«Профилактика правонарушений, бродяжничества, беспризорности, безнадзорности, негативных привычек (табакокурения, алкоголизма, токси - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информация о проводимых мероприятиях по профилактике наркомании,... 1 23.82kb.
Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года n 591 1 309.19kb.
Программа «Целевая программа по профилактике безнадзорности и правонарушений... 1 166.01kb.
Постановление От 03 февраля 2012 года №5 Об образовании 1 91.88kb.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних 1 283.18kb.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и... 1 20.43kb.
20 г. Порядок соблюдения требований ч. 2 ст. 9 Федерального закона... 1 222.95kb.
Программа «Я и здоровье» 1 130.96kb.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних... 1 92.15kb.
Приказ № от 2012г. Директор школы Шаймухаметова А. М. Положение 1 64.87kb.
Программа мкоу лицей №11 Россошанского муниципального района Воронежской... 1 158.22kb.
Тема: "Правда о наркомании" Форма работы родительского собрания:... 3 355.99kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
«Профилактика правонарушений, бродяжничества, беспризорности, безнадзорности, негативных - страница №1/1


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 8»

Г.В.Хлыстова

« » _______________2012 г.


Программа

МБОУ «СОШ № 8» г. Ачинска

«Профилактика правонарушений, бродяжничества, беспризорности, безнадзорности,

негативных привычек (табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании),

девиантного поведения несовершеннолетних»

на период 2012 – 2013, 2013-2014, 2014-2015 учебных годов

Паспорт программы.

Наименование программы

Профилактика правонарушений, бродяжничества, беспризорности, безнадзорности, девиантного поведения несовершеннолетних

Разработчики программы

Социально-педагогическая служба МБОУ «СОШ № 8»

Цель программы

Создание благоприятных условий для развития, воспитания, успешной адаптации детей и подростков в социуме, попавших в трудную жизненную ситуацию, через установление связей и партнерских отношений между семьёй, образовательным учреждением и учреждениями системы профилактики.

Задачи программы

  1. Осуществлять общую социально – педагогическую диагностику контингента учащихся, сформировать представление об их проблемном поле.

  2. Формировать правовую культуру учащихся, расширять знания о нормах, правилах, законах, регулирующих и нормирующих социальное поведение людей.

  3. Проводить профилактическую и информационно – просветительскую работу по вопросам осуществления и защиты прав и интересов учащихся.

  4. Организовать и вовлекать учащихся в разнообразные виды социально ценной деятельности, способствующих формированию законопослушного поведения.

  5. Пропагандировать здоровый образ жизни, формировать негативное отношение к вредным привычкам;

  6. Проводить профориентационную работу, оказывать адресную помощь учащимся группы риска в устройстве в профессиональные учебные заведения.




Срок реализации программы

2012-2015 годы

Объемы и источники

финансирования


Средства бюджета образовательного учреждения


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • Знание учащихся своих прав и обязанностей, понимание своей ответственности за правонарушения.

  • Родители будут лучше знать свои права и обязанности и нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей.

  • Обеспечение занятости учащихся «группы риска» во внеурочное время.

  • Усвоение навыков социально-ценного поведения.

  • Снижение количества подростков, совершающих правонарушения и преступления.

  • Снижение количества учащихся, состоящих на учете в наркологическом диспансере.

  • Снижение количества учащихся и семей, находящихся в социально- опасном положении.






Актуальность, обоснование проблемы.

«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно - значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности» - декларирует Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тысяч из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Среди них - насилие в семье, рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как показывает анализ - состояние преступности среди несовершеннолетних в школах города Ачинска остается стабильным. Однако отмечается рост количества несовершеннолетних, испытавших жестокое обращение и насилие, общественно-опасных деяний и административных правонарушений, связанных с употреблением спиртных и токсических веществ несовершеннолетними. Статистические данные за I полугодие 2010г и 2011г. показывают следующее:

- увеличение зафиксированных фактов жестокого обращения с 10 до 14 случаев;

- количество состоящих на учете в ОПДН на 01.01.2010г.- 143 чел., на 01.01.2011г. – 161 чел.

- количество несовершеннолетних категории СОП на 01.01.2011г. – 75 чел., на 01.04.2011г. – 85 чел

Рост числа безнадзорных и деликвентных подростков происходит по причинам:



  • изменение ценностных ориентаций подростков;

  • педагогическая запущенность;

  • неблагополучие в семье;

  • недостаточный контроль со стороны родителей;

  • падение жизненного уровня;

  • акцент на показ насилия в средствах массовой информации и др.

Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи педагогов образовательных учреждений, так как большую половину времени дети проводят именно в школе. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия - важнейшие задачи, стоящие перед педагогическим коллективом сегодня.

Подростки, входящие в «группу риска», склонные к совершению противоправных деяний, не обязательно являются малолетними преступниками и правонарушителями. Это часто тихие, пассивные, замкнутые, внешне благополучные дети. Изучение контингента учащихся школы, проведенная диагностика показали, что несовершеннолетние «группы риска» есть в каждом классе. По состоянию на 01.06.2012 года в МБОУ «СОШ № 8» обучалось 593 учащихся. Из них:




2011– 2012 уч.год

Кол-во детей-сирот и оставшихся без попечения

7

Кол-во опекаемых детей

7

Кол-во детей из многодетных семей

53

Кол-во детей-инвалидов

3

Кол-во детей в социально опасном положении

3

Кол-во детей из малообеспеченных семей

281

Кол-во детей из неблагополучных семей

10

Кол-во детей, состоящих на внутришкольном учёте («группа риска»)

19

Кол- во детей из неполных семей

114

Как показал анализ – 82% учащихся школы - это дети, подверженные воздействию ряда взаимосвязанных биологических, психологических, социальных факторов, в результате чего они имеют больший риск оказаться в трудной жизненной ситуации или социально опасном положение. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ «СОШ № 8».

Цель программы:

создание благоприятных условий для развития, воспитания, успешной адаптации детей и подростков в социуме, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказавшихся в социально опасном положении через установление связей и партнерских отношений между семьёй, образовательным учреждением и учреждениями системы профилактики.



Задачи программы:

    1. Осуществлять общую социально – педагогическую диагностику контингента учащихся, сформировать представление об их проблемном поле.

    2. Формировать правовую культуру учащихся, расширять знания о нормах, правилах, законах, регулирующих и нормирующих социальное поведение людей.

    3. Проводить профилактическую и информационно – просветительскую работу по вопросам осуществления и защиты прав и интересов учащихся.

    4. Организовать и вовлекать учащихся в разнообразные виды социально ценной деятельности, способствующих формированию законопослушного поведения.

    5. Пропагандировать здоровый образ жизни, формировать негативное отношение к вредным привычкам;

    6. Проводить профориентационную работу, оказывать адресную помощь учащимся группы риска в устройстве в профессиональные учебные заведения.


Целевая группа:

  • Безнадзорные, деликвентные, подростки «группы риска», состоящие на учете: внутришкольном; на учете в отделе по делам несовершеннолетних при Межмуниципальном отделе МВД России «Ачинский»; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Ачинска, наркологическом диспансере.

  • Родители данных учащихся.


Научное обоснование программы:

  • Принцип нормативности образования и открытости образовательных перспектив для детей «группы риска».

  • Принцип педагогической организации жизнедеятельности ребенка.

  • Принцип равноправного партнерства с семьей.

  • Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка риска.

  • Принцип приоритетного внимания к формирующимся отношениям ребенка.

  • Принцип педагогического оптимизма.

  • Принцип интегрированного характера образовательного процесса для детей риска.

Нормативно – правовое обеспечение программы:

  • Всеобщая декларация прав человека.

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Нацийот 10 декабря 1985 г.)

  • Семейный кодекс РФ.

  • Гражданский кодекс РФ.

  • Закон «Об образовании»

  • Федеральный закон от 24.07.1988 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  • Федеральный закон РФ от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  • Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

  • Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"

  • Указ президента РФ № 761 от 01.06.2012 г. о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы

  • Постановление Администрации города от 06.05.2011 № 151-п «О создании межведомственного Консилиума по разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении на территории города Ачинска»;




  • Постановление Администрации города от 24.02.2010 № 050-п «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по выявлению, учету, организации индивидуально профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально – опасном положении на территории города Ачинска»;




  • Постановление Главы города от 14.04.2009 № 101-п «Об утверждении порядка взаимодействия структурных подразделений Администрации города Ачинска по профилактике социального сиротства»;




  • Постановление Главы города от 01.11.2005 № 327-п «Об утверждении Порядка создания единого банка данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально-опасном положении и проживающих на территории города Ачинска»;

  • Устав МБОУ «СОШ № 8»


Продолжительность программы:

2012-2013 учебный год

2013- 2014 учебный год

2014-2015 учебный год



Технологии:

  • Социальные технологии:

Социальная диагностика - это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества. 

Социальное обеспечение - это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи.

Социальная терапия - это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений.

Социальное консультирование - это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации.

Социальная адаптация - это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.

Социальный контроль - это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами. 

Социальная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении. 

Социальная опека - это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан. 



  • ювенальные технологии:

ИПР – индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально – педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

технология кейс – менеджмент (методика непрерывного сопровождения несовершеннолетних, совершивших асоциальные поступки, правонарушения и преступления);

информационно – агитационные технологии (массированное вовлечение детей и молодежи в пользование достоверной информацией об услугах, реализующих потенциал позитивных возможностей, а так же об услугах помощи в случае возникновения трудностей);

технологии вовлечения волонтеров (в основе этих технологий лежит специально организованный способ вовлечения подростка в положительный вид социальной деятельности и помощи другим людям);

технологии взаимодействия субъектов системы профилактики
Методы мониторинга:

  • Теоретический: анализ, синтез, обобщение.

  • Эмпирический: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение школьной документации.

  • Психолого-педагогический: психо-диагностика, метод самооценки.

Методы работы:

  • Методы диагностики — интервью, мониторинг, социологический опрос, тесты, личностные опросники, социометрия, педагогическое наблюдение.

  • Методы профилактики — социальная терапия, игровая коррекция, социально — психологический тренинг, беседа, дискуссия, лекция, творческие задания и проблемные ситуации.

  • Методы психологического консультирования.

  • Социально — экономические — льготы и пособия, социальный патронаж.

  • Организационно — распорядительные — инструктирование, контроль, проверка.

  • Методы воспитания — положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, игра, создание ситуаций успеха.


Формы работы:

  • классные часы;

  • дискуссии;

  • тренинг поведения;

  • беседы, встречи;

  • лекции;

  • ролевые игры;

  • индивидуальные консультации;

  • тесты;

  • акции;

  • экскурсии;

  • конкурсы;

  • праздники;

  • родительские лектории;

  • спортивные мероприятия, рейды и др.

Направления работы по программе:

1.Организационная деятельность.

2. Диагностическая деятельность.

3. Информационно – аналитическая и просветительская деятельность.

4. Методическая деятельность.

5. Защита личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

6. Работа с родителями, профилактика семейного неблагополучия.

7.Профилактическая работа.

8. Межведомственное взаимодействие.

Необходимые ресурсы для реализации программы:
1.Кадровый (администрация школы, педагог – психолог, социальный педагог, педагоги – организаторы, педагоги дополнительного образования, классные руководители, специалисты, работающие в области профилактики злоупотребления подростками психоативными веществами, инспектора по делам несовершеннолетних, медицинский персонал).

2.Научно – методический ресурс (наличие методической и научной литературы, методические рекомендации по проблемам).

3.Информационный ресурс (сбор, обработка и анализ по проблеме).

4.Материально – технический ресурс.



Механизм реализации программы

  • Управление и контроль хода реализации програм­мы осуществляются Советом по профилактике безнадзорности и правонарушений.

  • Основные направления и положения программы ежегодно уточняются.

  • Для реализации программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сро­ков и ответственных исполнителей программных мероприятий.


Критерии отслеживания эффективности Программы
Предлагается два способа отслеживания эффективности.

1 способ. Отслеживание эффективности всей программы в целом.

Критерии:

- появление у подростков устойчивых интересов;

- снижение количества подростков состоящих на учете в ОДН;

- снижение количества учащихся, состоящих на учете в наркологическом диспансере;

- изменения количества детей состоящих в «группе риска»,

- снижение количества учащихся систематически пропускающих занятия в школе;

- выявление случаев нарушения и восстановление нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних;

- выявление, реабилитация и адаптация несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.
2 способ. Отслеживание эффективности проводимых мероприятий Программы.

После проведения мероприятия проводится анкетирование, опросы участников (детей, родителей) с целью отслеживания эффективности мероприятия, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлеченности родителей, детей в мероприятие.



Ожидаемые результаты:

  • Знание учащихся своих прав и обязанностей, понимание своей ответственности за правонарушения.

  • Родители будут лучше знать свои права и обязанности и нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей.

  • Обеспечение занятости учащихся «группы риска» во внеурочное время.

  • Усвоение навыков социально-ценного поведения.

  • Снижение количества подростков, совершающих правонарушения и преступления.

  • Снижение количества учащихся, состоящих на учете в наркологическом диспансере.

  • Снижение количества учащихся и семей, находящихся в социально- опасном положении.


План мероприятий направленных на реализацию направлений программы.


п/п

Содержание

Исполнители

Срок исполнения




1

2

3

I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




1.

Подготовка нормативно-правовой базы школы по орга­низации профилактической работы

Зам. директора по ВР,  социальный педагог

В течение текущего года

2.

Разработка мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Зам. директора по ВР, социальный педагог, Совет по профилактике.

Ежегодно

3.

Оперативный обмен информацией по фактам выявления безнадзорности, правонарушений и неблагополучного положения детей в семьях для принятия мер педагогического, общественного или административного воздействия

Администрация МБОУ «СОШ № 8», социальный педагог, инспектора ОДН МО МВД России «Ачинский»


В течение года

4.

Составление совместного плана работы с ОДН ОУУП и ПДН МО МВД России «Ачинский»

Социальный педагог, инспектор ОДН МО МВД России «Ачинский»

Ежегодно, август

II. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.

Мониторинг учащихся школы не приступивших к обучению на начало учебного года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

Ежегодно с 1сентября по 15 октября

2.

Организация мониторинга социального состава обучающихся и их семей.

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

Ежегодно (сентябрь)

3.

Выявление обучающихся, подлежащих особому контролю внутри школы (1-11 классы)

Классные руководители, социальный педагог

Постоянно

4.

Выявление семей, подлежащих особому контролю внутри школы. Формирование банка данных по семьям, нуждающихся в сопровождении.(1 — 11 классы)

Классные руководители, социальный педагог

Постоянно

5.

Оформление профилактических дел на учащихся, состоящих на ВШК, ПДН, на семьи группы «риска», СОП

Социальный педагог

Ежегодно (сентябрь, по мере выявления)

6.

Оформление и ведение дневников наблюдений на учащихся, состоящих на ВШК, ПДН, на семьи группы «риска», СОП

Классные руководители 1 — 11 классов

Постоянно

7.

Ведение картотеки на учащихся, состоящих на ВШК, ПДН, на семьи группы «риска», СОП

Социальный педагог

Постоянно

8.

Составление и утверждение списка детей, состоящих на профилактическом учёте в ОДН, детей из неблагополучных семей и состоящих на внутришкольном учёте.

Социальный педагог, инспектор ОДН МО МВД России «Ачинский»

Сентябрь

октябрь


декабрь

март


май


7.

Составление и утверждение списков малообеспеченных, многодетных, опекаемых учащихся.

Социальный педагог, классные руководители 1-11 классов


2 раза в год (сентябрь, январь)

9.

Диагностика семейного воспитания (анкетирование, тестирование).

Зам. директора по ВР, школьный психолог, классные руководители 1-11 классов, социальный педагог.

Ежегодно (по запросам)

10.

Изучение социально – бытовых условий семьи.

Социальный педагог, классные руководители

Ежегодно

11.

Диагностика склонностей и способностей в рамках профессионального самоопределения учащихся группы риска

Социальный педагог, педагог - психолог

Ежегодно (январь)

12.

Диагностика детей стоящих на учете в ОДН, КДН и ЗП и детей находящихся в СОП

Педагог - психолог

Ежегодно (1 полугодие, по мере необходимости)

13.

Изучение личности и составление индивидуальных карт на

учащихся состоящих на учете в ОПДН.



Социальный педагог, психолог, классные руководители.

Ежегодно (сентябрь, в течение года)

14.

Сбор информации о занятости учащихся, состоящих на различных формах учёта в каникулярное время.

Заместитель директора по ВР., социальный педагог.


Ежегодно (октябрь

декабрь, март

май)


15.

Анализ работы за год

Социальный педагог

Ежегодно (май)

III. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ и ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.

Оформление информационных стендов с целью правового просвещения, профилактики токсикомании, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений, жестокого обращения с детьми, пропаганде ЗОЖ.


Социальный педагог, педагог - психолог

Ежемесячно

2.

Тиражирование детского телефона доверия, телефонов социальных служб. Проведение акции в рамках всемирного Дня телефона доверия.

Социальный педагог, педагог — психолог, классные руководители

Ежегодно

3.

Проведение индивидуальных консультаций для подростков и родителей по профилактике ВИЧ – СПИДа, наркозависимости, вредных привычек.

Классные руководители, социальный педагог, педагог - психолог

Систематически.

По запросам



4.

Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики по профориентации.

Педагог - психолог

Ежегодно (февраль, по запросам)

5.

Анализ внеурочной занятости учащихся, состоящих в различных группах сопровождения

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

Ежегодно (октябрь, январь)


6.

Прогнозирование устройства в учебные заведения выпускников группы социального риска

Социальный педагог, классные руководители

Ежегодно (апрель)

7.

Освещение результатов профилактических акций, мероприятий на сайте МБОУ «СОШ №8»

Заместитель директора по ВР., социальный педагог, педагог – психолог.


Ежемесячно

8.

Просветительская работа с родителями:

а) родительские собрания с целью информации о факторах риска наркозависимости детей и распространению ВИЧ-СПИДа;

б) родительские собрания с целью активного подключения родителей к отдельным направлениям совместной с подростками деятельности.

в) индивидуальные и групповые беседы с родителями по профилактике правонарушений, токсикомании, наркозависимости у детей, ВИЧ – СПИДа.



Заместитель директора по ВР., социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители

Систематически по планам классных руководителей, педагога – психолога, социального педагога.

IV. РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ТОКСИКОМАНИИ, НАРКОМАНИИ, ТАБАКОКУРЕНИЯ

1.

Утверждение состава Совета профилактики правонарушений и безнадзорности учащихся, плана работы на год

Администрация школы, социальный педагог

Ежегодно, сентябрь

2.

Заседание Совета профилактики


Администрация школы, члены Совета профилактики

Не реже 1 раза в месяц

3.

Выявление детей, не приступивших к учебным занятиям (на начало четверти) и организация совместных рейдов по данным семьям.

Классные руководители, социальные педагоги, психолог, инспектора ОДН


Ежегодно (на начало учебного года и каждой учебной четверти)

4.

Разработка индивидуальных программных мер по реабилитации детей — инвалидов, семей и детей, находящихся в СОП.

Классные руководители, социальный педагог, педагог – психолог, инспектор ОДН, КДН и ЗП, ЦСПСиД, Центр занятости и др.

Ежегодно (октябрь, апрель, по мере выявления семей)

5.

Выявление учащихся, состоящих на учете в наркологическом диспансере.

Социальный педагог, фельдшер- нарколог

Ежегодно, 1 раз в четверть

6.

Проведение кинолекториев по профилактике табакокурения, токсикомании, наркомании

Социальный педагог, педагог - психолог

Ежегодно

(по плану социального педагога, педагога – психолога)



7.

Проведение дней, недель пропаганды здорового образа жизни

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог, инспектор ОДН, врач – нарколог, руководитель ФСК, педагог - организатор

Ежегодно, по плану воспитательной работы школы

8.

Проведение конкурсов творческих работ по профилактике правонарушений, негативных привычек, пропаганде здорового образа жизни

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог, инспектор ОДН, врач – нарколог, руководитель ФСК, педагог - организатор

Ежегодно, по плану воспитательной работы школы

9.

Проведение классных часов по профилактике табакокурения, токсикомании, наркомании, правонарушений

Классные руководители, социальный педагог, педагог - психолог

Ежемесячно

10.

Индивидуальные беседы с учащимися, состоящими а учете в ОДН, внутришкольном контроле по профилактике правонарушений, табакокурения, употребления алкогольных напитков, психотропных средств

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, инспектор ОДН , фельдшер – нарколог.


Еженедельно

11.

Проведение профилактических бесед на правовые темы с учащимися «группы риска»

Инспектор ОДН, социальный педагог

Ежемесячно

12.

Выполнение ФЗ РФ «Об образовании», контроль над посещением и подготовкой к урокам учащихся, состоящих на учете в ОДН.

Социальный педагог, зам. директора по ВР, инспектор ОДН.

Ежедневно

13.

Вовлечение обучающихся, состоящих на разных формах учета в кружки, секции, УДО, ДЮСШ.


Классные руководители, педагог – организатор, руководитель ФСК

Постоянно

14.

Контроль за летней занятостью учащихся, состоящих на учете в ОПДН

Администрация школы, инспектора ОДН ,социальный педагог.


Ежегодно, летний период

15.

Контроль за поступлением в ПТЛ, ССУЗы учащихся 9 классов, состоящих на учете в ОДН

Классные руководители, социальный педагог

Ежегодно (август, сентябрь)

16.

Обеспечение детей, находящихся в социально опасном положении, горячим питанием, учебниками из фондов школьной библиотеки

Администрация школы, социальный педагог, библиотекарь

Постоянно

17.

Посещение учащихся, уклоняющихся от обучения, имеющих пропуски уроков без уважительных причин.

Классные руководители, социальный педагог, инспектор ОДН

Систематически

18.

Совместно с КДН и ЗП, социальной защитой, отделом молодёжи, УО г. Ачинска оказать помощь в приобретении путёвок в оздоровительные лагеря

КДН и ЗП, ОДН МО МВД России «Ачинской», УО г. Ачинска, отдел молодёжи

Ежегодно в летний период

19.

Контроль за пропусками занятий учащимися.

Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог.

Ежедневно

20.

Сбор информации о занятости обучающихся в кружках и секциях учреждений дополнительного образования (в том числе о состоящих на разных формах учета).


Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог.

Сентябрь – октябрь, январь – февраль.

21.

Проведение мероприятий в рамках Международного дня борьбы со СПИДом

Администрация школы, социальный педагог, классные руководители, специалисты органов и субъектов профилактики

Ежегодно 1 декабря

22.

Участие в межведомственной акции по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними


Администрация школы, социальный педагог, классные руководители, специалисты органов и субъектов профилактики

Ежегодно с 15 мая по 15 сентября

23.

Участие в межведомственной акции «Молодёжь выбирает жизнь»

Администрация школы, социальный педагог, классные руководители, специалисты субъектов профилактики

Ежегодно (ноябрь –апрель), по отдельному плану

24.

Индивидуальные и групповые консультации с учащимися по профилактике табакокурения, токсикомании, наркомании, ВИЧ – СПИДа, правонарушений.

Социальный педагог, педагог - психолог

Ежегодно

(по плану социального педагога, педагога – психолога)



V. МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.

Работа ШМО классных руководителей

Заместитель директора по ВР

Ежегодно, по плану МБОУ «СОШ № 8»

2.

Консультирование классных руководителей по оформлению социального паспорта, ведению документации на детей и семемей, состоящих на разых формах учета

Социальный педагог

В течение учебного года

3..

Участие в работе городских методических объединений социальных педагогов, психологов.


Социальный педагог, педагог - психолог

По плану ГМО

4.

Участие в проведении практических занятий и семина­ров с привлечением ответственных по профилактике безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних в образовательных учреждениях, специалистов СПС, классных руководителей.

Заместитель директора по ВР., социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители

По плану УО

5.

Выставки методической литературы по профилактике правонарушений и вредных зависимостей среди несовершеннолетних

Библиотекарь

Ежегодно, по плану библиотекаря

6.

Проведение семинаров для классных руководителей с целью повышения правовой грамотности, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка

Ежегодно, по плану ВР в школе.

7.

Работа с периодическими изданиями, изучение нормативно-правовой базы.


Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка

Постоянно

8.

Повышение профессиональной компетентности, освоение новых методов для осуществления профессиональной деятельности.

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители, уполномоченный по правам ребенка

По плану ОУ

9.

Оформление отчетной документации.


Администрация школы, социальный педагог, психолог

Систематически

VI. ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА. РАБОТА С ОПЕКАЕМЫМИ ДЕТЬМИ.

1.

Изучение положения в семьях и социального

состава учащихся первых классов и новичков; уточнение списка детей, находящихся под опекой



Классные руководители, социальный педагог

Сентябрь

2.

Выявление детей оставшихся без попечения родителей, ведение учета, осуществление их устройства.

Администрация школы, социальный педагог, классные руководители.

Постоянно

3.

Оказание практической помощи опекунам и попечителям в вопросах, связанных с обучением и воспитанием детей.

Администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители.

Постоянно, по запросам

4.

Посещение семей, имеющих на воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, изучение ЖБУ

Социальный педагог, классные руководители

Ежегодно (не реже 2 раз в год)

5.

Обследование условий жизни и воспи­тания подопечных детей. Отчет в УО

Социальный педагог

Ежегодно (ноябрь, апрель)

6.

Контроль посещения школы и успеваемости учащихся, находящихся под опекой

Классные руководители, социальный педагог

В течение учебного года

7.

Организация внеурочной занятости опекаемых детей.

Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог

Постоянно

8.

Регулярное информирование педагогического коллектива на совещаниях о состоянии работы с опекаемыми детьми.

Социальный педагог

В течение учебного года

9.

Работа с классными руководителями, в чьих классах есть опекаемые дети.

Педагог-психолог, социальный педагог

Постоянно

10.

Защита прав и интересов опекаемых детей в

различных инстанциях (педсовет, совет профилактики, ОДН, КДН и ЗП)



Социальный педагог

По мере необходимости

11.

Участие в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с рассмотрением личных и имущественных прав несовершеннолетних.

Социальный педагог

По мере необходимости

12.

Участие в выездных бригадах специалистов с целью выявления и посещения неблагополучных семей, проведения профилактической работы по предупреждению беспризорности и безнадзорности



Социальный педагог

Постоянно

13.

Участие в рейдах, с целью выявление детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.

Социальный педагог

Постоянно

14.

Помощь выпускникам в подготовке к поступлению в учебные заведения

Классные руководители, педагог – психолог, социальный педагог

Ежегодно (май – сентябрь)

15.

Участие в сборе материалов на лишение (ограничение) родительских прав

Социальный педагог

По мере необходимости

16.

Организация летнего отдыха и труда опекаемых детей

Социальный педагог, классные руководители, отдел по защите прав детей

Ежегодно (май-август)

VII. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

1.

Совместные рейдовые мероприятия по семьям, находящихся в социально опасном положении, а также требующих повышенного внимания со стороны школы.


Классные руководители, социальный педагог, психолог, инспектора ОПДН

Систематически

2.

Разработка индивидуальных программных мер по реабилитации детей — инвалидов, семей и детей, находящихся в СОП.

Классные руководители, социальный педагог, педагог – психолог, инспектор ОДН, КДН и ЗП, ЦСПСиД, Центр занятости и др.

Ежегодно (октябрь, апрель, по мере выявления семей)

3.

Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей

Классные руководители, социальный педагог, инспектора ОПДН

Ежегодно (не реже одного раза в четверть)

4.

Выступление инспектора ОДН на родительских собраниях, в классах, требующих особого внимания, по вопросам профилактики детской преступности, жестокого обращения с детьми

Инспектор ОДН

Ежегодно (не реже одного раза в четверть)

5.

Просветительская работа с родителями:

а) родительские собрания с целью информации о факторах риска наркозависимости детей и распространению ВИЧ-СПИДа;

б) родительские собрания с целью активного подключения родителей к отдельным направлениям совместной с подростками деятельности.

в) индивидуальные и групповые консультации с родителями по профилактике правонарушений, наркозависимости у детей, ВИЧ – СПИДа.



Заместитель директора по ВР., социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители

Систематически по планам классных руководителей, педагога – психолога, социального педагога.

6.

Индивидуальное консультирование родителей, имеющих детей с отклонениями поведения

Социальный педагог, педа­гог-психолог, инспектор ОДН

По мере

необходимости



7.

Оказание помощи родителям в вовлечении учащихся в сферу дополнительного образования

Классные руководители, социальный педагог, педа­гоги дополнительного образования.

В течение года

8.

Контроль за неблагополучными семьями

Социальный педагог, педагог -психолог

Постоянно

9.

Взаимодействие с родителями, лицами их заменяющими, специалистами социальных служб в оказании помощи детям, попавшим в экстремальные ситуации

Социальный педагог, специалисты социальных служб

По мере необходимости

10.

Направление материалов МО МВД России «Ачинский» с целью привлечения родителей к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей

Администрация школы

По мере необходимости

VIII. МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

1.

Участие в межведомственной акции «Помоги пойти учиться»

Администрация школы, социальный педагог, классные руководители, специалисты органов и субъектов профилактики

Ежегодно (август-октябрь), по отдельному плану

2.

Сверка списков учащихся, состоящих на учете в ОДН, КДН и ЗП

Социальный педагог, инспектор ОДН МО МВД России «Ачинский», специалисты КДН и ЗП

Ежемесячно

3.

Оперативное информирование УО и предоставление статистического материала по состоянию преступности среди обучающихся.

Социальный педагог, инспектор ОДН МО МВД России «Ачинский»

Ежемесячно до 25 числа

4.

Участие в межведомственной акции «Молодёжь выбирает жизнь»

Администрация школы, социальный педагог, классные руководители, специалисты субъектов профилактики

Ежегодно (ноябрь –апрель), по отдельному плану

5.

Взаимодействие со специалистами Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


Зам. директора по ВР, социальный педагог

Постоянно

6.

Разработка совместных планов профилактических мероприятий школы и других субъектов профилактики.


Зам. директора по ВР, социальный педагог

Ежегодно, на начало учебного года

7.

Совместно с « Центром социальной помощи семье и детям» проведение работы по созданию единого банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении


Куратор случая, социальный педагог

Постоянно

8.

Участие в работе городского межведомственного Консилиума

Кураторы случая

По отдельному плану

9.

Участие в межведомственной акции «Остановим насилие против детей»

Администрация школы, социальный педагог, классные руководители, специалисты органов и субъектов профилактики

Ежегодно (апрель), по отдельному плану

10.

Участие в межведомственная акция «Ответственное родительство».

Администрация школы, социальный педагог, классные руководители, специалисты органов и субъектов профилактики

Ежегодно (май), по отдельному плану

11.

Участие в межведомственной акции «Здоровье молодежи – богатство края»

Зам. директора по ВР, руководитель ФСК, учителя физической культуры, классные руководители

Ежегодно (апрель – июнь)

12.

Участие в профилактическом мероприятии «Закон и подросток»


Инспектора ОДН МУВД «Ачинское», социальный педагог

Ежегодно (сентябрь)

13.

Проведение мероприятий в рамках Международного дня борьбы со СПИДом

Администрация школы, социальный педагог, классные руководители, специалисты органов и субъектов профилактики

Ежегодно 1 декабря

14.

Участие в межведомственной акции по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними


Администрация школы, социальный педагог, классные руководители, специалисты органов и субъектов профилактики

Ежегодно с 15 мая по 15 сентября

15.

Подведение итогов индивидуально профилактической работы с несовершеннолетними СОП

Куратор случая, специалисты органов и субъектов профилактики

Ежегодно (октябрь, апрель)



Список литературы:

      1. Аннушкин В.И., Риторика и стилистика: учебн. Пособие/В.И. Аннушкин. – М.: Академия труда и социальных отношений, 2004.

      2. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып.1/ Под ред. Бурлаковой Н.С. –М.: «Перспектива», 2001.

      3. Интернет –ресурсы.

      4. Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне» № 1, № 2, № 3, № 4; 2012 г

      5. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая советская энциклопедия, 2003.

      6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1993.

      7. Сборник нормативно-правовых актов в области предоставления социальных услуг семье и детям. Красноярск: ИП Азарова Н.Н, 2009.

      8. Слободяник Н.М. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. -М.: Айрис- пресс,2003

      9. Тростанецкая Г.Н., Гериш А.А. Родительский всеобуч. Чтобы подросток не вырос подранком. Новосибирск: Эфлакс,2003.

      10. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях М.: ВАКО,2006.

      11. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.

      12. Яковлева Н.Ф., Разработка индивидуально-ориентированных воспитательных и коррекционно-развивающих программ для социально дезадаптированных детей и подростков: учебно-методическое пособие/Н.Ф. Яковлева; Краснояр. гос. пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2009