Рабочая программа по истории для 10-11 классов разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного об - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе... 1 222.31kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе... 1 134.92kb.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного... 1 108.95kb.
Программа по истории для 10-12 классов вечерней школы 3 1777.39kb.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента... 1 327.33kb.
Рабочая программа по истории в 6 классе (базовый уровень) Учитель... 2 394.19kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии... 1 103.4kb.
Программа По истории 9 класс 1 137kb.
Рабочая программа по русскому для 6 класса основной общеобразовательной... 5 761.55kb.
Рабочая программа по истории для 7 класса 2013-2014 учебный год 1 246.91kb.
Примерная программа основного общего образования по изобразительному... 1 143.97kb.
Кащенко Наталья Сергеевна Базовый уровень Волоконовка 2014 1 507.94kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Рабочая программа по истории для 10-11 классов разработана на основе Федерального - страница №1/1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории для 10-11 классов разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., программы Волобуева О.В. История. Россия и мир. 10 кл. М., Дрофа, 2008. 11 кл. М. Дрофа, 2006.

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени основного общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории», которые изучаются параллельно. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам. Она рассчитана на 105 часов в 10 класса из расчета 3 часа в неделю (35 часов – всеобщая история, 70 часов – история России) и 102 часа в 11 классе из расчета 3 часа в неделю (34 часа – всеобщая история, 68 часов – история России).


Цели курса:

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.


Задачи обучения:

  • Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;

  • Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной  и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.

Рабочая программа рассчитана на 207 учебных часов. Содержание курса «История» устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 10-11 классов:




Классы

Объем учебного времени

Разделы примерной программы

НРК




История России

Всеобщая история




10 класс

105 ч

История России (с древнейших времен до середины XIX в.) – 70 ч

Всеобщая история (с древнейших времен до середины XIX в.) – 35 ч

10 ч

11 класс

102 ч

История России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – 68 ч

Всеобщая история (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – 34 ч

8 ч


Программа ориентирована на учебники:


  1. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История. Россия и мир. 10 кл. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений.- 8-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2008.

  2. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История. Россия и мир. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений.- 5-е изд., стереотипное. М.: Дрофа, 2006.

  3. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 16 века. Ч.1. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 7-е изд. М.: «Русское слово», 2009.

  4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 16 века. Ч.2. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 7-е изд. М.: «Русское слово», 2009.

  5. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. М.: «Русское слово», 2009.

  6. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России XX – начало XXI века. – Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 9-е изд. М.: «Русское слово», 2009.

  7. Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в. – Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 11-е изд., исправленное и дополненное. М.: «Русское слово», 2009.


Содержание рабочей программы.
РОССИЯ И МИР. 10 класс.
Вводное занятие
Введение. Задачи и особенности учебного курса. Концепции исторического знания. Периодизация исторического знания. Основные воззрения античных авторов на исторический процесс, современная историография. Основные тенденции мирового общественного развития. Россия и мировой исторический процесс. Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья
Древний Восток и античный мир. Начало преобразования человеком природы. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла и торговли. Ранние цивилизации и их особенности. Государство на Востоке. Деспотия. Возникновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм: государство и общество. Римский мир Средиземноморья.

Рождение европейской средневековой цивилизации. Кризис поздней Римской империи. Великое переселение народов и его последствия для мира Средиземноморья. Падение Западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья. Влияние античной традиции на политическую жизнь, право, градостроительство и архитектуру в эпоху Средневековья. Латинский язык и литература в духовной жизни Средневековья. Этническая карта Европы. Общественный строй варварских народов Европы. Роль христианства в жизни средневекового общества.

Страны Западной Европы в раннее Средневековье. Природные условия и хозяйственная деятельность. Образование варварских королевств. Франкское государство и его завоевания. Образование государств во Франции, Германии и Италии. Формирование раннефеодального общества. Феодальная собственность и феодальное поместье. Феодальная лестница: сеньоры и вассалы. Дальнейшее политическое дробление. Образование Священной Римской империи. Сословия средневекового общества. Христианство и христианская церковь в жизни человека Средневековья. Духовная и светская власть.

Византийская империя и восточно-христианский мир. Природа и население. Особенности развития Византии. Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Раскол христианской церкви. Византия — крупнейшее христианское государство раннего Средневековья. Внешняя политика византийских императоров. Влияние Византии на славянский мир.

Исламский мир. Аравия — родина ислама. Проповедь Мухаммеда и возникновение новой религии. Вероучение ислама. Начало арабских завоеваний. Образование халифата. Раскол в исламе: шииты и сунниты. Арабский халифат во второй половине VII—X в. Мусульманская культура.

Тема 2. Древняя Русь
Народы Восточной Европы. Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Великое переселение народов и новая этническая карта Восточной Европы. Расселение славян. Финно-угорские, балтские племена. Тюркский каганат. Хазария и Волжская Булгария.

Восточные славяне в древности. Влияние природной среды на занятия и образ жизни восточных славян. Хозяйство. Особенности земледельческой культуры. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. Племенные союзы. Языческие верования. Устройство мира в представлении восточных славян. Славянские боги.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Предпосылки формирования Древнерусского государства. Русь и варяги. Первые князья. Военные походы. Русь и Византия. Княжение Владимира I. Христианизация Руси и ее значение.

Государство и общество. Организация управления государством. Полюдье. Начало княжеских усобиц. Правление Ярослава Мудрого. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Владимир Мономах. Община и вотчина. Социальная структура древнерусского общества. «Русская Правда».

Церковь и культура. Русская православная церковь. Влияние христианства на культуру. Развитие каменного зодчества. Древнерусская живопись. Образование. Литература. Летописание. Бытовая культура.

Раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Натуральный характер сельского хозяйства. Расширение боярского землевладения. Рост городов. Окончательный распад Древнерусского государства. Борьба за великокняжеский стол. Владимиро-Суздальское княжество и рост его политического влияния. Новгородская земля. Система государственного управления. Культура Руси в XII — начале XIII в. Архитектура. Живопись. Литература.

Русь между Востоком и Западом. Держава Чингисхана. Первые завоевательные походы монголов. Нашествие на Волжскую Булгарию и на Русь. Батый. Борьба русских княжеств с монгольским нашествием и его последствия. Образование Золотой Орды. Система государственного управления. Русские земли в составе Золотой Орды. Александр Невский. Борьба со шведами и немцами. Отношения с Ордой.
Тема 3. Западная Европа в XIXV веках
Экономическое и политическое развитие. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Развитие ремесла и техники. Средневековый город и горожане. Торговля и банковское дело. Укрепление королевской власти во Франции и в Англии. Создание централизованных государств. Ослабление Священной Римской империи. Изменение роли церкви в жизни западноевропейского общества. Еретические движения.

Взаимодействие средневековых цивилизаций. Католический, православный и мусульманский миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе.

Культура средневекового Запада. Картина мира в представлениях средневековых европейцев. Христианство и культура. «Рыцарская» культура. «Крестьянская» культура. «Городская» культура. Средневековые университеты.
Тема 4. Российское государство в XIVXVII веках
Москва во главе объединения русских земель. Начало возвышения Москвы. Первые московские князья, рост их владений. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Правление в Московском княжестве Дмитрия Донского. Куликовская битва и ее значение. Василий I. Василий П. Междоусобица в Московском княжестве. Рост территории Московского княжества. Русь и государства-наследники Золотой Орды.

Россия: третье православное царство. Политика Ивана III. Конец ордынского владычества. Завершение процесса объединения русских земель. Система органов государственной власти. Боярская дума. Судебник 1497 г. Концепция «Москва — третий Рим». Централизация государственного управления. Формирование сословно-представительной монархии. Экономическое развитие в XIV—XVI вв. Изменения в социальной структуре общества. Дворянство. Формирование сословий. Начало оформления крепостного права.

Кризис государства и общества. Смутное время. Иван IV. Ливонская война. Опричнина. Самодержавие Ивана Грозного. Правление Бориса Годунова. Причины и начало Смуты. Лжедмитрий I. Основные этапы Смуты. Интервенция Польши и Швеции. Первое и Второе ополчения. К. М. Минин, Д. М. Пожарский. Роль церкви в усилении национально-освободительного движения. Земский собор 1613 г.

Становление самодержавия Романовых. Воцарение династии Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Начало формирования самодержавия Романовых. Политика Алексея Михайловича. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол православной церкви. Старообрядчество. Изменения в экономике и социальном строе. Соборное уложение 1649 г. Народные волнения. Новые явления в духовной жизни общества.

Начало формирования многонационального государства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Освоение севера европейской части России. Присоединение к России Восточной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья. Присоединение Левобережной Украины.

Русская культура. Общая характеристика развития культуры. Книжное дело. Литература. Архитектура. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Последний век русской средневековой культуры. Светские тенденции в культуре.


Тема 5. Запад в Новое время
Европа в начале Нового времени. Изменения в хозяйстве в начале Нового времени. Великие географические открытия XV—XVI вв. Начало колониальных захватов и создания колониальных империй. Социальная структура западноевропейского общества. Реформация в Европе. Лютеранство и кальвинизм. Контрреформация и религиозные войны. Протестантизм как элемент западноевропейской цивилизации.

Государство и общество стран Западной Европы в XVII в. Социально-экономическое развитие Европы в XVII в. «Революция цен» и кризис традиционной европейской экономики. Развитие товарно-денежных отношений. Процесс формирования и общие черты европейского абсолютизма. Абсолютизм во Франции. Экономическая политика эпохи абсолютизма. Английский абсолютизм. Английская революция XVII в. Начало формирования гражданского общества и правового государства.

Эпоха Просвещения. Научные открытия и появление механистической картины мира. И. Ньютон. Рационализм. Распространение материализма и атеизма. Общественная мысль эпохи Просвещения. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Идеи правового государства, разделения властей. Ш. Монтескье. Воздействие идей Просвещения на политические и духовные процессы Нового времени. Просвещенный абсолютизм в странах Европы.

Революции XVIII столетия. Переход к новому обществу. Английские колонии в Северной Америке. Идеи Просвещения в Северной Америке. Начало войны за независимость. Дж. Вашингтон. Принятие Декларации независимости США. Основные принципы американской государственности.

Кризис французского абсолютизма. Начало Великой французской революции. Ее основные этапы. Декларация прав человека и гражданина. Развитие идей гражданского общества и правового государства. Диктатура якобинцев. Значение Великой французской революции.

Тенденции развития европейской культуры XVI—XVIII вв. Идеи гуманизма. Культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение и его творцы. Искусство барокко. Его особенности в различных странах. Превращение Франции в центр европейской художественной культуры. «Большой стиль».


Тема 6. Российская империя в XVIII веке
Власть и общество. Предпосылки петровских реформ. «Великое посольство». Борьба за выход к Балтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра I. Государственные преобразования. Утверждение абсолютизма. Провозглашение империи. Церковная реформа. Борьба за наследие Петра. Просвещенный абсолютизм в России. Правление Екатерины II. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».



Социально-экономическое развитие страны. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. «Золотой век» российского дворянства.

Расширение территории государства. Северная война и территориальные приобретения России. Внешняя политика Екатерины П. Расширение западных границ России во второй половине XVIII в. Россия и Польша. Борьба за выход к Черному морю. Продвижение на Юг. Территориальное расширение России на Восток. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре. Реформы Петра I в области культуры и быта. Образование и наука. Создание Академии наук. Открытие Московского университета. Утверждение светских тенденций в культуре. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.
Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации
Эпоха наполеоновских войн. Термидорианский режим. Директория. Переворот 18 брюмера. Провозглашение Франции империей. От войн республики к войнам империи. Антинаполеоновские коалиции. Изменения политической карты Европы. Российско-французские отношения. Тильзитский мир. Наполеоновские войны и социально-политические перемены в Европе. Поход Наполеона в Россию и гибель «Великой армии». Заграничные походы русской армии. Крах наполеоновской империи.

Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Предпосылки перехода к промышленному производству. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота в Англии и его значение. Промышленный переворот во второй половине XIX в. Изменения в структуре общества.

Революции и реформы. Венский конгресс и его решения. Образование Священного союза. Революции 1830 г. и 1848 г. во Франции. Империя Наполеона III. Революции 1848—1849 гг. в Германии, Австрии и Италии. Утверждение основ конституционализма. Парламентские реформы в Великобритании. Борьба против рабства в США. Гражданская война. Формирование гражданского общества и правового государства.

Идейные течения и политические партии. Либерализм. Консерватизм. Социализм. Французский социализм. Марксизм. Идеи национализма.

Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и Португалии. Колониальные империи Голландии, Франции и Великобритании. Последствия европейской колонизации для стран Востока. Возникновение независимых государств в Латинской Америке.

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX в. Возникновение национальных государств в Европе. Выдвижение Германии и США в лидеры мировой экономики. Новые явления в экономике стран Запада. Возникновение монополистического капитализма. Колониальные захваты и создание новых колониальных империй. Колониальный раздел мира. Общественные отношения и политические партии во второй половине XIX в.


Тема 8. Россия на пути модернизации
Российское государство в первой половине XIX в. Россия на рубеже столетий: Павел I. Преобразовательные проекты Александра I. Противоречивость внутренней политики. Царствование Николая I. Внутренняя политика. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Крепостничество как сдерживающий фактор экономического развития страны.

Общественная жизнь в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. Появление общественно-политических организаций. Декабристы. Консерватизм: в поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей русского социализма.

Реформы 1860—1870-х гг. Кризис крепостничества и необходимость модернизации страны в середине XIX в. Отмена крепостного права. Реформы 1860—1870-х гг., их судьба и историческое значение. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Сельское хозяйство и промышленность в пореформенный период. Развитие капиталистических отношений в городе и деревне. Поиски нового курса во внутренней политике на рубеже 70—80-х гг.: борьба либеральной и консервативной тенденций. Незавершенность реформ. Консервативная политика Александра III.

Общественное движение в России во второй половине XIX в. Влияние реформ на общественно-политическую жизнь. Русский либерализм. Народничество. Основные направления в народничестве и их идеологи. Революционные организации 60— 70-х гг. Терроризм. Возникновение рабочего движения. Первые рабочие союзы. Зарождение социал-демократии. Консерватизм.

Россия — многонациональная империя. Расширение территории в первой трети XIX в. Кавказская война и ее итоги. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Завершение формирования территории империи. Заселение Сибири и Дальнего Востока. Население Российской империи: этносы и конфессии. Пути создания империи.
Тема 9. Культура XIX века
Научно-технический прогресс и общество. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество.

Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Национальные литературы и мировой литературный процесс. Основные направления художественной культуры. Театральное искусство. Изобразительное искусство. Музыка.



Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.

Итоговое повторение по курсу

РОССИЯ И МИР 11 класс.
История XX – начала XXI века.
Тема 1. Россия и мир в начале XX века
Введение. Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории.

Новые тенденции в развитии общества. Страны Запада: характерные черты общества и экономического развития. Научно-технический прогресс. Центры и периферии индустриального общества. Процесс модернизации в России и его особенности. Социальная структура общества на Западе, в России и на Востоке. Идейные течения, образование первых политических партий в России.

Первая российская революция. Предпосылки, причины и этапы революции. Нарастание конфронтации между властью и обществом. Русско-японская война. Радикализация общественного движения. Формы революционной борьбы. Выступления рабочих, крестьян и интеллигенции. Деятельность Советов. Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября. Природа нового политического строя. Образование системы политических партий. Революционные партии: социал-демократы и социалисты-революционеры. Либеральные партии: кадеты и октябристы. Организации правых. Начало российского парламентаризма: I Государственная дума.

Российское общество и реформы. Программа правительства П.А.Столыпина. Начало аграрной реформы. Окончание первой российской революции. Третьеиюньский режим. Основные направления аграрной реформы. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Непоследовательность реформаторского курса.

Россия в системе мирового рынка и международных союзов. Особенности развития российской экономики. Роль государства в хозяйственной жизни страны. Экономический подъём в России. Россия на фоне индустриальных стран Запада. Основные направления внешней политики России. Отношения с Китаем и Японией. Россия в системе военно-политических союзов.
Тема 2. Мировая война и революционные потрясения
Первая мировая война. Геополитическая обстановка накануне войны. Причины войны. Планы России, её союзников и противников. Начало Первой мировой войны. Основные театры военных действий. Военные действия в 1914 году. Роль Восточного фронта в Первой мировой войне. Военные кампании 1915-1917 годов. Социально-экономическая и внутриполитическая ситуация в России и других воюющих странах. Окончание Первой мировой войны.

Российская революция 1917 года. Революционные события февраля-марта 1917 года: падение монархии, отречение Николая II. Образование Временного правительства. Формирование Советов. «Послефевральский» политический режим. Создание правительственной коалиции, политические кризисы. «Апрельские тезисы» В.И.Ленина. Курс большевиков на социалистическую революцию. Поход Л.Г.Корнилова на столицу, «корниловщина». Большевизация Советов. Октябрь 1917 года: приход большевиков к власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты. Установление новой власти на местах. Политические преобразования в Советской России. Система центральных и местных органов управления Советского государства. Образование коалиционного большевистско-левоэсеровского правительства. Судьба Учредительного собрания. Различные точки зрения на революционные события 1917 года.

Гражданская война в России. Причины и особенности Гражданской войны, её временные рамки. Война «внутри демократии». Брестский мир. Борьба за Советы весной 1918 года. Комуч и восстание Чехословацкого корпуса. Строительство Красной Армии. Л.Д.Троцкий. Распад большевистско-левоэсеровского блока. Формирование однопартийной системы в Советском государстве. Принятие Конституции РСФСР. Борьба между «красными» и «белыми». Расширение белого движения и иностранной интервенции. Победы Красной Армии над войсками А.В. Колчака и А.И.Деникина. Связь гражданской войны с социальной и экономической политики большевиков. Политика «военного коммунизма» и её результаты. Крестьянские восстания. Завершение гражданской войны в европейской части страны. Причины победы большевиков в гражданской войне.

От Российской республики Советов к СССР. Российская революция и национальный вопрос. Создание РСФСР. Национальные государства в годы Гражданской войны. Объединение советских республик и образование СССР в 1922 году. Конституция ССССР 1924 года.

Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе. Итоги Первой мировой войны. Мирные предложения. Условия перемирия с Германией и её союзниками. Противоречия между странами-победительницами по поводу принципов послевоенного урегулирования. Версальский мирный договор и его последствия. Мирные договоры с союзниками Германии. Проблема России на переговорах о мире. Распад империй и образование новых государств в Европе. Революционные процессы в Европе. Создание новых национальных государств.
Тема 3. Мир в межвоенный период
Мировой экономический кризис. Экономическое развитие стран Запада в 1920-е годы. Предпосылки экономического кризиса. Великая депрессия в США. Ф.Д.Рузвельт. Основные мероприятия «Нового курса». Выход США из кризиса. Проявление кризисных явлений в разных странах мира. Выход из кризиса, предложенный левыми силами. Политика Народного фронта во Франции.

Тоталитарные режимы в Европе. Тоталитарная идеология. Природа тоталитаризма. Установление фашистского режима в Италии. Корпоративное государство в Италии: вариант тоталитарной диктатуры. Экономический и политический кризис в Германии. Приход к власти в Германии национал-социалистов. Гитлеровский режим. Нацистская партия. Милитаризация страны. Агрессивная внешняя политика. Тоталитарные и авторитарные режимы в других странах Европы. Нестабильность авторитарного и тоталитарного путей преодоления кризиса.

Модернизация в странах Востока. Страны Востока после окончания Первой мировой войны. Распад Османской империи и рождение новой Турции. Внутренняя политика Кемаля Ататюрка. Национально-освободительное движение в Индии и его особенности. Идеология гандизма. Революционные события в Китае. Сунь Ятсен. Гоминьдан после смерти Сунь Ятсена. Гражданская война в Китае.
Тема 4. Социалистический эксперимент в СССР
Советская страна в годы нэпа. Кризис власти РКП(б) и политики «военного коммунизма». Нарастание крестьянских выступлений. Кронштадтское восстание. X съезд РКП(б). Переход к «новой экономической политике» (НЭПу). Расширение торговой сети и сети услуг. Изменение социальной структуры общества: рост численности пролетариата, появление нэповской буржуазии, увеличение числа государственных служащих. Культурная революция. Политическая борьба в большевистской партии после смерти В.И.Ленина. Усиление позиций В.И.Сталина в советском руководстве.

Пути большевистской модернизации. Особенности модернизации в СССР. Свёртывание НЭПа. Курс на индустриализацию и коллективизацию и его последствия. Форсированная индустриализация и её источники. Насильственная коллективизация. Массовые репрессии. Советская экономическая модель. Режим личной власти вождя. Изменения социальной структуры общества, деформация общественного сознания. Конституция 1936 года: несоответствие демократического характера конституции и социально-политических реалий советского общества.

СССР в системе международных отношений. Советская внешняя политика и проблема мировой революции. Генуэзская и Локарнская конференции. Полоса международного признания СССР. Лига Наций. Дальневосточная политика СССР. Советско-китайский конфликт на КВЖД. Советская помощь Китаю в борьбе с японской агрессией. Советско-японские вооружённые конфликты в районе озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Советская политика в условиях роста военной угрозы в Европе. Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти нацистов в Германии. Политика коллективной безопасности. Создание блока фашистских государств. Крах системы послевоенного урегулирования. Дипломатические маневры накануне Второй мировой войны. Мюнхенское соглашение 1938 года и политика «умиротворения» агрессоров. Захваты фашистской Германии и Италии в Европе. Неудача советско-англо-француских переговоров летом 1939 года. Разграничение сфер влияния в Европе.
Тема 5. Вторая мировая война
Агрессия гитлеровской Германии. Причины войны. Периодизация. Нападение гитлеровской Германии на Польшу. Присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. «Странная война» на Западе. Оккупация Германией Дании и Норвегии. Разгром и капитуляция Франции. «Битва за Англию». Военные действия в Северной Африке. Агрессия Германии и Италии на Балканах.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по наращиванию военной мощи СССР. Внешняя политика СССР в условиях начала Второй мировой войны. Советско-финляндская война и её результаты. Расширение территории СССР в 1940 году: присоединение Бессарабии, Северной Буковины и Прибалтики.

Начало Великой Отечественной войны. Нападение Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии летом и осенью 1941 года. Преобразование органов государственного и военного управления. Мобилизационные усилия первых месяцев войны. Оборона Москвы. Провал германского плана молниеносной войны. Контрнаступление Красной Армии под Москвой зимой 1941-1942 годов. Ситуация на фронте весной и летом 1942 года. Начало Сталинградской битвы. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане. Образование антигитлеровской коалиции.

Коренной перелом. Сталинградская битва. Окружение и разгром немецких армий под Сталинградом - начало коренного перелома. Наступление Красной Армии зимой 1942 – весной 1943 года: освобождение Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участках фронта. Планы воюющих сторон на лето 1943 года. Битва на Курской дуге и её значение. Переход стратегической инициативы к Красной Армии. Освобождение левобережной Украины. Битва за Днепр. Массовый героизм советских солдат и офицеров – важнейший фактор победы. Сражения в Северной Африке и на Тихом океане в 1942-1943г.г. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны. Война и советское общество. Перестройка советской экономики в условиях войны. Тыл в годы великой Отечественной войны. Изменение политики в отношении церкви. Положение на территориях, подвергшихся немецкой оккупации. Борьба с оккупационным режимом. Роль партизанского движения в борьбе с немецко-фашистской агрессией.

Победа антигитлеровской коалиции. Стратегическая обстановка к началу 1944 года. Наступательные операции советских войск зимой - весной 1944 года. Наступление советских войск в Белоруссии – операция «Багратион». Изгнание врага с территории СССР. Начало освобождения стран Центральной и Восточной Европы. Открытие второго фронта. Военные действия на Западе в 1944 году. Движение Сопротивления. Берлинская операция. Завершение войны в Европе. Окончание Великой Отечественной войны. Разгром Японии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Итоги Второй мировой войны.
Тема 6. Биполярный мир и «холодная война»
Начало противостояния. Политические последствия Второй мировой войны. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Начало «холодной войны». Установления в странах Восточной Европы просоветских режимов. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Включение стран Западной Европы в орбиту влияния США. Создание Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации Варшавского договора (ОВД). Гонка вооружений. Начало ядерного противостояния. Первое столкновение Востока и Запада: война в Корее и её результаты.

Мир на грани ядерной войны. Смена ориентиров советской внешней политики после смерти И.В.Сталина. Поиск диалога со странами Запада. Встреча руководителей СССР, США, Англии и Франции в Женеве в 1955 году. Установление дипломатических отношений с ФРГ. Обострение международной обстановки. Возведение Берлинской стены. Карибский кризис. Борьба за влияние в «третьем мире». Война во Вьетнаме.

От разрядки к новому противостоянию. Начало разрядки международной напряжённости. Достижение советским блоком военного паритета с Западом. Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Размещение советских ядерных ракет в Восточной Европе. Начало войны в Афганистане. Окончание разрядки. Нарастание конфронтации между СССР и странами Запада, возобновление гонки ядерных вооружений. Обострение идеологической борьбы на международной арене.
Тема 7. СССР и социалистические страны Европы
СССР: от Сталина к началу десталинизации. Экономические последствия войны. Переход промышленности на выпуск гражданской продукции. Восстановление экономики. Отмена карточной системы и денежная реформа. Сталинская диктатура: ужесточение политического режима. Усиление идеологического давления на общество. Новый виток репрессий в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Смерть И. В. Сталина. Приход к власти нового руководства во главе с Н.С.Хрущёвым. Освоение целины: успехи и неудачи. Улучшение жизни колхозников. Наступление на подсобные хозяйства. Социальная политика: рост заработной платы, массовое жилищное строительство. XX съезд КПСС, критика сталинизма. Начало процесса реабилитации. Новая программа партии – утопические планы построения коммунизма. Десталинизация. Противоречивость политики Н.С.Хрущёва. Рост недовольства политическим и экономическим курсом Н.С Хрущёва среди части партийного и государственного руководства и населения. Снятие Н.С Хрущёва с партийных и государственных постов. Итоги реформ.

Кризис развитого социализма. Приход к власти Л.И.Брежнева. Нарастание консервативных тенденций в политической жизни. Власть номенклатуры. Конституция 1977 года. Закрепление роли коммунистической партии в жизни советского общества. Экономическая реформа 1965 года. Попытки внедрения принципов хозрасчёта, самофинансирования и самоокупаемости. Продолжение экстенсивного развития, убыточность большинства колхозов и совхозов. Концепция «развитого социализма». Кризис догматизированной идеологии. Правозащитное движение. Критика советской политической системы диссидентами. Углубление кризиса «развитого социализма».

Социализм в Восточной Европе. Господство коммунистических партий в политической, экономической и духовной сферах жизни стран Восточной Европы. Методы и средства строительства социализма. Конфликт Тито – Сталин. Югославский вариант социализма. Проблема разделённой Германии. События 1956 года в Польше. Восстание в Венгрии. Участие советских войск в венгерских событиях. «Пражская весна» 1968 года, ввод войск стран ОВД в Чехословакию. «Доктрина Брежнева». Кризис 1980-1981г.г. в Польше Создание профсоюза «Солидарность».
Тема 8. Запад и «третий мир» во второй половине XX века
Общественно-политическое развитие Запада в 40-60-х годах. Возрастание экономической и политической роли США после Второй мировой войны. Превращение США в сверхдержаву – лидера западного мира. Внешняя и внутренняя политика США. Политическая жизнь Западной Европы. Политические партии и движения. Формирование экономической политики в рамках концепции «государства благосостояния». Успехи и неудачи политики «государства благосостояния». Изменения социальной структуры общества.

Научно-техническая революция и общество в 70-80-х годах. Новый этап НТР и его последствия. Социально-экономические и политические процессы в странах Запада. Влияние массовых общественных движений на внутреннюю и внешнюю политику западных стран. Кризис «государства благосостояния». Восстановление позиций консерватизма и консервативных партий. Неоконсервативная модель экономического развития.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Деколонизация и выбор пути развития странами Азии и Африки. Прозападная модернизация в Южной Азии. Образование Индии и Пакистана. Превращение Индии в сильнейшую экономическую и военную державу региона. Япония – экономический лидер Азии. Феномен «новых индустриальных стран». Влияние ислама в странах Азии и Африки. Исламская революция в Иране. Идеи социализма в «третьем мире». КНР: от «культурной революции» к рыночным реформам. Социализм во Вьетнаме и Северной Корее. Трансформация идей социализма в странах Азии и Африки. Ближневосточный конфликт. Особенности развития Латинской Америки. Политические и экономические проблемы региона. Кубинский социализм. Политическая нестабильность в Латинской Америке: Чили, Никарагуа. Современное положение в странах Латинской Америки.
Тема 9. Россия в современном мире
СССР в период «перестройки». М.С.Горбачёв. Осознание властью необходимости экономических реформ. Курс на « ускорение». Экономические преобразования. Провозглашение политики «перестройки» и гласности. Развитие процесса десталинизации общества. XIX Всесоюзная партийная конференция и её решения. I съезд народных депутатов СССР. Межрегиональная депутатская группа. Национальная политика. Возникновение национальных движений. «Новое мышление» и советская внешняя политика середины 1980-х – начала 1990-х годов. Возобновление советско-американского диалога. Улучшение отношений с Западной Европой. Вывод советских войск из Афганистана. Кризис власти. Борьба реформаторских и консервативных сил в партийном и государственном руководстве. Массовое движение за отмену монополии КПСС на власть. Межнациональные отношения и конфликты. Начало «парада суверенитетов». Противостояние советского и российского руководства. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Отношения между союзными республиками и Центром. Августовский политический кризис 1991 года, крах ГКЧП. Победа демократических сил. Крушение КПСС. Провозглашение независимости союзными республиками. Распад СССР. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ).

Крах социализма в Восточной Европе. Общие черты экономического и политического кризиса стран «реального социализма». Оппозиционные движения в странах Восточной Европы. Влияние «перестройки» на внутриполитическое развитие этих стран. «Бархатные революции» конца 1980-х годов в странах Восточной Европы. Распад «Восточного блока» и преодоление биполярности мира. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. Национальные конфликты. Рыночные реформы.

Становление новой России. Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Б.Н.Ельцин. Выбор пути экономических преобразований. Е.Т.Гайдар. Либерализация цен и её последствия. Начало приватизации, её издержки. Развитие частного предпринимательства. Формирование основ рыночной экономики. Два подхода к перспективам преобразований. Конфликт двух ветвей власти - исполнительной и законодательной. Политический кризис осени 1993 года. Основные политические силы. Выборы в Государственную Думу и принятие новой Конституции 12 декабря 1993 года.

Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике. Основные положения Конституции Российской Федерации. Курс на стабилизацию. Проблема отношений между федеральным центром, республиками и регионами. Два варианта разрешения противоречий между Центром и регионами: Татарстан и Чечня. Чеченская проблема. Политическая жизнь в стране после 1993 года. Развитие многопартийности в России, её особенности. Выборы в Государственную думу 1995 года и президентские выборы 1996 года. Изменение в расстановке политических сил. Финансовый кризис 1998 года и его последствия. Изменения в социальной структуре. Парламентские выборы 1999 года и президентские выборы 2000 года: новая расстановка политических сил. В.В.Путин. Стабилизация экономического и политического положения страны. Экономические преобразования. Формирование новой властной вертикали.

Мир на пороге XXI века. Современная мировая цивилизация: пути развития. Россия в системе международных экономических отношений. Интеграционные процессы в Европе и других регионах. Проблема национализма, сепаратизма и экстремизма в современном мире. Политическая ситуация в мире. Расширение блока НАТО. Отношения России с НАТО. Участие России в международной борьбе с терроризмом. Проблемы ядерной безопасности и ликвидации локальных войн и конфликтов. Международные организации и движения. Роль ООН в современном мире.
Тема 10. Духовная жизнь
Развитие научной мысли. Теория относительности и новая физическая картина мира. Теоретические и экспериментальные достижения физики микромира. Развитие космологии. Познание тайн живой природы: физиология, генетика, психология. Учение о ноосфере.

Научно-технический прогресс. Развитие транспорта. Автомобилестроение. Ядерное оружие и атомная энергетика. Радио. Телевидение. Компьютерные и информационные технологии. Интернет и мобильная спутниковая телефонная связь.

Основные тенденции развития мировой художественной культуры. Возникновение культуры авангардизма. Её особенности и крупнейшие представители. Отражение жизни общества в реалистическом искусстве. Плюралистическая художественная культура конца XX века. Музыка. Архитектура. Массовая культура.

Российская культура «серебряного века». «Серебряный век». Проблемы культуры на рубеже XIX-XXвеков. Основные течения и направления русского искусства и литературы. Новаторство и традиции русской культуры. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард. Влияние достижений культуры России на мировые художественные процессы XX века.

Культура России: от соцреализма к свободе творчества. Революция и культура. Усиление партийного контроля над духовной жизнью общества и её идеологизация. Отражение событий революции гражданской войны в литературе. Социалистический реализм как официальное художественное направление. Советский кинематограф 1920-1930-х годов. Великая Отечественная война и художественная интеллигенция. Художественная культура второй половины XX века. Влияние десталинизации на духовную жизнь советского общества. Отражение советской действительности в произведениях литературы, искусства и кинематографе. Противоречивость духовной жизни советского общества. Официально-охранительная и неофициальная тенденции в советской культуре. Основные тенденции развития постсоветской культуры. Музыкальное искусство. Архитектура.

Итоговое повторение по курсу.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен: знать/понимать

● основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;  периодизацию всемирной и отечественной истории;

● современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

● историческую обусловленность современных общественных процессов;

● особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников.

уметь

● проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

● критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

● соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

● использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

● показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

● анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

● различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

● устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

● участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

● объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

● определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

● использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

● соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

● понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

● высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;



● объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

● использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.