Разработка занятия для учеников 1-го – 3-го классов общеобразовательной школы - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по математике для 5-9 классов «Кировской специальной... 1 349.69kb.
Методическая разработка открытого занятия ( по образовательной программе... 1 205.97kb.
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для средней... 5 448.42kb.
Образовательная программа экологического объединения Клуб «ЭкоПолюс» 1 241.05kb.
Методическая разработка лекционного занятия для преподавателей 1 311.51kb.
Методическая разработка по подготовке к государственной итоговой... 1 180.05kb.
Рабочая программа по музыке 1- 4 классы предмет, класс 1 323.3kb.
Горошникова Анастасия 1 127.92kb.
Программа предназначена для обучающихся 11 класса общеобразовательной... 1 135.45kb.
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы... 3 630.45kb.
Данная рабочая образовательная программа по литературе для 7 класса... 2 474.1kb.
Друг Толстого Мария Александровна Шмидт 3 353.87kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Разработка занятия для учеников 1-го – 3-го классов общеобразовательной школы - страница №1/1

Православный институт святого Иоанна Богослова

Факультет церковного служения
Курсы катехизаторов во имя священномученика Фаддея,

архиепископа Тверского


ЦИКЛ БЕСЕД ПО ВОПРОСАМ

ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

(разработка занятия для учеников 1-го – 3-го классов общеобразовательной школы)

выпускная квалификационная работа по православной педагогике

Выполнила: Томилина Н. Г.
Руководитель: Л.И. Тарабрина
Рецензент: В.Г. Фuлuппoв

МОСКВА


2013
ВВЕДЕНИЕ.
Данная работа представляет собой цикл бесед по вопросам христианской нравственности, которые я проводила с учащимися средней общеобразовательной школы – детьми от семи до десяти лет.

С одной стороны, с этой аудиторией легко работать, потому что дети очень восприимчивы к Богу, живо откликаются на рассказы о Нем и задают вопросы, подчас совсем не детские. Дети любознательны и открыты, просты и не пытаются все подвергать рациональному осмыслению. С другой стороны, бывает трудно говорить о Боге простыми, понятными для их возраста словами, объяснять Божественное нашим несовершенным языком. Непросто, конечно, удержать внимание детей, особенно младших.

Еще, к сожалению, сыграл роль тот факт, что сейчас очень мало развивают эстетический вкус и душевную сферу детей, мало говорят с ними о нравственности – и тем не менее, дети все равно тянутся к добру и свету и готовы воспринимать беседы о главном – о предназначении человека, о бессмертии души и т.д.

Работа не предназначена для занятий в воскресной школе – она рассчитана на невоцерковленных (или мало воцерковленных) детей.

Выбор темы обусловлен поиском решений проблемы низкого уровня христианской нравственности у детей и необходимостью духовного просвещения школьников, донесения до них нравственного закона, данного Сыном Божиим.

Актуальность работы заключается в том, что она может быть использована в системе образования – классными руководителями для проведения классных часов, воспитателями групп продленного дня и педагогами дополнительного образования.

Целью моей работы было воспитание в детях образа Божия, стремления к Богу (воспитание веры) и желания участвовать в таинствах Церкви. Среди задач главными были такие:


  1. сформировать у детей желание жить по заповедям;

  2. развитие эстетической сферы детей;

3) знакомство детей со священной историей;

4) улучшение психологического климата в классе (снижение агрессии, умение решать конфликты мирным путем, умение признавать свою вину и просить прощения, умения прощать и т.д.);

5) формирование умения видеть в окружающем мире и в ежедневных событиях действия промысла Божия (на доступном им уровне).

Программа курса (рассчитана на полгода) – цикл из 12 бесед. Примерное время одной беседы – 30 минут.



  1. Вводная беседа. Бог – Творец всего мира.

  2. Беседа о предназначении человека. Понятие о душе.

  3. Беседа о силе слова.

  4. Беседа о заповедях и о грехе.

  5. Беседа о совести. Честность как добродетель.

  6. «Вера без дел мертва».

  7. Беседа о воспитании характера.

  8. Послушание как первая детская добродетель.

  9. Беседа о дружбе. Умение прощать – основа дружбы.

  10. Беседа о милосердии.

  11. Беседа о любви и жертвенности.

  12. Господь Иисус Христос – Бог Слово (о силе слова). Детство Спасителя.

В данной работе приводится подробный конспект беседы № 3 о силе слова, которая была разработана в целях борьбы с детским сквернословием и донесения до детей мысли о ценности, глубокой значимости и силе слова.

В последней беседе курса мы с детьми вновь возвращаемся к теме о силе слова, закрепляем пройденный материал, после чего я даю детям новый материал (о Сыне Божием и о детстве Спасителя), который помогает еще больше прочувствовать и понять значимость и силу слова.

БОГОСЛОВСКОЕ ОСНОВАНИЕ МАТЕРИАЛА.
Богословским основанием материала явилось предупреждение Спасителя о том, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в День Суда» (Мф. 12, 36).

Человеку Господь дал великий дар – дар слова. Слово служит выражением наших мыслей, чувств и желаний. Через слово изливается то, чем полно наше сердце. Одновременно слово порождает мысли и чувства и закрепляет их в сердце. Слово играет очень большую роль в образовании нашего нрава [4].

Слово есть особый неоценимый дар Божий. Оно отличает нас от всех прочих земных тварей. Словом угодники Божии совершали чудо, повелевали природе, укрощали бури, исцеляли болезни, воскрешали мертвых.

Слово Божие вызвало из небытия в бытие видимый и невидимый мир, слово в устах Бога Слова было делом. «Кто соблюдает и творит слово Христово верно и постоянно, – пишет прав. Иоанн Кронштадтский, – у кого слово есть дело, тот и теперь творит великие и удивительные дела, и слову его все повинуется: и демоны повинуются, и болезни исцеляются, и нравственность человеческая назидается» [1].

Способность обладать словом является важнейшей способностью человека как образа Божия, делающей человека личностью, возвышающей его над животным миром. В богословии представители животного мира по сравнению с человеком называются тварями бессловесными. Язык у животных – это орган вкуса. Язык в человеческом обществе – основа как проявления отдельной человеческой личности, так и всей общественной жизни.

Слово в наших устах должно иметь и имеет (у истинных христиан) творческую силу. Только мы, не ценя этот великий дар Божий, бываем маловерны и недоверчивы к творческой силе слова (например, в молитве).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Что тверже, неизменнее и могущественнее слова? Словом мир сотворен и стоит: «нося всяческая глаголом силы Своея» (Евр. 1, 3); и однако же мы, грешные, обходимся со словом так легкомысленно небрежно. Что у нас пользуется меньшим уважением, как не слово? Что у нас изменчивее, как не слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно, как не слово? О, окаянные мы человеки! С какою драгоценностью так мы обходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других, например, на молитве, при богослужении, в проповедях, при совершении таинств. Христианин! Дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову, будь тверд в слове, будь доверчив к слову Божию и слову святых человеков как к слову жизни. Помни, что слово – начало жизни» [1].

Афонские старцы замечали, что слово представляет собой меч обоюдоострый. Одно и то же слово может лечить и губить, защищать и нападать, творить добро и зло – в зависимости от того, имеем ли мы страх Божий.

Устами человек произносит святое и страшное имя Божие, перед которым благоговеют все небесные силы. Но когда это святое имя произносится устами оскверненными или праздно, то этим человек наносит великое оскорбление своему Создателю.

По словам святителя Иоанна Златоуста, Бог дал нам уста не для того, чтобы мы «умножали сорняки», но чтобы сеяли полезное, распространяя не коварство, а любовь [10].

По замыслу Творца, человеку дано слово прежде всего для молитвенного обращения к своему Небесному Отцу, общения с людьми на началах любви и мира, а также для реализации своих творческих талантов. Человек, который сквернословит, использует этот особый дар для проявления своей внутренней нечистоты, изливает через него из себя грязь. Этим он оскверняет в себе образ Божий [7].

Академик Д.С. Лихачёв, отбывая в молодости срок на Соловках, создал научный труд, в котором подверг филологическому анализу воровскую речь и пришел к интересным выводам. Сквернословие не является в подлинном смысле человеческим языком. Эти «слова» воздействуют не на интеллект человека, а на чувственную часть души, т.е. подобны сигналам, которыми пользуются животные. Из этого можно заключить, что не только употреблять в своей речи, но даже слушать сквернословие вредно, т.к. можно «испортить вкус» к нормальному человеческому слову [11].

Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит главным образом от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребенок слышит только речь, состоящую из двух-трех десятков слов и выражений (в основном неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребенка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных волевых усилий.

Нужно воздерживаться от сквернословия, чтобы не повредить душу и не обречь себя на падение. Позволяя себе распущенность слова, мы приближаемся к бесчестному делу.

«Сквернословие, – говорит свт. Климент Александрийский, – обнаруживает в говорящем человеке пошлого, грубого, необразованного и наглого, но отнюдь не показывает человека скромного, честного и целомудренного» [6].

Свт. Иоанн Златоуст добавляет: «Ничто так не прогневляет Бога, Святейшего и Чистейшего, как такие слова; ничто не делает людей столь наглыми и бесстыдными, как когда они говорят и слушают подобные слова; ничто так легко не расстраивает нервы целомудрия, как возгорающийся от таких слов пламень. Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною».

Помня о силе слова, нужно хранить себя не только от сквернословия, но и от празднословия и многословия. Празднословие – это признак недостатка веры. Как писал св. Антиох Сирийский, «празднословие рождается от бесстрашия Божия и от нечаяния будущих мук. Если бы боялись мук, то не были бы празднословцами» [10].

О празднословии, безответственном отношении к словам очень метко сказал свт. Григорий Нисский: «Из всего подручного нам всего более удобным признается говорить. Ибо какой труд сказать что угодно? Не землю копая, не камни ворочая, не тяжести нося на плечах, не что-либо другое трудное делая, выговариваем слово» [8].

Великий вред причиняет любящий празднословить и ближнему своему. Он наполняет его душу пустыми мечтаниями, неблаговидными образами, которые делают его наклонным к злым делам. Ввести другого в соблазн – что может быть пагубнее этого? «Горе человеку тому, имже соблазн приходит», – говорит Христос Спаситель (Мф. 18, 7).

Митрополит Московский Филарет по этому поводу пишет: «Ни в коем случае не расточай безрассудно слова... давай себе размыслить, во благо ли тебе и другому будет слово, которое ты рождаешь в мир, и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего Суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе или против тебя» [9].

Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, слуга лжи, истребление сердечного умиления, помрачение молитвы» [5]. Язык празднословящего, по мысли апостола Иакова, подлинно есть огонь, сожигающий великие вещи, есть скопище неправды (Иак. 3, 5—6).

Слово есть самое ценное и высокое в человеке, то, что уподобляет человека Богу, поэтому осквернение слова – это великий грех [3]. Многие впали в согрешения через свои слова [10].

Непрестанная молитва и обращение к слову Божию приближает нас к Творцу, а празднословие истребляет наши добродетели [2].

Празднословие изгоняет из нашей души добрые мысли и благие намерения, удаляет от нас Духа чистоты и святости, а вместо добрых мыслей и чувств входят в нашу душу злые помыслы и нечистые пожелания, которые скоро пленяют все существо человека.

Слово праздное, вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему. Оно идет по умам, по устам многих людей и производит неисчислимое множество дурных мыслей, чувств и поступков. Необдуманное слово приносит нашим ближним великое зло [7].

Прп. Антоний Великий призывает: «Блюдись, человек, возьми власть над языком своим, и не умножай слов, чтобы не умножить грехов» [10].

Виновник всякого слова есть Бог. Слову не только соответствует бытие, но всякое слово может быть бытием и даже делом – вот какова сила слова. Поэтому нужно благоговейно обращаться со словами и дорожить ими.

Сила и совершенность – это свойства слова. Таким оно должно быть в устах человека [1].

Насколько легко говорить пустые и плохие слова, настолько трудно чувствовать ответственность за каждое произнесенное слово и говорить так, чтобы слово животворило, приносило пользу ближнему.

«В подлинном смысле душе полезные слова, служащие ко благу людей, требуют пота и трудов, и они, чтобы стать словами, приводят ко многим усилиям. Под словом здесь понимается не речение, а добродетель. Такие слова трудны, потому что произносящие их сначала сами преуспевают в том, чему учат», – замечает свт. Григорий Нисский [8].

«Говоря, ты рождаешь слово. Ты произнес слово, и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобой на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя» [2].

Еп. Варнава (Беляев) обращает внимание на то, что от празднословия произошла смерть. Если бы Ева не говорила со змием о том, о чем говорила, если бы не приняла слов его, то и сама не получила бы вреда и мужу не дала бы плода, и он не вкусил бы. И виноваты в этом не слова, а неблаговременное их употребление, которое происходит от небрежности ума. Нужно хранить не только уста, но и мысль прежде уст. Поэтому и сказано: «во всех словесех поминай последняя твоя и во веки не согрешиши» (Сир. 7, 39). Если будет так, то никакое зло не родится в душе.

Смех и шуточные слова часто не кажутся грехом, а ведут к явному греху: часто от смеха рождаются скверные слова, от скверных слов – еще более скверные дела. От многословия и смеха недалеко до ругательств и оскорблений, а от ругательств и оскорблений – до ударов и ран [3].

Об этом говорит и апостол Павел: «Сквернословие и буесловие да не исходит из уст ваших» (Еф. 5, 4); потому что оно, хотя само по себе и кажется незначительным, но бывает причиною великих зол. Нужно избегать не только грехов, но и того, что хоть кажется безразличным, однако же мало-помалу увлекает нас к этим грехам. Итак, прежде всего надо умерить язык, обуздать его и избавиться от многословия и сквернословия.

Мы должны быть внимательны к своим словам, употреблять их на пользу ближних и на прославление Творца, Которого беспрестанно славят все небесные силы и сонм святых Его [7].

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ.


Для достижения поставленных целей я использовала форму беседы, чтобы дети не только получили духовное знание, но и чтобы они могли задавать вопросы по ходу нашего занятия.

Основным методом беседы является объяснение, которое наиболее подходит для детской аудитории и для темы о силе слова.

В связи с тем, что при работе с детьми важна смена видов деятельности, объяснение чередуется с методом демонстрации. Чтение эпиграфа сопровождается показом презентации, затем, когда я прошу детей вспомнить эпизод из мультфильма, после их ответа я включаю соответствующий отрывок серии «Сотворение мира».

После того, как я рассказала детям о хороших словах и о молитве, я применяю в занятии игровой метод. Дети становятся в круг, придумывают добрые слова на определенную букву алфавита и говорят их друг другу.

После игры я вновь применяю метод объяснения, а затем рассказываю детям сказку, сопровождая ее показом слайдов (метод демонстрации).

В заключении я использую игровой проверочный метод – раздаю детям листочки, на которых написаны добрые и грубые слова, и прошу раскрасить хорошие слова зеленым, а обидные – красным. Этот метод изменяет вид деятельности детей, помогая удерживать внимание.

В этом задании используется и ассоциативный метод: я прошу детей раскрасить хорошие слова зеленым – их можно и нужно говорить, как на зеленый сигнал светофора можно идти, а красным – обидные слова. Их говорить нельзя – как нельзя идти на запрещающий сигнал светофора.

Таким образом, в ходе занятия я чередую различные методы проведения беседы, тем самым поддерживая внимание и интерес детей и помогая им лучше усваивать полученные знания.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Развернутый план беседы.


  1. Вводная часть.

Тема данной беседы – «О силе слова» – связана с предыдущим материалом, поэтому в самом начале я напоминаю детям о том, что наш прекрасный необъятный мир Бог создал с помощью слова. Т.к. наши беседы часто чередуются или сопровождаются просмотром мультфильмов, то я включаю детям соответствующий эпизод мультфильма. Беседа предваряется эпиграфом, которым служит стихотворение Н.И. Рыленкова «На доброе слово не надо скупиться» (чтение эпиграфа сопровождается презентацией).

2. Основная часть.

а) Духовное знание (начало)

Духовное знание детям (особенно детям младшего школьного возраста) нужно давать очень дозированно, поэтому главным, что я старалась донести до них, была мысль о силе слова.

В этой части беседы я задаю детям следующие вопросы:

- Почему нельзя говорить плохие слова?

- Как вы думаете, что такое благодать?

- Когда мы произносим святые слова?

- О ком нужно молиться?

В процессе ответов на эти вопросы, я преподаю детям духовное знание о молитве и силе добрых слов.

Есть слова святые – слова молитвы, – которыми можно и мертвых воскрешать (конечно, это под силу только людям святой жизни, но принести облегчение, например, заболевшей маме, может и молитва обычного ребенка).

Есть просто добрые и хорошие слова, которыми мы можем принести пользу своей душе и порадовать других людей – выразить словом свою заботу, любовь, благодарность. Сила этих слов такова, что ими одними можно утешить скорбящего и ободрить уставшего.

Рассказав детям о силе молитвы и о силе добрых слов, я прошу их привести примеры из собственной жизни, когда вовремя сказанное хорошее слово помогло человеку (маме или другу, например).

б) Смена вида деятельности – небольшая игра.

В силу психологических особенностей возраста дети не могут долго сидеть на месте и просто слушать, поэтому в течение беседы необходимо менять виды деятельности, переходить от рассказа к показу, от внимательного слушания к игре.

Я прошу детей встать в алфавитном порядке по именам, придумать доброе хорошее слово на ту букву, с которой начинается имя, и сказать это доброе слово соседу. По окончании игры мы обмениваемся впечатлениями, и я стараюсь привести их к мысли о благотворном влиянии добрых слов на наше настроение и самочувствие – это в данный момент, – а в целом – о силе добрых слов и их способности формировать лучшие качества нашей души.

в) Духовное знание (продолжение).

Рассказав о силе доброго слова и дав детям возможность почувствовать, какое влияние оказывают на душу сказанные в их адрес хорошие приятные слова, я говорю им и о пагубном влиянии плохих слов.

Злые слова тоже очень сильны, но сильны не добром, а своим губительным воздействием на душу. Эти слова проникают в самое сердце и могут ранить так глубоко, что человек не просто огорчится или обидится, но может даже заболеть или очень долго переживать нанесенную словом травму.

Чтобы разнообразить нашу беседу, я даю детям духовное знание уже не в форме рассказа, а в форме сказки, сопровождая ее показом слайдов. Героем сказки является добрый слон, большой и сильный, который всем помогал и никогда не болел. И вот один из друзей сказал ему обидное слово, от которого слон слег и впервые в жизни заболел. Зверятам удалось вылечить его только добрыми словами.



  1. Заключение.

В заключении я раздаю детям листочки с геометрическими фигурами, в которых написаны две группы слов – хорошие и грубые (см. Приложение 1). Хорошие слова дети должны раскрасить зеленым цветом, а грубые – красным (провожу им аналогию со светофором). Внизу нарисованы животные – добрая белочка и колючий злой ежик. Белочка собирает добрые слова, ежик – злые.

Если дети правильно все раскрасили, то белочка побеждает, т.к. набирает в свою корзиночку больше слов.

После этого задания я говорю детям, что им нужно стараться брать пример с этой доброй белочки – собирать и раздавать (т.е. узнавать и говорить) только хорошие добрые слова.

Подробный конспект беседы.

- Дорогие дети, сегодняшнюю беседу мне хотелось бы начать словами русского поэта Н.И. Рыленкова. Послушайте, пожалуйста, внимательно.

На доброе слово не надо скупиться,

Сказать это слово – что дать напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.



Чтение стихотворения сопровождается презентацией.

- Как вы уже наверное догадались, мы сегодня с вами поговорим о слове. Давайте вспомним самый первый мультфильм, который мы с вами посмотрели – о чем он?

Дети: О том, как Бог мир создал.

- Правильно, о сотворении мира. А как Бог его сотворил, с помощью чего?

Дети: Руками, силами…

- Бог сотворил мир из ничего Своим словом. Давайте я напомню вам этот момент.



Я включаю детям первый мультфильм, небольшой эпизод со словами:

… и Бог сказал слова:

Пусть на земле растут цветы, деревья и трава.

- Представляете, какова сила слова! Всю вселенную – и нас с вами – Бог создал с помощью слова Своего: Господь сказал – и так стало. Значит, мы с вами должны очень внимательно относиться к своим словам, сначала думать, а потом говорить. Ни в коем случае нельзя произносить плохих слов – как вы думаете, почему?

Дети…

- Да, правильно, потому что плохие слова обижают человека и огорчают Бога, а хорошие слова радуют Бога и людей. Какие слова говорит человек, такая у него и душа. Ребенок, у которого чистая, светлая душа, всегда старается говорить добрые слова, и от этого у окружающих становится легко и хорошо на душе. Такие слова призывают Божию благодать. А как вы думаете, что такое благодать?



Дети…

- Благодать – это спасительная сила Божия, которая помогает нам достичь блаженства в вечности [12]. Видите, как важно говорить хорошие и добрые слова. А еще лучше говорить святые слова. А когда мы с вами говорим святые слова?

Дети…

- Правильно, когда молимся. Старайтесь молиться за родителей, за друзей – этим вы помогаете им. Конечно, нужно молиться о себе, просить, чтобы Бог помог вам соблюдать заповеди, чтобы простил вас, если вы сделали что-то плохое, и помог исправиться. А еще очень важно молиться – как вы думаете, о ком?



Дети…

- На самом деле, как это ни удивительно, нужно молиться за своих врагов – например, за тех, кто вас обижает, обзывает, смеется над вами. Не надо сразу мстить, тоже обзывать, давать сдачи, держать зло на этого человека. Лучше помолитесь о нем, чтобы Бог вразумил его, т.е. помог поступать разумно, чтобы Бог помог ему исправиться.

- А теперь давайте выполним с вами небольшое задание. Встаньте в алфавитном порядке по именам: «А» – Артем, на «Б» у нас никого нет, «В» – Ваня, «Г» – Гена и т.д.

Дети встают в круг.

- А теперь придумайте, пожалуйста, доброе, хорошее, приятное слово на ту букву, с которой начинается ваше имя (можно не на букву, а на звук, чтобы было легче). Вот меня зовут Наталья Геннадьевна, мое имя начинается с буквы «Н», я придумываю слово «нежный» и говорю его Артему. Артем придумывает хорошее слово на «А» и говорит его Ване – и т.д. [13].



Дети играют.

- Ну что, понравилось вам говорить друг другу добрые, приятные слова?

Дети: Да!

- Давайте постараемся всегда так общаться – видите, как мы подняли друг другу настроение, принесли пользу своей душе и порадовали Бога.

- А теперь вспомните самое начало нашей беседы – я обратила ваше внимание на силу слова: словом Бог создал наш необъятный прекрасный мир, слова молитвы помогают человеку – молитва может исцелить и даже воскресить человека. Словом можно подбодрить друга, который получил плохую отметку, словом можно утешить плачущего, развеселить его, поднять другим настроение. Но есть и плохие, злые, обидные слова, которые ранят сердце человека, и от них порой бывает больней, чем от кулаков. Нужно стараться никогда не говорить таких слов. Сейчас я расскажу вам одну сказку, и вы поймете, как это важно.

- Жил на свете слон. Он был очень большим и сильным и никогда не болел. Он помогал другим животным доставать с деревьев плоды. Когда его друзьям зверятам было жарко, он поливал их из хобота водой из прохладной речки. Когда им было грустно, он катал их на своей спине и показывал красоту Божьего мира. Ничто ему было не страшно – даже укусы змеи он воспринимал так, как мы укусы комара.

И вот однажды хорек сказал ему: «Мне теперь не интересно с тобой играть, ты мне больше не друг». И убежал к шакалам.

Слон вздрогнул, всхлипнул, опустил голову и, казалось, стал меньше ростом. Он утер хоботом слезы и медленно побрел к себе домой.

С этого дня слон, большой и могучий, который ничего не боялся, слег – и впервые в жизни заболел.

Друзья думали, как помочь ему. Мартышка принесла слону самые спелые бананы, тигр приготовил для него отвар из целебных трав, пчелы подарили бочонок ароматного меда. Но слону это не помогало, потому что болело у него не тело, а душа.

И тогда мудрый лев сказал зверятам: «Раз наш друг слон заболел от слова – ведь его очень ранили слова хорька, – значит, и лечить его тоже нужно словом. Давайте вылечим его добрыми словами любви и благодарности».

Мартышка была самой шустрой, и она хотела первой попробовать вылечить слона словами. Она крепко обняла друга и поблагодарила слона за то, что он всегда помогал ей доставать бананы.

Тигр потерся о его бок и сказал: «Ты самый веселый из моих друзей и всегда можешь поддержать меня добрым словом».

- А я так люблю отдыхать в твоей тени и слушать твои сказки! – добавил лев. – Нам очень тебя не хватает, поправляйся, пожалуйста, скорей.

Слон приподнялся и обвел взглядом друзей. Щеки его порозовели, в глазах появился радостный блеск, и лицо его озарила широкая улыбка.

- Я так люблю вас, друзья – сказал слон. – Я думал, что уже никогда не поправлюсь – настолько мне было плохо, и никакие лекарства не помогали. Но ваши слова подействовали на меня сильнее самой лучшей микстуры. Я чувствую прилив сил и радости. Я уже совершенно здоров. Спасибо вам за ваши целебные слова! Пойдемте скорее играть.

И радостные зверята побежали за слоном к своей любимой речке.

- Вот, ребята, видите, какую силу имеют слова! Они могут так ранить человека, что от них можно даже заболеть или сильно расстроиться, но ими же, словами, можно принести огромную пользу душе – и своей, и душе другого человека. Слово может убить – и слово может животворить.

- В заключении мы с вами выполним небольшое задание. Я раздам вам листочки, на которых в геометрических фигурах написаны разные слова – добрые, хорошие, ободряющие – и грубые, ранящие (см. Приложение 1). Вам нужно раскрасить зеленым цветом хорошие слова, а красным – плохие. Как светофор – на зеленый свет можно идти – вот вы раскрашиваете зеленым цветом слова, которые можно и нужно говорить, на красный идти нельзя, надо сдерживаться – вы раскрашиваете красным цветом грубые слова, которые говорить нельзя.

Под словами у вас нарисованы животные – добрая белочка и колючий злой ежик. Белочка собирает в корзинку добрые слова, а ежик на свои иголки – злые. Вот и посмотрите, кто у вас выиграет.



Дети раскрашивают.

- Ну что, кто выиграл? Замечательно, белочка! Вот давайте, как она, будем собирать и раздавать только добрые и хорошие слова. Надеюсь, наша сегодняшняя беседа поможет вам в этом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данная работа представляет собой цикл бесед по вопросам христианской нравственности. Беседы рассчитаны на невоцерковленных детей 7-10 лет – учеников общеобразовательной школы.

Главной целью было воспитание в детях образа Божия, стремления к Богу, желания жить по заповедям.

После проведения данного цикла нравственных бесед дети стали часто задавать вопросы о Боге, просили рассказать о святых, о душе, о воскресении. Многие дети захотели побывать на службе и причаститься.

Беседы о христианской нравственности помогли детям начать борьбу со своими грехами – на доступно им уровне, ведь для детей такого возраста характерна в основном завышенная самооценка.

Дети с радостью делились со мной своими маленькими успехами в духовной борьбе. Все чаще я слышала от них подобные фразы: «Вот я сейчас хотел ударить Петю – но сдержался. Я теперь знаю, что мстить нельзя».

После проведения беседы о силе слова дети стали употреблять гораздо меньше плохих слов – они поняли, как губительно влияют обидные слова на душу и стали стараться сдерживаться. Если ребенок забывался и все же говорил другому злое слово, я просила его вспомнить нашу беседу, сказку про слона и то, каким цветом мы раскрашивали грубые слова.

- Красным, – вспоминал ребенок.

Значит, такие слова говорить нельзя.

Нравственные беседы помогли мне сформировать в детях стремление к Богу. Конечно, не все легко исправляется, но я надеюсь, что эти беседы – как семена – дадут свой плод в нужное время и помогут другим учителям и воспитателям увидеть и развить в детях образ Божий.

БИБЛИОГРАФИЯ.

1. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. – М: Сибирская благозвонница, 2010. – 543 с.

2. Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. – М: Отчий дом, 2009. – 320 с.

3. Еп. Варнава (Беляев). Основы искусства святости. – Нижний Новгород: Изд-во братства св. кн. Александра Невского, 2003.

4. Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. М: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. – 400 с.

5. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. – М: Отчий дом, 2011. – 496 с.

6. Св. Климент Александрийский. Педагог, кн. 2. – М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. – С. 287.

7. Схиархим. Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди. – М.: Самшит-издат, 2004. – 179 с.

8. Свт. Григорий Нисский. Точное истолкование Екклесиаста Соломонова. М: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1997 г. – 160 с.

9. Цветник Духовный. Мысли и изречения святых и великих людей. – М: Даръ, 2011. – С. 144.

10. Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни – http://azbyka.ru/otechnik/.

11. Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи // Язык и мышление. — М.; Л., 1935. — Т. 3–4. — С. 47–100.

12. Прот. Г. Дьяченко. Полный церковнославянский словарь. – М: Отчий дом, 2010 – С. 41.

13. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников – М: Ось-89, 2006.

Приложение 1.



овал 1скругленный прямоугольник 2

спасибо


равнобедренный треугольник 4 отстань от меня

правильный пятиугольник 3

стрелка вправо 5сам такой

давай помогу

мромб 6олодец

пятиугольник 7

параллелограмм 8 ты с нами не играешь не вешай нос

у тебя все

птабличка 9олучится

ты слабак