Школа России» проблемно-поисковый метод позво­ляет учителю выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптиро­ванную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. В этой связи в системе учебников УМК заложены большие возможности для применения обширного арсенала методов и приёмов эвристического, исследовательского характера, целенаправленного раз­вития самостоятельности учащихся их познавательной активности при формировании познавательных УУД. При этом демонстрируется воз­можность существования различных точек зрения на один и тот же во­прос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога и полилога, что хорошо согласуется с задачами формирования личностных УУД.

Таким образом, концептуально выстроенное предметное содержание УМК «Школа России» и система его методического обеспечения разрабо­таны так, чтобы помочь учителю организовать процесс обучения, с одной стороны под цель, направленную на получение предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего обра­зования, с другой стороны — как средство формирования универсальных учебных действий (метапредметных результатов) и личностных качеств (личностных результатов) в соответствии с требованиями ФГОС.

Главными ожидаемыми результатами овладения учащимися предлагаемой образовательной программы («портрет выпускника начальной школы») являются:


  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

  • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

  • Любящий свой народ, родной край и свою страну.

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.

  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.


II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;



10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

следующая страница >>