Разработка урока по мировой художественной культуре в 11 классе тема урока: «Классицизм в архитектуре Западной Европы» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Распределение учебного времени по темам программы в 11 классе 1 86.54kb.
Календарно-тематическое планирование 7 класс № Тема урока Тип урока 1 227.88kb.
Урока: "Масштаб" 1 55.7kb.
Тема: Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование 1 70.78kb.
Методическая разработка урока в 6-б классе Тип урока : объяснение... 1 54.84kb.
К рабочей программе по мировой художественной культуре 1 424.3kb.
Урока в 9 классе по теме «Сложноподчинённое предложение» 1 120.86kb.
№ урока п/п № урока в теме Дата Тема урока Основное содержание урока... 1 134.98kb.
Конспект урока по физической культуре для учащихся 6 класса Тема... 1 64.97kb.
План-конспект урока технологии в 5 классе Тема: Инструменты резчика... 1 45.74kb.
N\n № урока Тема урока Тип урока Форма проведения Ресурсы Практические... 1 486.65kb.
Физическое воспитание детей 1 28.18kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Разработка урока по мировой художественной культуре в 11 классе тема урока: «Классицизм - страница №1/1

МКОУ «БОЛЬШЕСОЛДАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

В 11 КЛАССЕ

Тема урока: «Классицизм в архитектуре Западной Европы»

Учитель мировой

художественной культуры

Шевлякова Л.А.

Тип урока: урок ознакомление с новым материалом

Форма урока: урок-путешествие с использованием компьютерных технологий

Цель : познакомить обучающихся с парадно-официальной архитектурой классицизма Западной Европы

Задачи: 1. Познакомить учащихся с характерными чертами архитектуры классицизма и сформировать представление о парадно-официальной архитектуре Версаля;

2. Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение;

3. Воспитывать культуру восприятия произведений искусства.

Оборудование: презентация «Версальский дворец», аудиозапись В.А.Моцарт «Соната № 40»



Ход урока

  1. Организационный момент

Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Спасибо.Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

  1. Постановка цели урока

Парадный блеск и «пустая мишура» барокко уступали место классицизму – новому художественному стилю. Изучив античное искусство и взяв его за образец, последователи классицизма пришли к выводу, что подлинной основой жизни человека является разум.

… Оставим итальянцам

Пустую мишуру с ее фальшивым глянцем.

Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти,

Придется одолеть преграды и пути,

Намеченной тропы придерживаться строго:

Порой у разума всего одна дорога…

Обдумать надо смысл и лишь потом писать!

Н.Буало

Так поучал своих современников один из идеологов классицизма поэт Н.Буало.



Сегодня у нас урок-путешествие и мы с вами совершим виртуальную экскурсию по грандиозному дворцово-парковому ансамблю Версаля, познакомимся с парадно-официальной архитектурой и характерными чертами классицизма в архитектуре.

А помогать мне сегодня будете все вы, так как готовили к уроку небольшое сообщение.



  1. Изучение нового материала

Запишите тему урока.

Наиболее ярко классицизм проявился в произведениях архитектуры.

Классицизм (лат. Classicus – образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX веков.

-Как вы думаете, каким образцам следовал этот стиль?

Классицизм ориентировался на лучшие достижения античной культуры – греческую ордерную систему, эталоны гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Опираясь на представления зодчих эпохи Возрождения об «идеальном городе», архитекторы создали новый тип дворцово-паркового ансамбля, строго подчиненного геометрическому плану.

Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки и четкость объемной формы. 

В основе классицизма лежат идеи рационализма, строгие каноны.



Преобладающие и модные цвета

Насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно - голубой

Линии стиля классицизм

Строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия

Форма

Четкость и геометризм форм; статуи на крыше, ротонда

Характерные элементы интерьера

Сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод; символы власти

Конструкции

Массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные

Окна

Прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением

Двери стиля классицизм

Прямоугольные, с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями

Кессон в архитектуре — элемент членения потолка или внутренней поверхности свода.

Ярче всего характерные особенности классицизма можно рассмотреть на примере архитектурного сооружения – Версальский дворец.

Сейчас мы отправимся в вертуальное путешествие и нам предстоит в его конце путешествия ответить на вопрос: Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям классицизма?

Давайте вначале обратимся к истории создания и архитектурному облику Версальского дворца (слайд 1).

Перенесемся на столетье -
Времён строительства дворца,
Когда придворные кареты
Стекались веером сюда.

Версаль, стояла деревушка,


Кругом болота, да поля,
Скупил Людовик все владенья,
Чтоб здесь был замок короля.

История Версальского дворца начинается в 1623 году с очень скромного охотничьего замка Людовика XIII. В этом замке прошло детство «короля-солнца» - Людовика XIV. Он полюбил это место и мечтал возвести что-то большее, что поразило бы Европу. Взойдя на престол он начинает строительство королевской резиденции. 6 мая 1682 года в Версаль торжественно въехал король, и с этого дня начинается история знаменитого на весь мир Версальского дворца.

(слайд 2) В создании архитектурного облика Версаля участвовали зодчие Луи Лево, Жюль-Ардуэн Мансар и Андре Ленотр. В течении ряда лет ини много перестраивали и изменяли в его архитектуре. Весь огромный комплекс создан по единому проекту. Ансамбль развивается вдоль основной оси, протянувшейся с востока на запад.(слайд 3).

Парадный вход ко дворцу осуществляется через позолоченные ворота, украшенные королевским гербом и короной. На площади перед дворцом установлеа конная статуя Людовика XIV.

По легенде, когда Людовику было 5 лет, он прогуливался по саду и взглянув в лужу, в которой отражалось солнце закричал: - «Я солнце!» С тех пор его так и называли –«Король –солнце»

Главным строением Версаля, является дворец, к которому ведут три сходящиеся лучами подъездных проспекта. Дворец располагается на некоторой возвышенности и занимает господствующее положение над местностью(слайд 4). Длина фасада достигает 570 м и разделяется на центральную часть и два боковых крыла-ризалита. Фасад представлен тремя этажами. Первый этаж выполняет роль массивного основания, оформлен рустом по образцу итальянских дворцов-палаццо эпохи Возрождения. Второй этаж, самый большой. Заполнен высокими арочными окнами, между которыми располагаются ионические колонны и пилястры. Верхний ярус укорочен и завершается скульптурными группами, придающими зданию особую нарядность и легкость пропорций. Ритм окон, пилястр и колонн на фасаде подчеркивают его классическую строгость и уничтожает однообразие внешней отделки.

Дворец имеет несколько входов. В центральном корпусе находятся залы для баллов, торжественных приемов и личные спальни короля и королевы. В южном крыле дворца располагались придворные, министры, гости, покои первых дам, а в северном – размещались королевские апартаменты, где каждая комната была посвящена различным божествам, имена которых аллегорически связывались с членами королевской семьи.
Убранство внутренности залов
Прекрасно выполнил Лебрен,
Эскизы с деревом, металлом
Имеют высшую ступень

Интерьеры дворца оформлены в стиле барроко: использовано много зеркал и изысканной мебели. Живописные панно и гобелены на мифологические темы прославляют короля. Массивные бронзовые люстры с позолотой довершают впечатление богатства и роскоши. Только представьте себе: 700 комнат, 350 каминов, 70 лестниц и более 2000 окон, а количество картин, гравюр и мебели измеряется десятками тясяч. Самый большой зал дворца занимает Зеркальная галерея.

Фасад Зеркальной галереи -
Обильем золота, стекла,
Зал исключительностью веет
В парадном марше хрусталя.

Огромный зал имеет 73 м в длину, около11 м в ширину и около 13м в высоту(слайд5). Пространство галереи илюзорно расширено зеркалами (их 357). Зеркала расположены в нишах напротив 17 окон и создают ощущение безграничности. Кажется, что стены куда-то исчезают. Взгляд перескакивает с гиганских окон на зеркала, в которых отражается водная гладь бассейнов, разнообразные краски цветов и голубезна неба. Вечером. В дни дворцовых баллов и ауедиенций, свет 3 тыс. свечей отражал в зеркалах панно. Игра бликов, лучи солнца отражаясь в зеркалах ослепляли взор и изумляли воображение. Галерею украшали всевозможные вазы в бронзовой оправе, серебрянные торшеры и канделябры. Росписи потолочного плафона, выполненного Лебреном, возвеличивали деяния Людовика XIV.Галерею украшали десятки хрустальных люстр, вазоны с аельсиновыми деревьями. Вся мебель зала, включая кадки для растений, статуи были отлиты из серебра, но в 1690 г. Переплавлены на монету.

Через Зеркальную галерею по посольской лестнице ведущей на второй этаж мы попадаем в Салон Геркулеса, где проходили пышные приемы. Салон богато украшен мрамором и золоченой бронзой. Огромные картины на потолке-плафоны, выполнены Франсуа Лемонье, изображают подвиги Геркулеса. Зал Геркулеса плавно переходит в Большие королевские покои, состоящие из нескольких салонов: зал Венеры, зал Дианы, зал Аполлона, зал Войны, салон «Бычий глаз».

Спальня королевы (слайд 6) Первое, что привлекает внимание – это размеры кровати королевы. Она огромна, на всю спальню. Все поверхности в опочевальне покрыты золотом, говоря о статусе владелицы.

Спальня короля (слайд 7) (зал Меркурия) расположена в центральной части дворца и обращена окнами в сторону восходящего солнца.Основным предметом мебели была кровать. Парадное ложе под расшитым балдахином, отделяет от остальных покоев низкое ограждение. Из спальи открывался вид на сходящиеся в одной точке три магистрали, что символизировало о главном сосредоточении власти. С балкона взору короля открывалась вся красота Версальского парка.

Парк с регулярной планировкой


Андре Ленотр осуществил,
С необычайною сноровкой
Газоны в линию разбил.

Баскеты грамотной посадкой,


Кусты подстриженые в ряд
Мир первозданного порядка,
Где торжествует стиль и лад.

Версаль известен не только своим роскошным дворцом, но и парком, который считается одним из самых крупных в Европе. Его главный создатель Андре Ленотр связал воедино элементы архитектуры и садово-паркового искусства. Версальский парк – это регулярный парк, т.е. распланирован по геометрическим расчетам. Все устройство парка подчинено строгой симметрии: яркие цветники выполнены в виде геометрических узоров, по прямой оси тянутся идеально ровные аллеи деревьев, бассейны имеют правильную форму.

Аллеи парка, бассейны, клумбы и газоны воспринимаются как продолжение залов дворца и имеют четкую геометрическую форму. Ленотр впервые сделал планировку аллей, расходящихся из центра подобно лучам солнца. Он умело сочетал прямые и извилистые линии, различные пропорции и оптические иллюзии. Деревья, кустарники принимали правильную коническую, сферическую или пирамидальную формы. Редкие растения выписывались из Нормандии и Фландрии. Из лиственных пород использованы: дуб, липа, ясень, бук, клен, тополь, граб, каштан, а из хвойных – тис и ель. Нашлось место для плодовых – яблонь, груш, вишен.Особенностью парка являются многочисленные боскеты – искусственные рощи, в разных уголках которых находились фантаны, бассейны, гроты, садики. Одним из красивых, является боскет «Бальных танцев», где проходили пиршества и танцы под открытым небом. За деревьями открывается пространство, выполненное в виде амфитеатра с уступами из подстриженного кустарника. Ступени амфитеатра оформлены с помощью морских раковин и камня, украшены позолоченными вазами и канделябрами. По ступеням стекают каскады воды. Площадку и фон клумб в боскетах посыпали цветным песком или выстилали фарфором изящный рисунок вместо живых цветов.

Ровные ковры газонов поражают яркими и пестрыми красками с причудливым орнаментом из цветов. В вазах (150 тыс) стояли живые цветы, которые меняли так, что Версаль был в постоянном цвету в любое время года. Все это великолепие дополняли запахи миндаля, жасмина, граната и лимона, распространявшееся из теплиц. С южной стороны по лестнице «100 ступеней» можно спуститься к оранжерее, где летом выставляются на улицу сотни экзотических растений в кадках. Построенная Жюлем Ардуэном Мансаром оранжерея включает в себя крытую центральную галерею и летнюю с клумбами с круглым прудом в центре.

Главная ось парка – Большой канал ориентирован на запад, чтобы вечером заходящее солнце отражаясь в канале , превращало его в светящуюся ось парка, уходящую прямо в горизонт. Длина Большого канала составляет 1670 метров в длину и 62 метра в ширину. Его великолепие олицетворяло морское превосходство Франции. Здесь проводились морские спектакли с множеством морских и речных суден, а зимой он становился ледовым катком.

Гордостью парка являются фонтаны, число которых достигает 2000.

Фонтан Латоны – скульпторы бр. Марси создан по мотивам древнегреческого мифа о любви Юпитера и Латоны которая стала матерью его детей – бога красоты Аполлона и богини охоты Дианы.Когда на Латону и ее детей напали люди Юпитер, вняв мольбам Латоны о защите, Юпитер , превратил людей в лягушек. Этот эпизод мифа отражен в скульптуре фонтана. В центре верхней площадки возвышаются статуи Латоны и ее детей, а по краям нижней – фигуры людей, превращенных в лягушек и морских черепах, из пасти которых бьют струи воды. Одним из красивейших является фонтан Аполлон – скульптор Ж.-Б. Тюби. Из водной глади возникает запряженная четверкой лошадей колесница, которой правит Аполлон, а тритоны трубят в свои раковины, оповещая о приближении бога. Скульптурная группа отлита из свинца и покрыта позолотой.

Версальский парк насыщен скульптурой. Большинство скульптур являются персонажами из древнегреческой и древнеримской мифологии, которая специально была подобрана во имя прославления могущества короля.

Отдельную группу построек со своими собственными садами представляют Трианоны. Трианоном называлась деревня, которую Людовик XIV приобрел с намерением построить павильон для легких трапез.

Большой Трианон – одноэтажный дворец из розового мрамора, построен Людовиком XIV для возлюбленной Мадам де Монтенон. Над озером возвышался восьмиугольный в плане Бельведер. Его фасад отделан роскошными рельефами. Пол выстлан мраморной крошкой, стены украшены изящным орнаментом. Здесь монарх любил проводить свободное время.

Малый Трианон – трехэтажное здание, фасад декорирован элементами греческой архитектуры. Самым интересным местом в саду Малого Трианона является ферма Марии-Антуанетты, которая состоит из 12 домиков: башня, мельница, голубятня, курятник, псарня, рыбацкий цех, хижина и дворики для содержания страусов, слонов, газелей. Главная постройка домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда, в который впадает журча ручеек, перекинут прелестный мостик. Грациозно плавают белые лебеди. Крестьянские девушки должны были полоскать белье и петь. Коров и свиней ежедневно мыли и повязывали им цветные бантики. Здесь были огородики, где росли артишоки, савойская, цветная капуста. Садики окружены живой изгородью из граба и каштановых деревьев. Стены зданий покрывают ползучие растения. Ограды лестниц, галерей и балконов украшались керамическими горшками с геранью, гиацинтами и др. цветами.

Версаль, какое воплощенье!


В площадках кружева садов,
Стал настоящим ожерельем,
Вобравшим славу и любовь.


  1. Первичное закрепление

Завершилась наша прогулка по Версалю.

1) Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям классицизма?.

Назовите основные черты классицизма?

Что на ваш взгляд, отличает сооружения классицизма от стиля барокко и стиля эпохи Возрождения?

2) Работа в парах

Давайте рассмотрим картины русского художника А.Н.Бенуа из цикла Версаль. Прогулка короля.

- Как на своих картинах Бенуа передал атмосферу придворной жизни короля Людовика XIV?

- Почему их можно рассматривать как картины символы?

V. Рефлексия деятельности (итог урока).

Подведение итогов урока, оценки

Было ли вам интересно и что для себя вы узнали новое, чему-то удивились?

VI.Дом. Задание: 7.1, сообщение «История одного шедевра (на примере архитектурных памятников Москвы, Петербурга)

В завершении еще раз посмотрим на красоты Версаля.

Урок окончен.