Рабочая программа география Класс 9 Учебный год 2011-2012 Учитель Алушкина Н. Е - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по предмету «Алгебра и начала анализа» 10 класс... 1 351.93kb.
Рабочая программа по географии на 2011 2012 учебный год 6 класс 2 578.27kb.
Штуленко Светланы Николаевны Высшая квалификационная категория по... 1 115.2kb.
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса на 2011/2012... 1 92.18kb.
Рабочая программа по обществознанию Класс: 10 Итого: 34 часа в неделю... 1 233.18kb.
Рабочая программа учебного курса истории и культуры Республики Башкортостан... 1 114.22kb.
Рабочая программа на 2010 2011 учебный год Ф. И. О. учителя Горюнова... 1 165.79kb.
Рабочая программа на 2009 / 2010 учебный год Учитель Рыжикова Оксана... 2 729.62kb.
Седовой Оксаны Юрьевны по русскому языку, 1 класс 2012 2013 учебный... 2 446.36kb.
Анализ работы школы за 2010-2011 учебный год 4 514.37kb.
Рабочая программа по предмету «Географияия» 6 класс Уровень базовый... 1 370.66kb.
Госбюджет. Основные статьи гос 1 10.69kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Рабочая программа география Класс 9 Учебный год 2011-2012 Учитель Алушкина Н. Е - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

лицей имени В.Г.Сизова




Утверждаю

Директор лицея

__________В.А.Ермоленко

«____» _________ 2010г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

________География ________
Класс________9________
Учебный год____2011-2012_____
Учитель__Алушкина Н.Е.___
УМК комплексный учебник «География России»

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А.

Москва «Дрофа» 2007год.

Обсуждено и согласовано Принята на заседании

на заседании методического объединения педагогического совета

учителей естественно-научного цикла протокол №

Протокол № от « » мая 2011 от 2011г

Мончегорск


2. Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена в соответствии с примерной Программой основного (общего) образования по географии. Планирование базируется на федеральном варианте программы, подготовленном коллективом специалистов географического факультета МГПУ под редакцией И.В.Душиной.



2.2. Общая характеристика учебного предмета

Структура рабочей программы по географии ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Современный курс «География России» 8-9 класс завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всём её многообразии, уникальности, целостности и проблемности. В структуре географического образования этот курс занимает центральное положение и служит основой воспитания духовности, патриотизма, толерантности, ответственности, вносит вклад в воспитание экологической культуры.

Программа реализует модель изучения географии России на идеях комплексного географического страноведения и рассмотрения единой природно-социохозяйственной системы. Изучение географии России осуществляется на основе показа эволюции природных, социальных, экономических, экологических проблем и путей их решения с позиций общественно значимых ценностей. При изучении курса «География России» осуществлена попытка реализации взаимодействия интегративного подхода и принципов экологизации и гуманизации.

С целью воспитания патриотизма, любви к малой родине в программе отведены часы на краеведческий материал.

Изучение курса «География России» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении физической географии в 6-7 классах, а также при изучении курсов истории и биологии.



2.3. Цели. Изучение географии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

2.4. Место предмета в учебном плане лицея.

В соответствии с учебным планом лицея, Программа предусматривает изучение материала в течение 68 часов (2 часа в неделю) в 9 классе, проведение практических работ по темам.



2.5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



2.6. Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:


1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
1. Личностные УУД: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

2. Регулятивные УУД: действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

3. Познавательные УУД: общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблемы

А) Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование, умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации;

Б) Логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

В) Постановка и решение проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.



4. Коммуникативные УУД: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.

Учебно-тематическое планирование 9 класс (68 часов)



Тема

Количество часов

Практические работы

4.

Хозяйство России

18

7

5.

Регионы России

42

4

6.

Россия в современном мире

4




7.

География Мурманской области

4

1


4. Содержание курса

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (IX класс)

(68часов)
Раздел. Хозяйство России

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии

важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.



Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.



Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Практические работы.

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.



Раздел. Регионы России

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.



Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Раздел. Россия в современном мире

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.



Практические работы.

Анализ разных видов районирования России.

Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, регионов.

Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Раздел. География своей республики (края, области).

Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.


5. Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


6. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Комплексный учебник 8-9 класс под редакцией авторов В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе «География России», Москва, «Дрофа» 2007 год;

2. Атлас «Природа России», 8 класс, Москва «Дрофа»;

3. Атлас «Население и хозяйство России», 9 класс, Москва «Дрофа»;

4. Контурные карты «Природа России», 8 класс, Москва «Дрофа»;

5. Контурные карты «Население и хозяйство России», 9 класс, Москва «Дрофа».





  1. Список литературы

1. Жижина Е.А. Природа России. Поурочные разработки. Москва. «Вако».

2. География Мурманской области. Мурманское книжное издательство.

3. Касаткина Н.А. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. Волгоград. «Учитель».

4. Климанов В.В. География в цифрах. Москва. «Дрофа».

5. Климанов В.В. География в таблицах. Москва. «Дрофа».

6. Малиновская С.А. География 8 класс. Поурочные планы. Волгоград. «Учитель».

7. Электронный учебник «География Мурманской области».

8. Электронная энциклопедия «Арктика - мой дом».




Согласовано
9 класс

Часть 4. Хозяйство России (продолжение, 18 часов)

Тема 1. Вторичный сектор экономики.

Задачи:


- познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, с географической номенклатурой по теме;

- сформировать представление об особенностях отраслей вторичного сектора экономики, их составе, межотраслевых связях, значениив хозяйстве, географии;

- рассмотреть современные проблемы отраслей вторичного сектора, тенденции их развития;

-продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации.



1

3.

09


ТЭК. Топливная промышленность

Понятия: ТЭК, ТЭБ, условное топливо, тепловой коэффициент, себестоимость, топливные бассейны, нефте- и газопроводы, НПЗ, коксующийся уголь; состав ТЭКа, особенности топливной промышленности, география отрасли, проблемы отрасли; межотраслевые связи; ТЭК и окружающая среда. Практические работы №1«Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам», №2 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам».

комбинированный с практической работой

проверка практических навыков

2

6.

09


Электроэнергетика

Понятия: электроэнергетика, ГОЭРЛО, энергосистема, ЛЭП, энергоресурсы, альтернативная энергетика; основные типы электростанций, объяснить закономерности их размещения, крупнейшие ГЭС, ТЭС, АЭС; значение отрасли, проблемы и перспективы развития ЕЭС РФ

комбинированный

индивидуальный опрос

3

10.09

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия.

Понятия: металлургический комплекс и его состав, межотраслевые связи, заводы полного цикла, ГОК, передельная, малая, бездоменная металлургия, показать размещение основных металлургических баз, крупнейшие предприятия, значение комплекса в экономике РФ, факторы размещения предприятий, проблемы отрасли и перспективы её развития.

комбинированный

индивидуальный опрос

4

13.09

Цветная металлургия

Понятия: лёгкие, тяжёлые, легирующие, благородные, редкоземельные металлы, водо- и энергоёмкость, рафинирование, значение отрасли, факторы размещения, крупнейшие предприятия, межотраслевые связи; проблемы и перспективы отрасли; МК и окружающая среда.

комбинированный

самостоятельная работа

5

17.09

ХЛК. Химическая промышленность.

Понятия: горнохимическое производство, основная химия, ХОС, ХПМ, минеральные удобрения, пластмассы, синтетические и искусственные волокна, конструкционные материалы; значение комплекса в хозяйстве РФ, особенности отраслей и производств, основные химические базы, крупнейшие центры, география отрасли, межотраслевые связи; проблемы и перспективы развития; ХЛК и окружающая среда.

комбинированный

индивидуальный опрос

6

20.09

Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность

Понятия: лесозаготовка, ЛПК, лесохимия, лесодефицитные и лесоизбыточные районы, молевой сплав, спелая древесина, санитарные леса; состав, место и значение в хозяйстве; межотраслевые связи;

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.




комбинированный

индивидуальный опрос

7

24.09

Машиностроительный комплекс.

Понятия: специализация, кооперация, металло-, трудо- и наукоёмкость, кибернетика, радиотехника, электроника, роль транспортного и потребительского факторов в размещении; состав комплекса, значение и роль в хозяйстве РФ, межотраслевые связи; проблемы и перспективы развития.

комбинированный

индивидуальный опрос

8

27.09

География машиностроения

Понятия: специализация, кооперация, металло-, трудо- и наукоёмкость, кибернетика, радиотехника, электроника, роль транспортного и потребительского факторов в размещении; состав комплекса, значение и роль в хозяйстве РФ, крупнейшие центры; проблемы и перспективы развития. Практическая работа №3 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам».


комбинированный с практической работой

проверка практических навыков

9

1.

10


Военно-промышленный комплекс

Понятия: ВПК, военная промышленность, закрытые города («почтовые ящики»), ЯОК, ПРО, ЦУП; значение комплекса в СССР («холодная война») и РФ, отраслевой состав, география отрасли, крупнейшие центры; межотраслевые связи; проблемы и перспективы развития.

семинар

индивидуальный контроль

10

4.

10


Лёгкая промышленность

Понятия: хлопок-сырец, прядение, ткачество, искусственные и синтетические волокна; состав и роль в хозяйстве страны; крупнейшие центры, факторы размещения; межотраслевые связи; проблемы и перспективы развития.

комбинированный с элементами проектной деятельности

групповой контроль

11

8.

10


Пищевая промышленность

Понятия: сублимирование, консервация, роль потребительского фактора в размещении; состав и значение отрасли, география отраслей и тенденции к её изменению; межотраслевые связи; проблемы и перспективы развития.

комбинированный с элементами проектной деятельности

групповой контроль

12

11.10

Обобщающий урок по теме «Вторичный сектор экономики»

Проверка усвоения ОУНов

обобщающий

разноуровневая проверочная работа


Тема 2. Третичный сектор экономики

Задачи:


- познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, с географической номенклатурой по теме;

- сформировать представление об особенностях третичного сектора экономики, его составе, межотраслевых связях, значении в хозяйстве, географии важнейших отраслей;

- рассмотреть проблемы отраслей третичного сектора, новейшие тенденции в развитии;

-продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации.

- продолжить формирование общеучебных умений и навыков.

13

15.11

Состав и значение третичного сектора экономики

Понятия: сфера услуг, инфраструктурный комплекс, коммуникационная система; отраслевой состав; место и роль в хозяйстве страны; проблемы и перспективы развития.

изучение нового материала




14

18.11

Транспортный комплекс

Понятия: транспорт, грузо- и пассажирооборот, среднее расстояние перевозок, тонно- и пассажирокилометры, транспортные узлы; место и значение комплекса в хозяйстве страны, принципы оценки работы разных видов транспорта.

комбинированный

индивидуальный опрос

15

22.10

География отдельных видов транспорта

Понятия: магистраль, каботаж, фрахт, контейнеризация, рефрижераторы, танкер, сухогруз, паром, канал, единая водная система, трубопроводы, электронный транспорт; особенности размещения основных видов транспорта, значение в хозяйстве; проблемы и перспективы развития; транспорт и окружающая среда.

комбинированный

самостоятельная работа

16

25.10

География науки

Понятия: научный комплекс, технопарк, технополис, наукоград. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки.

комбинированный

индивидуальный опрос

17

29.10

География социальной сферы

Понятия: сфера услуг, услуга, ЖКХ, жилой фонд, рекреационное хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.


проект

групповой контроль

18

8.

11


Обобщающий урок по теме «Третичный сектор экономики»

Проверка усвоения ОУНов

обобщающий

разноуровневая проверочная работа


Часть 5. География крупных регионов России (42 часа).

Задачи:


- познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, с географической номенклатурой по теме;

- сформировать представление о значении русских учёных в развитии учения о районировании территории, видах и вариантах районирования;

- рассмотреть современные проблемы районирования территории России;

- сформировать представления об особенностях ФГП, ЭГП, ТГП, ПГП природных и экономических регионов;

- изучить особенности природы, населения и хозяйственной специализации макрорегионов РФ, показать взаимосвязь между особенностями природы, занятиями населения и специализацией экономических районов;

- продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации.



- продолжить формирование общеучебных умений и навыков.

19



12.11

Районирование территории России

Районирование и его виды. Принципы и параметры районирования территории. Вклад русских и советских учёных в развитие науки о районировании. Сравнить различные подходы к районированию. Практическая работа №4 «Анализ разных видов районирования России».


комбинированный

проверка практических навыков

Европейская Россия (Западный макрорегион)

20

15. 11

Общая характеристика Европейской части

Понятия: равнина, платформа, осадочный чехол, щит, краевой прогиб, оледенение, ледниковые формы рельефа, континентальность, КМА; особенности природы Русской равнины, природные ресурсы

изучение нового материала




21

19.11

Европейский Север

Факторы формирования района, состав территории, особенности географического положения района; понятия: автономный округ, республика, пограничность; природные ресурсы региона.

комбинированный

индивидуальный опрос

22

22.11

Природа Европейского Севера

Понятия: оледенение, ледниковые формы рельефа, щит; влияние географического положения, Норвежского течения на природу района; природные зоны; оценка природных условий и ресурсов для развития хозяйства.

комбинированный

фронтальный опрос

23

26.11

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера

Понятия: поморы, малые народы, монастырская колонизация, урбанизация; основные этапы заселения и хозяйственного освоения, современная демографическая ситуация

комбинированный

индивидуальный опрос

24

29.11

Хозяйство Европейского Севера

Понятия: ВПК, ЛПК, АПК; главные отрасли специализации, крупнейшие промышленные центры и предприятия, география отраслей специализации; проблемы и перспективы развития

комбинированный

самостоятельная работа

25

3.

12


Северо-Западный район

Понятия: столичность, геополитическое положение; состав района, факторы его формирования; особенности природы, хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

комбинированный

индивидуальный опрос

26

6.

12


Население и хозяйственное освоение Северо-запада

Понятия: староосвоенная территория, социальная инфраструктура; особенности современного освоения территории, исторические аспекты освоения, географические особенности СПб и других городов Северо-запада.

семинар

индивидуальный контроль

27

10.12

Хозяйство Северо-Западного района.

Понятия: ВПК, ЛПК, АПК; главные отрасли специализации, крупнейшие промышленные центры и предприятия, география отраслей специализации; проблемы и перспективы развития

комбинированный

самостоятельная работа

28

13.12

Практическая работа №5 «Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство на примере Северного и Северо-Западного районов»


Практическая работа №5 «Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство на примере Северного и Северо-Западного районов»


практикум

проверка практических навыков

29

17.12

Центральная Россия

Понятия: ЭГП, ТГП, центральность, столичность, геополитическое положение; состав и факторы формирования территории, прогноз развития района, изменения ЭГП района

комбинированный

индивидуальный опрос

30

20.12

Природа Центральной России

Понятия: равнинность, платформа, оледенение, ледниковые формы рельефа, Нечерноземье, Черноземье; особенности климата, почв, природных зон; оценка природных условий и ресурсов.

комбинированный

фронтальный опрос

31

24.12

Население и хозяйственное освоение Центральной России

Понятия: Дикое поле, отхожие промыслы, кустарничество, титульная нация; основные этапы заселения и освоения территории, демографическая ситуация в районе, пути её решения, современный состав населения

семинар

индивидуальный контроль

32

27.12

Города и сельская местность Центральной России

Понятия: агломерация, урбанизация, рурбанизация, субурбанизация, мегаполис, трудовая миграция, технополис, наукоград; проблемы и перспективы столичного региона

проект

групповой контроль

33

10.01

Хозяйство Центральной России

Понятия: ВПК, АПК; главные отрасли специализации, крупнейшие промышленные центры и предприятия, география отраслей специализации; проблемы и перспективы развития

комбинированный

самостоятельная работа

34

14.01

Европейский Юг

Понятия: ЭГП, ТГП, международный транспортный коридор, геополитическое положение, природные рубежи, межнациональные конфликты, многоконфессиональность, рекреационные ресурсы; состав и факторы формирования территории.

комбинированный

индивидуальный опрос

35

17.01

Природа Европейского Юга

Понятия: предгорный прогиб, альпийско-гималайская складчатость, сейсмичность, высотная поясность, бора, фён; влияние ФГП на природу региона, оценка природных условий и ресурсов

комбинированный

фронтальный опрос

36

21.01

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга

Понятия: плотность населения, межнациональные конфликты, «горячие точки», беженцы, вынужденные переселенцы, депортация, безработица, многоконфессиональность; основные этапы заселения и освоения, оценка современной демографической ситуации

комбинированный

индивидуальный опрос

37

24.01

Хозяйство Европейского Юга

Понятия: АПК, субтропическое земледелие, мелиорация, курортное и рекреационное хозяйство; главные отрасли специализации, крупнейшие промышленные центры и предприятия, география отраслей специализации; проблемы и перспективы развития

комбинированный

самостоятельная работа

38

28.01

Поволжье. Природа Поволжья

Понятия: главная ось района, периферия района, ТГП, ЭГП, Большая Волга, дельта, континентальность; состав и факторы формирования территории, особенности природы, оценка природных условий и ресурсов

комбинированный

фронтальный опрос

39

31.01

Население и хозяйственное освоение Поволжья

Понятия: многонациональность, многоконфессиональность, республика немцев, основные этапы заселения и освоения, оценка современной демографической ситуации. Города Поволжья

комбинированный

индивидуальный опрос

40

4.

02


Хозяйство Поволжского экономического района

Понятия: ВПК, АПК, Волжский каскад ГЭС, электрификация; главные отрасли специализации, крупнейшие промышленные центры и предприятия, география отраслей специализации; проблемы и перспективы развития

комбинированный

самостоятельная работа

41

7.

02


Урал. Факторы формирования территории

Понятия: опорный регион России, евроазиатское положение, пограничность, состав и факторы формирования территории, особенности ТГП И ЭГП.

комбинированный

фронтальный опрос

42

11.02

Природа Урала

Понятия: Каменный пояс, минеральная кладовая, климатораздел, особенности природы, оценка природных условий и ресурсов

комбинированный

индивидуальный опрос

43

14.02

Население и хозяйственное освоение Урала

Понятия: евроазиатское положение, кочевники, многонациональность, оценка современной демографической ситуации. Города Урала

комбинированный

индивидуальный опрос

44

25.02

Хозяйство уральского экономического района

Понятия: горнозаводской район, горнодобывающая промышленность, ВПК, завод-гигант, Танкоград, главные отрасли специализации, крупнейшие промышленные центры и предприятия, география отраслей специализации; проблемы и перспективы развития

комбинированный

самостоятельная работа

45

28.02

Практическая работа №6 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства на примере экономических районов Западного макрорегиона»

Практическая работа №6 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства на примере экономических районов Западного макрорегиона»

практикум

проверка практических навыков

46

4.

03


Обобщающий урок по теме «Европейская Россия»

Проверка усвоения ОУНов

обобщающий

разноуровневая проверочная работа

Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

47

7.

03


Азиатская Россия. Общая характеристика

Понятия: Восточный макрорегион, Сибирь, Крайний Север, экстремальные условия, многолетняя мерзлота, землепроходцы, переселенцы; состав региона

семинар

индивидуальный контроль

48

11.03

Западная Сибирь. Факторы формирования территории

Понятия: ЭГП, ТГП, геополитическое положение, пограничность; состав и факторы формирования территории, особенности ТГП И ЭГП.

комбинированный

индивидуальный опрос

49

14.03

Природа Западной Сибири

Понятия: эпипалеозойская плита, меловой период, континентальность, заболоченность, Васюганье, особенности природы, оценка природных условий и ресурсов

комбинированный

фронтальный опрос

50

18.03

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири

Понятия: мангазейские промышленники, многонациональность, малые народы; основные этапы заселения и освоения; оценка современной демографической ситуации

комбинированный

индивидуальный опрос

51

28.03

Хозяйство Западной Сибири

Понятия: ТЭК, ЛПК, нефтегазовый комплекс; главные отрасли специализации, крупнейшие промышленные центры и предприятия, география отраслей специализации; проблемы и перспективы развития

комбинированный

самостоятельная работа

52

1.

04


Север Восточной Сибири. Природа и факторы формирования территории

Понятия: Крайний Север, экстремальные условия, многолетняя мерзлота, трапповый магматизм, гидролакколиты, кимберлитовые трубки; влияние ФГП на особенности природы; состав и факторы формирования территории; оценка природных условий и ресурсов

комбинированный

индивидуальный опрос

53

4.

04


Население и хозяйство Восточной Сибири

Понятия: малочисленные народы, землепроходцы; основные этапы заселения и освоения, современная демографическая ситуация; главные отрасли специализации, крупнейшие промышленные центры и предприятия, география отраслей специализации; проблемы и перспективы развития

комбинированный

фронтальный опрос

54

8.

04


Южная Сибирь. Природа и факторы формирования территории

Понятия: ЭГП, ПГП, ТГП, эндемики, рифтовая зона, инверсия; Байкал – жемчужина России; влияние ФГП на особенности природы; состав и факторы формирования территории; оценка природных условий и ресурсов

комбинированный

фронтальный опрос

55

11.04

Хозяйство Южной Сибири

Понятия: подрайоны, ТПК, главные отрасли специализации, крупнейшие промышленные центры и предприятия, география отраслей специализации; проблемы и перспективы развития

комбинированный

самостоятельная работа

56

15.04

Дальний Восток. Факторы формирования территории и природа.

Понятия: ЭГП, ТГП, ПГП, приграничное положение уникальность, эндемики, сейсмоактивность, гейзеры, муссоны, паводки, уссурийская тайга, изменение ПГП во времени; влияние ФГП на особенности природы; состав и факторы формирования территории; оценка природных условий и ресурсов; состав и факторы формирования территории.

комбинированный




57

18.04

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока

Понятия: малочисленные народы, землепроходцы; основные этапы заселения и освоения, современная демографическая ситуация; главные отрасли специализации, крупнейшие промышленные центры и предприятия, география отраслей специализации; проблемы и перспективы развития

комбинированный

индивидуальный опрос

58

22.04

Хозяйство Дальнего Востока

Понятия: ВПК, ЛПК; главные отрасли специализации, крупнейшие промышленные центры и предприятия, география отраслей специализации; проблемы и перспективы развития

комбинированный

самостоятельная работа

59

25.04

Практическая работа №7 «Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона».


Практическая работа №7 «Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона».


практикум

проверка практических навыков

60

29.04

Обобщающий урок по теме «Азиатская Россия»

Проверка усвоения ОУНов

обобщающий

разноуровневая проверочная работа


Часть 6. Россия в современном мире.

61,

62


2.

05,


6.

05


География стран нового зарубежья.

Понятия: новое зарубежье, особенности исторического развития и природы стран СНГ; особенности населения и хозяйственного освоения; оценка природно-ресурсного потенциала стран нового зарубежья

изучение нового материала




63

13.05


Россия и страны СНГ

Понятия: интеграция, МГРТ, экономическая политика, экспорт, импорт, товарооборот, СНГ, Ближнее и Дальнее Зарубежье; проблемы и перспективы сотрудничества.

семинар

индивидуальный контроль

64

16.05

Россия и страны мира

Понятия: интеграция, МГРТ, экономическая политика, экспорт, импорт, товарооборот, СНГ, Ближнее и Дальнее Зарубежье; проблемы и перспективы сотрудничества; внешнеэкономические партнёры, современные тенденции международных отношений

семинар

индивидуальный контроль


Часть 7. Хозяйство Мурманской области

65-
66

18

05

20



05

Главные отрасли специализации хозяйства

Понятия: горнодобывающая промышленность, ТЭК, цветная металлургия, рыбная промышленность, морской транспорт, сырьевая база развития отраслей; главные отрасли специализации, крупнейшие промышленные центры и предприятия, география отраслей специализации; проблемы и перспективы развития. Практическая работа №8 «Характеристика одной из отраслей хозяйства области»

комбинированный с практической работой

проверка практических навыков

67

23

05


Место Мурманской области в хозяйстве страны

Перспективы развития хозяйства области, роль края в географическом разделении труда; внешнеэкономические связи, перспективы развития международного сотрудничества

семинар

индивидуальный контроль

68

25

05


Обобщающий урок по теме «Хозяйство Мурманской области»

Проверка усвоения ОУНов

обобщающий

разноуровневая проверочная работа