«Проектная деятельность учащихся как средство активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Повышение интереса учащихся к химии 1 68.19kb.
Семинаре «Проектная деятельность учащихся» Что общего в этих видах... 1 200.35kb.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного... 1 26.06kb.
Развитие познавательного интереса учащихся 1 27.07kb.
Положение об организации внеурочной деятельности учащихся в классах... 1 44.79kb.
Мастер-класс Буйновской Т. А., Квяткевич Л. Е., Лашук Л. В. 1 52.44kb.
Поэма "Русские женщины" Н. А. Некрасов 1 238.99kb.
Городской семинар для зам директоров по нмр секция «Организация исследовательской... 1 40.27kb.
Классный час для учащихся 5-6 классов Тема: «Жила бы деревня моя…»... 1 67.21kb.
Цели научно-исследовательской деятельности учащихся 1 55.71kb.
Форматы звуковых объектов. Ввод и обработка звуковых объектов 1 30.48kb.
П/п Название темы Кол во часов 1 100.23kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
«Проектная деятельность учащихся как средство активизации познавательного интереса - страница №1/4

Управление образования Гулькевичский район

Обобщение опыта по теме: «Проектная деятельность учащихся как средство активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся»

Автор опыта: Глазкова Татьяна Валерьевна

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 3

2014 год

Оглавление


Введение. 8

1. Теоретическая интерпретация опыта 13

1.1 Актуальность опыта 13

1.2 Условия возникновения опыта 14

1.3 Формирование ключевых компетенций 15

1.4 Затруднения решаемые в данном опыте 16

1.6 Новизна опыта 17

2. Научно – теоретическое обоснование опыта 18

2.1 Из истории возникновения метода проекта 18

2.2 Что мы понимаем под методом проектов 20

2.3 Задачи, основные требования и классификация проектов 23

2.4 Готовность младших школьников к проектной деятельности 29

2.6 Метод проектов в урочное и внеурочное время 33

2.6 Общие правила для педагогов – руководителей проектов 36

Заключение 37

Список используемой литературы 40

Приложения 41



Введение.


Сведения об авторе:

Глазкова Татьяна Валерьевна учитель начальных классов МАОУ СОШ № 3, педагогический стаж – 15 лет, контактный телефон 89181213273

Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы «Школа 2100», я столкнулись с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью четыре года назад мной был выбран метод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов и исследовательской деятельности никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач.

Педагогический коллектив нашей школы работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании младших школьников. Предпосылками использования методов проектов в начальной школе явились:

- результаты диагностики готовности детей к школе;

- низкий показатель развития познавательной и коммуникативной активности детей;

- высокий процент детей, не посещающих детский сад или посещающий нерегулярно (например, по состоянию здоровья).

Внедрение метода проектов в начальных классах явилось решением проблемы развития познавательной и коммуникативной активности младших школьников. Применение в практике работы проектного метода начиналось с изучения литературы по данной теме, обсуждения проблемы на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, первичной диагностики класса.

Основной целью образования в условиях начальной ступени является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и исследовательской деятельности детей.



Задачи развития:

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) развитие познавательных способностей;

3) развитие творческого воображения и мышления;

4) развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

1) формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

2) развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

3) формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

4) развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Исходя из выше указанных задач, ведущей идеей опыта является идея



формирования свободной творческой личности младшего школьника в процессе развития его познавательной и коммуникативной активности через проектную деятельность.

Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированность мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

Современное общество испытывает потребность в человеке, который находится в постоянном творческом поиске. Стремление человека достичь чего-то большего определяет его развитие, следовательно, развитие общества. Решение проблемы соотношения развития и обучения занимает особое место в жизни школы. И, хотя, целью образования по-прежнему остается вооружение учащихся суммой знаний и умений, возрастают требования к развитию младшего школьника. Он должен отличаться сформированностью тесно связанных между собой качеств: высокий уровень самосознания, самоуважение, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей, умение принимать решение и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов развития.

В процессе обучения детей начальных классов очень важно сохранить индивидуальность ребенка. Учет индивидуальных особенностей обеспечивает оптимальное развитие и позволяет выбрать свой индивидуальный стиль деятельности. Однако не всегда ребенок находится в условиях, которые заставляют его работать в полную меру своих возможностей.

К концу обучения младший школьник должен отличаться от сверстников отношением к той деятельности, которой он занимается в школе, то есть ребенок должен изменить сам себя. Источником являются потребность, мотив, интерес.

Всѐ выше изложенное позволило выявить противоречия между целью образования начальной школы и современными требованиями к образованию младшего школьника; теоретической значимостью принципа индивидуализации и реализацией в практической деятельности с целью поддержания высокого уровня познавательной активности; необходимостью формирования ведущей (учебной) деятельности и личностным отношением к ней в процессе постоянных взаимоотношений с людьми.

Работая по УМК «Школа 2100», я сосредоточила внимание на взаимосвязи познавательной и коммуникативной активности ребенка в ходе проектной деятельности. Данный УМК – это способ организации жизненного пространства школьника. Одной из содержательных линий данного УМК является формирование познавательных интересов школьников и готовность к самообразовательной деятельности; развитие умственных способностей, творческого мышления, воспитание уважения к эрудиции и предметной компетенции. Для меня очень важно развить у ребенка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношений учителя и ученика, а также между одноклассниками.

Согласно взглядам современной психологии, познавательная активность занимает в структуре познавательной деятельности место, близкое к уровню потребности. Кроме того, познавательная активность имеет ряд специфических форм проявления вроде уровня внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраски. Факторы, которые обусловливают развитие познавательной активности, имеют важное теоретическое значение, так как позволяет понять происхождение и движущие силы развития этой ценнейшей стороны личности человека.

Важнейшим фактором развития познавательной активности является общение детей со взрослыми. Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнера по общению. Под мотивами общения мы понимаем те качества партнера, ради которых ребенок вступает в общение с ним и выделяем три категории мотивов общения: личностные, деловые, познавательные.

В ходе проектной деятельности младшего школьника развитая потребность в общении стимулирует самопознание и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. Общение способно дать ребенку импульс к выделению и усвоению интересных операций, приемов, применяемых для познания. В результате ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, где первое место принадлежит усвоению речи. Проявление и развитие речи происходит в контактах как овладение важнейшей коммуникативной операцией. Затем начинает применяться в познавательной деятельности. В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно – познавательных приѐмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов.

В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и другие), необходимых для исследовательской деятельности. В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого.

Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять еѐ результаты, а главное – применять на практике.



1. Теоретическая интерпретация опыта



1.1 Актуальность опыта


Развитие современного общества требует формирование всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией..

В настоящее время система образования, базируясь на личностно-ориентированной концепции, нацелена на создание условий, в которых идёт становление личности, где обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Но становление личности  будет происходить успешно, если расширен круг общения, где есть здоровое соперничество. Школа и учитель должны отвечать интересам, влечениям и потребностям младшего школьника.  Я взяла этот факт за основу и в результате педагогических поисков пришла к выводу, что технология метода проектов – достаточно эффективна, позволяет формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у учащихся.

Изучив литературные источники и разработки метода проектов, результаты исследований ведущих педагогов, я систематизировала результаты развития познавательной и коммуникативной активности учащихся.

Работа над темой опыта была начата в 2010 – 2011 учебном году.

Мною была поставлена следующая цель:

Развитие познавательной и коммуникативной активности младших школьников через проектную деятельность.

Для ее достижения нужно было решить следующие задачи:

1. На материале литературных источников выявить содержание и условия работы по методу проектов и исследовательской деятельности младших школьников;

2. Показать эффективность исследовательской и проектной работы в начальной школе как средства развития познавательной и коммуникативной активности учащихся;

3. Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся.

4. Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умение самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.

3. Разработать правила для педагогов – руководителей проектов.




следующая страница >>