Рабочая учебная программа составлена на основе программы Т. А. Ладыженской «Школьная риторика», входящей в образовательную систему « - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе... 4 548.35kb.
Учебников «Школа 2100» 1 144.41kb.
Рабочая программа учебного курса информатики для 11 класса составлена... 1 191.65kb.
Учебная программа составлена на основе программы «Технология. 1 453.79kb.
Рабочая учебная программа физика для общеобразовательных учреждений... 2 520.08kb.
Программа разработана на основе Примерной программы по математике... 4 739.15kb.
К рабочей программе по Всеобщей истории. 9 класс. Место учебного... 1 23.99kb.
Рабочая программа по русскому языку для 5класса составлена на основе... 2 379.25kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» 1 223.24kb.
Рабочая программа по предмету 1 101.39kb.
Рабочая программа «Мы с тобой!» (наименование программы) 2013- 2014... 1 184.84kb.
Отчет о деятельности моу гимназии №7 города Чехова Московской области... 1 28.1kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Рабочая учебная программа составлена на основе программы Т. А. Ладыженской «Школьная - страница №1/1

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы Т.А. Ладыженской «Школьная риторика», входящей в образовательную систему «Школа 2100». Курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.

Цель курса риторики – обучать эффективному общению.

Характеристика программы

В программе можно выделить два смысловых блока: первый – «Общение»; второй – «Речевые жанры».

Блок «Общение» дает представление об общении как виде взаимодействия между людьми; о видах общения ; о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.

Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.

Второй блок «Речевые жанры» дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. Центральное понятие блока – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.

В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.

В «Школьной риторике» большая часть времени выделяется на формирование риторических умений; большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д.); понятийный аппарат, его отбор и интерпретация.

Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:

первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
В программу включен такой компонент, как риторические идеи. Например:


  • Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!

  • По речи узнают человека. (Пословица)

  • Умей благодарить и быть благодарным. (В.А. Сухомлинский)

  • На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков)

Представляется, что такой компонент программы учитель должен сам уточнять, корректировать, дополнять – в соответствии с особенностями коллектива, своими личными особенностями и велением времени.

Структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.

Линейно-ступенчатый принцип расположения материала по классам отражен в табличной форме программы (см. программы для 5–6-го, 7–9-го, 10–11-го классов).

Методы и приемы преподавания

Курс риторики в школе – сугубо практический. Поэтому на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно: риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации; риторические задачи; риторические игры.



Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов: что сказал говорящий (пишущий); что хотел сказать (написать); что сказал (написал) ненамеренно.

Приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную. Приведем некоторые формулировки заданий для риторического анализа:



  • восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего;

  • каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта;

  • что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения;

  • являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения;

  • может ли быть несколько правильных решений этой задачи;

  • какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные намерения.

Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

  • кто говорит – пишет (адресант);

  • почему (причина, мотив);

  • для чего, зачем (задача высказывания);

  • что – о чем (содержание высказывания);

  • как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

  • где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

  • когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.

В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.



Риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.

Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.

Основное содержание программы.

(35 часов /1 час в неделю)



1.Общение. (16 часов)

Чему учит риторика. Как люди общаются, Речевая ситуация. (Кто говорит / пишет/ слушает/ читает ? – кому? – с какой целью/ зачем? - что?). коммуниканты (кто говорит / пишет/ слушает/ читает). Коммуникативные (речевые) задачи, цели.

Виды общения. По количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное – несловесное.

Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо.

Этикетный диалог. Просьба. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, ноне ссора.

Слышать и слушать. Учимся слушать собеседника (правила для слушающего). Слушаем с установкой (определить жанр, стиль, запомнить и т.д.)

Учимся читать (извлекать информацию). Читаем с установкой (определить жанр, собрать материал и т. д.) Виды чтения.

Учимся править текст. Виды правки. (Зачеркните ненужное, добавьте нужное, замените слова и выражения, измените последовательность.)

Что такое правильная речь. Зачем нужны нормы. Надо – нельзя. Нормы языковые и отклонения от них. Правильно – неправильно – допустимо. Нормативные словари.

Что такое хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точная речь. Фактическая и коммуникативная точность.

2. Текст, речевые жанры. (19 часов)

Что такое текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел. Как он воплощается. Тема и микротема.

Сильные позиции текста. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения.

Вторичные тексты. Пересказы подробные и краткие. Степень сжатия текста.

Речь деловая. Объявление устное и письменное.

Речь художественная. Сказочные истории. Их сказывание.

Речь разговорная. Этикетные диалоги. Рассказы о себе.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

У – 1. Умение анализировать и оценивать общение, в частности



  • Степень эффективности общения;

  • Уровень владения языком

  • Корректность поведения

У – 2. Умение общаться.

  • Ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат (аудиторию);

  • Формулировать явно (вслух или письменно) или для себя (неявно) своё коммуникативное намерение;

  • Определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи.


Тематическое планирование.

№ урока

тема

Дата проведения

1-2

Что значит общаться. Собеседники, партнеры, коммуниканты. Коммуникативная задача.




3-4

Межличностное, групповое, массовое общение. Словесное и несловесное общение.




5-6

Несловесное общение. Твой голос. Мимика. Жесты.




7-8

Слышать. Слушать. Понимать. Кто и как слушает. Два основных правила слушания.




9-10

Чтение – вот лучшее умение. Умеем ли мы читать? «Чтоб вершки не хватать».




11-12

Речь правильная и хорошая. Речь без ошибок. Чья речь богаче?. Говори- пиши точно.




13-14

Учимся редактировать. Зачеркни ненужное. Замени- надпиши нужное. Включи недостающее (дополни).




15-16

Будь вежлив. Просить – умолять – клянчить. Вежливый отказ. Что такое комплимент.

Лесть – льстивые слова.






17-18

Тексты и речевые жанры. Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста.




19-20

Вторичные тексты. Понятие о пересказе. Перескажи подробно. Перескажи кратко.




21-22

Объявления. Секреты устных объявлений. Письменные объявления.




23-24

Рассказы. Что такое рассказ. Как строится рассказ. Невыдуманные рассказы.




25-26

Что такое спор. Правила спора.




27-32

Сказочная страна и её особенности. Сказочные действия, герои, язык. Сочини свою сказку.




33

Начало моей биографии.




34-35

Повторение изученного в 5 классе





Литература и учебные пособия.

Зеленецкий К.П. Исследования о риторике. Одесса 1991г

Риторика. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных школ. Под редакцией Т.А. Ладыженской. М., 2009.

Методические рекомендации. Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 5 класс. Москва 1998.



Витражи мудрости. М.В. Король Минск «Полымя» 1991