Рабочая программа курса по выбору «Мир языка и культура» по русскому языку для 9 класса на 2013-2014 учебный год - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по русскому языку на 2013 2014 учебный год разработана... 1 35.72kb.
Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на... 2 585.5kb.
Пиникер Марины Леонидовны II квалификационная категория По учебному... 11 4167.52kb.
Рабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе на 2013 2014... 2 409.14kb.
Седовой Оксаны Юрьевны по русскому языку, 1 класс 2012 2013 учебный... 2 446.36kb.
Программа по русскому языку (на 2013-2014 учебный год) 4 749.01kb.
Рабочая программа курса русского языка в 7 классе на 2013-2014 учебный... 8 610.02kb.
Рабочая программа по технологии 6 класса на 2013 – 2014 учебный год 1 361.31kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса на 2013/2014... 2 347.63kb.
Рабочая программа Шумиловой. С. Н. По истории Древнего мира в 5 классе... 3 569.76kb.
Демоверсия для промежуточной аттестации в 10 классе по русскому языку... 1 100.74kb.
Кутузов и Наполеон План 1 223.36kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Рабочая программа курса по выбору «Мир языка и культура» по русскому языку для 9 - страница №1/1

Комитет Администрации Шелаболихинского района по образованию

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №2»

Шелаболихинского района Алтайского края.





Принято

МО учителей филологии

Протокол №1 от 30.08.2013


Утверждено

Приказ директора школы

№40/6 от 30.08.20013

Рабочая программа курса по выбору «Мир языка и культура»

по русскому языку для 9 класса

на 2013-2014 учебный год

Составитель программы:

Колеватова Н.В.,

учитель русского языка и литературы

с. Шелаболиха

2013 г.
Пояснительная записка
к программе курса по выбору
"МИР ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА"

Одной из целей обучения русскому языку называется сегодня и формирование культуроведческой, или лингвокультурной, компетенции, образования по предмету "Русский язык", наряду с языковой и коммуникативной компетенцией, названа и социокультурная компетенция. Особую важность и значимость приобретает интегрированное изучение языка и постижение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как составной части жизни общества; соотношение языка, культуры жизни и общества в целом.

"МИР ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА" - это курс, который, в первую очередь, предполагается как предпрофильный элективный курс ориентирующего характера для учащихся 9-х классов, и одной из целей преподавания данного курса является подготовка учащихся 9-х классов к профильному обучению в 10-11 классах, оказание помощи в выборе будущего профиля обучения. Курс помогает выполнить задачу предварительной профессиональной ориентации, а отдельные разделы и темы заявленного курса могут стать "отправными точками", базой для последующего углубленного изучения целого ряда специальных курсов общегуманитарной тематики.

Данный курс может быть продолжен и закреплен другими элективными и специальными курсами: "Язык художественной литературы", "Русская словесность", "Стилистика и культура речи", "Риторика", "Введение в языкознание" и др.

Элективный курс "МИР ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА" позволяет естественным образом - как на содержательном, так и на технологическом уровне - устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, так как предполагает обращение к гуманитарным предметам, к терминологическому аппарату не только лингвистики, но и литературы, истории, МХК и даже географии. Данный курс привлекает внимание учащихся к малоизвестным либо не актуальным в сознании сведениям и фактам из истории, культуры, литературы и родного языка.

Практические упражнения и индивидуальные и групповые задания носят творческий характер. Региональный компонент, используемый на занятиях, способствует, с одной стороны, систематизации полученных по всем учебным знаний, с другой стороны, углубленной профилизации, развитию познавательных и будущих профессиональных интересов девятиклассников.


Цели изучения курса «Мир языка и культура»:

формирование профессиональной ориентации учащихся выпускных классов; расширение и углубление знаний учащихся о родном языке, речевой культуре; формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции учащихся;

расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в изучении отдельных дисциплин.

Задачи изучения курса «Мир языка и культура»:

способствовать приобщению учащихся к речевой культуре как производной национальной культуры;

сформировать уважительное отношение к литературе как воплощению речевой культуры;

изучить механизмы преобразования лингвистических знаний в интеллектуальное и социальное развитие учащихся;

воспитать уважение к требованиям речевого этикета;

рассмотреть культурные богатства родного языка;

подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры речи, охрана литературного языка.

Актуальность и новизна элективного курса «Мир языка и культура».

Содержание курса нацелено на более глубокое, чем позволяет школьная программа, изучение ряда сложных разделов языкознания и лингвокульторологии, способствует изучению вопросов истории языка, диалектологии, современного русского языка Данный курс позволяет рассмотреть роль языка в обществе, расширяет и углубляет знания о внутрисистемных и межпредметных связях родного языка. Элективный курс «Мир языка и культура» способствует формированию мировоззрения - как общенаучного, так и лингвистического в частности, воспитывает сознательно-бережное отношение к языку как феномену духовной культуры, т.е. формирует и воспитывает языковую личность будущего специалиста-гуманитария, что в дальнейшем будет залогом успешности на рынке труда.

Концепция преподавания курса «Мир языка и культура:

- единство интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся в ходе работы по программе;

- нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения из ранее изучаемых учебных дисциплин вопросов и проблем;

- вариативность содержательной и организационной составляющих, т.е. возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательности изучения материала курса;

реализация универсального и интеграционного подходов при конкретизации тематики и методики изучения специального курса;

индивидуализация и дифференциация обучения;

ориентация в практической части на региональные факты и местный языковой материал;

преимущество самостоятельной работы учащихся в учебной, творческой и исследовательской деятельности.

Новые знания, получаемые учащимися в процессе работы по программе, связаны с расширением сведений о русском языке, о самобытности, своеобразии русского языка, его эстетической ценности, о культурных "наслоениях" языка. Изучение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как "зеркале" жизни общества; соотношение культуры, языка и литературы - как составных частей культуры - и жизни общества в целом. Учащиеся при этом совершенствуют умения анализировать тексты разной стилистической принадлежности, работают со справочной литературой, собирают и систематизируют языковые материалы для написания сочинений-рассуждений на лингвистические или морально-этические темы (одно из наиболее сложных заданий ЕГЭ), для подготовки научных сообщений, докладов и рефератов.
Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной деятельности (создание проектов) - проблемные и поисково-исследовательские методы.

Выбор методов и форм работы обусловлен, в первую очередь, следующими приоритетами:

учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

Значительна доля практических и самостоятельных работ, работа в группах, ролевые и деловые игры, дискуссии и "круглые столы", практикумы, тренинги и лабораторные работы (например, со словарями или с каталогами) и т.п. Особенно предпочтителен в методике организации данного элективного курса метод проектов.

Ожидаемые результаты изучения курса «Мир языка и культура»:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

приобретение практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики (и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ);

приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.

Формы и приемы работы учащихся: составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, комплексный и аспектный анализ текста, организовывать коллективную и групповую работу на основе специального текста, исследование предложенной проблемы (по методу проектов), сбор лингвистических, лингво- и социокультурных фактов, их обработка и систематизация, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), написание рефератов и выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа.

Предлагаемые пути усвоения содержания курса - коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.


Предлагаю ниже программу краткосрочного курса «Мир языка и культура», рассчитанного на 8 часов, т.е. по 1 часу (занятию) в неделю.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны:

понимать, что русский язык одна из основных национально-культурных ценностей русского народа;

определять роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к родному языку, гордиться им;

иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому самосовершенствованию;

иметь достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

уметь коммуникативно и целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместно выполнять какие-либо задания, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем;

овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, уметь вести самостоятельный поиск информации.


Тематический план
1.Что такое язык? Функции языка. Языковая картина мира.

Язык общенародный и язык литературный.

2.Народ и язык. Родной язык и национальное самосознание. Менталитет народа и язык.

3.Экология языка и культуры.

4. Место среди других языков и современный статус русского языка.

5."Свидетели живые". История, стоящая за словами. Устаревшая лексика в произведениях русских писателей XI Х- начала XX века. "Язык Пушкина" или "Языковые особенности романа М. Шолохова "Тихий Дон").

6.«Язык родных просторов». Языковые особенности произведений писателей Ставрополья. Составление опорных конспектов. Написание рефератов, докладов.

7."Языковая личность" и "языковой паспорт" жителей Шелаболихинского района

8.Диспут " Можно ли по языку определить уровень культуры человека?" (Вариант: "Мы такие как наш язык или наш язык таков, какие мы?") Работа с лингвистическими словарями, составление плана по теме.
Всего 8 часов 1 час в неделю.
Содержание занятий по курсу «Мир языка и культура»

Тема 1. Что такое язык? Функции языка. Языковая картина мира. Язык общенародный и язык литературный.

Язык и наука о нем. Ученые о происхождении и назначении языка. Функции языка. Язык - средство общения. Язык - путь закрепления и сохранения коллективного опыта человечества. Язык - способ выражения мыслей, чувств, эмоций. Разделы лингвистики. Язык как система систем. Внутрисистемные и межпредметные связи языка.

Национальный язык - составная часть материальной и духовной культуры народа, средство получения, усвоения и хранения этической информации. Специфика отражения языковой картины мира в языке каждого народа.

Современный русский язык как предмет изучения. Национальный (общенародный) язык. Стилистическая дифференциация языка. Литературный язык как нормированная и "обработанная мастерами" форма общенародного языка. Языковые "периферии".



Тема 2. Народ и язык. Родной язык и национальное самосознание. Менталитет народа и язык.

Язык как составляющая часть культуры, как культурная "память народа"; культура как "система, стоящая между человеком и миром". Русская культура в зеркале языка.

Менталитет народа, особенность восприятия им окружающего мира через культуру и язык.

Тема 3. Экология языка и культуры.

Изменения в русском языке в последние десятилетия. Реформы языка. Речевая культура и охрана языка. Проблемы культуры речи и экологии языка в работах российских ученых.



Тема 4. Место среди других языков и современный статус русского языка. Выдающиеся писатели и общественные деятели о русском языке, его богатстве, силе и выразительности.

Русский язык в современном мире. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык международного общения, один из мировых языков.

Место русского языка в кругу родственных славянских языков. Связи и взаимовлияние русского, украинского и белорусского языков.

Выдающиеся писатели и общественные деятели о русском языке, его богатстве, силе и художественной выразительности.



Тема 5. "Свидетели живые". История, стоящая за словами. Устаревшая лексика в произведениях русских писателей XI Х- начала XX века. Язык художественных произведений.

Архаизмы и старославянская лексика. Архаизмы и историзмы в художественных произведениях, говорящие об историческом прошлом нашей страны, использующиеся для воссоздания колорита эпохи.

Сущность книжного языка как достижения и достояния национальной культуры. Разговорная разновидность литературного языка. Характеристика и понятие литературно-языковой и стилистической нормы, смысл функционального стиля языка, роль новообразований.

Тема 6. Языковые и стилистические особенности произведений писателей

Языковые особенности произведений писателей .Народно - поэтические, диалектные, просторечные выражения в авторской речи как средство речевой характеристики произведения.



Тема 7. "Языковая личность" и "языковой паспорт" жителей Шелаболихинского района

Территориальная, социальная, возрастная, профессиональная, образовательная и прочая дифференциация языка и речи. Понятие о "языковой личности". Язык семьи, язык отдельного человека. "Языковой паспорт". Язык и речь жителей район



Тема 8.Практическое занятие. Проведение диспута или конференции.
Примерные темы творческих работ (исследований) по курсу «Мир языка и культура»
Литературный язык - основа культуры речи.

Основные признаки литературного языка.

Современное состояние русского литературного языка.

Формы существования языка.

Связь русского языка с историей и культурой русской нации.

Русский язык среди других языков мира.

Проблема экологии слова.

Основные формулы речевого этикета.

Культура разговорной речи.

Этико-социальные аспекты культуры речи.

Культура дискутивно-полемической речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Будагов А.А. Толковые словари в национальной культуре народов. М: Изд-во МГУ, 1989

2. Будагов А.А. Писатели о языке и язык писателей. 2-е изд., доп. М., 2000, 2001

3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 1997

4. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово: Факультативный курс для учащихся 7-8 классов: Пособие для учащихся. - М., 1987

5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1990

6. Гвоздарев ЮА. Язык есть исповедь народа. М., 1993

7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Русский язык, 1978-1980

8. Доманский В.А. Литература и культура: Культуроведческий подход к изучению словесности в школе: Учебн. пособие. М.: Флинта, 2002



9. Земская Е.А. Как делаются слова: книга для учащихся. М., 1978

10. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - Изд. 3-е. М., 1994