Программа эколого краеведческого кружка «Познай свой край» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа эколого краеведческого кружка «Познай свой край» - страница №1/1

МОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза С. Н. Решетова»




Программа эколого - краеведческого кружка

«Познай свой край»

Автор: Полуэктова Е. А., учитель географии, биологии



Пояснительная записка

Работа в кружке призвана ориентировать учащихся на осознание непрерывной связи Родины и края в экологическом плане.

Эколого-краеведческая работа активизирует мыслительные процессы учащихся, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.

Экскурсии и походы позволяют глубже понять и увидеть красоту природы района и области, оценить экологическое состояние природных объектов.



Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Познай свой край» направлена на пропаганду и развитие природоохранной деятельности. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков.


Актуальность

Актуальность программы «Познай свой край» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.



Целями данной программы являются:

• Реализация естественных потребностей детей в деятельности, познании,


общении, формирование экологического сознания подрастающего поколения, обеспечивающего выбор целесообразного поведения в природе, эмоционально-положительного отношения к природе, вещам и материалам природного происхождения, а также к профессии, связанной с экологией.

• Познание мира через ценности своей «малой родины».



Задачи программы
Образовательные:


Обучить

-экологической терминологии;

-умению пользоваться терминами для составления характеристики представителей флоры и фауны;

-распознаванию основных видов растений и животных Кардымовского района на экскурсиях, по коллекционным и гербарным образцам;

-использованию методов исследования природы;

-правилам поведения в природе;

-умениям работать с литературой;

-трудовым умениям в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»;



Воспитательные:

Воспитывать

-интерес к предмету экология;

-гуманное отношение к природе;

-желание заниматься наукой;

-эстетическое отношение к миру, чувство любви к природе родного края.

- понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой,


стремление к гармонизации отношений личности с социоприродным
окружением;

-эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту, восхититься

ею, желание сохранить ее);

- ответственность за состояние окружающей среды, формирование умения правильно оценивать свои действия в быту и на производстве с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.


Развивающие:

Развивать

-познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение);

-мыслительные операции (сравнение, сопоставление, классификация, обобщение)

Исследовательские:

-работать с литературой;

-составлять конспект;

-ставить простейшие экологические эксперименты;

-проводить микроисследования растений и животных.



Формы и режим проведения занятий

Основные формы и методы работы с детьми по программе подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому. Теоретический подход обеспечивается такими формами и методами обучения, как рассказ, дискуссия, экологическая беседа, игра, доклады, семинары, обобщающие занятия (в форме КВН),занятия-путешествия.

Исследование природы родного края подразумевает работу с литературными источниками, в музее, архиве с целью накопления материала.

Использование на занятиях экологических игр и видеофильмов по экологии, краеведению.

Также проведение экскурсий на реку Хмость и Днепр с целью изучения природных объектов, исследованию и мониторингу воды, почвы, растительности.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является то, что программа «Познай свой край» направлена прежде всего на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков.

Данная программа интегрирует дисциплины: экологию растений, экологию животных, геоэкологию, краеведение и географию Смоленщины.

Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность

проведения занятии и массовых мероприятии: семинары, игры, путешествия, экологические сказки, конференции. Из практических методов - лабораторные (практические) работы, мониторинговые занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание творческих проектов и их защита.

В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в поселке.



Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на детей в возрасте 13-14 лет



Содержание и структура программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения

Количество часов в неделю - 2 (1 раза в неделю по 2 часа)

Всего- 136 часов.



Ожидаемые результаты и способы их проверки

-выставки

-фестивали

-учебно-исследовательские конференции

-экологические слеты

Должны знать:

-основные экологические термины, характеризующие представителей флоры и фауны Смоленской области;

-основные виды растений и животных Смоленской области;

-правила ведения наблюдений, полевых исследований.



Должны уметь:

-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;

-доказывать наличие взаимовлияний и взаимосвязи между организмами на примере растения;

-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений;

-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»;

-характеризовать лесные и водные биоценозы;

-различать охраняемые растения и животные Смоленской области;

-работать с литературой и интернет - источниками;

-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.



Календарно- тематический план программы «Познай свой край»

п/п

Содержание

Количество

часов

Форма

занятий

1

Введение. Предмет и задачи программы.

2

Урок

2

История развития краеведческого движения в Кардымовском районе.

(Историко-краеведческий музей).



2

Экскурсия в музей




Методы исследования природы

10




3

Фенологические наблюдения в природе.

2

Практикум

4

Мониторинг, виды мониторинга.

2

Урок

5

Наблюдение за птицами.

2

Экскурсия

6

Определение запыленности воздуха в помещении.

2

Практикум

7

Определение качества питьевой воды.

2

Практикум




Флора Кардымовского района

10




8 -9

Леса Кардымовского района.

4

Встреча с представителями Кардымовского лесничества.

10

Редкие и исчезающие растения

Кардымовского района.



2

Уроки

Экскурсии

Семинары

Практикумы




11

Лекарственные растения Кардымовского района.

2

12

Грибы Кардымовского района.

2




Фауна Кардымовского района

10

13

Водные биоценозы. Их охрана.

2

14

Птицы Кардымовского района.

2

15

Млекопитающие, их видовое разнообразие, значение, охрана.

2

16

Земноводные и пресмыкающиеся нашего края.

2

17

Живые барометры. Обобщающее занятие по флоре и фауне).

2







Почвы Кардымовского района

4

Уроки

Семинары


18

Почвы Смоленской области и

Кардымовского района.



2

19

Почвенные обитатели, их приспособленность к условиям жизни в почве.

2




Ландшафты Кардымовского района

4

20

Особенности географического положения Кардымовского района.

2

21

Виды ландшафтов Кардымовского района.

2




Изучение культурного наследия Смоленской области.

4




22-23

Традиции и обычаи народов Смоленской области.

4

Историко-краеведческий музей –

экскурсия






Юный исследователь природы

22




24-25

Работа с литературой, подготовка рефератов, творческих работ к школьным научно-практическим конференциям.

4

Уроки

Конференции



26

Эксперимент как форма проведения исследовательской работы.

2

27

Строение растительной и животной клетки. Работа с микроскопом.

2

Лабораторная работа

28

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Осень.

2

Практическая работа

29

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Зима.

2

30

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Весна.

2

31

Аквариум – микроэкосистема живых организмов.

2

Урок –семинар.

32

Конкурс «Природа и фантазия».

2

Практикум

33 -34

Изготовление поделок из бытового мусора.

4




Экологические игры

10




35

«По заповедным тропам России» (игра «Счастливый случай»).

2

Уроки - игры

36

«Поле чудес» на тему «Охрана природы в России».

2

37

Шоу викторина «Земля у нас – одна».

2

38

«Экологический эрудит».

2

39

«Путешествие с культурными растениями».

2




Экология Кардымовского района

28




40

Предмет, цели и задачи экологии как науки.

2

Уроки

Экскурсии

Практикумы

Семинары


41

Разделы экологии. Основные термины по экологии.

2

42

Среды жизни живых организмов.

2

43

Взаимоотношения живых организмов.

2

44

Естественные и искусственные экосистемы. Биоценоз. Цепи питания.

2

45

Экологические проблемы Кардымовского района.

2

46

Изучение экологической обстановки посёлка Кардымово.

2

47

Экология и здоровье человека.

2

48

Экология реки Хмость.

2

49-50

Экологическая тропа.

4

Практикум

Экскурсия



51-53

Изучение родников в окрестностях посёлка Кардымово.

6




Экскурсии

20




54-55

На предприятие по очистке воды посёлка Кардымово.

4

Экскурсии

56-57

На реку Хмость.

4

58-59

На реку Днепр.

4

60-63

Подготовка к участию в районном экологическом слёте.

8

Практикум



Резерв времени – 10 часов.