Программа содержания курса биологии и экологии углубляется и расширяется за счёт ведения элективных курсов. Мною составлены и реализ - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Элективные курсы для 8-9 классов в рамках предпрофильной подготовки... 1 100.78kb.
Перечень дополнительных учебных предметов, спецкурсов, элективных... 1 47.64kb.
Отчет о проведении в мбоу бго сош №5 тематической недели химии, биологии... 1 15.96kb.
Знакомство с методиками использования современных информационных... 1 98.24kb.
Данный курс изучается в 10 -11 классах 1 111.54kb.
Программа «Друзья природы» 1 259.73kb.
Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. 1 84.23kb.
Основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух... 1 41.82kb.
Методическая разработка интегрированного урока на тему «Природа и... 1 162.03kb.
В. П. Ларионова с углубленным изучением отдельных предметов отчет 1 65.28kb.
Экзамен проводится с целью государственной (итоговой) аттестации... 2 452.95kb.
Внутреннего трудового распорядка 1 232.96kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Программа содержания курса биологии и экологии углубляется и расширяется за счёт - страница №1/1

Самоанализ профессиональной деятельности учителя биологии и экологии

муниципального образовательного учреждения Айская средняя общеобразовательная школа Шегуровой Веры Дмитриевны

за 2004-2009 годы

Основной вклад школьной биологии и экологии в развитие личности непосредственно связан с развитием и формированием экологического мировоззрения учащихся, а вслед за ним экологической культуры. В своей работе реализую программы по биологии, авторы: В.В. Пасечник, В.М.Пакулов, В.В.Латюшин, которые базируются на биоцентрическом мышлении, и соответствуют Госстандарту образования. Углубленное изучение биологии осуществляю в 10,11 классах по программе, утверждённой на методическом объединении. Преподавание экологии осуществляю по программе Зверева А.Т.. В 2008 году составила образовательную программу по биологии для учащихся 9классов, изучающих курс «Биология. Введение в общую биологию и экологию». Целью программы является повышение качества знаний и создание условий для формирования всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении.

Обретение мировоззрения, воспитание, не решается на абстрактном уровне, требуется личный опыт, испытание жизнью собственных убеждений, поиск новых адекватных методов преподавания, поэтому использую технологию ЛОО, которая строится на системно-деятельностном подходе и организации взаимосвязанной деятельности, учителя и учащихся. Особое внимание уделяю выявлению избирательности ученика к содержанию виду и форме материала, мотивации его изучения, постановке познавательных и проблемных задач. Для решения этих задач использую методы технологии дифференцированного обучения, проектные методы, ИКТ.

Программа содержания курса биологии и экологии углубляется и расширяется за счёт ведения элективных курсов. Мною составлены и реализуются две программы интегрированных элективных курсов по биологии и экологии для 9 и 10 классов: «Геном человека» и «Культура здоровья».

Высокий уровень мотивации, использование современных технологий обучения, в частности технологии проектирования, исследовательский подход и проблемное изложение учебного материала, с учетом возможностей учащихся, обусловили высокий уровень, общей успеваемости и рост качества обучения.

Рис. 1 Общая и качественная успеваемость обучающихся в 2004-2009 годах.

Мониторинг общей успеваемости указывает на стабильные положительные результаты обучения биологии и экологии. Качество знаний подтверждается результатами контрольных срезов на административном и муниципальном уровнях.

Учащиеся, выбравшие форму аттестации ЕГЭ, показывают качественные знания по биологии, набирая от 54-63 баллов. Итоговая аттестации по экологии показала высокий уровень знаний по предмету. Итоговые работы по экологии учащиеся выполняют в форме рефератов. Аттестационная комиссия отмечает высокий уровень содержания и защиты работ. Неоднократно были отмечены исследовательские работы по экологическим проблемам Алтайского района. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с учащимися и углубленному изучению предмета. Совместно с творческой группой учащихся составили подпрограмму «Одаренные дети», которая основана на реализации школьной программы «Успех».

Рис. 2 Динамика участия обучающихся в школьных и муниципальных предметных олимпиадах по биологии в 2004-2007 годах.

Количество учащихся, принимающих участие в школьных олимпиадах по биологии, увеличилось. На предметных муниципальных олимпиадах учащиеся показывают хорошую подготовку по биологии.

В образовательном процессе в 8-11 классах использую проектную технологию – это новая форма педагогического процесса. Образовательный процесс строю не в логике учебного предмета, а в логике деятельности имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению, глубокому и осознанному усвоению базовых знаний, развивает различные виды компетенций, способствует профессиональному самоопределению, росту творческой активности. Выпускники школы подтверждают знания, полученные в школе, на выпускных и вступительных экзаменах. При поступлении в вузы и сузы учащиеся успешно выдерживают вступительные экзамены.

Таблица 1 Поступление выпускников 11 классов в вузы и сузы по профилю.




Учебный год

Количество учащихся

Учебные заведения

2003-2004

1

г. Барнаул, АГУ, биологический факультет

2

г. Горно-Алтайск, ГАГУ, ветеринария

2004-2005

1

г. Горно-Алтайск ,ГАГУ, природопользование

1

г. Горно-Алтайск, медицинское училище

2005-2006

2

г. Горно-Алтайск, ГАГУ, биология, химия

1

г. Барнаул, медицинский колледж

2006-2007

2

г. Горно-Алтайск, ГАГУ, биология

2007-2008

1

г. Горно-Алтайск, ГАГУ, природопользование

Поступление выпускников по профилю указывает на хороший багаж знаний по биологии и экологии, целенаправленную профориентационную работу.

С 1984 года являюсь заведующей учебно-опытным участком МОУ Айская СОШ и руководителем Малой Тимирязевки, которая была образована в этом же году с целью развития и закрепления на практике биологических и экологических знаний учащихся, формирование у них отношения к земле, как основному природному богатству, развитие навыков бережного и рационального его использования.

Инновационная идея организации Малой Тимирязевки состоит в том, что используя современные образовательные технологии, создать условия для реализации Я – концепции в сельской местности через организацию исследовательской деятельности на учебно-опытном участке социально значимых проектов, развитие навыков самоуправления. Тесная связь с базовым хозяйством СПК «Айский», Природным парком «Ая», Соузгинским питомником Республика Алтай, АКДЭЦ повышает активность производственной и опытно исследовательской деятельности. В 2007 году заключен предварительный договор на организацию исследовательской работы по растениеводству с Алтайским государственный аграрным университетом.

Таблица 2 Участие в смотрах конкурсах учебно-опытных участков на муниципальном и региональном уровне.

Годы

Уровень


2003-2004

2004-2005

2005-2009

Муниципальный

I место

I место

I место

Региональный

III место

III место

Благодарственное письмо Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи с вручением денежной премии(2006)

Внеурочная деятельность по предмету имеет экологическую направленность, инновационный характер которой мы с творческой группой учащихся указали в подпрограмме развития школы «БЭД» (борцы экологического движения) на 2007-2012 годы. В подпрограмме большое внимание уделяем развитию связей с научными учреждениями Республики Алтай (ГАГУ, кафедра «Природопользования», ботанический сад в с. Камлак), природным парком «Ая» по организации научно – исследовательской деятельности по изучению редких исчезающих растений парка «Ая». Научно-исследовательская работа ученицы 10 класса «Изучение жизненности популяции башмачка крупноцветкового в природном парке «Ая» получила признание на региональном уровне в рамках конкурса для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая».

С 2007-2008 года в школе реализуется инновационная программа авторской системы непрерывного экологического образования Т. В. Шпотовой «Гармония Природы». Формы реализации внеурочной деятельности: проекты, презентации, Икт, исследовательская работа, конференции, экспедиции.

Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Реального существующую проблемную ситуацию выбирают сами учащиеся; потому что им интересно и значимо найти пути ее решения. Такие проекты чаще всего имеют модифицированный тип, в котором имеются признаки исследовательского и практико–ориентированного проекта. Проекты: «Создание школьного парка «Юность»», «Живая вода», «Зеленый сад в школе», «Дендрарий».

Используя индивидуальный и дифференцированный подход в работе с одаренными детьми, возможности ИКТ, добиваюсь хороших результатов на районных олимпиадах по биологии. На основании школьной программы «Успех» совместно с учащимися разработали подпрограмму «Одаренные дети» по биологии.

Таблица 3 Участие в районных олимпиадах.

Учебный год

Количество участников

Кол-во учащихся, занявших призовые места

Место

2003-2004

1

1

II

2004-2005

2

2

II

2006-2007

1

1

III

Рис. 3 Участие обучающихся в экологических мероприятиях муниципального и регионального уровня.

Количество обучающихся, принимающих участие в экологических конкурсах муниципального и регионального уровня увеличивается.

Одним из аспектов внеурочной деятельности является работа со слабоуспевающими. В работе использую разные формы: систематическая и эпизодическая индивидуальная работа с учащимися; повышение мотивации и познавательной активности учащихся путем привлечение в предметный кружок, участие во внеклассной работе; индивидуальные задания по подготовке сообщений к уроку с привлечением дополнительной литературы, ИКТ; ситуация «успеха» на уроке.

В своей работе использую технологию проектного обучения с использованием ИКТ.

Проектная технология соединяет разные виды деятельности: учебную, классное руководство, внеклассную и внеучебную работу. Использование проектной технологии влияет на повышение мотивации учащихся, развитие способностей к активной практической деятельности, создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса. Современные образовательные технологии обеспечивают личностное развитие ребенка за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижение нагрузки, более эффективного использования учебного времени. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий. Это способствует формированию информационной компетентности учащихся.

Важнейшим методическим принципом применения компьютерных программ является их совместимость с традиционными методами обучения. В педагогической деятельности осуществляю фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио-и видеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий (БЭКМ), использую контролирующие материалы на электронном носителе, обучающие программы по биологии.



Рис.4 Сравнительная динамика качества знаний по биологии и экологии.

Сравнительный анализ качества знаний по преподаваемым мною предметам показывает рост качества знаний от момента введения СОТ.

Выполнение функций классного руководителя

Воспитательный процесс в классе осуществляю в рамках Федеральных программ: «Одаренные дети», «Патриотическое воспитание гражданина Российской Федерации», краевой программы «Дети Алтая», «Вся красота мира», «Программа развития воспитания на 2006-2010 годы». Главный кодекс в работе классного руководителя: классное руководство – это не работа, это образ жизни.

Как классный руководитель – выявляю особенности личности каждого ребенка и с уважением отношусь к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и полезности и необходимости развития его индивидуальности.

В работе с классным коллективом использую технологию коллективного творческого воспитания (КТД) и И. П. Иванова и методику игровой деятельности Н. Е. Щурковой. Технология КТД определяет структуру самоуправления города (класса). Каждый член классного коллектива включен в дела класса и выполняет при этом разные роли: руководящую и исполнительную. Мотивом деятельности в КТД является стремление их к самоутверждению и самовыражению. Одним из направлений КТД являются социальные проекты, через которые решаем задачи формирования активной жизненной позиции («Родничок», «Маленький питомник красивых растений»). Результатом использования технологии КТД стало повышение уровня самоуправления в классном коллективе. Применение стимулирующих приёмов воспитания: доверие, просьба, одобрение, аванс, награда, побуждение создало благоприятный психологический климат, который складывается из очень важных доминант, таких как: любовь к ребёнку, душевная теплота, уважение достоинства и понимание его интересов.

Исследование психологического климата классного коллектива осуществляю по методикам: социометрия (Дж. Морено), опросник «Мой класс» (О Тараненко) и анкетирование. Результаты опроса учащихся 8 а класса позволяют сделать вывод, что морально – психологическая атмосфера в классе благоприятная: удовлетворенность школьной жизнью – 9,6 балла, конфликтность – 2 балла, сплоченность – 11 баллов.

Одно из слагаемых успешной деятельности с учащимися является сотрудничество с родителями. Лучшая форма взаимоотношения с родителями: дети – родители – учитель - семья. Родители принимают активное участие в планировании воспитательной работы и проведении коллективных творческих делах: «Классные гонки», «Выставка «Мастер»», «Хлеб – чудо земли», «Кафе «Лимпопо»», «Мудрые заповеди предков».

В работе с классным коллективом реализую Программу дополнительного образования Алтайского района на 2006-2010 годы. Важным моментом этой программы является расширение сети учреждений дополнительного образования (с. Ая КГОУДОДСЮтур т/б «Селена», Детская школа искусств, ДЮЦ), кружки в СДК, сельской библиотеке. Классный коллектив является активным участником всех школьных мероприятий .Работа по социальным проектам, которые развивают трудолюбие, ответственность за порученное дело, профессиональные навыки, является важной частью воспитательного плана.

Обобщение и распространение педагогического опыта



Год

Форма

Уровень

Тема

2004


Семинар

Школа

Педагогические технологии

МО

Муниципальный

Опытническая и исследовательская работа на учебно-опытном участке

МО, круглый стол

Муниципальный

Формирование мировоззрения учащихся, базирующегося на биоцентрическом мышлении, на уроках биологии

Мастер-класс

Муниципальный

Особенности методики уроков сельскохозяйственного труда

Государственная практика по биологии студентки ГАГУ

Школа

Методика преподавания общей биологии и организация воспитательной работы в старших классах

Курсы повышения квалификации АКИПКРО

Региональный

Активные формы обучения биологии

СМИ «За изобилие»№ от 14 мая 2004 года

Муниципальный

«Здравствуй, школьный огород!»

2005


Педсовет

Школа

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

МО

Муниципальный

Подготовка учащихся к олимпиаде по биологии

Мастер-класс

Муниципальный

Организация проектной работы на участке

СМИ «За изобилие»№101 за23 декабря 2005 год

Муниципальный

Конкурс «Человек года» в номинации «Лучший учитель года-2005»

Семинар-практикум

Муниципальный

Организация работы на учебно-опытном участке

Семинар

Муниципальный, школа

Учебное проектирование, в условиях модернизации образования

2006


Мастер-класс

Круглый стол

Формы организации учебной работы при изложении нового материала в ЛОО уроке

Курсы повышения квалификации, г. Бийск

Региональный

Авторские программы элективных курсов: «Культура здоровья»,

«Геном человека»



Мастер-класс

Муниципальный

Разбивка участка весной

Семинар

Муниципальный

Система работы школы по экологическому воспитанию

Практикум

Муниципальный

Организация проектной деятельности на учебно-опытном участке

2007-2009



Семинар

Муниципальный

Экологический марафон как одна из форм экологического воспитания

Круглый стол

Муниципальный

Технология проектной деятельности в системе экологического воспитания и образования

Презентация

Муниципальный

Формы работы по экологическому воспитанию учащихся.

Семинар-практикум

Муниципальный

Методика проведения исследовательской работы по биологии и экологии

Семинар

Школа

Организация совместной природоохранной работы команды «БЭД» с Природным парком «Ая», КГОУДОД «СЮТур «Селена»

Участие в профессиональных конкурсах

2004 год


Победитель школьного конкурса «Учитель года 2004»

Организатор-Администрация школы

Место проведения-с. Ая, МОУ Айская СОШ

Срок-3-5.10.2004 год

Результат участия - победитель школьного конкурса»Учитель года 2004»

Характер награды – грамота и денежная премия

2005 год

Победитель в конкурсе «Человек года – 2005»

в номинации «Лучший учитель года»

Организатор-Администрация Алтайского района.

Место проведения-с. Алтайское.

Срок-2005 год.

Результат участия - победитель в номинации «Лучший учитель года».

Характер награды - диплом.

2007год

Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации



Приоритетный национальный проект «Образование»

Организатор-Министерство образования и науки РФ

Место проведения- г. Москва

Срок-2007год



Результат участия - победитель в номинации «Лучший учитель РФ»

Характер награды – почетная грамота, денежная премия