Рабочая программа педагога прядкиной Елены Владимировны 1 квалификационная категория по учебному курсу «География России. Население - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Штуленко Светланы Николаевны Высшая квалификационная категория по... 1 115.2kb.
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население... 5 1384.88kb.
Рабочая программа педагога прачевой Натальи Владимировны (высшая... 3 359.18kb.
Приказ № от 2012г. Рабочая программа педагога покатаева Оксана Викторовна... 2 261.73kb.
География России. Население и хозяйство. 68 ч. 2 ч 1 146.5kb.
1. Русский язык 5кл. Ладыженская Т. А. М.: Просвещение 1 53.1kb.
Рабочая программа педагога прачевой Натальи Владимировны 1 274.07kb.
Рабочая программа Рыкаловой Елены Николаевны по учебному предмету 1 183.5kb.
Пиникер Марины Леонидовны II квалификационная категория По учебному... 11 4167.52kb.
Рабочая программа по учебному предмету 1 328.74kb.
Рабочая программа Ивановой Елены Владимировны, учителя русского языка... 3 464.48kb.
Проблемы обеспечения безопасности здоровья и жизни детей в настоящее... 1 70.57kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Рабочая программа педагога прядкиной Елены Владимировны 1 квалификационная категория - страница №1/1



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Гришевская средняя общеобразовательная школа


«Согласовано»

Руководитель МО

Донина Г.П..
Протокол № 1 от

«07» 09 2013 г.




«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

Лозовая В.П.
« 10 » 09 2013 г.


«Согласовано»

Директор МКОУ Гришевская СОШ

_____________Донина Г.П.
Приказ № 168 от « 28 » 09 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Прядкиной Елены Владимировны 1 квалификационная категория
по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»

9 класс

2013 -2014 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона «Об образовании РФ» в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), закона «Об образовании РБ» и примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «География России. Население и хозяйство» – это четвертый по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 9 класса формируются представления о характере экономической и социальной географии России, стран СНГ и Балтии. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.

Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа». Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» (70 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Цель программы:

Изучение географии России направлено на:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 9 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей



Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.



Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.



Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.

Характеристика предмета:

География России. Население и хозяйство – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.



Ведущие принципы:

В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.



Учет возрастных и психологических особенностей детей:

Курс географии предназначен для изучения в девятом классе общеобразовательной школы (возраст учащихся 14-15 лет). Особенности возрастного периода ребенка 14-15 лет характеризуются необходимостью изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля за их обучением и учебной деятельностью. Приходится отказаться от многих из этих форм и найти какие-то новые методы, приемы и средства учебного и воспитательного воздействия. Если школьники еще недавно охотно слушали подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, учащийся стремится теперь излагать материал «своими словами».

Подросток стремится утвердить свою личность в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность. Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом. Психологические особенности подростков. Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей. Они хотят выглядеть лучше всех и производить выгодное впечатление. Реакция эмансипации – стремление высвободиться из-под контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность. В группе появляется как сопротивление: участники могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать слова или поступки ведущего. Потребность в доверительном общении. Хотят, чтобы их мнение уважали. Хотят быть услышанными.

Для учета возрастных и психологических особенностей детей используются определенные педагогические технологии и методики.



Условия реализации программы:

- Государственный образовательный стандарт обучения географии 2004 года;

- Базисный учебный план.

Данная программа базируется на учебно-методическом комплексе: «География России. Население и хозяйство» в который входят:


  1. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство 9 класс – М.: Дрофа, 2007.

  2. В.П. Дронов, География России. Население и хозяйство Рабочая тетрадь к учебнику В.П. Дронова. В.Я. Рома „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

  3. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Население и хозяйство России: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2007

  4. Атлас. География России.. 9 класс.

  5. Контурные карты. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.


Организация образовательного процесса:

В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

2. Технология проектной деятельности.

3. Технология личностно-ориентированного обучения.

4. Новые информационные технологии.

5. Нетрадиционные формы организации уроков.

6. Различные источники географической информации.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Данная программа рассчитана на один учебный год – 70 часов, 2 часа в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.

В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические критерии.

Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фак­тического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутст­вие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и само­стоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдени­ем необходимой последовательности. Учащиеся работают полно­стью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практи­ческие умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фик­сации результатов форме.



Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выпол­няется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, стра­ницы из статистических сборников. Работа показывает знание уча­щихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретическо­го материала, но испытывают затруднение при самостоятельной ра­боте с картами атласа, статистическими материалами, географиче­скими приборами.

Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не под­готовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и по­мощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся не­эффективны по причине плохой подготовки учащегося.

Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами:

При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.



Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).

Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.

Планируемые результаты обучения.

В результате изучения географии ученик должен



знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


Содержание тем учебного курса

1. Общий обзор России Что мы будем изучать? Российская Федерация. Государственная территория России. Географическое положение и границы России. Геополитическое влияние. 4 часа.

2. Население России. Население России. Численность и воспроизводство населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Национальный и языковой состав населения России. Расселение населения. Сельское население России. Народы России. Культура, религия и быт. Урбанизация в России. Города России. Рынок труда и занятость населения. 9 часов.

3. Хозяйство России. Хозяйство России. Структура экономики. Цикличность развития экономики. Особенности развития хозяйства России. Проблемы современного хозяйства России. Социально-экономические реформы, структурные особенности экономики России. 5 часов.

4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Научный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая). Угольная промышленность. Электроэнергетика. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Машиностроительный комплекс. Значение, размещение состав, проблемы комплекса. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. АПК. Земледелие и животноводство. Проблемы АПК и пути их решения. Пищевая и легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания. 19 часов.

5. Районы России. Экономическое районирование. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва – административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район. Северо-Западная Россия. Калининградская область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера. Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала. Восточный макрорегион. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. 27 часов.

6. 7. Россия и страны нового зарубежья. Страны нового зарубежья СНГ. Белоруссия. Страны Балтии. Европейский Юго-запад. Закавказье. Азиатский Юго-восток. 6 часов.

Календарно-тематический план




Тема урока

Дата

Содержание

Требования к уровню подготовки

Тип урока

Средства

Домашнее задание

По плану

Фактически

Тема 1. Общий обзор России (4 часа)

1.

Что мы будем изучать?







Задачи курса экономической и социальной географии России. Значение географии, как науки, в изучении окружающего мира. Ученые географы России. География хозяйства и населения.

Знать об основных особенностях хозяйства России

Изучение нового материала

Политико-административная карта России, контурные карты




2.

Российская Федерация







Государственная территория. Место России среди государств СНГ и стран мира по площади и по численности населения. Административно-территориальное деление. Политико-административная карта России.

Понимать: Что такое Российская федерация

Изучение нового материала

Политико-административная и физическая карта России. Атлас, контурные карты




3.

Государственная территория России







Государственная территория России. Географическое положение России и СССР. Разница между понятиями «территория» и «пространство» страны.

Знать о территории

Изучение нового материала

Политическая и физическая карта России, политическая карта мира




4.

Географическое положение и границы России. Геополитическое влияние







Экономико- и политико-географическое положение. Особенности ЭГП России.

Знать о границах России

Изучение нового материала

Политико-административная карта России




Тема 2. Население России (9 часов)

5.

Население России. Численность и воспроизводство населения.







Численность населения России. Причины, влияющие на изменение численности населения. «Демографический кризис», «естественный прирост населения».

Знать о демографической картина России

Изучение нового материала

Политико-административная карта России, статистические данные о численности населения




6.

Миграции населения.







Особенности миграции населения. «Миграция», «Иммиграция», «эмиграция», «беженцы», «вынужденные переселенцы», «сальдо миграций».

Анализировать миграционное движение в стране

Изучение нового материала

Политико-административная карта России. Работа со статистическим материалом.




7.

Демографическая ситуация







Демографическая ситуация в России и ее значение для страны

Демографические показатели России

Изучение нового материала

Политико-административная карта России




8.

Национальный и языковой состав населения России.







АТ деление России. Коренное население в субъектах региона. Численное преобладание коренного и русского населения.

Знать об особенностях национального состава

Изучение нового материала

Политико-административная карта России Карта народов России. Таблицы в учебнике.




9.

Народы России. Культура, религия и быт.







Разнообразие народов России. Культура народов.

Знать специфику народов России

Изучение нового материала

Политико-административная карта России. Карта народов России.




10

Урбанизация в России. Города России.







Процесс урбанизации. Функции городов. Анализ статистических данных. Значение городов в материальной и духовной жизни населения. Основные типы сельских поселений. Особенности деревенской национальной культуры.

Понимать картину урбанизации в стране

Изучение нового материала

Политико-административная и физическая карта России. Карты плотности населения и урбанизации




11

Расселение населения. Сельское население России.







Плотность населения России. Основные типы сельских поселений.

Сельское население России

Комбинированный урок

Карты плотности населения. Политико-административная и физическая карта России.




12

Рынок труда и занятость населения







Рынок труда, причины безработицы, требования в современному работнику.

Занятость населения страны

Изучение нового материала

Политико-административная карта России




13

Контроль знаний по теме «Население России»







Закрепление знаний и умений




Учет и оценка знаний, умений и навыков







Тема 3. Хозяйство России (5 часов)

14

Хозяйство России. Структура экономики.







«Хозяйство», «отрасль», «сфера», «географическое разделение труда», «межотраслевой комплекс». Особенности структуры хозяйства России.

Иметь представление об экономике России

Изучение нового материала

Контурная карта




15

Цикличность развития экономики







Основные циклы развития экономики







Схема циклов по Н.Д. Кондратьеву




16

Особенности развития хозяйства России







Развитие командной и рыночной экономики России. Стадии развития: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная.

Знать об экономических системах России

Изучение нового материала

Статистические данные, контурная карта, текст учебника




17

Проблемы современного хозяйства России







Проблемы, существующие в современной экономике России. Пути решения проблем.

Иметь представление о проблемах современного хозяйства России

Изучение нового материала

Политико-административная карта и карта полезных ископаемых России, таблицы со статистическими данными




18

Социально-экономические реформы, структурные особенности экономики России







Циклы развития экономики, цикличность развития Перспективы развития экономики.

Знать об основных экономических реформах России

Изучение нового материала

Схема циклов Н.Д. Кондратьева




Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (19 часов)

19

Научный комплекс







Состав и география научного комплекса России. Значение научного комплекса в экономике. Технополис.

Знать о научном комплексе

Изучение нового материала

Политико-административная карта России, дополнительная литература




20

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая)







Значение ТЭК, размещение месторождений нефти и газа. Топливно-энергетический баланс

Знать о топливной промышленности

Изучение нового материала

Карта топливной промышленности




21

Угольная промышленность







Особенности угольной промышленности, проблемы отрасли, размещение

Знать об особенностях угольной промышленности

Изучение нового материала

Карта топливной промышленности. Презентация




22

Электроэнергетика







Электроэнергетика. Энергосистема. Электростанции разных типов.

Знать о электроэнергетике страны

Изучение нового материала

Карта электроэнергетики




23

Металлургический комплекс. Черная металлургия.







Особенности металлургии. Ведущие факторы размещения предприятий.

Знать о черной металлургии

Изучение нового материала

Карта промышленности




24

Цветная металлургия







Особенности металлургии легких и тяжелых металлов. Ведущие факторы размещения предприятий.

Знать о цветной металлургии

Изучение нового материала

Карта промышленности




25

Химическая промышленность







Значение промышленности в экономике России. Особенности размещения.

Знать о химпроме

Изучение нового материала

Карта промышленности




26

Лесная промышленность







ЛПК. Значение промышленности в экономике России. Особенности размещения.

Знать о лесопроме

Изучение нового материала

Карта промышленности




27

Машиностроительный комплекс. Значение, размещение состав, проблемы комплекса.







Значение и состав машиностроительного комплекса. Изучение проблем машиностроения и пути их развития. География и факторы размещения отрасли. «Специализация», «кооперирование».

Знать о машиностроительном комплексе

Изучение нового материала

Карта «Машиностроение».




28

Факторы размещения машиностроения. География машиностроения.







География и факторы размещения машиностроительной отрасли

Знать о машиностроительном комплексе

Изучение нового материала

Карта «Машиностроение».




29

Военно-промышленный комплекс.







Структура ВПК, роль ВПК в экономике. Анализ карт и определение географии ВПК. Проблемы ВПК. Конверсия.

Знать о ВПК

Изучение нового материала

Карты учебника




30

АПК. Земледелие и животноводство.







Состав и значение АПК. Особенности сельского хозяйства России. Растениеводство и зональная специализация.

Знать о АПК, земледелии и животноводстве

Комбинированный урок

Карта «Растениеводство». гербарий




31

Проблемы АПК и пути их решения







Проблемы агропромышленного комплекса

Знать о проблемах АПК

Комбинированный урок

Карта промышленности. Статистические данные, карточки.




32

Пищевая и легкая промышленность







Особенности размещения предприятий. Круг проблем.

Знать о легкой и пищевой промышленности

Изучение нового материала

Карта промышленности. Коллекция тканей




33

Инфраструктурный комплекс. Транспорт.







Состав инфраструктурного комплекса, роль в экономике России.

Знать о инфраструктуре страны

Изучение нового материала

Плакат «Транспорт России», стат. материал




34

Автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт







Особенности этих видов транспорта. Их значение при перевозке грузов и пассажиров.

Знать о транспорте страны

Изучение нового материала

Карта «Транспорт России», стат. материал




35

Связь. Сфера обслуживания.







Виды связи и уровень ее развития

Знать о сфере обслуживания

Изучение нового материала

Физическая и политико-административная карта.




36

Обобщение по теме «Межотраслевые комплексы»







Обобщение и закрепление пройденого материала




Обобщение и закрепление







37

Зачет по теме «Межотраслевые комплексы России»







Закрепление знаний и умений




Учет и оценка знаний, умений и навыков







Тема 5. Районы России (27 часов)

38

Экономическое районирование.







Причины районирования России. Причины, влияющие на специализацию России.

Знать об основах экономического районирования

Изучение нового материала

Политико-административная и физическая карта России




39

Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития.







Состав ЦР и особенности его ЭГП, развития хозяйства.

Особенности Центрального района

Изучение нового материала

Политико-административная карта России, Карта ЦР, к/карты




40

Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы.







Состав центрального района и особенности его экономико-географического положения

Уметь характеризовать данный район

Изучение нового материала

Физическая и политико-административная карта России




41

Население и трудовые ресурсы Центральной России.







Население Центральной России, традиции, обычаи русского н6арода.

Демографическая картина района

Изучение нового материала

Карты «Плотность населения», политико-административная




42

Население и хозяйство Центрального района







Особенности и характерные черты населения .ЦР. Влияние природных условий на занятия населения

Демографическая и хозяйственная картина района

Изучение нового материала

Физическая и политико-административная карта России




43

Экономика Центральной России.







Главные черты современного хозяйства ЦР

Знать структуру экономики района

Изучение нового материала

Экономическая карта ЦР




44

Москва – административный, культурный и научный центр России







Многофункциональный город-милионник. Москва – столица и ее проблемы.

Знать о столице России

Изучение нового материала

Физическая и политико-административная карта России, карта Москвы




45

Узловые районы Центральной России.







Нижний Новгород, Воронеж, Чебоксары и республики ЦР

ГП района

Изучение нового материала

Физическая и политико-административная карта России




46

Центрально-Черноземный район.







ЭГП района. Природные условия и ресурсы.

ЭГП района. Природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Физическая и политико-административная карта России




47

Северо-Западная Россия.







ЭГП района. Природные условия и ресурсы. Санкт-Петербург.

ЭГП района. Природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Физическая и политико-административная карта России




48

Калининградская область.







История образования региона. СЭЗ и анклав.

ЭГП района. Природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Физическая и политико-административная карта России




49

Обобщающий урок по теме «Центральная Россия».







Закрепление знаний и умений




Учет и оценка знаний, умений и навыков

Карточки с заданиями




50

Европейский Север. Природа. Народы.







Особенности ЭГП, природные условия, население ЕС

ЭГП района. Природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Физическая и политико-административная карта России




51

Хозяйство Европейского Севера.







Природные ресурсы и специализация района. Проблемы.

Природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Карта Европейского Севера




52

Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа.







ЭГП СК, особенности природных условий и ресурсов, национальный состав.

Природные условия и ресурсы, население.

Изучение нового материала

Физическая карта Кавказа




53

Хозяйство Северного Кавказа







Отрасли специализации, территориальная структура, проблемы Кавказа.

Знать о особенностях хозяйства СК

Изучение нового материала

Физическая, почвенная и экономическая карты России




54

Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья.







ГП. Роль Воли в развитии экономики. Природные условия. Развитие и размещение экономики. Население.

ЭГП района. Природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Физическая и политико-административная карта России. Карта Поволжья.




55

Хозяйство Поволжья.







Отрасли специализации Поволжья и факторы их размещения.

Знать об особенностях хозяйства

Изучение нового материала

Экономическая карта Поволжья




56

Урал. ЭГП, природные ресурсы, население







ЭГП. Значение Урала в хозяйстве страны. Природные ресурсы.

ЭГП района. Природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Физическая и политико-административная карта России. Экономическая карта Урала.




57

Хозяйство и проблемы Урала.







Отрасли специализации Урала и факторы их развития. Состояние экономики Урала. Проблемы района.

Отрасли специализации Урала и факторы их развития.

Изучение нового материала

Экономическая карта Урала.




58

Обобщающий урок по теме «Западная зона».







Закрепление знаний и умений




Учет и оценка знаний, умений и навыков

Карточки с заданиями




59

Восточный макрорегион







Особенности Восточной зоны.

ЭГП района. Природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Физическая и политико-административная карта России. Карта «Плотность населения России»




60

Западная Сибирь







ЭГП. Природные условия и ресурсы. Отрасли специализации и проблемы.

ЭГП района. Природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Физическая и политико-административная карта России.




61

Восточная Сибирь







ЭГП. Природные условия и ресурсы. Отрасли специализации и проблемы.

ЭГП района. Природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Физическая и политико-административная карта России. Карта «Восточной Сибири».




62

Дальний Восток







ЭГП. Природные условия и ресурсы. Этапы освоения. Проблемы. «Свободная экономическая зона».

ЭГП района. Природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Физическая и политико-административная карта России




63

Обобщающий урок по теме: «Экономические районы России»







Закрепление знаний и умений




Повторение пройденного материала







64

Зачет по курсу «Экономическая география России»







Определение уровня знаний по курсу «Экономическая география России»




Учет и оценка знаний, умений и навыков








Тема 6. Россия и страны нового зарубежья (4 часов)

65

Страны нового зарубежья СНГ.
Белоруссия.








ГПП. Взаимоотношения России с независимыми государствами.

ГП. Население. Хозяйство



ЭГП. Природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Карта СССР, СНГ




66

Страны Балтии







ГП. Население. Хозяйство.

ЭГП. Природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Карта СССР, СНГ




67

Европейский Юго-Запад







ГП. Население. Хозяйство.

ЭГП. Природные условия и ресурсы

Изучение нового материала







68

Закавказье.

Азиатский Юго-восток









ГП. Население. Хозяйство.

ЭГП. Природные условия и ресурсы

Изучение нового материала

Карта СССР, СНГ





Список литературы:

1. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2007.

2. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2007

3. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. 9 класс. М.: Просвещение, 1997.

4. В.Я. Ром, В.П. Дронов. Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2001.

5. И.М. Чередов. Формы учебной работы в средней школе.

6. В.И. Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 классы). – М.: Просвещение, 1991.

7. Э. Гирчис. «Дорогами дружбы» – М.: Детская литература, 1928.

8. В.А. Кошевой, А.А. Лобжанидзе. Тесты. География 8-9. – М.: Дрофа, 2002.

9. Сто народов – сто языков (этнографические очерки). – М.: Просвещение, 1992.

10. Школьные олимпиады (под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова). География 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2003.

11. Задачи по географии. Под редакцией А.С. Наумова. – М.: МИРОС, 1993.

12. Журналы «География в школе». 2003-2010 гг.

Оборудование



    1. Физическая карта полушарий

    2. Политико-административная карта России

    3. Физическая карта России

    4. Политическая карта мира

    5. Карта народов России.

    6. Карта полезных ископаемых России

    7. Карта топливной промышленности России

    8. Карта электроэнергетики

    9. Карты промышленностей.

    10. Карта «Растительности»

    11. Плотность населения России

    12. Карта Москвы.

    13. Физические карты: Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Центральная Россия. Европейский Север. Северо-Западная Россия. Кавказ. Урал. ЦЧР. Поволжье.

    14. Природа России.

    15. Почвенная карта России

    16. Пищевая промышленность

    17. Зоогеографическая карта России.

    18. Карта СССР, СНГ

    19. Интерактивные уроки. КиМ. География 9 класс.

    20. Схема, статистический материал, раздаточный материал, презентации, гербарий.