Рабочая программа по изобразительному искусству для 9 класса основного общего образования базовый уровень - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерная программа основного общего образования по изобразительному... 1 143.97kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для VII- ix классов... 3 618.62kb.
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) 2 347.08kb.
Программа составлена на основе стандарта основного общего образования... 6 1058.05kb.
Рабочая программа по предмету «искусство родного края» 8 класс основного... 1 200.59kb.
Ii ступень обучения, базовый уровень 1 283.1kb.
Рабочая программа по истории для 7 класса 2013-2014 учебный год 1 246.91kb.
Рабочая программа по истории в 6 классе (базовый уровень) Учитель... 2 394.19kb.
Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство (базовый... 1 169.61kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Элементарная математика»... 1 171kb.
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население... 5 1384.88kb.
«На выставке декоративно-прикладного искусства». Подготовка к сочинению-описанию... 1 89.96kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 9 класса основного общего образования - страница №1/1

МБОУ Лопатинская СОШ

«Согласовано» «Согласовано» Утверждена

Руководитель ШМО______(Сяйджафярова О.Н.) Зам.Директора по УВР приказом №___

от «__» «___________» 2013г. ______(Маслова Е.А.) Директор школы (Белова И.И.)

от «___» «__________» 2013г. От «___» «____________» 2013г.


рабочая программа

по

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для 9 класса

основного общего образования

базовый уровень
Срок реализации: 2013-2014 уч. год

Рабочая программа составлена на основе:

программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство 5 – 9 классы» (научный руководитель авторского коллектива Т.Я.Шпикалова), Допущеной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Москва «Просвещение», 2006 г.

Составитель: Кондуров Е.В.

учитель ИЗО


с. Лопатино - 2013г.



Пояснительная записка
Цели программы: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; разви­тие и формирование человека как целостной личности и неповто­римой творческой индивидуальности.

Задачи программы:

  • воспитывать осознанное чувство собственной причастности к
    судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России на основе осмысле­ния учащимися процесса взаимодействия и взаимопроникнове­ния культур русского и других народов в рамках единого исторического и экономического пространства нашего многонацио­нального государства;

  • воспитывать интерес к искусству народов мира;

  • формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теории изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства, приобретения умения анализировать произведения

  • различных видов и жанров искусства, опыта собственной худо­жественно-творческой деятельности;

  • развивать творческий потенциал личности в процессе освое­ния образного языка пластических искусств и приемов художе­ственной деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных материалах и техниках;

  • развивать умение создавать художественные проекты-импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декора­тивно-прикладного искусства и приемов художественного конст­руирования;

  • развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села), района, региона при опоре на уважительное отношение к тра­дициям, культуре разных народов России и установке на меж­национальное согласие и культурное взаимодействие.

Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» для основ­ной школы создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Фе­дерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны.( Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г., Концепция развития художественного образования, утвержденная в 2002 г. Министерством культуры РФ и Министер­ством образования РФ.)

Данная программа отвечает требованиям государственного стандарта, базового учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по изобразительному искусству, и соотносится с действующей примерной программой по изобразительному искусству в общеобразовательной школе (программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство 5 – 9 классы» (научный руководитель авторского коллектива Т.Я.Шпикалова), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2006 г.).

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетиче­ский, художественный, нравственный опыт народа, как целост­ность, состоящая из народного искусства и профессионально-ху­дожественного, проявляющихся и живущих по своим законам и на­ходящихся в постоянном взаимодействии.

Отсюда в содержании программы по-новому отражены инте­грационные связи различных художественных пластов и видов ис­кусств, в результате чего народное искусство наряду с профессио­нально-художественным выступает системообразующим фактором культуры. Программу отличает открытость к художественному многообра­зию, обращенность к искусству и художественной культуре нацио­нального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освое­ние отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообога­щения при сохранении собственного своеобразия.
Сроки реализации рабочей программы: один год.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение изобразительного искусства в 9 классе отводится 34 (35) часов из расчета 1 ч в неделю.


Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

В рамках традиционного обучения определены уроки следующих типов:


-       Урок ознакомления с новым материалом
-       Урок закрепления изученного
-       Урок применения знаний и умений
-       Урок обобщения и систематизации знаний
-       Комбинированный урок

В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как:

индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная, парная и методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, доклады); наглядные (наблюдения, демонстрация, компьютерные), репродуктивные.

В работу внедряются инновации: использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, здоровьесберегающие технологии.

Формами контроля являются устный опрос, тестирование, творческие работы, взаимопроверка, самостоятельная работа, работа по карточкам.
Основными видами художественно-творческой деятельности будут:

- ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность, реализуемая через диалоги об искусстве и способствующая обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, развитию речи и умения вести диалог;

- непосредственно сама изобразительная деятельность, включающая практическую деятельность учащихся, развивающую художественно-графические умения и навыки;

- декоративно – прикладная деятельность, включающая практическую деятельность учащихся учебного и творческого характера;

- художественно-конструкторская деятельность, основанная на проектировании объекта, конструировании изделия и способствующая развитию пространственного воображения, конструктивного мышления, умения работать в разном материале;

- художественно-творческая деятельность, основанная на синтезе искусств (интеграции изобразительного искусства и музыки, театральное действо, народное творчество) и межпредметных связей, отражающая целостное представление о мире, человеке, культуре, служащая формированию системно-целостного взгляда на мир.



Каждая четверть рабочей программы имеет своё название. Тема четверти объединяет конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
Тема года 9 кл. :

Сохраняем и приумножаем отечественные традиции культурного и художественного наследия.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Творческая работа

дата




Теория

практика




1-я четверть

Духовная культура Древней Руси и современное искусство. Традиции и новаторство в отечественном искусстве



















1.

Вводная беседа. Инструктаж по ТБ на уроках ИЗО. Духовный лик России и философское осмысление бытия в пейзажной живописи XIX в.

1

1













2.

Особенности и символика древнерусской архитектуры.

1

0.5

0.5

Зарисовка архитектурных особенно­стей храмов и церквей Алтайского края.







3.

Этюд пейзажа с храмом по памяти, представ­лению.

1




1

Творческая работа «Русь соборная»







4.

Интерьер храма и его внутреннее убран­ство. Иконостас.

1

0,5

0,5

Зарисовки схемы интерьера храма и древнерусского иконостаса.







5.

Образы и сюжеты древнерусской живописи. Творчество А. Рублева, Г. Никитина, Н. Гурьева, С. Ушакова.

1

1













6 - 7.

Искусство Палеха. Стилистические традиции искусства Палеха.

2

1

1

Копирование элементов изображения пейзажа, людей в палехских композициях.







8.

Палехские мотивы в твоей композиции


1




1

Выполнение иллюстрации к русской былине, сказке в манере палехской лаковой миниатюры.







2-я четверть

Национальные художественные традиции и современные тенденции в развитии

синтетических видов искусства

7 ч





































9.

Русские сезоны в Париже — триумф русской культуры в Европе.

1

1













10.

Художник в работе над художественным образом спектакля.

1

1




Театральные декорации как декоративно-театральная жи­вопись.







11.

Эскиз и макет как первоначальное решение художественно­го образа спектакля.

1




1

Подготовительные зарисовки для создания декора­ций к сценам оперы.







12.

Разработка проекта декораций к опере «Золо­той петушок» Н. Римского-Корсакова

1




1

Выполнение декорации в объеме-макете.







13.

Эскиз сценического костюма к опере «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова

1




1

Выполнение эскиза сценического костюма.







14.

Карнавал — синтез искусств. Традиции карнавалов народов мира.

1

0,5

0,5

Разработка эскиза карнавально­го костюма.







15.

Личина — маска в ритуальном и обрядо­вом действе народов мира.

1

0,5

0,5

Выполнение карнавальной маски.






16.


3-я четверть

Искусство и среда. Садово-парковое искусство как единство природы, архитектуры и скульптуры
«Поэзия садов». Изящество садово-парковых стилей.


1

0,5

0.5

Зарисовки по памяти, представле­нию, описанию уголка парка или сада с целью передачи с помощью цвета, линии, пятна своего отношения к организованно­му уголку природы.







17.

Декор из металла в садово-парковом ансамбле. Стили орнаментов в декоре ( ампир, классика, модерн).

1

0,5

0,5

выбор стиля орнаментов в декоре архитектурного сооружения







18.

Орнаменты разных стилей в металлическом декоре архитектурных ансамблей.

1




1

Выполнение эскиза од­ного элемента( скамейки, фонари, мостики, беседки).







19.

Парковая скульптура и ее особенности XVIII— XIX вв. Пропорции фигуры человека в классической скульптуре.


1

0,5

0,5

Выполнение эскиза аллегорической парковой скуль­птуры.







20.

Скульптура Летнего сада.

1

0,5

0,5

Лепка скульптуры по эскизу.







21.

Прогулка по парку. Включение в графическую композицию элементов ландшафтной архитектуры и скульптуры.


1




1

Изображение глубины и многопланового про­странства парка.







22.

Праздник в парке. Русские традиции гуляний в садах и парках.


1




1

Составление эскиза многофигурной композиции.








23.

Передача колорита народного праздничного гулянья.

1




1

Работа в цвете.







24.

Стили шрифта. Особенности применения.


1

0,5

0.5

Поиск стиля шрифта.







25.

Стилевое единство графи­ки шрифта и декора в приглашении.

1




1

Разработка эскиза приглашения на музыкальный вечер в парк.






26.


4-я четверть

Праздник и игровое начало в искусстве как проявление и обновление творческого потенциала

человека и культуры.

Фестиваль искусств — праздник и встреча с художественными традициями народов России.


1


0,5

0.5

Разработка графического дизайна эмблемы фестиваля.







27.

Особенности национальных орнаментов народов России.

1

0,5

0,5

Разработка национального орнамента (по выбору).







28.

Кукольное представление как традиция народного праздника. Типы кукольных театров и виды театраль­ной куклы.

1

0,5

0,5

Зарисовки образцов макетов кукол.







29.

Разработ­ка проекта модели театральной тростевой куклы.

1




1

Разработ­ка модели театральной тростевой куклы.







30.

Разработка национальной одежды для куклы как импровиза­ция по мотивам костюма народов России.

1




1

Разработка национальной одежды для куклы .







31.

Культура и декоративно-прикладное искусство народов России.


1

1




Выступление творческих поисковых групп с сообщениями о культуре и декоративно-прикладном искусстве народов России.







32.

Символика фестиваля народной культуры. Памятные подарки для фестиваля искусств народов России.


1




1

Выполнение эскизов символов - изделий.







33.

Искусство оформления массовых празднеств. Виды печатной продукции, сопутствующей ра­боте фестиваля: программа, афиша, приглашения.


1




1

Выполнение афиши фестиваля, эскиза оформления программы фестиваля, приглашений на фестиваль.







34.

Викторина « Отечественные традиции культурного и художественного наследия»

1

1




Подготовка вопросов и ответов к викторине.










Итого

34

13 21










В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны



знать:

  • значение синтеза искусств в передаче духовно-ценностных идеалов и религиозных символов в православном храмовом зодчестве и иконописи России;

  • своеобразие древнерусской живописи;

  • особенности взаимопроникновения и синтеза различных ис­кусств на примере оперы и балета, народных гуляний;

  • искусство архитектурно-паркового ансамбля как синтез ис­кусств;

  • единство эстетического и функционального в архитектуре и дизайне как основной принцип архитектурного и дизайнерского проектирования;

  • место высочайшей духовности отечественной культуры и ис­кусства как вклад в мировую художественную культуру;
    уметь:

  • выделять национальный идеал в народном и профессиональ­ном искусстве; народную точку зрения на мир, величие челове­ка и природы, их согласие;

  • изображать в' перспективе пространство регулярного парка (аллея, ограда, цветники и др.);

  • изображать фигуру человека в движении;

  • разрабатывать проекты объектов для выполнения изделий в разном материале (макет сцены, декораций, конструирование тростевой куклы, образцы печатной продукции);

  • конструировать театральную куклу и ее костюм на материале этнических особенностей народов России, используя смешанную технику и навыки работы с разными материалами;

  • различать особенности национальных орнаментов народов России;

  • выполнять шрифтовую композицию;

  • работать в группе и создавать коллективные композиции;

  • вести поисковую работу в группе, выполняя записи и зари­совки по теме исследования:

  • региональные особенности архитектуры соборов и церквей на территории России;

  • творчество художников театра в Русских сезонах в Париже;

  • стили орнаментов в декоре из металла в архитектурно-пар­ковом ансамбле;

  • народное и декоративно-прикладное искусство разных регио­нов России;

  • применять полученные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни:

  • проявлять компетентность зрителя, понимающего непреходящие духовно-нравственные ценности искусства России и наро­дов мира;

  • активно участвовать в эстетическом преобразовании среды — дома, школы, села, города, своего района, проявляя активность художественно-творческой компетентности;

  • быть активным проводником идей экологии природы и куль­туры, а также культуры межнационального общения посред­ством искусства через изучение художественных традиций наро­дов России;

  • проявлять потребность в самостоятельной художественной де­ятельности и восприятии этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.



Литература:

  1. Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.

  2. Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37191

  3. Изобразительное искусство . Музыка. - М.: Современник, 1997. (Словари школьника).

  4. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

  5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008

  6. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.

  7. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей – Изд. 2 – е, доп. И переработанное М. Просвещение 1997г

  8. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – М : Агар. 1997г.

  9. Соколшьникова В.С., Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Учебники для учащихся 5-8 классов в 4-х частях( «Рисунок», «Композиция», «Живопись», «Краткий словарь художественных терминов» ) Титул 1996г

  10. Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе:

Пособие для учителя – М. Просвещение 1980г

  1. Грек.В.А. Рисуем штрихом – Минск 1992г

  2. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселе­ния и зрелища. — Л., 1984.

  3. Русские художники от А до Я: Энциклопедический словарь. — М., 2000.

  4. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельче­ского календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Авт. О. Барано­ва, Т. Зимина и др.— СПб., 2001.

МБОУ Лопатинская СОШ

«Согласовано» «Согласовано» Утверждена

Руководитель ШМО______(Сяйджафярова О.Н.) Зам.Директора по УВР приказом №___

от «__» «___________» 2013г. ______(Маслова Е.А.) Директор школы (Белова И.И.)

от «___» «__________» 2013г. От «___» «____________» 2013г.


рабочая программа

по

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для 9 класса

основного общего образования

базовый уровень

Срок реализации: 2013-2014 уч. год

Рабочая программа составлена на основе:

программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство 5 – 9 классы» (научный руководитель авторского коллектива Т.Я.Шпикалова), Допущеной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Москва «Просвещение», 2006 г.

Составитель: Кондуров Е.В.



учитель ИЗО

с. Лопатино - 2013г.