Программа элективного курса «Народные промыслы» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа составлена на основе элективного курса Ю. 1 62.59kb.
Программа элективного учебного курса 1 197.91kb.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов... 1 309.01kb.
Программа курса по выбору «Условия успешной коммуникации» 11 1440.43kb.
Рабочая программа элективного курса для 10 класса 1 62.87kb.
Воробьева Т. А. Рабочая программа элективного курса по физике 10... 1 147.84kb.
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса... 1 83.43kb.
Рабочая программа элективного курса «Правоведение» разработана на... 1 126.22kb.
Марескин В. И. Кузенбаева А. Х 1 87.83kb.
Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Мир автомобиля» 1 63.16kb.
Конспект занятия в студии керамики «Народные промыслы Нижегородской... 1 89.58kb.
Урок: Выжигание, изделий из дерева 1 80.63kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Программа элективного курса «Народные промыслы» - страница №1/1

Муниципальное образования Республики Марий Эл МУ «Отдел образования администрации Волжского муниципального района»

МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор МОУ «Сотнурская средняя

общеобразовательная школа»_________ В.И.Войконов

Программа элективного курса

«Народные промыслы» для 9 класса.

34 часа.
Автор: Евдокимов Виктор

Алексеевич, учитель «Технологии»


с. Сотнур

2012 г.


Пояснительная записка.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы.

Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся. Программа построена с учётом эмоциональной отзывчивости школьников, любознательности и способности овладевать определёнными теоретическими знаниями и практическими навыками.

За последние годы необыкновенно возрос интерес к прикладному деко­ративному искусству, основой которого является природный материал. Очарование произведений из материала состоит в том, что позволяет развить фантазию и чувство вкуса, дает возможность научиться видеть и находить красивое и необычное, создавать своими руками удивительные разнообразные творения искусства для своего дома и для друзей.



Цели курса:

  • Развитие личностного творческого потенциала школьника и формирование его духовности и эстетической культуры.

  • Создание условий, способствующих развитию личностного творческого потенциала.

  • Интерес к искусству и эмоциональная отзывчивость на всё прекрасное снимут негативную психологическую перегрузку, получаемую в повседневной жизни.

Задачи курса:

  • Осуществление художественного познания мира школьниками через собственную деятельность.

  • Освоение эстетической ценности явлений и предметов окружающего мира, с так же духовной значимости человека.

  • Изучение удивительных ремесел – лозы, соломки, бересты, резьбы по дереву. Формирование основ художественных знаний.

  • Отбор среди форм, методов и приёмов тех, что способствует развитию творчества, оптимизации образного мышления.

  • Ознакомление с особенностями работы в области современного прикладного искусства - лозы, соломки, бересты, резьбы по дереву и развитие художественного вкуса и потребности в общении с искусством.

Ожидаемые результаты

  • Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

  • Умение воплощать в декоративных работах свои собственные впечатления.

  • Создавать прекрасное своими руками. Ценить свой труд, уважать чужой.

  • Уметь применять теоретические знания на практике. Уметь пользоваться природным материалом и создавать интересные композиции.

В процессе изучения курса «Народные промыслы» систематизируются и расширяются представления детей о современном декоративном - прикладном искусстве – лозы, соломки, бересты, резьбы по дереву.

Элективный курс даёт учащимся конкретное представление о сложности многогранного труда художника, знакомит их с процессом создания поделок из соломки, лозы, бересты, резьбой по дереву, развивает пространственное мышление, понимание декоративности, умение компоновать на плоскости (картоне) и объёме (предмете).

Курс рассчитан на 34 часа, из них теория – 10 часов, практика – 24 часа.
Учебно-тематический план элективного курса

«Народные промыслы»



п/п

Раздел

Темы

Количество часов

Теория

Практика

I.

Золотистая соломка.

3

8

1.

Вводное занятие.


1.Из истории соломки и ее основные законы.

1




2.

Подготовка к

работе


с соломкой.

1.Инструменты, оборудование, материалы и

приспособления.



1




2.Подготовка соломки к работе.

1




3. Основные приемы работы.




1

3.

Техника изготовления изделий из соломки.

1.Изготовление цветка.




2

2. Композиция «Анютины глазки».




3

3. «Ромашки»




2

II.

Гибкая лоза

1

5




Вводное занятие

1.Экскурсия в заросли ивы

1




2.Простейшие приемы плетения из прутьев




1


3.Плетение корзинки для ягод




4

III.

Береста

2

5

1.

Вводное занятие.

1 Правила безопасности труда

1










2. Плетение из бересты

0,5

1,5

3. Роспись по бересте

0,5

1,5

4. Резьба по бересте




2

IV.

Художественная обработка древесины

3

6

1

Вводное занятие.

1.Исторические корни развития деревянного зодчества и резьбы по дереву. Правила безопасного выполнения работ.

1




2.

Художественное выжигание.


1. Знакомство с выжигателем. Технология и правила безопасной работы.

0,5


2. Выжигание по контуру.




1,5

3.

Резьба по дереву.


1. Контурная резьба.


0,5

1,5




2. Геометрическая трехгранно-выемчатая резьба.


0,5

2,5

4.

Отделка изделий лакокрасочными материалами.

1. Отделка готовых изделий.

0,5




2.Приемы отделки: шлифование и полирование, покрытие маслом, воском, морилкой, лаками, тонирование.




0,5

V.

Итоговое занятие.

1










1. Выставка работ из природного материала.

1










Итого:

10

24

Примечание: Итоговое занятие можно вести по выбору учителя.

Раздел I. Золотистая соломка – 11 часов
Тема 1. Из истории соломки и ее основные законы - 1ч.
Тема 2.Подготовка к работе с соломкой - 3ч.

Занятие 1.Инструменты, оборудование, материалы и приспособления – 1ч.

Основные инструменты и приспособления, применяемые при работе с соломкой:



  1. Инструменты: ножницы, шило, пинцеты, линейки, карандаши, нож, кусачки;

  2. Оборудование: гладильная доска, коробки полиэтиленовые, электровыжигатель;

  3. Приспособления: кисти, подушки(10x15);

  4. Материалы: красители, картон разной толщины, писчая белая бумага, набор тряпочек, лак, клей ПВА, ткани для фона, рамки, стекло, пенопласт.

Занятие 2. Подготовка соломки к работе – 1 ч.

Окрашивание, тонирование, отбеливание соломки.

Изготовление соломенных лент. Изготовление соломенного полотна.

Занятие 3. Основные приемы работы. (Практическая работа – 1 ч.)

Изготовление листьев. Листья выполняются следующими способами:



Первый способ. Выкройку листа разрезаете по центральной жилке, следуя ее изгибу. Затем на каждой поло­винке отмечаете карандашом долевые линии соответственно боковым прожилкам и наклеиваете по ним соло­менные ленты плотно, без просветов. Просушенные половинки листа вырезаете по контурам, выкладываете их на кальку или полоску гофрированной бумаги, приклеиваете друг к другу «встык» или «внахлест». После просыхания листья обрезаете не по контуру листа, а по пунктирной линии, показанной на рисунке.

Второй способ. Выкраивание листа из соломенного полотна. На выкройке листа определяете долевые линии в соответствии с направлением центральной и боковых прожилок. Деталь листа разрезаете на две половинки, каждую из которых накладываете на соломенное полотно так, чтобы долевые линии половинок листа и соломенного полотна совпадали.
Тема 3. Техника изготовления изделий из соломки.

(Практическая работа - 7ч).

Занятие 1. Изготовление цветка – 2 ч.

Изготовление сердцевины. Лепестки цветка (способы выполнения лепестков). Сборка цветка.



Занятие 2. Композиция «Анютины глазки» - 3ч.

Лепестки анютиных глазок выполняются методом «веер». Листья анютиных глазок выполняются разными способами. Сборка цветка и составление композиции. Оформление работы.



Занятие 3. «Ромашки» - 2 ч.

Сочетание соломки и сухих растений в изображении ромашек. Плоскостно-тональная аппликация.



Раздел II. Гибкая лоза
1.Вводное занятие. Правила безопасности труда -1ч.

Рассказ об основных операциях по изготовлению изделий из лозы. Заготовка и хранение прутьев. Материалы и инструменты для работы. Правила обращения с инструментами.



2.Простейшие приемы плетения из прутьев -1ч.

Простейшие приемы плетения «заборчика», соблюдая правила безопасности.

Практическая работа.

3.Плетение корзинки для ягод -4ч

Техника плетения корзины. Рассмотреть разные формы корзин: круглые, овальные. Инструменты, применяемые для плетения.

Практическая работа.

Раздел III. Береста
1.Вводное занятие. Правила безопасности труда -1ч.

Краткие сведения об искусстве обработки бересты. Технологические разновидности работ с нею. Ознакомление с инструментами, требования безопасности труда. Вопросы охраны природы при заготовке бересты.



2. Плетение из бересты -2ч.

История плетения. Разновидности плетения из бересты: прямое, косое, комбинированное. Инструменты, применяемые для плетения.

Практическая работа.

3. Роспись по бересте -2ч.

Организация рабочего места для работы над росписью изделий из бересты. Краткие сведения об истории росписи, видах, технике и красках.

Практическая работа.

4. Резьба по бересте -2ч.

Декоративные и технологические особенности резьбы по бересте. Виды и элементы резьбы. Типовые композиции резного орнамента. Инструменты и приемы работы. Отделка и монтаж резных вставок. Виды и классификация клеев и подкладок под прорезную бересту.

Практическая работа.

Раздел IV. Художественная обработка древесины

1.Вводное занятие - 1 ч.

Цели и задачи курса. Исторические корни развития деревянного зодчества и резьбы по дереву. Народные промыслы и ремесла России. Виды декоративно-прикладного искусства. Правила безопасного выполнения работ. Организация рабочего места. Материалы, инструменты и приспособления.



2.Художественное выжигание – 2 ч.

Художественное выжигание. Знакомство с выжигателем. Технология и правила безопасной работы. Орнаментальное украшение изделий выжиганием. Правила разметки, копирования рисунка, перевода по шаблону. Выжигание по контуру.

Практическая работа.

3.Резьба по дереву – 5 ч.

3.1. Контурная резьба – 2 ч.

Традиции и особенности контурной резьбы. Технология ее выполнения. Разновидности изображений контурной резьбы: анималистические, растительные, орнаментальные и др. Понятие об орнаменте. Его роль в декоративно – прикладном искусстве. Виды орнаментов. Способы построения орнаментов. Технология украшения орнаментом предметов быта. Подготовка поверхности для контурной резьбы. Тонирование. Перевод рисунка. Изготовление резной композиции.

Практическая работа.
3.2.Геометрическая резьба – 3ч.

Ее применение в украшении предметов быта, орудий труда и интерьера дома. Элементы геометрической резьбы. Приемы разметки и техника резьбы «сколышей». Элемент «треугольник», «вытянутый треугольник» - приемы разметки и техника резания. . Приемы работы « на себя» и « от себя». Приемы наколки и подрезки пирамидки. «Сияние» - приемы разметки и резания. Техника резьбы розеток. Построение и разметка розеток под резьбу. Композиция в геометрической резьбе: центральная часть, фон, орнамент. Приемы построения геометрических фигур и последовательность разметки резного поля и орнамента. Техника резьбы. Составление композиций из элементов геометрической резьбы и резание на учебно – тренировочных дощечках. Подвиды геометрической резьбы.

Практическая работа.
4.Отделка изделий – 1 ч.

Отделка готовых изделий. Материалы и инструменты, применяемые при отделке. Приемы отделки: шлифование и полирование, покрытие маслом, воском, морилкой, лаками, тонирование. Правила безопасной работы с отделочными материалами.



Литература
1. Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву. М., 2006.

2. Барадулин Б.А. Сельскому учителю о народных промыслах.- М.: Просвещение, 1979.

3. Булдыгина, Г.Е. Цветы из соломки, Шадринск: Изд – во ПО «Исеть», 2005.

4.Газарян С.К. Прекрасное своими руками.- М.: Детская литература, 1979.

5. Коганова, Н.П. «Фантазия и ваших рук творение», Петрозаводск, «Карелия» 1997.

6.Коновалова Л.Ю. Предметы искусства в интерьере жилища. // Школа и производство.- 1999.- №3- с59.

7.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.-М.,2002.

8. Клиентов А.Е. Народные промыслы. - М., Белый город, 2006

9.Лазарев Л.В. Плетение лозой, берестой, соломой, рогозой.- М.: Аделант, 2004.

10.Махмутова Х.И. Роспись по дереву.- М.: Просвещение, 1987.

11. Панченко В. В. Выжигание по дереву. Ростов- на- Дону., 2005.

12.Тулупова Е.А. Объемная аппликация из бересты. // Школа и производство. – 2003. - №7. – с.24-27.



13.Федотов Г.Я. Прорезная береста. // Школа и производство. – 1991. - №5. – с.66-67.

14. Черныш, И.В. Поделки из природных материалов, Москва «АСТ – ПРЕСС, 1999.