Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся моу «Араслановская сош» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Директора моу песоченская сош имени А. И 13 2916.17kb.
VI. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... 1 194.35kb.
2011 г. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... 1 224.39kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... 1 83.46kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... 3 556.46kb.
Образовательная программа начального общего образования моу 1 370.75kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... 1 209.68kb.
Программа духовно нравственного и патриотического воспитания обучающихся... 1 356.91kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени... 1 140.19kb.
Русский язык 4 1054.24kb.
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1 95.48kb.
Пояснительная записка Особенности первой ступени общего образования 1 230.4kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся моу «Араслановская - страница №1/2

ПРОГРАММА

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

МОУ «Араслановская СОШ»

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка.

1.1. Современные особенности воспитания учащихся начальной школы.

    1. Цель и общие задачи духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.

  1. Основные направления и ценностные основы воспитания обучающихся.

  2. Содержание духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.

3.1. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

  1. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию обучающихся

4.1.Повышение педагогической культуры родителей

4.2 Взаимодействие школы с общественными организациями

  1. Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся МОУ НОШ №3 являются Закон
«Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (далее — Концепция), а также примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, которая является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения национального воспитательного идеала собственной программы воспитания и социализации учащихся начальной школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.

Одним из центральных положений программы является концепция создания в образовательном учреждении целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника в форме детской организации.

Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.



В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

1.1.Современные особенности духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начальной школы


Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два - три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.

  • Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

  • Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

  • Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

  • Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

  • В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. Прежде всего, следует скорректировать сложившееся в течение последних десятилетий понимание воспитания преимущественно как управления процессом развития и формирования личности через организацию разнообразной внеурочной деятельности. Современная воспитательная система – это уже не только приведенная в систему воспитательная работа, представленная набором технологий, разрабатываемых в основном в рамках дополнительного образования. Подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни. Изоляция детских субкультур является причиной нарастания конфликтов внутри самой школы.

Программа воспитания учащихся начальной школы направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.

Организация уклада школьной жизни в полной мере учитывает полисубъектность современного воспитания и социализации и непрерывность детства. Школа не является единственным субъектом воспитания и социализации ребенка. Но ей как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в их осуществлении. Уклад школьной жизни – это уклад жизни обучающегося, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов воспитания и социализации (семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций). Уклад школьной жизни поддерживает непрерывность детства. В разноуровневом, полисубъектном, многомерно-деятельностном пространстве воспитания и социализации, скрепленном национальными ценностями и духовными традициями, обеспечивается морально-нравственная, социальная, культурная полноценность перехода ребенка из дошкольного в младший, а из него в средний школьный возраст.

В основе программы воспитания учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.



Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Принятие ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Принятие ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека. Поскольку ценности – это смыслы, то их принятие вносит смыслы в жизнь человека, открывает перед ним жизнь в ее духовном качестве.

Ценности – это смыслы воспитания и социализации. Они существуют ради того, чтобы научить человека принимать ценности через деятельность и оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций. По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка.

Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений воспитания младших школьников. Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.



Системно-деятельностный подход.

Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности.

Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении.

Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка. На него, а также на родителей и учителей оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, религиозные и общественные организации и др. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Современный процесс воспитания и социализации полисубъектен. Системно-деятельностный подход учитывает это и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.



Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания учащихся начальной школы.

Процесс воспитания технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Развивающий характер воспитания и социализации достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного им к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самому себе. Что есть милосердие? любовь? закон? честь? И т. д. Понимание есть ответ на определенный вопрос. Понимание жизни, общества, культуры человеком достигается через вопрошание их ценности, значения, смысла для себя.

Три вышеперечисленных подхода определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придать ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу способен педагог.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример – это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров нравственного поведения.

Нравственный учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Система ценностных установок личности осознаваема ею и всегда индивидуальна. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание.

Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.



следующая страница >>