Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность - страница №1/1

Развитие познавательной активности детей

через поисково-исследовательскую деятельность

« Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности,

трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не

недоверчивый контроль, а тактическая договоренность, вера в опыт,

сотрудничество и совместная жизнь”.

Я.Корчак.
Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности всего общества в целом, и в дошкольном образовании, в частности.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Исходя из актуальности приоритетного направления деятельности детского сада, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребёнка, мы подошли к разработке и созданию Концепции инновационного образовательного учреждения, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности личности ребёнка через поисково-исследовательскую деятельность.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие

задачи, поставленные с учётом выявленных проблем:


  • развивать интеллектуальные и познавательные способности детей, их творческую активность через поисково-исследовательскую деятельность на занятиях и в повседневной жизни;

  • повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах организации исследовательской деятельности;

  • создать методическую систему работы по детскому экспериментированию;

  • повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования.

Окружающий мир с каждым днем становится все более динамичным, требующим от человека поисковой активности. Это заставляет психологов пересматривать роль исследовательского поведения в жизни современного человека, а педагогов ориентирует на более интенсивное использование методов исследования в обучении. Жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательское поведение ребенка рассматривается в современной педагогике как важнейший ресурс, позволяющий трансформировать процесс развития личности в процесс саморазвития.

Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков.

Современные исследования педагогов и психологов (А.В.Запорожца, А.П.Усовой, Н.Н.Поддъякова, П.Я.Гальперина), направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста показывают, что продуктивность овладения знаниями, умениями в целом зависят не только от того, как организован процесс обучения передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе от позиции самого ребёнка, его активности.

Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Исследования, проведённые Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать исследовательский метод и в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Теоретической базой нашей программы взяты исследования академика Подъякова Н.Н., которые помогли выяснить сущность детского экспериментирования как формы поисковой деятельности, его структуру и значение в развитии личности ребёнка. Н.Н. Подъяков утверждает, что детское экспериментирования претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Главным его доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской деятельности, для этого могут быть использованы разнообразные формы организации детского экспериментирования в разных видах деятельности: во время приёма пищи, игр, занятий, на прогулке. Для организации исследовательской деятельности в детском саду авторы программы «Детство», В.И, Логинова, Л. Маневцова рекомендуют использовать кружковую работу с детьми в детских лабораториях и экспериментальных центрах. Детское экспериментирование как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и желании что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности. Часто задают вопросы и пытаются искать на них ответы. Делают первые попытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения. Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психическими возможностями. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозировании результата. Поэтому в старшем дошкольном возрасте широко используется совместная проектная деятельность с детьми.

Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития

дошкольника.
Реализация программы строится на следующих принципах:


  • Демократичности (планирование совместно с родителями, педагогами, т.е. прозрачность действий;

  • Участия (вовлечение всех участников образовательного процесса во все стадии планирования, реализации и оценки);

  • Динамичности (развитие от простого к сложному);

  • Непрерывности (начало – результат в большом и малом, чувство связи: ребёнок - родители – детский сад);

  • Целостности (укрепление физического, умственного, социального и духовного здоровья);

  • Реалистичности (жизнеспособность);

  • Интеграции (сотрудничество с другими организациями из различных областей);

  • Измерение успеха (оценка деятельности).


Предполагаемые нововведения воспитательно-образовательной работы с детьми заключаются:

- в преобразовании предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей;

- в использовании игрового экспериментирования на занятиях и вне занятий во всех возрастных группах;

- в создании «Детской лаборатории», для проведения контрольно-диагностических занятий;

- в организации совместной проектной деятельности с детьми и кружковой работы.
Усовершенствование методической работы заключается:

- в наработке конспектов, позволяющих осуществлять деятельностный подход по всем возрастным группам;

- в подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования во всех возрастных группах;

- в разработке требований к оформлению и содержанию уголков экспериментирования и Положения о смотре-конкурсе;

- в подборке оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала педагогов (гибкость режима в воспитательно-образовательном процессе, постепенный переход к модели личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, мягкость контроля со стороны администрации, использование интерактивных форм работы, пропаганда и поощрение участия педагогов в методической работе ДОУ).
Неотъемлемой частью обновлённого образовательного процесса является тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечение их в дела ДОУ. Для этого планируется проведение Дней открытых дверей, консультаций, праздников и развлечений, привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов и др.

Перспективный учебный план по возрастным группам.
Примерный перечень основных занятий на пятидневную неделю


виды занятий

возраст


3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Ознакомление с окружающим и игровое экспериментирование

1

1

2

2


Развитие речи, художественная литература, подготовка к обучению грамоте, игровое экспериментирование

1


1


2


3


Развитие элементарных математических представлений и игровое экспериментирование

1

1

1

2


Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и игровое экспериментирование

2

2

3

3


Конструирование, ручной труд и игровое экспериментирование

1

1

2

2


Музыкальное и игровое экспериментирование

2

2

2

2

Физкультурное и игровое экспериментирование

3

3

3

3




Совместные виды деятельности (вне занятий)

Виды деятельности

Возрастная группа

2 младшая

средняя

старшая

подготовительная

«Школа радужных открытий» (кружок)







1 раз

в неделю


1 раз

в неделю


«Малышок»

(кружок)


1 раз

в неделю











«Почемучка»

(кружок)





1 раз

в неделю








«Хочу всё знать»

(кружок)







1 раз

в неделю





«Я– исследователь» (кружок)










1 раз

в неделю


Игры-эксперименты

2 раза

в неделю


2 раза

в неделю


3 раза

в неделю


ежедневно

Работа в детской лаборатории




1 раз

в квартал



1 раз

в месяц


2 раза

в месяц


Совместная проектная деятельность




В течение

года


В течение

года


В течение

года


Научные мини-конференции в ДОУ







1 раз в год

1 раз в год

Участие в детских конкурсах городских и между ДОУ









1 раз в год



Работа в уголках экспериментирования

ежедневно


ежедневно


ежедневно


ежедневно





Этапы реализации Программы


Этапы, сроки

Задачи

Ожидаемый результат

I

2010-2011г.г.



Создание творческих групп по реализации Программы развития ДОУ.


Создание и проведение мониторинга исследовательской деятельности для всех участников педагогического процесса.

Изучение затруднений воспитателей в вопросах развития познавательной активности детей путём экспериментирования и отношения родителей к поисково-исследовательской деятельности детей.


Обогащение предметно – развивающей среды, изменение её содержания для исследовательской деятельности детей.
Создание условий для профессионального роста и творческой активности педагогов.



Разработаны перспективные, учебные планы, конспекты занятий, совместные мероприятия с родителями, Положения о смотрах-конкурсах.
Разработан единый диагностический комплекс, получены результаты о степени овладения детьми исследовательской деятельностью.

Изучены затруднения воспитателей в вопросах развития познавательной активности детей путём экспериментирования и отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей.


Наличие детской лаборатории в ДОУ, уголков экспериментирования в группах.

Рост профессиональной компетентности педагогов по вопросам исследовательской деятельности детей.




II

2011-2014г.г.



Освоение и внедрение инновационных программ и технологий, корректировка учебных программ, перспективных планов, конспектов занятий. Накопление методических материалов.
Внедрение мониторинга с целью определения качества образования.
Привлечение родителей как единомышленников к совместной деятельности. Организация и проведение совместных мероприятий с родителями по исследовательской деятельности детей.


Внедрены образовательные технологии, скорректированы учебные программы, перспективные планы, конспекты занятий.

Действующая система мониторинга.

Наличие устойчивой системы взаимодействия родителей и педагогов.

Организованы и проведены совместные мероприятия.



III

2014-2015г.г.



Проведение проблемного анализа деятельности, обобщение результатов работы ДОУ в режиме развития.
Определение эффективности реализации программы развития, выявление динамики.
Создание методических рекомендаций по развитию познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.

Наличие документации, выводов по направлениям деятельности.

Результаты проблемного анализа деятельности ДОУ в режиме развития, выводы.


Созданы методические рекомендации (из опыта работы).

Система управления в режиме развития






Мероприятия

Годы

Ответственный

Система организационно-педагогических мер

Анкетирование педагогов, с целью определения степени овладения детьми исследовательской деятельностью; выявления положительных достижений и возможных затруднений воспитателей в вопросах развития познавательной активности детей путём экспериментирования.
Анкетирование родителей, с целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей.

Педсоветы по определению новых подходов к решению проблемы развития исследовательской деятельности дошкольников, выявления положительного опыта работы:

- «Исследовательские умения и навыки – одно из звеньев успешного развития интеллектуальных способностей дошкольников»;

- «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности»;

- «Совершенствование системы работы по детскому экспериментированию».



- Совместный педсовет со школой.
Постоянно действующий семинар для педагогов по теме «Влияние исследовательской деятельности на интеллектуальное развитие дошкольников».
Семинары-практикумы:

- «Повышение результативности педагогического труда по развитию детской исследовательской деятельности» (обмен опытом)

Цель: вооружение воспитателей необходимыми педагогическими техниками и технологиями.

- «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой и познавательной активности детей».

Цель: выявить резервы педагогической работы в решении проблемы развития экспериментальной деятельности.


Ежегодные выставки-отчёты о работе групп по разделу «Детское экспериментирование».

Цель: показ результатов педагогической деятельности и стимулирование педагогического творчества педагогов.



Тематический контроль, диагностика результативности работы воспитателей, с целью выявления затруднений воспитателей в организации работы детской исследовательской деятельности, оказания необходимый помощи.
Смотр-конкурс уголков экспериментирования, изучение документации, перспективный план по разделу «Детское экспериментирование».

Родительские собрания:

- «Исследовательская деятельность дошкольников в семье».

- «Проведение экспериментов летом».
Лекторий для родителей:

«Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной деятельности»



2010

2010


2010-2011

2011-2012


2012-2013
2013-2014
2011-2014
2012-2013

2013-2014

2011-2015

2011-2014


2010-2011

2010-2015

2011-2012


Старший воспитатель

Творческая группа

Воспитатели групп,

старший воспитатель


Заведующий МДОУ,

старший воспитатель

Творческая группа

Старший воспитатель


Старший воспитатель

Творческая группа

Воспитатели групп,

старший воспитатель,

Совет МДОУ

Старший воспитатель

Творческая группа

Старший воспитатель, воспитатели групп
Воспитатели групп,

родительский комитет


Старший воспитатель

Система дополнительных мер

Организация работы творческих групп по разработке обновленных перспективных, учебных планов, конспектов занятий, совместных мероприятий с родителями.
Повышение уровня педагогического мастерства педагогов через курсовую подготовку и спецкурсов при ИРООО.
Выступление на городских и областных конференциях, «Круглых столах», форумах и т.д.

Совершенствование деятельности детской научной лаборатории.

Обновление стенда «Исследовательская деятельность дошкольников».

Систематическая организация выставок и обзоров методической литературы по проблеме развития познавательного интереса детей.


Обновление оборудования групповых Уголков экспериментирования и их оформления.

Оборудования детской экспериментальной лаборатории в ДОУ.



Конкурсы уголков экспериментирования в группах.

Месячники по изготовлению наглядных пособий, дидактических материалов для оснащения лаборатории и уголков экспериментирования групп.
Экскурсии с детьми в школу – в кабинет биологии, химии, физики. Посещение воспитателями уроков природоведения.


2010-2011

2010-2015


2012-2015

2010-2015

2011-2015

2011-2015


Старший воспитатель

Заведующий МДОУ,

старший воспитатель

Заведующий МДОУ,

старший воспитатель
Старший воспитатель,

воспитатели групп

Заведующий МДОУ,

старший воспитатель


Старший воспитатель,

Воспитатели групп


Критерии оценки результатов развития


Критерии

Показатели

Методы исследования

Уровень профессионального мастерства педагогов

Большинство педагогов:

владеет методами организации исследовательской деятельности детей в ДОУ;

умеет организовать развивающую среду, способствующую развитию познавательной активности детей;

проявляет потребность в поиске новых знаний, в обновлении содержания образования.




Опрос, отзывы, экспертная оценка, тестирование, анкетирование.


Уровень физического развития детей.
Уровень познавательной активности и навыков исследовательской деятельности дошкольников


Снижение заболеваемости, эмоциональное физическое и психическое благополучие детей.

Большинство детей:

проявляет активный познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности

самостоятельно видит проблему;

выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения;

планирует предстоящую деятельность;

делает выводы, устанавливает разнообразные временные, последовательные, причинные связи, формулирует их в речи;

объясняет, доказывает и защищает свои идеи;

проявляет творческую самостоятельность в практической и игровой деятельности.



Методика «Дерево желаний»

(В.С. Юркевич).

Методики «Выбор деятельности»,

«Маленький исследователь» (Л.Н.Прохорова)

Дидактическая проективная методика «Сахар».

Наблюдения, беседы, опрос.



Уровень взаимодействия ДОУ и семьи


Большинство родителей изменили позицию во взаимодействии с ДОУ от пассивной к активной.

Заинтересованность родителей в проводимых мероприятиях.

Участие родителей в процессе планирования мероприятий, направленных на развитие познавательной активности детей.



Анкетирование, наблюдение, отзывы.

Уровень методической системы

Активная деятельность творческих групп.

Подобрано программно-методическое обеспечение.

Организована предметно-игровая среда в ДОУ.

Разработаны перспективные, учебные планы, конспекты занятий, консультации для родителей и т.д.



Обучены педагогические кадры в рамках реализации Программы родителей.


Наблюдение, отзывы, диагностика