Рабочая программа по изобразительному искусству для VII- ix классов составлена на основе: федерального компонента государственного о - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерная программа основного общего образования по изобразительному... 1 143.97kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии... 1 103.4kb.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента... 1 327.33kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе 2 874.43kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе... 1 134.92kb.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного... 1 216.94kb.
Рабочая программа для основного общего образования 2 699.84kb.
Рабочая программа по истории для 10-11 классов разработана на основе... 1 330.19kb.
Программа по изобразительному искусству создана на основе федерального... 1 230.18kb.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального... 1 398.1kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (7 класс) 1 185.58kb.
Дорогие ребята! 1 47.08kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для VII- ix классов составлена на - страница №1/3


«Рассмотрено»

На МО цикловой комиссии

Руководитель МО

_____________________

/Сергеев М.П./

Протокол № ___

от«____»____________2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ "ООШ" с. Чернавка

__________________

/Ротарь Г.А./


«____»____________2013 г.


«Утверждено»

Директор

МОУ "ООШ" с. Чернавка

___________________

/Люшина Е.С./
Приказ № ___

от «___»______________2013 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Шершневой

Ларисы Николаевны

I квалификационная категория

по изобразительному искусству

6-9 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ___ от «__»_______2013 г.

2013-2014 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для VII- IX классов составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;

- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.    Неменский.- М.: Просвещение, 2011;

- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения искусства, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание рабочей программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Цели художественного образования:

• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем стандарта основного общего образования по,  даёт  распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом  межпредметных  и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в VIII и IX – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.  Рабочая программа по изобразительному искусству  для V- VIII классов   рассчитана на 140 учебных часов: 5 класс – 35 часов; 6 класс – 35 часов; 7 класс – 35 часов; 8 – 9 класс – 35 часов.


ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Формой проведения занятий по программе является урок.

Урок состоит из:


  • введения в тему занятия,

  • восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

  • созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;

  • обобщения и обсуждения итогов урока;

  • подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

— сотворчество учителя и ученика; диалогичность;

— четкость поставленных задач и вариативность их решения;

— освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.

Программа <Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, лепка, бумагопластика и др.).От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.


Учебно-тематический план


п/п

Тема раздела

Содержание

Количество часов




7 класс







1

«Изображение фигуры

человека


и образ человека»

Человек в живописи, графики, скульптуре

1

Красота и выразительность пропорций человека

2

Учимся рисовать человека с натуры

2

Учимся создавать образ по впечатлению

2

Учимся создавать образ по впечатлению

1

2

«Поэзия повседневности»

Выражение внутреннего через внешнее

1

Обычная жизнь каждогодняя – большая тема в искусстве

1

Мой дом-моя семья

2

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

2

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

2

3

«Великие темы жизни»

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

1

Процесс работы над тематической картиной

3

Библейские темы в изобразительном искусстве

3

Монументальная скульптура и образ истории народа

3

Место и роль картины в искусстве XX века

1

4

«Реальность жизни и художественный образ»

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

2

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

1

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве

1

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

1

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1










35




9 класс







1

«Искусство моего народа»

Декор в народном жилище. Русские традиции.

1

Народные промыслы. Эскиз жостовского подноса

1

Творческая работа «Жостовский поднос»

1

Творческая работа «Хохлома»

1

История России в произведениях русских художников.

1

Подвиг русских богатырей в литературе

2

Анализ произведения искусства

1

2

«В мире линий, красок, конструкций и объема»

Пластические виды искусств

1







Рисунок-основа изобразительного искусства

1

Композиция как ритм пятен

1

Творческая работа «Природные достопримечательности родного края»

1

Социальное значение дизайна. Город сквозь века и стены

1

Пейзаж в работах художников

1

Творческая работа»Город будущего»

1

Контрольная работа по темам года

1

Выставка работ

1










17







8 класс







1

«Дизайн и архитектура -конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

1

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

1

Буква - строка - текст. Искусство шрифта

1

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

1

2

«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий».

Архитектура - композиционная организация пространства




Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

1

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля

1

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

Роль и значение материала в конструкции

1

Цвет в архитектуре и дизайне

1

3

«Город и человек. Социальное значение дизайна и ар­хитектуры как среды жизни человека»

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

1

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

1

Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера

1

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

1

Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление

1

4

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»

Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома

1

Интерьер комнаты - портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища

1










17


ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССА.

Учащиеся должны знать:

— о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменёний видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

— о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

— о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

— о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

— о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

— о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

— о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

— о роли художественной иллюстрации;

— о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

— наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины ХIХ—ХХ столетий.

Учащиеся должны иметь представление:

— об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей Й направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

— о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке.

В процессе практической работы учащиёся должны:

— получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

— научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

— развивать навыки наблюдательности, способность образно- го видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

— получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

— получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Учащиеся должны уметь:

• конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);



  • моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

  • конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;

  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

  • владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объемов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

• использовать разнообразные материалы (белая бумага и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель: графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).


Литература

Дополнительные пособия для учителя:

  • Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007.

  • Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2010.-223 с.: ил.

  • Изобразительное искусство. 5 - 8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт.- сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 93 с.

  • Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010.

  • Изобразительное искусство. 1-8 классы; опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков / сост. 3. А. Степанчук [и др.]. - Волгоград: Учитель. 2009. - 271 с.

  • Изобразительное искусство. 5-1 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 77 с.: ил.

  • Урок-презентация / авт.-сост. В. Н. Пунчик, Е. П. Семенова, Н. И. Пунчик. - Минск: Красико-Принт, 2009.

  • Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. Н. И. Пунчик, А. Р. Борисевич. - Минск: Красико - Принт, 2009.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

  • Цифровые образовательные ресурсы:

  • «Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

  • «Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

  • «Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

  • Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

  • «Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

  • Интернет – ресурсы:

  • Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

следующая страница >>