Рабочая программа по природоведению 5 класс Базовый уровень 2012 г - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа ориентирована на использование умк 1 139.87kb.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 4 класс первая ступень... 5 1157.18kb.
Рабочая программа по предмету «Географияия» 6 класс Уровень базовый... 1 370.66kb.
Рабочая программа учителя математики и физики Котикова И. И. 1 132.01kb.
Рабочая программа по музыке Класс: 3 Уровень обучения: базовый Форма... 1 226.99kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Элементарная математика»... 1 171kb.
10 класс (2011 2012 уч г.) 1 28.19kb.
Рабочая программа по окружающему миру (базовый уровень) 3 1 331.63kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Геометрия» вторая ступень обучения... 1 162.69kb.
Штуленко Светланы Николаевны Высшая квалификационная категория по... 1 115.2kb.
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) 2 347.08kb.
Памятка для воспитателей 1 226.17kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Рабочая программа по природоведению 5 класс Базовый уровень 2012 г - страница №1/1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 п.Реттиховка Черниговского района Приморского края

Обсуждена и согласована Утверждаю

на методическом объединении Директор О.В.Павлова

протокол № 5 от 28. 05. 2012г



Рабочая программа по природоведению

5 класс

Базовый уровень

2012 г

Пояснительная записка
Статус документа

Рабочая программа по природоведению составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению 5 класс, выверена с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.



Статус документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки учащихся.



Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса природоведения в 5 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Пакулова В.М.природа. Неживая и живая: Учебн. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. – М.: Дрофа, 2008 г.



Основное содержание (68 часов)
Введение (2 часа)

Изучение природы. Что такое природоведение. Методы изучения природы. Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений и постановке опытов. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Демонстрации:

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

Портреты великих ученых – естествоиспытателей.



Практические работы:

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.

Конструирование простейших измерительных приборов.

Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.
Многообразие тел, веществ и явлений природы (66 часов)

Вселенная (5 ч)

Вселенная. Звёзды на небе, размеры звёзд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большой и Малой Медведицы. Расстояние до звёзд, их яркость и движение.


Солнце – раскалённое небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет. Их движение. Освоение космоса.



Лабораторные работы

Наблюдения за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий.

Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной Звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности



Строение и свойства вещества (10 ч)

Тела и вещества. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких, твердых и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твёрдых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические и химические явления, химические реакции. Горение. Окисление. Температура тела.

Лабораторные работы

Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел.

Определение объёма и массы твёрдых и жидких тел.

Работа с термометром по определению температуры тел.

Взаимодействие частиц.

Воздух (9 ч)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (бесцветность, прозрачность, объём, упругость, теплопроводность, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Барометры. Химические свойства воздуха. Горение. Дыхание. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.

Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды своей местности по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация:

модели флюгера (определение направления ветра на модели флюгера),

теплопроводность воздуха,

расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.



Наблюдения:

систематические фенологические и ежедневные за погодой.



Лабораторные работы:

Работа с картой, определение местонахождения гор со снежными вершинами.

Описание погоды за месяц и сезон.

Вода (6 ч)

Три состояния воды. Состав воды. Физические свойства воды. Температура плавления льда и кипения воды. Изменение объёма воды при нагревании.

Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.



Демонстрация:
температуры кипения воды и плавления льда.

Лабораторная работа

Вода как растворитель.



Электрические явления (4 ч)

Электрические явления. Электризация тел. Электрический заряд. Электрические разряды в природе. Электрический ток. Управление электрическим током. Электростанции. Электрификация.



Демонстрация:

опытов по электризации тел путем трения,

опытов с электрофорной машиной,

опытов с электроскопом.



Горные породы (4 ч)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация:

коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.



Лабораторные работы

Определение свойств минералов и горных пород.

Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

Экскурсия:

Изучение работы текущих вод и ветра.



Почва (4 ч)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Разнообразие почв. Эрозия почв, её виды. Охрана почв.

Демонстрация:

опытов по определению состава и свойств почвы,

почв своей местности,

почв с разной структурой.



Организмы (6 ч)

Организм. Свойства живых организмов. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания.

Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Демонстрация:

микропрепарата растительной клетки,

муляжей, коллекций, гербарного материала.

Экскурсия:

Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.



Наблюдения:

За растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года.



Растения (6 ч)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые.

Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Охрана растений, растения Красной книги.


Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.



Демонстрация:

живых растений, гербарных образцов, таблиц.



Лабораторная работа:

Наблюдения:

За растениями в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.



Грибы (2 ч)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация:

свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.



Животные (4 ч)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.



Демонстрация:

живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.



Наблюдения:

За животными в природе, в уголке живой природы, на учебно-опытном участке.



Ваши любимые растения и животные (3 ч)

Расширить знания учащихся о комнатных растениях и домашних животных; об их многообразии, образе жизни и поведении, познакомить с правилами ухода за ними. Воспитывать любовь и доброе ,бережное отношение к природе, прививать интерес к ней.



Природа едина (3 ч)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Летние задания

Наблюдения:

За растениями и животными в уголке живой природы и в природе. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опыта и наблюдений.


Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

  • О многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • Основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь

  • Узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа – определителя;

  • Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения;






  • приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • Указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • Находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • Описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

  • Сравнивать природные объекты не менее по 3 – 4 признакам;

  • Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • Использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • Находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • Кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • Использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2 – 3 минуты);

  • Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • Следовать правилам безопасности при проведении практических и лабораторных работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • Измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • Определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений и опасных животных, следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • Составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

Оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Учебно-тематический план предмета

Класс – 5

Категория слушателей – обучающиеся школы

Срок обучения – 68 часов

Форма обучения – очная

Режим занятий – 2 часа в неделю

Используемый учебно-методический комплекс –

Программа основного общего образования по биологии для 5 класса «Человек» авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой.

Учебник: Пакулова В.М. природа. Неживая и живая. 5 кл. Бактерии, грибы, растения: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, ;



Название разделов и тем


Всего часов

5 класс

Форма контроля

Лабораторно-практические работы



Введение

2

3

Итоговый тест

Вселенная


5

3

Итоговый тест

Строение и свойства веществ


10

4

Итоговый тест

Воздух


9

2

Итоговый тест

Вода


6

1

Итоговый тест

Электрические явления


4




Итоговый тест

Горные породы


4

2

Итоговый тест

Почва


4







Организмы


6







Растения

6

1




Грибы

2







Животные

4







Ваши любимые растения и животные

4







Природа едина

3







Летние задания

1







Итого:

68

16






Тематическое и поурочное планирование по природоведению 5 класс

Программа В.В. Пасечник, В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой

Учебник В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа живая и неживая. 5 класс»

68 часов – 2 часа в неделю

п/п

Разделы

Темы уроков

Практические и лабораторные работы

Домашнее задание

1


Введение (2 часа)

Изучение природы. Что такое природоведение.



П.р. №1

Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.



П.р.№2

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.



Введение

2

Методы изучения природы. Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы.

П. р. №3

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.

Конструирование простейших измерительных приборов.


Введение

3

Вселенная (5 ч)

Вселенная. Звёзды на небе.



Л.р. №1

Наблюдения за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.



§1

4

Планета Земля. Строение Земли. Суточное и годовое вращение Земли.

Л.р. №2

Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий.



Л.р. №3

Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной Звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности



§2

5

Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).




§3

6

Луна – спутник Земли.




§4

7

Солнечная система.




§5

8


Строение и свойства вещества (10 ч)

Тела и вещества. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел.



Л.р. №4

Определение объёма и массы твёрдых и жидких тел.


§6


9

Свойства жидких, твердых и газообразных тел.

Л.р. №5

Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел.




§7

10

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.




§8

11

Молекулы. Атомы. Элементы.




§9

12

Диффузия.




§10

13

Взаимодействие молекул в твёрдых, жидких, газообразных телах.

Л.р. №6

Взаимодействие частиц



§11

14

Явления природы. Физические и химические явления, химические реакции.




§12

15

Горение.




§14

16

Окисление.

Л.р. №7

Работа с термометром по определению температуры тел.



§15

17

Обобщение. Строение и свойства вещества.




§6 – 15 повторить

18


Воздух (9 ч)

Состав воздуха. Изменение состава воздуха.





§19


19

Физические свойства воздуха.




§20

20

Вес воздуха и атмосферное давление.




§21

21

Барометры. Изменение давления воздуха с высотой.




§22

22

Химические свойства воздуха. Горение. Дыхание.




§14 повторить

23

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Образование облаков. Осадки и их виды.

Л.р. №8

Работа с картой, определение местонахождения гор со снежными вершинами.



§19

24

Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер.




§

25

Погода. Типичные признаки погоды своей местности по временам года.

Л.р. №9

Описание погоды за месяц и сезон.



§

26

Значение воздуха для живых организмов и в природе.

Охрана воздуха.






§

27


Вода (6ч)

Три состояния воды. Состав воды. Физические свойства воды.





§23


28

Температура плавления льда и кипения воды. Изменение объёма воды при нагревании.




§24

29

Вода – растворитель.

Л.р. №10

Вода как растворитель.



§25

30

Работа воды в природе.




§25

31

Использование воды человеком. Охрана воды.




§25

32

Обобщение. Вода.




§23 – 25 повторить

33


Электрические явления (4 ч)

Электрические явления. Электризация тел. Электрический заряд.





§16


34

Электрические разряды в природе.




§17

35

Электрический ток. Управление электрическим током.




§18

36

Обобщение. Электрические явления.




§16 – 17 повторить

37


Горные породы (4 ч)

Горные породы.





§26


38

Обломочные горные породы. Использование человеком обломочных пород.

Л.р. №11

Определение свойств минералов и горных пород.



§27

39

Полезные ископаемые. Охрана недр.

Л.р. №12

Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.



§28

40

Обобщение. Горные породы.




§26 – 28 повторить

41


Почва (4 ч)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.





§29


42

Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.




§30

43

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.




§31, 32

44

Эрозия почв, её виды. Охрана почв.




§33

45

Организмы (6 ч)

Организм. Свойства живых организмов.





§34


46

Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания.




§35

47

Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.




§35

48

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.




§36

49

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.




§37

50

Обобщение. Организмы.




§34 – 37 повторить

51


Растения (6 ч)

Характерные признаки растений.





§38


52

Растения цветковые и нецветковые.




§39

53

Цветковые растения, их органы.

Л.р. №13

Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах.



§40

54

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений.




§41

55

Охрана растений, растения Красной книги.




§42

56

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений.




§43

57


Грибы (2 ч)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.





§44


58

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.




§45

59

Животные (4 ч)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них.





§46


60

Дикие животные и условия их жизни. Многообразие диких животных




§47

61

Значение в природе и жизни человека. Животные Красной книги. Охрана диких животных.




§48

62

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных




§49

63

Ваши любимые растения и животные (3 ч)

Растения и животные уголка живой природы.






§


64

Создание благоприятных условий для жизни его обитателей. Уход за ними.




§

65


Природа едина (3 ч)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.






§

66

Природа – наш друг. Охрана природы.



§


67

Правила поведения в природе.




§

68

Летнее задание.