Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 201 - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Календарно-тематическое планирование по "Основам безопасности жизнедеятельности"... 3 706.89kb.
Рабочая учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности... 1 185.27kb.
Учебнк Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 280.82kb.
Приказ № от 20 г. Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности... 1 215.31kb.
Рабочая учебная программа по предмету Основы безопасности жизнедеятельности... 1 262.12kb.
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» (обж) 1 22.17kb.
Пояснительная записка Статус документа 1 121.73kb.
Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266 1 2 553.17kb.
Рабочая программа по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности 1 70.25kb.
Пименова Надежда Викторовна, учитель английского языка высшей квалификационной... 5 958.47kb.
Рабочая программа Мухина Юрия Анатольевича преподавателя- организатора... 1 477.03kb.
Николай Рерих 8 3400.73kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 7 - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоникольская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы

Протокол № __ от ________

Руководитель МС

_______________(Орлова Э.Э.)




Утверждена приказом

МОУ Новоникольской СОШ

___ от _________2010г.



Директор

___________(Чернышова Л.Б.)




Рабочая программа

учебного курса по

Основам безопасности жизнедеятельности

для 7 класса
Учитель: Сальникова Валентина Викторовна

2010-2011 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7 класса представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы.

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

  • развитие личностных и духовных качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • освоение знаний; об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи пр неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • овладения умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный и региональный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.

Выбор данной программы основан на специфике Тамбовского региона, которая предусматривает обязательное многократное практическое закрепление ЗУН по всем темам и разделам.

Для реализации программы ее изучение необходимо предусмотреть по 1 часу в неделю.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из четырех содержательных линий: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; дорожно-транспортная безопасность.

В программе реализованы требования Федеральных законов "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 43 "О Федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", от 24.07.95 N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».



Формы организации образовательного процесса — комбинированный урок, семинары и круглые столы;индивидуальные консультации; технологии обучения - традиционная; виды и формы контроля — тесты, зачеты.

Основой программы послужила программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 2006 года, подготовленная авторским коллективом под редакцией А.Т. Смирнова.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 класса под редакцией М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова, А.Т. Смирнова и др. издательство М., АСТ:Истрель, 2008. Данный учебник соответствует учебной программе. Ярко иллюстрирован, имеет хорошую нормативную базу и практические задания на моделирование различных ситуаций.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (7 КЛАСС)

Раздел I. безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях при­родного характера

1.1. Общая характеристика природных явлений. Природные явления


геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и
космического происхождения, их характеристика, возникновение опасно­
сти для жизнедеятельности человека.

    1. Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.
      Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, об­
      щие понятия и определения.

    2. Чрезвычайные ситуации природного характера, характерные для
      Тамбовской области, причины их возникновения.

Зачет по теме 1.
Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера

2. Чрезвычайные ситуации геофизического происхождения

2.1. Землетрясения. Причины возникновения землетрясений и их


возможные последствия. Геофизические процессы, происходящие в лито­
сфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг,
магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интен­
сивности землетрясения. Возможные последствия землетрясения. Основ­
ные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.

Защита населения от последствий землетрясений.

Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от по­следствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирова­ние землетрясений.

Правила безопасного поведения при землетрясении.

2.2. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на зем­
ле. Типы вулканов: дремлющие, действующие и потухшие вулканы.

Организация защиты населения от последствий извержений вулканов.

Тест по теме 2.
3. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

3.1. Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней


по занимаемой площади.

Последствия оползней. Организация защиты населения от последст­вий оползней.

Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения

оползня.


Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация

защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин.

3.2. Оврагообразования и другие геологические явления.

Тест по теме 3.


4. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

4.1. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные по­


следствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения.

Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра.

Защита населения от последствий ураганов и бурь.

Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные по­следствия. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь.

4.2. Смерч, основные понятия и определения, характеристика
смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Реко­
мендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.

5. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

5.1. Наводнения, виды наводнений и их причины.

Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.

Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Паво­док. Заторы и зажоры. Нагоны воды.

Возможные последствия наводнений.

Защита населения от последствий наводнений. Прогнозирование на­воднений, оповещение и защита населения. Спасательные работы и эвакуация.

Рекомендации населению по правилам поведения при угрозе и во время наводнения.

Сели и их характеристика, причины возникновения. Защита населе­ния. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.

Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, последствия. Организация оповещения населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникнове­ния цунами, во время цунами и после него.

Зачет по теме 4-5.



6. Природные пожары

  1. 6.1 Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.

  2. 6.2. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров.

  3. 6.3. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.



Тест по теме 6.

  1. Чрезвычайные биолого-социальные ситуации

  2. 7.1. Инфекционные болезни человека, причины их возникновения.
    Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от
    больного человека к здоровому.

  3. Эпидемия, её характеристика, опасность для населения. Эпидемиче­ский процесс и факторы, его определяющие. Противоэпидемические меро­приятия и защита населения. Распространенные инфекции и их профилак­тика. Защита населения от инфекций. Правила личной гигиены для профи­лактики инфекционных заболеваний.

  4. 7.2 Эпизоотии. Инфекционные болезни животных. Причины их воз­никновения, краткая характеристика. Меры защиты.

  5. 7.3 Эпифитотии. Инфекционные болезни растений. Меры защиты.

  6. Зачет по теме 7.



  7. ­Раздел Ш. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

  8. 8. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного
    развития человека


  9. 8.1 Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Оп­ределение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохра­нения (ВОЗ).

  10. И8. 2ндивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социаль­ная сущность. Взаимосвязь, существующая между физической, духовной и социальной составляющими здоровья человека.

  11. 8.3 Особенности психологического здоровья в подростковом воз­расте. Конфликтные ситуации и их разрешение.

  12. 8.4 Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Основные факторы, оказываю­щие существенное влияние на здоровье.

  13. 8.5 Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекцион­ных заболеваний.

  14. 8.6 Вредные привычки и их влияние на здоровье. Определение отри­цательного отношения к алкоголю, курению, наркомании и токсикомании.

  15. 8.7 Профилактика вредных привычек.

  16. 9. Первая медицинская помощь и правила её оказания (прак­
    тические занятия)


  17. 9.1 Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок дейст­вий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызы­вать «скорую помощь».

  18. 9.2 Оказание первой медицинской помощи при наружном кровоте­чении. Первая медицинская помощь при незначительных ранах. Первая медицинская помощь при сильном кровотечении.

  19. 9.3 Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.

  20. 9.4 Общие правила транспортировки пострадавшего.

  21. Раздел IV. Дорожно-транспортная безопасность

  22. 10. Дорожные знаки и регулирование дорожного движения



  23. 10.1 История образования ГАИ-ГИБДД. Инспектор ГИБДД.

  24. 10.2 Правила дорожного движения - закон улиц и дорог.

  25. 10.3 Светофор. Типы и виды. Светофорное регулирование.

  26. 10.4 Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

  27. 10.5 Виды перекрестков.

  28. 10.6Г руппы дорожных знаков: предупреждающие знаки, знаки сер­виса и приоритета.

  29. 10.7 Группы дорожных знаков: запрещающие знаки, знаки особого предписания, предписывающие знаки и знаки дополнительной информации.

  30. 10.8. Велосипед. Советы велосипедистам.

  31. Зачет по теме 10.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН













№ раз­дела и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов

Количество часов

Тест, ПЗ












Раздел

Тема




I

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

3







01.09.10

Общие понятия об опасных и ЧС природ. характера




3

Зачет\1
















II

Дорожно-транспортная безопасность

8




Тест/1

2

Дорожные знаки и регулилир. ДД




8







III

ЧС природного характера

12

2




3

ЧС геофизического происхождения




2

Т/1

4

ЧС геологического происхождения




2

С/1

5

ЧС метеорологического происхождения




2

Зач/1

6

ЧС гидрологического происхождения




2

Т\1

7
8

Природные пожары
ЧС биолого-социальные ситуации




2
2


Зачет/1


ПЗ /4

ШШ

Основы медицинской знаний и здорового образа жизни

11




8

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития личности




7

9

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

(практические занятия)






4

Всего часов

34

11



Требования к уровню подготовки учащихся


  1. В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 7 классе ученик должен: знать

  2. общие сведения и понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, причины их возникновения;

  3. значение здорового образа жизни для гармоничного развития личности;

  4. виды ответственности несовершеннолетних за правонарушения;

  5. приёмы и правила оказания медицинской помощи, правила оказа­ния первой медицинской помощи при незначительных ранах;

  6. требования дорожных знаков и методику регулирования дорожно­го движения, правила перехода перекрестков, движения на велосипеде;

  7. уметь

  8. перечислять последовательность действий при оповещении о воз­никновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной си­туации;

  9. доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспе­чения личной безопасности подростка при его взаимоотношениях с други­ми людьми;

  10. наложить стерильную повязку на рану, кровоостанавливающий жгут;

  11. выполнять требования дорожных знаков дорожной разметки, све­тофоров и регулировщика, правил езды на велосипеде.



ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная литература:

1.Основы безопасности жизнедеятельности: 7-й кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. ­ М.:АСТ: Астрель, 2006.

2.Основы безопасности жизнедеятельности : Учеб. Для учащихся 7 кл. общеобраз. Учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. ­ М.: Просвещение, 2006.

3 . Конституция Российской Федерации.

4. Федеральные законы: "Об обороне", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. ­ М., 1998­ 2006.

5. Рыбин А.Л. Дорожная азбука на дороге /А.Л. Смирнова . ­ М.: «Просвещение», 2006.



Дополнительная учебная литература:
1. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л.В. Баль. ­ М.: «Просвещение», 2005.

2. Дуров В.А. Русские награды /В.А. Дуров. ­ М.: «Просвещение», 2003.

3. Лях В.И. Основы здорового образа жизни./ Л.В. Лях. ­ М.: «Просвещение», 2005.

Учебные и справочные пособия:
-комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор А.Т. Смирнов под ред. Воробьёва);

-учебно – наглядные пособия (плакаты: «Воинские звания и знаки различия», «Военная форма одежды», «Устройство автомата Калашникова», «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия, «Правила поведения во время пожара»; средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно – марлевые повязки, аптечка; автомат Калашникова);



Перечень рекомендуемых средств обучения:

средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно – марлевые повязки, аптечка



Дидактический материал:

      • тесты по всем разделам и темам.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ

(ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ)


№ раз­дела, темы

и урока


Наименование раздела, темы и урока

Количество часов




Раздел

Тема

Цель и задачи

Дата

прохождения



Виды

и формы


контроля

I

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвы­чайных

ситуациях



3













I

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера




3










1.1.

Общая характеристика природных явлений




1

Дать понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, причины их возникновения.




Индивидуальный и фронтальный опрос, работа

по карточкам



1.2.

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения




1




1.3.

Различные природные явления, характерные для Тамбов­ской области, причины их возникновения




1




II

Чрезвычайные ситуации природного характера

12




Охарактеризовать причины ЧС природного характера, сущность, последствия и правила поведения при ЧС







2

Чрезвычайные ситуации геофизического происхо­ждения




2




Индивидуальный и фронтальный опрос, работа

по карточкам, игра, понятийный диктант



2.1.

Землетрясения. Причины возникновения землетрясений и их возможные последствия. Защита населения от послед-:твий землетрясений




1




2.2.

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения




1




3

Чрезвычайные ситуации геологического происхо­ждения




2




3.1.

Оползни, их последствия, защита населения




1




3.2.

Оврагообразования и другие геологические явления




1




4

Чрезвычайные ситуации метеорологического проис­хождения




3




промежуточный

4.1.

Ураганы и бури, причины их возникновения, возмож­ные последствия. Защита населения от последствий ураганов и бурь




2




Индивидуальный и фронтальный опрос, работа

по карточкам



4.2.

Смерчи и защита населения от них




1




5

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхож­дения




2




5.1.

Наводнения. Виды наводнений и их причины. Защита населения от последствий наводнений




2




Индивидуальный и фронтальный опрос, работа

по карточкам, игра, понятийный диктант



6

Природные пожары




2




6.1.

Лесные и торфяные пожары и их характеристика




1




6.2.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита на­селения




1




7

Зиолого-социальные чрезвычайные ситуации




3




7.1.

Эпидемии




1




7.2.

Эпизоотии




1




7.3. Эпифитотии




1




промежуточный

III Основы медицинских знаний и здорового образа жсизни

11




Дать понятие «здоровый образ жизни», значение здорового образа жизни для гармоничного развития личности.







8 Здоровый образ жизни и его значение для гармонич­ного развития личности




7







8.1. Общие понятия о здоровье как основной ценности чело­века




1




Индивидуальный и фронтальный опрос, работа

по карточкам, игра, понятийный диктант



8.2. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность




1




8.3. Особенности психологического здоровья в подростковом возрасте




1








8.4.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохра­нения и укрепления здоровья человека и общества



















8.4.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохра­нения и укрепления здоровья человека и общества







Выявить имеющие вредные привычки, их предупреждение.

Научиться оказывать первую помощь пострадавшему.









8.5.

Здоровый образ жизни и профилактика основных неин­фекционных заболеваний










8.6.

Вредные привычки и их влияние на здоровье










8.7.

Профилактика вредных привычек










9

Первая медицинская помощь и правила её оказания (практические занятия)










практические занятия)

9.1.

Общие правила оказания первой медицинской помощи













9.2.

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении










9.3.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах










9.4.

Общие правила транспортировки пострадавшего










промежуточный

IV

Дорожно-транспортная безопасность

8




Охарактеризовать значение дорожных знаков и методику регулирования дорожно­го движения, правила перехода перекрестков, движения на велосипеде.




Индивидуальный и фронтальный опрос, работа

по карточкам, игра, понятийный диктант



10

Дорожные знаки и регулирование дорожного движения










10.1.

История образования ГАИ-ГИБДД. Инспектор ГИБДД










10.2.

Правила дорожного движения - закон улиц и дорог










10.3.

Светофор. Типы и виды. Светофорное регулирование










10.4.

Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые водите­лями транспортных средств










10.5.

Виды перекрестков.










10.6.

Группы дорожных знаков: предупреждающие знаки, зна­ки сервиса и приоритета










10.7.

Группы дорожных знаков: запрещающие знаки, знаки особого предписания, предписывающие знаки и знаки дополнительной информации




2




10.8.

Зелосипед. Советы велосипедистам




1




Итоговый




Всего

34