Речь, как средство воспитания культуры личности. - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Речь занимает центральное место в процессе психического развития... 1 100.56kb.
1. Язык и речь. Речевая культура. Аспекты культуры речи 1 296.28kb.
Основа: программа «Обучение грамоте и развитие речи» 3 554.55kb.
Социально-трудовое становление личности молодого человека является... 1 230.31kb.
Является содействие всестороннему развитию учащихся посредством формирования... 9 1217.53kb.
Педагогика Глава Педагогика как наука 2 691.93kb.
Самообразования” Система творческих заданий на уроках литературного... 1 13.07kb.
Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания 1 21.3kb.
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся на 2010-2015... 1 279.43kb.
1. Использование технологий развивающего обучения как ресурса формирования... 1 58.24kb.
2. Естественнонаучные основы физического воспитания студентов 1 363.43kb.
Рабочая программа «духовное краеведение подмосковья» 1 257.16kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Речь, как средство воспитания культуры личности. - страница №1/1

Речь, как средство воспитания культуры личности.

(советы педагогам)

Неустроева Н.В.

логопед МКДОУ

Детский сад № 3 «Солнышко»
Мы педагоги и наша речь является примером (эталоном) для подражания нашими детьми.

Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной речи.

Что понимать под культурой речи?

Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством, разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Таким образом она должна отвечать существующим нормам произношения.

Какие требования предъявляются к культурной речи?

Правильность речи, т. е. соответствие её литературно – языковым нормам.

Точность речи, т. е. соответствие мыслям говорящего.

Ясность речи, т. е. доступность пониманию слушающего.

Логичность речи, т. е. соответствие законом логики, т. к. небрежность языка обуславливается не четкостью мышления, что не четко представляешь, то не ясно и выскажешь. Запутанность выражений свидетельствует о запутанности мыслей.

Простота речи, т.е. естественность, т. к. под напыщенностью скрывается пустота содержания.

Богатство речи, т. е. разнообразие используемых языковых средств.

Сжатость, т. е. отсутствие лишних слов ненужных повторений, т. к. если говорить многословно, это значит плохо понимает то , о чем говорит.

Чистота речи, т. е. устранение из неё слов не литературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов употребляемых без надобности.

Живость речи, т. е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность эмоциональность.

Таким образом, культурная речь включает в себя множество понятий.

Для правильной речи важно учитывать не только значение отдельно взятого слова, но и его связь с другими словами, так называемую лексическую сочетаемость, т. е. способность одного слова образовывать по смыслу сочетание с другими словами. С лексической сочетаемостью соединена логическая связь слов в предложении, которая тоже может нарушаться в речи.

Лексика. Встречаются ошибки так называемых слов-паронимов, слов близких по звучанию, но расходящихся по значению. Классический пример: глаголы одевать – надевать (одевать – кого-то, надевать – на себя) одевать ребенка, одевать куклу, надевать пальто, кольцо и т. д. Но с предлогом на звучит так: надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло.

Проверь себя:


  • Самые ( высокие, высотные) дома находятся в новых кварталах

  • (сытный, сытый ) обед прибавил нам сил

  • С (особым, особенным) удовлетворением учитель отметил успехи учеников

  • Особенно привлекательны (ближние, близкие) холмы и озера

  • В квартире нужно было ( произвести, провести) ремонт

  • Мы живем в одном доме, на (разных, различных) этажах.

  • На вопросы мальчик отвечал с каким-то (виноватым, виновным видом)

Допускаются ошибки в употреблении слов синонимов, чаще всего прилагательных. Эти слова обозначают примерно одно и тоже, в них заключен общий для них смысл, но разные его оттенки. Именно при употреблении синонимов, оттенки нюансы играют главную роль. Например: смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, имеют разные оттенки слова храбрость, смелость. Самое главное выбрать наиболее подходящий синоним для данного конкретного случая, хотя установить оттенки, различия между ними не так-то просто. Умение пользоваться синонимами – важнейшее условие обогащения речи, придания ей разнообразия и выразительности.

Но нужно избегать применять слова и выражения жаргонные, просторечные в работе с детьми, т. к. речь воспитателя пример для детей.



Воспитатель должен уметь точно выражать свои мысли не засоряя свой язык не нужными , лишними словами или словами-паразитами. Лишние слова свидетельствуют не только о стилистической небрежности, но указывают на не четкость представления о предмете. Например: (найди лишнее слово)

  • Не суй своего носа куда не следует.

  • Они впервые познакомились на этом самом месте.

  • Мы дорожили каждой минутой времени.

Для благозвучности речи следует избегать неудачного соседства одинаковых звуков. Например: самолеты садятся на площадку у аэропорта. Построенное здесь здание называется магазин.

Таким образом, чтобы красиво, точно, умно и грамотно говорить надо над своей речью работать.