Рабочая учебная программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебного предмета Основы религиозных культур и... 1 166.82kb.
Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики»... 3 541.77kb.
Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека... 1 86.13kb.
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы светской этики» 1 127.08kb.
Основы религиозных культур и светской этики 1 64.83kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 1 67.17kb.
Преподавания учебного курса, выявляются психолого-педагогические... 1 391.75kb.
Основы религиозных культур и светской этики 1 210.67kb.
Вопросы и ответы по введению комплексного учебного курса «Основы... 1 96.36kb.
Учебники по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» № п/п 1 86.68kb.
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности... 1 295.63kb.
3 Задание. Для данного задания вопросы задаются поочередно всем членам... 1 68.87kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Рабочая учебная программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - страница №1/1

c:\users\арм2\desktop\фото\8 001.jpg

Пояснительная записка
Рабочая учебная программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк. А.М.Кондаков, В.А.Тишков) – М.: Просвещение, 2010; примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е.С.Савинов) – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2010; примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (Составители : ученые Российской Академии наук, Российской Академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий)

Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики».



Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

- знакомство учащихся с содержанием модуля « Основы светской этики»;

- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе, и формирование у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира согласия.

Освоение учащимися учебного содержания модуля даст возможность обеспечить:

- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений об основах светской этики;

- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, являются следующие используемые методы:



Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы, которые используются для решения творческих задач в процессе открытия нового.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную работу с групповыми занятиями, в результате которого учащиеся создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Формы проведения занятий:

- эвристические беседы;

- различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);

- учебные и социальные проекты; уроки – экскурсии;

- деловые и ролевые игры;

- практикумы;

- различные викторины и другие конкурсные события;

- творческие мастерские.

Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Особое внимание уделяется работе с текстом: выборочное чтение, метод ИНСЕРТ, комментированное чтение, чтение с остановками, зигзаг.

Основные виды работы в группах: взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация.

Самостоятельная практическая деятельность состоит в составлении словаря терминов и понятий, в создании образов: выполнение рисунков, фотографий, слайд – шоу.

Задание на дом: чтение, заучивание минимального количества дат, терминов, имен, подготовка пересказов (подробных, выборочных, обобщенных), составление опорных конспектов к пересказам, творческие работы (мини - доклад, рисунки, проекты).

В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Срок реализации программы 1 год.

Учебным планом МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты на освоение содержания программы отводится 34 часа.



Тематический план

п/п


Наименование разделов, тем

Количество часов

В т.ч. на выполнение практической части

1.

2.

3.



6.




4 класс

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы ы жизни человека и общества

Основы религиозных культур и светской этики. Часть I

Основы религиозных культур и светской этики. Часть II

Духовные традиции многонационального народа России.


34

1

16



12

5


6

2

4




Содержание учебного материала

4 класс (34час.)

I. Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Тема 1. Россия – наша Родина. (1 час)

Термины и понятия: патриотизм, патриот, Отечество, президент, государственные символы, духовный мир, культурные традиции.

Водный урок. Беседа о символах России, красоте природы родного края, выдающихся людях страны. Духовный и материальный мир. Культурные традиции. Россия - многонациональное государство; самое ценное, что есть в России - это ее люди. Люди в ответе за то, какой будет наша страна.

Задание на дом:

Посоветоваться с родителями и назвать несколько традиций, принятых в семье.



II. Раздел 2. Основы религиозных культур и светской этики (16 час.)

Тема 2. Что такое светская этика? (1 час)

Понятия: этика, светская этика, мораль.

Что такое этика. Древний философ Аристотель – основатель науки «Этика». Фреска Рафаэля «Афинская школа». Значение слова « мораль». Что означает светская и религиозная этика. Что этика помогает понять человеку.

Задание на дом:

Рассказать членам своей семьи о том, что такое мораль, этика.

Тема 3. Мораль и культура (1 час)

Понятия: культура, мораль.

История возникновения культуры и морали. Почему культуру называют второй природой. Виды культур. Соотношение слов культура и мораль. Мораль – особый вид культуры. Элементы национальных культур.

Задание на дом:

Вместе с родителями составить свод (перечень) моральных норм своей семьи.

Тема 4. Особенности морали (1 час)

Термины и понятия: Конституция Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации, моральные нормы.

Особенности морали. Есть ли единый список моральных правил? Соблюдение моральных норм в обществе. Все люди вносят посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.

Задание на дом:

Выполнить рисунок с примером неравнодушного поведения человека в сложной ситуации.

Тема 5, 6. Добро и зло (2часа)

Термины и понятия: добро, зло как основные этические понятия, гуманность.

Добро и зло – главные понятия в жизни. Качества, необходимые добродетельному человеку, правила мудрости. Гуманность. Поступки, развивающие человека. Примеры проявления зла. Важные задачи морального поведения человека – не допускать зла и бороться с ним. Представления о добре и зле в ходе истории.

Задание на дом:

Приведите примеры поступков, которые считаете морально добрыми.

Тема 7,8. Добродетели и пороки (2 часа)

Термины и понятия: добродетель, порок, добродетельный человек.

Добродетель и порок как две противоположные характеристики личности. Что такое добродетель, добродетельный человек. Добродетельные качества. Порок, примеры пороков. Нравственное совершенствование. Путь к добродетели. Понятие добродетели древним философом Аристотелем. Избыток и недостаток как два порока.

Задание на дом:

Подготовить рассказ с примером добродетельных и порочных поступков.

Тема 9. Свобода и моральный выбор человека (1час)

Термины и понятия: свобода, моральный выбор, нравственное и безнравственное поведение, моральный конфликт.

Свобода, связь свободы с моральным выбором. Ситуации морального выбора. Выбор между нравственным и безнравственным поведением. Выбор между своими интересами и интересами других людей. Моральный конфликт.

Задание на дом:

Перечитать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». В какой ситуации морального выбора оказалась Чернавка? Как она поступила?

Тема 10. Свобода и ответственность (1 час)

Термины и понятия: ответственность, преднамеренность.

Связь свободы и ответственности. Понятие ответственности. Условия, при которых возможно ответственное поведение. Свободный выбор. Преднамеренность и непреднамеренный поступок. Отчет в совершаемых действиях. Кто и что входит в отношения ответственности.

Задание на дом:

Составить перечень дел, за которые дома отвечаете только вы.

Тема 11. Моральный долг (1 час)

Термины и понятия: долг, моральный долг, бескорыстие.

Долг. Моральный долг, его особенности. Моральные обязанности человека. Исполнение установленных в обществе моральных норм. Уважение других людей и их прав. Бескорыстная помощь другим людям. Благодарность как моральная обязанность. Виды морального долга.

Задание на дом:

Нарисовать цветок, на лепестках которого написать дела, сделанные в помощь маме.

Тема 12. Справедливость (1 час)

Термины и понятия: справедливость, соразмерность, уравнение.

Понятие справедливости. Понятие справедливости Аристотелем. Представление о справедливости в различные эпохи и у разных народов. Признаки, по которым можно судить о справедливости. Признаки соразмерности и уравнения. Перечень моральных правил справедливого отношения к людям.

Задание на дом:

Выполнить рисунок к сказке, в котором расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим.

Тема 13. Альтруизм и эгоизм (1 час)

Термины и понятия: альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм.

Понятие альтруизма, положительные и отрицательные стороны альтруизма. Эгоизм. Крайний и умеренный (разумный) эгоизм. Примеры разумного эгоизма.

Задание на дом:

Привести примеры отрицательных сторон альтруизма.

Тема 14. Дружба (1 час)

Термины и понятия: дружба, избирательность, служебные отношения.

Виды отношений между людьми (родственные, служебные, соседские и др.). Отличительные черты дружбы. Избирательность, бескорыстность, взаимные симпатии и общность интересов. Истинный друг. Кого выбирать в друзья?

Задание на дам:

Написать пословицы о дружбе.

Тема 15. Что значит быть моральным? (1 час)

Термины и понятия: добро и зло, добродетель, свобода, моральный выбор, моральные нормы.

Мораль – результат преобразовательной деятельности человека. Примеры зла в истории человечества. Отношения сотрудничества между людьми. Сознательный выбор. Свобода выбора. Способность признания заслуг, справедливость в отношениях -важнейшая часть морального поведения. Понимание и осознание своего долга.

Задание на дом:

Написать сочинение на тему: «Добро и зло»

Тема 16, 17 Творческие работы учащихся (2 часа)

Творческая самостоятельная работа на выбранную тему. Презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.

III. Раздел 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть II (12 час.)

Тема 18. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества (1 час)

Термины и понятия: род, семья, фамилия, родословная.

Род и семья – первые объединения человечества. Возникновения родов. Нравственные отношения в роде. Семья как основа моральных устоев человека. Главные задачи рода и семьи. Родовое древо. Родовой герб.

Задание на дом:

Нарисовать герб семьи.

Тема 19. Нравственный поступок (1 час)

Термины и понятия: поступок, нравственный поступок, мотив.

Слова, однокоренные слову нравственный. Признаки нравственного поступка. Мотив поступка. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие и результат.

Задание на дом:

Выполните рисунок нравственного поступка.

Тема 20. Золотое правило нравственности (1 час)

Термины и понятия: золотое правило нравственности, Конфуций, Фалес,Сенека.

Из истории появления золотого правила нравственности. Трактовки золотого правила нравственности. Как применять золотое правило в жизни?

Задание на дом:

Оцените поступки главных героев сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.

Тема 21. Стыд, вина и извинение (1 час)

Термины и понятия: стыд, вина, раскаяние, великодушие.

Понятие стыда. Повод для осуждения. Стыд как форма общественного воздействия на человека. Причины для переживания чувства стыда. Понятие « ложный стыд». Понятие вины. Преодоление чувства вины. Раскаяние. Извинение как средство избавления от чувства вины. Великодушие и прощение.

Задание на дом:

Написать пословицы о чувстве стыда, объяснить, как вы их понимаете.

Тема 22. Честь и достоинство (1час)

Термины и понятия : честь, достоинство, безнравственный поступок.

Честь и достоинство – нравственные характеристики человека. Честь, «человек чести». Достоинство, достойный человек. Честь и достоинство исключают безнравственный поступок.

Задание на дом:

Назовите известных достойных людей.

Тема 23. Совесть (1 час)

Термины и понятия: совесть, Демокрит.

Понятие совести. Понятие совести Демокритом. Различия понятий «стыд» и «совесть». Совесть – внутренний судья человека. Удовлетворенность и неудовлетворенность. Муки совести, раскаяние. Значение воли.

Задание на дом:

Привести примеры, когда вы испытывали муки совести.

Тема 24, 25. Нравственные идеалы (2 часа)

Термины и понятия: защитник Отечества, правило честного поединка, присяга, рыцарь, джентльмен, леди.

История народа – история войн. Защитники отечества. Русские богатыри. Правила честного поединка. Верность – важнейшая добродетель воинской дружины. Присяга. Понятие чести. Рыцари, джентльмены, джентльменское соглашение. Леди, характерные черты.

Задание на дом:

Привести примеры рыцарских и джентльменских поступков или поведения настоящей леди.

Тема 26. Образцы нравственности в культуре отечества (1 час)

Термины и понятия: труженик, патриот, воин, коллективист.

Культура России – сокровищница норм образцов нравственного поведения. Труженик, патриотизм. Патриот. Воин – защитник Отечества. Коллективист.

Задание на дом:

Нарисовать образ воина- защитника Отечества.

Тема 27. Этикет (1 час)

Термины и понятия: этикет, этикетка, правила этикета, речь.

Происхождение слова «этикет». Этикетка и этикет. Этикет - правила хорошего поведения.

Правила этикета. Выбор одежды, костюма. Уместность одежды. Речь, контроль речи. Важные стороны речи. Основа правил этикета - здравый смысл и уважение к другим людям.

Задание на дом:

Вместе с родителями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

Тема 28. Праздники (1 час)

Термины и понятия: праздник, государственный праздник, ритуал.

История возникновения праздников. Виды праздников. Ритуал – порядок проведения праздника. Подарок, выбор подарка. Значение праздников.

Задание на дом:

Написать сочинение на тему: « Мой день рождения»

Тема 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность (1 час)

Термины и понятия: высшая ценность, нравственная ценность, демографические проблемы.

Высшая ценность для человека - его жизнь. Уникальность каждой жизни. Ценность мирной жизни. Ценность каждой жизни человека для общества, семьи. Охрана жизни на Земле.

Задание на дом:

Нарисовать плакат « Охрана жизни на Земле»

IV. Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России(5 час.)

Тема 30.Любовь и уважение к Отечеству (1 час)

Термины и понятия: Отечество, традиции, государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

Духовные традиции России. Иудаизм, ислам, православие, буддизм в нашей стране. Государство, в котором ты живешь. Государство, гражданин, мораль гражданина. Отечество – это все мы. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм, слагаемые патриотизма.

Задание на дом:

Расскажи членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина.

Тема 31-34 Подготовка творческих проектов, выступление учащихся. Презентации творческих проектов (4 часа)

Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом « Диалог культур во время гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Выступления учащихся со своими творческими работами. Презентация творческих проектов.

Список использованной литературы

1. Борев Ю.Б. Эстетика. – М.: Политиздат – 1988.

2. Горелов А.А. Философия: Учеб. Пособие.- М.: Юрайт - М, 2001

3. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. - М.: Омега - Л, 2010

4. Касьянов, В.В. Культурология / В.В. Касьянов. - М.: Феникс, 2010

5. Культурология / под ред. Г.В. Драча. - М.: Феникс, 2009

6. Культура: теория и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М.: Знание, 1995.

7. Маркова, А.Н, Культурология / А.Н. Маркова. - М.: Волтерс Клувер, 2009

8. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001

9. Толпыкин, В.Е., Толпыкина, Т.В. Культурология / В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина. - М.: Эксмо, 2010



Календарно – тематическое планирование

4 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)



урока


п/п

урока


в теме

Тема урока

Сроки (неделя)

1

2

3



4

5

6



7

8

9



10

11

12



13

14

15



16

17

18




1

2

3



4

5

6



7

8

9



10

11

12



13

14

15



16

17

18



Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Россия – наша Родина



Основы религиозных культур и светской этики

Что такое светская этика?

Мораль и культура

Особенности морали

Добро и зло

Добро и зло

Добродетели и пороки

Добродетели и пороки

Свобода и моральный выбор человека

Свобода и ответственность

Моральный долг

Справедливость

Альтруизм и эгоизм

Дружба


Что значит быть моральным?

Творческие работы учащихся

Подведение итогов. Защита проектов.

Основы религиозных культур и светской этики

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества



1неделя

2 неделя


3 неделя

4 неделя


5неделя

6неделя


7неделя

8неделя


9неделя

10неделя


11неделя

12неделя


13неделя

14неделя


15неделя

16неделя


17неделя

18 неделя





19

20

21



22

23

24



25

26

27



28

29

30



31

32

33



34


19

20

21



22

23

24



25

26

27



28

29

30



31

32

33



34


Нравственный поступок

Золотое правило

Стыд, вина и извинение

Честь и достоинство

Совесть

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы



Нравственные идеалы. Джентльмен и леди.

Образцы нравственности в культуре Отечества

Этикет

Праздники



Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Духовные традиции многонационального народа России

Любовь и уважение к Отечеству

Подготовка творческих проектов

Выступления учащихся со своими творческими работами

Выступления учащихся со своими творческими работами

Презентация проектов на тему «Диалог культур во время гражданского мира и согласия»



19неделя

20неделя


21неделя

22неделя


23неделя

24неделя


25неделя

26неделя


27неделя

28неделя


29неделя

30неделя


31неделя

32неделя


33неделя

34неделя