Рабочая программа начального общего образования по иностранному (французскому) языку для 2 класса - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Обучение французскому языку на начальном этапе обучения предполагает... 1 90.23kb.
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на... 5 922.61kb.
Рабочая программа начального общего образования для 4 класса 2 376.9kb.
Рабочая программа по английскому языку 7 949.7kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего... 1 143.15kb.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента... 1 327.33kb.
Примерной программы начального общего образования в соответствии... 3 417.45kb.
Книга для учителя. В программе нашли отражение тенденции в развитии... 2 475.88kb.
Образовательная программа по немецкому языку для основной школы составлена... 1 223.1kb.
Рабочая программа по окружающему миру 1 184.94kb.
Плешаков А. А. Рабочая тетрадь для 1-4 класса. Пособие для учащихся... 3 982.57kb.
― формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции... 3 775.25kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Рабочая программа начального общего образования по иностранному (французскому) языку - страница №1/2

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение КАСЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Кантемировского муниципального района Воронежской области

396701 Воронежская область, Кантемировский район, село Касьяновка, ул. Советская, 6 тел.5-82-70, e-mail: Kasyanka@yandex.ru




«Рассмотрено»

Руководитель МО филолого – общественных наук

________________ / Ливенцова С.В./

Протокол №_____от «____»____________2013г.




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ Касьяновская СОШ


____________________/ Ткачева А.А./

«________» ______________2013г.



«Утверждено»

Директор МКОУ Касьяновская СОШ

________________________/ Гончаров Н.В./

Приказ №______от «____»_____________2013г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ИНОСТРАННОМУ (ФРАНЦУЗСКОМУ) ЯЗЫКУ

для 2 класса
Разработал: учитель французского языка, 1 квалификационной категории

Елисеева Ольга Борисовна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета


протокол №______от «_____»______________2013г.

2013 – 2014 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированного Минюстом России 22.12.2009 года № 177856, Приказом Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования» ); закона РФ об образовании №3266-1 от 10.07.1992; Примерной программы начального общего образования по французскому языку для 2-4 классов. Данная программа предназначена для организации процесса обучения французскому языку в образовательных учреждениях, в которых обучение французскому языку начинается со 2 класса на основе линии УМК «Твой друг, французский язык» (2-4 классы) авторов А. С. Кулигиной, М. Г. Кирьяновой. В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе.

Данная Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и примерных программ по французскому языку и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, указывается последовательность изучения разделов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и т.д.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить конкретное представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета иностранный язык; предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

В Рабочей программе детально раскрыто содержание изучаемого материала, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития учащихся.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 2 класса и специфики классного коллектива. В группе обучаются 5 детей, из которых мальчиков – 2, девочек - 3. Дети вместе учатся с 1 класса и воспитываются в семьях, где родители уделяют должное внимание обучению и воспитанию.

Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Это следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава.

Основная масса обучающихся класса – это дети с высоким уровнем способностей и мотивацией учения, которые в состоянии полностью освоить программу по предмету.

2 ученика проявляют желание и возможность изучать язык  на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания, как на этапе отработки учебного материала, так и на этапе контроля. В организации работы с ними учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. 

Данный этап изучения иностранного языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту обучения во 2 классе существенно изменилось общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения, необходимые для изучения французского языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном языке. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес, что учитывается при выборе разнообразных методов и технологий обучения. Младшие школьники характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.

В свою очередь именно изучение французского языка способствует развитию речевых способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную интонацию в зависимости от цели высказывания (утверждение, вопрос, отрицание), планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение французского языка позволяет расширить словарный запас младшего школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов и т.д.

В условиях поликультурного и полиязычного мира изучение иностранного языка наряду с русским языком и чтением становится одним из приоритетных направлений модернизации начального школьного образования. Это обусловлено целым рядом причин, связанных с цивилизационными изменениями общепланетарного масштаба: обучение иностранным языкам признаётся важнейшим направлением образования во всех документах Совета Европы и в новых российских документах об образовании.

На современном этапе успешное развитие общества возможно при определённом уровне иноязычной грамотности его граждан. Иноязычная грамотность повышает конкурентоспособность государства, способствует перестройке экономики внутри страны, интеграции государства в мировое экономическое и культурное сообщество, открывает доступ к всемирной информации и новейшим информационным технологиям. Вместе с русским языком и чтением иностранный язык

входит в число предметов филологического цикла и вносит существенный вклад в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности младшего школьника. Иностранный язык рассматривается сегодня как средство познания других народов, стран и их культур. В качестве одного из предметов филологической направленности в начальной школе он должен, прежде всего, обеспечить развитие коммуникативной компетенции младших школьников со всеми составляющими её видами: лингвистической, речевой, социолингвистической, социокультурной и стратегической.



Введение иностранного языка во 2 классе начальной школы как учебного предмета создаёт основу для развития интереса к французскому языку, формирует базовые навыки аудирования, говорения, чтения и письма. Отечественный и зарубежный опыт раннего обучения иностранному языку свидетельствует о восприимчивости младших школьников к усвоению предмета. Дети этого возраста обладают большими имитационными способностями и познавательными интересами, они имеют потребность в эмоциональных контактах как со взрослыми, так и со сверстниками.
Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме;

  • приобщение школьников к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; на воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

  • развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; на развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

  • воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.

В соответствии с вышеуказанными целями изучение предмета «Французский язык» направлено на решение следующих задач:

  • формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;

  • расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;

  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;

  • развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;

  • развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;

  • приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;

  • развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением), умением работать в паре, в группе.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа «Французский язык. 2—4 классы» создана в соответствии с личностно-oриентированной парадигмой образования. Учебный курс «Французский язык. 2—4 классы» авторов А. С. Кулигиной, М. Г. Кирьяновой, Т. В.Корчагиной (линия «Твой друг французский язык»), реализующий данную программу, построен на коммуникативно-когнитивном деятельностном подходе к обучению французскому языку младших школьников. Для достижения основной цели — формирование коммуникативной компетенции младшего школьника, т. е. способности и готовности младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка, — особый акцент при отборе учебного материала сделан на социокультурную составляющую иноязычной коммуникативной компетенции. Такой выбор обеспечит культуроведческую направленность обучения, привлечёт внимание школьника к культуре Франции, позволит лучше осознать культуру своей собственной страны, сформирует умение её представлять средствами французского языка, включит младшего школьника в диалог культур. В учебно-методические комплекты курса «Французский язык. 2—4 классы» авторов А. С. Кулигиной, М. Г. Кирьяновой, Т. В.Корчагиной включён обширный материал, демонстрирующий культуру французского и русского народов, что способствует формированию у школьников целостной картины мира.

При отборе учебного содержания курса «Французский язык. 2—4 классы» учитывались происходящие сегодня изменения в обществе, средствах массовой коммуникации.

Использование новых информационных технологий и формирование мультимедийной компетенции становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Способность к поиску необходимой информации и обмену ею через глобальную сеть Интернет расширяет общую информационную картину мира, обогащает познавательную компетенцию и социальный опыт учащихся, требует повышения коммуникативной компетенции младших школьников, совершенствования их филологической подготовки. При создании учебного курса «Французский язык. 2—4 классы» учитывались следующие особенности предмета «Французский язык»:

межпредметность: межпредметная интеграция строится с учётом взаимодействия предмета «Французский язык» с содержанием предметов, включённых в программу начальной школы: русским языком, литературой, математикой, окружающим миром, искусством и т.д. Это не только повышает мотивацию к изучению французского языка, но и расширяет познавательные возможности младших школьников;

многоуровневость: учащиеся овладевают, с одной стороны, различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой стороны, умениями в четырёх видах речевой деятельности;

многофункциональность: учебный курс «Французский язык. 2—4 классы» содержит все учебные материалы для овладения учащимися французским языком (цель обучения) и сведениями из различных областей знания (средство приобретения данных). Отбор содержания и форм обучения учащихся в данном курсе сделан в соответствии со здоровьесберегающими, естественно-научными принципами организации учебно-воспитательного процесса, что повысит качество усвоения знаний и комфортное состояние учащихся. На начальном этапе коммуникативная направленность в обучении французскому языку реализуется в системе игровых ситуаций. Следовательно, в центре учебной деятельности находится игра, которая занимает важное место в жизнедеятельности ребёнка, осваивающего окружающий мир. В игре учащиеся применяют имеющиеся знания, приобретают новые, развивают навыки и умения, необходимые в учебной деятельности. Ситуации общения мотивируют учащихся к овладению лексическими и грамматическими средствами, которые необходимы для того, чтобы выразить своё мнение, вступить в общение со своими сверстниками. Содержание учебно-методических комплектов курса «Французский язык. 2—4 классы» и методические приёмы призваны сформировать такие качества, как ответственность, самоанализ и самоконтроль. Специальные задания из учебника и рабочей тетради, а также дополнительные материалы для развития всех видов речевой деятельности нацелены на формирование автономности, что предполагает личную инициативу учащихся в самообразовании. С этой целью в УМК данного курса включён раздел для самоконтроля и текущего контроля.

Содержание учебного курса «Французский язык. 2—4 классы» в целом направлено на повышение гуманитарного образования младших школьников, на формирование личности и социальной адаптации детей к условиям поликультурного и полиязычного мира. Содержание учебно-методических комплектов данного курса расширяет лингвистический кругозор детей, формирует культуру общения, содействует речевому развитию учащихся, интеграция с русским языком и литературой закладывают у младших школьников основы филологического образования.

В процессе обучения французскому языку во 2 классе реализуются цели нескольких уровней.



Цели первого уровня. Учащиеся должны иметь представление:

- об изучаемом языке, как средстве межличностного и межкультурного общения, его функционировании в устной и письменной речи,

- об основных сферах применения получаемых знаний,

- о связи курса с другими дисциплинами.



Цели второго уровня. Учащиеся должны знать:

- основные лексические и грамматические структуры на начальном этапе обучения;

- содержание материала по всем изученным лексическим темам,

- правильно излагать и четко формулировать основные цели изучения иностранного языка, самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий с учётом речевых возможностей и потребностей младшего школьника.



Цели третьего уровня. Учащиеся должны уметь:

- работать в группе, проявлять способность к сотрудничеству и взаимопомощи;

- осуществлять поиск и отбор полученной информации, представлять и обсуждать результаты;

- использовать различные источники информации и Интернет-ресурсы для самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей;

-работать с иноязычным текстом, иметь элементарные навыки смыслового чтения;

- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

- понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи и выделять значимую информацию.

Цели четвертого уровня. Учащиеся должны владеть:

- основами самообразования, самоконтроля, самооценки, принятия решений;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

При реализации данных целей:

1).Развивается коммуникативная компетенция на французском языке в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, а именно:

а) речевая компетенция - формирование коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме;

б) языковая компетенция - накапливаются простые языковые средства, обеспечивающие возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для начального этапа обучения;

в) социокультурная компетенция - школьники приобщаются к культуре и реалиям стран, говорящих на французском языке, в рамках узкого спектра сфер, тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся 8-9 лет, соответствующих их психологическим особенностям; формируются умения представлять своих друзей, культуру своей страны и стран изучаемого языка в условиях межкультурного общения посредством ознакомления учащихся с соответствующим страноведческим, культуроведческим и социолингвистическим материалом,;

г) компенсаторная компетенция - развиваются умения в процессе общения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет использования синонимов, жестов и т. д.;

д) учебно-познавательная компетенция - развиваются желание и умение самостоятельного изучения французского языка доступными им способами (в процессе выполнения проектов, через Интернет, с помощью справочников и т. п.), развиваются специальные учебные умения (пользоваться словарями, интерпретировать информацию текста и др.), умение пользоваться современными информационными технологиями.

2) Начинается развитие и воспитание школьников посредством предмета «Иностранный язык»: понимание учащимися роли изучения языков международного общения в современном поликультурном мире, ценности родного языка как элемента национальной культуры; осознание важности французского языка как средства познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание толерантности по отношению к иным языкам и культуре.



Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения французскому языку в данном УМК реализуются в процессе формирования, совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.

Развитие и воспитание у младших школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации и социальной адаптации дает возможность воспитывать гражданина, патриота своей страны, развивать национальное самосознание, а также способствует взаимопониманию между представителями различных сообществ. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению, вырабатывают толерантность к иным воззрениям, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями. Овладение английским языком ведет к развитию более глубокого взаимопонимания между народами, к познанию их культур, а на этой основе — к более глубокому осмыслению культурных ценностей и специфики культуры своего народа, его самобытности и места собственной личности в жизни социума.

Таким образом, главные цели курса соответствуют тому, что зафиксировано в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования по иностранному языку, а сам курс полностью соответствует новому Федеральному базисному учебному плану и примерным программам по французскому языку для начального общего образования. Предлагаемый курс также отвечает требованиям европейских стандартов. Он ориентирован в большей степени на общеевропейские компетенции владения иностранным языком. Все вышесказанное свидетельствует о полном соответствии целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям основных федеральных документов.

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному учебному плану рабочая программа по французскому языку предусматривает изучение французского во 2 классе 2 раза в неделю. Всего на изучение французского языка во 2 классе отводится 68 часов в год.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При изучении иностранного языка в начальной школе стимулируется общее речевое развитие младших школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, знакомства с образцами детского зарубежного фольклора; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культурам.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Это обобщенные способы действий, открывающие возможность ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых характеристик. Функции УУД:



  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области .


Виды УУД:
Личностные УУД

Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, особенностях социальных отношений и взаимодействий; экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни; уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению; готовность к самообразованию и самовоспитанию.



Регулятивные УУД

Умение самостоятельно планировать, анализировать и контролировать условия достижения цели; уметь принимать решения в проблемной ситуации; уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и выбирать наиболее эффективный способ; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать свои возможности достижения цели.



Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

знать и уметь применять основы коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; проявлять инициативу в организации совместного действия; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, адекватного межличностного восприятия, в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Познавательные УУД

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; владеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; знать и использовать основы рефлексивного чтения; самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

4) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.

6) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата, а также формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

2) Использование различных способов поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

3) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

4) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

5) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; с уважением воспринимать другую точку зрения.

6) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессом.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения.

2) Освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора.

3) Сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. У выпускников начальной школы должны сформироваться коммуникативные умения в четырёх видах речевой деятельности.



В области аудирования выпускник 2 класса научится:

 понимать на слух речь учителя по ведению урока;

 понимать на слух речь одноклассников при непосредственном общении;

 понимать на слух небольшие тексты, построенные на изученном речевом материале;

 понимать как основную информацию, так и детали услышанного текста;

 вербально или невербально реагировать на услышанное.



Выпускник получит возможность научиться:

 понимать на слух разные типы текста, соответствующие возрасту и интересам учащихся (диалоги, описания, детские стихотворения и рифмовки, загадки);

 использовать контекстуальную или языковую догадку;

 воспринимать на слух тексты, содержащие незнакомые слова.



В области говорения выпускник 2 класса научится:

 вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;

 описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;

 рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, городе и т. д.



Выпускник получит возможность научиться:

 воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: стихотворения и рифмовки, песни;

 кратко излагать содержание прочитанного/услышанного текста;

 выражать отношение к прочитанному/услышанному.



В области чтения выпускник 2 класса научится:

 читать вслух и про себя небольшой аутентичный текст, построенный на изученном языковом материале;

 соблюдать правила произношения и соответствующую интонацию;

 прогнозировать содержание текста по заголовку;

 не обращать внимания на незнакомые слова (в том случае, если они не затрудняют общее понимание текста);

 пользоваться справочными материалами (французско-русским словарём).



Выпускник получит возможность научиться:

 догадываться о значении незнакомых слов по контексту;

 не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.

В области письма выпускник 2 класса научится:

 правильно списывать слова, словосочетания, простые предложения;



В процессе овладения социокультурным (познавательным) аспектом выпускник научится:

 находить на карте страны изучаемого языка и их столицы;

 узнавать достопримечательности своей страны и страны изучаемого языка;

 сравнивать обычаи и традиции своей страны и страны изучаемого языка;

 понимать особенности образа жизни зарубежных сверстников;

 узнавать и называть имена персонажей французской детской литературы и телепередач;

 называть французские журналы для детей Okapi, Astrapi и др.

намерения в соответствии с предлагаемой в курсе «Французский язык. 2—4 классы» тематикой.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основные содержательные линии

Основными содержательными линиями являются:

 коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;

 языковые средства и навыки оперирования ими;

 социокультурная осведомлённость;

 общеучебные и специальные учебные умения.

Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения французским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Французский язык».
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ

Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам, потребностям и другим возрастным особенностям младших школьников и включает:

Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание с использованием типичных фраз речевого этикета.

Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год, Рождество. Подарки.

Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы.

Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размеры, характер, что умеет делать.

Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках.

Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Любимое время года. Погода. Дикие и домашние животные.

Мой день. Распорядок дня. Занятия в будни и в выходные дни.

Страна/страны изучаемого языка и родная страна.

Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки). Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в магазине).

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПО ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В русле говорения

1. Диалогическая форма.

Уметь вести:

 этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения: знакомство, представление, приветствие, прощание, благодарность, поздравление и т. п. с использованием речевых клише;

 диалог-расспрос (запрос информации, ответ на него);

 диалог-побуждение к действию (просьба, приглашение, согласие/ несогласие, желание/нежелание, отрицательное/положительное реагирование).

2. Монологическая форма.

Уметь пользоваться основными коммуникативными типами монологической речи: описание (друзей, родственников, города, предметов, персонажей, картинок и т. п.), сообщение,

характеристика персонажей, рассказ (с опорой и без опоры на рисунки и т. п.).

В русле аудирования

Воспринимать на слух и понимать:

 речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке (вопросы разной структуры, ответы, указания, небольшие связные высказывания учителя и учеников из 3—6 предложений в монологической речи и 1—3 в диалогической);

 небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале.



В русле чтения

Читать:


 вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

 про себя и понимать тексты, содержащие, кроме изученного материала, отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, место действия и т. п.).



В русле письма

Владеть:


 техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией);

 основами письменной речи: писать по образцу поздравительную открытку, письмо, приглашение.



ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И НАВЫКИ ПОЛЬЗОВАНИЯ ИМИ

Графика, каллиграфия, орфография

 Все буквы французского алфавита.

 Звуко-буквенные соответствия.

 Буквы с диакритическими знаками (accent aigu, accent grave, accent circonflexe).

 Буквосочетания.

 Апостроф.

 Основные правила чтения и орфографии.

 Написание наиболее употребительных слов.



Фонетическая сторона речи

 Все звуки французского языка.

 Нормы произношения звуков французского языка (отсутствие оглушения звонких согласных, отсутствие редукции неударных гласных, открытость и закрытость гласных, назализованность и неназализованность гласных).

 Дифтонги.

 Членение предложения на смысловые ритмические группы.

 Ударение в изолированном слове, ритмической группе, фразе.

 Фонетическое сцепление (liaison) и связывание (enchaînement) слов внутри ритмических групп.

 Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений.



Лексическая сторона речи
Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объёме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру франкоговорящих стран. Интернациональные слова. Начальные представления о способах словообразования: суффиксация (-ier/ière, -tion, -erie, -eur, -teur); словосложение (grand-mère, petits-enfants).

Грамматическая сторона речи
Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий и специальный вопросы.
Вопросительные обороты est-ce que, qu’est-ce que и вопросительные слова qui, quand, où, combien, pourquoi, quel/quelle. Порядок слов в предложении. Инверсия подлежащего и сказуемого. Утвердительные и отрицательные предложения. Отрицательная частица ne … pas.
Простое предложение с простым глагольным (Je vais à  l’écolel'école.), составным именным (Ma famille est grande.) и составным глагольным (Je sais danser.) сказуемыми. Безличные предложения (Il neige. Il fait beau.).
Конструкции cest, ce sont, il faut, il y a.
Нераспространённые и распространённые предложения.
Сложносочинённые предложения с союзом et.

Глагол. Грамматические формы изъявительного наклонения (l’indicatif). Неопределённая форма глагола (l’infinitif).
Повелительное наклонение регулярных глаголов (impératif).
Модальные глаголы (vouloir, pouvoir, devoir).
Существительные. Существительные мужского и женского рода единственного и множественного числа с определённым/неопределённым/ частичным/ слитным артиклем.
Прилагательные. Прилагательные мужского и женского рода единственного и множественного числа. Согласование прилагательных с существительными.
Местоимение. Личные местоимения в функции подлежащего. Указательные и притяжательные прилагательные.
Количественные числительные (до 100), порядковые числительные (до 10).
Предлог. Наиболее употребительные предлоги: à, de, dans, sur, sous, près de, devant, derrière, contre, chez, avec, entre.
Социокультурная осведомлённость
Национально-культурные особенности речевого/неречевого поведения в своей стране и в странах изучаемого языка в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения. Употребительная фоновая лексика и реалии страны изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Контекстуальная догадка, игнорирование лексических и языковых трудностей. Переспрос. Словарные замены.
Учебно-познавательные умения
Общеучебные умения: использование справочной литературы. Навыки работы с информацией: фиксация содержания, поиск и выделение нужной информации, обобщение.
Специальные учебные умения: использование двуязычных словарей и других справочных материалов, в том числе мультимедийных, интерпретация языковых средств.

КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«Система контроля и оценка не может ограничиваться ути­литарной целью — проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному предмету. Она ставит бо­лее важную социальную проблему: развить у школьников умения проверять и контролировать себя, критически оцени­вать свою деятельность, находить ошибки и пути их устране­ния».

Текущий контроль как наиболее оперативная и гибкая проверка проводится на всех этапах начального обучения французскому языку. Текущий контроль проводится на каж­дом уроке (контроль выполнения домашнего задания, умения учащегося выполнять различные упражнения в соответствии с заданием/инструкцией), а также систематический контроль после серии занятий.

Во 2 классе после работы с учащимися в рамках 4 разде­лов (unités) предлагаются задания для контроля и самоконт­роля («Je fais tout seul»). Это даёт учителю и ученику возмож­ность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. К осо­бенностям этого вида контроля следует отнести право учени­ка на ошибку и совместный с учителем анализ последователь­ности учебных действий (её устранение).

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый, достаточно большой промежуток времени — четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные работы составляются учителем и включают усвоенные учащи­мися учебные материалы по всем видам речевой деятельнос­ти: говорению, аудированию, чтению и письму. Наличие по­собия «Французский язык. Тестовые и контрольные задания. 2—4 классы» (автор А. С. Кулигина) ориентирует учителя на необходимый выбор заданий для каждого этапа обучения французскому языку в начальной школе.

Для сильных, средних и слабых учеников контролирующие задания составляются учителем отдельно и представляют собой тесты на владение языком на разных уровнях. Среди многочисленных типов заданий, которые могут быть использованы для составления тестов и контрольных работ, можно выделить следующие: перекрестный выбор; альтернативный выбор; множественный выбор; упорядочение; завершение/окончание; замена/трансформация; ответ на вопрос; перефразирование и т.д. В тесты и контрольные работы, используемые для промежуточного и итогового контроля, необходимо включать для проверки продуктивных умений такие задания, при выполнении которых обучаемые становятся участниками иноязычного общения. Это могут быть ролевые игры, интервью, заполнение анкеты, круглый стол, т. е. задания, требующие большей самостоятельности и содержащие элементы творчества.




следующая страница >>