Программа элективного курса «Русский язык. Культура речи» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программа элективного курса «Русский язык. Культура речи» - страница №1/1

Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор гимназии

И.Г.Белобаба Н.С.Воронина Протокол №2

Программа элективного курса

«Русский язык. Культура речи»

Программа рассчитана на 68 часов

Пояснительная записка:

На современном этапе развития общества остро встала проблема делового общения, и как результат – необходимость изучения норм литературного языка, которые необходимо знать, чтобы облегчить общение людей.

Курс призван укрепить статус русского языка, повысить уровень практического овладения современным русским литературным языком и речевой культуры, общегуманитарного кругозора, опирающихся на освоение коммуникативного, познавательного и эстетического потенциала русского языка. Формирование трех видов компетенции: языковой, коммуникативной и общекультурной – осуществляется в процессе решения задач данного курса.

Программа рассчитана на два года обучения 10 – 11 классы ( 34 часа в год )


Учитель: Половнюк Ольга Сергеевна

Структура программы:



  1. Культура речи и ее основные понятия: культура речи как раздел лингвистики, язык, социальность языка, речь, основные коммуникативные качества речи, функции языка - 4 часа.

  2. Русский язык среди языков мира: классификация языков, генеалогическая классификация языков, место русского языка среди языков мира – 2 часа.

  3. Язык как знаковая система: понятие системы, язык как система, знаки языка (звук, фонема, морфема, слово, фразеологическая единица, свободное словосочетание, предложения разных структур, текст), знаковость языка – 6 часов. Практическая часть - 10 часов включает в себя основные правила орфографии, пунктуации, фразеологии, синтаксиса.

  4. Национальный язык и его составляющие: понятие «национальный язык».литературный язык как высшая форма существования национального языка, нелитературные варианта национального языка ( диалект, жаргон, просторечие) – 4 часа. Практические занятия по определении вариативности национального языка – 4 часа.

  5. Норма литературного языка: понятие «норма», признаки нормы, виды норм и ошибки связанные с нарушением норм – 4 часа. Практическая часть по распознаванию ошибок, связанных с нарушением норм – 10 часов.

  6. Функциональные стили речи: понятие стиля, научный стиль, официально – деловой стиль, газетно – публицистический стиль, разговорный стиль, книжный стиль – 10 часов. Практическая часть по определению стилевой принадлежности – 10 часов.

  7. Разговорно –обиходный стиль, книжная и разговорная речь – 2 часа. Практическая часть по распознаванию стилей – 2 часа.

  8. Понятие стиля в современной лингвистике – 2 часа.

  9. Особенности письменной деловой речи: характеристика письменной речи, письменная деловая речь, язык делового письма – 4 часа. Практическая часть – 4 часа.

  10. Ресурсы русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы – 6 часов. Практическая часть – работа с изобразительно – выразительными средствами языка - 6 часов.

  11. Словари русского языка – 2 часа. Практическая работа со словарями – 4 часа.

Тематическое технологическое планирование


Содержание

сроки

Количество час.

Должен знать

Должен уметь

1.Культура речи и ее основные понятия.
2.Русский язык среди языков мира

3. Язык как знаковая система.

4. Национальный язык и его составляющие.

5. Нормы литературного языка.


6. Функциональные стили речи.

7. Раговорно – обиходный стиль, книжная и разговорная речь


8. Понятие стиля в современной лингвистике

9. Особенности деловой письменной речи.

10. Ресурсы русского языка.
11. Словари русского языка.





4

2


16

8


14

20

2



2

8

12



6

Основные понятия культуры речи, основные коммуникативные качества речи, функции языка.
Классификацию языков, генеалогическую классификацию языков, место русского языка среди языков мира.

Понятие «система», знаковость языка, основные единицы языка, иерархические отношения между единицами языка.

Понятие «национальный язык», литературный и нелитературный варианта национального языка.

Понятие «норма», признаки норм, виды ошибок, связанные с нарушением норм.

Понятие «стиль речи», отличительные признаки разных стилей речи, сферы их использования, нормы, связанные с тем или иным стилем.

Особенности стилей книжного, разговорного.

Основные понятия, связанные с определением стиля в современной лингвистике.

Характеристики письменной речи, отличительные признаки письменной деловой речи, язык делового письма.

Основные определения: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и сферы их употребления.

Основные типы словарей русского языка, их авторов и методики использования.



На практике пользоваться терминами, пользоваться, свободно варьируя, терминами речь и язык.

На практике распознавать язык по его особенностям, определять место языка среди семей, групп и подгрупп языков.

На практике пользоваться основными единицами языка, грамотно использовать единицы языка в речи и на письме.

На практике пользоваться понятиями данного раздела, отличать литературную норму языка от нелитературной.

Различать на практике акцентологическую,орфоэпическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую нормы языка.

На практике различать стили речи, составлять письменные и устные высказывания в соответствии с тем или иным стилем.

На практике использовать полученные знания и различать данные стили речи.

На практике использовать знания, полученные о стиле в современной лингвистике.

Использовать в практике делового общения основные особенности делового письма: официальность, лаконичность, языковые формулы, достоверность, ясность, недвусмысленность.

Использовать на практике полученные знания для расширения языковых возможностей.


На практике добывать полезную информацию из словарей разного типа.