«Русская культура в ХVII веке» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Русская культура в ХVII веке» - страница №1/1

Тема: «Русская культура в ХVII веке» (урок истории, 10 класс).
Автор: Крицкая Н.Ф. (кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательной области «Обществознание» КИПК и ПРО, учитель истории и обществознания школы

37 г. Кирова)

 Целевая аудитория:

Вариант 1: учащиеся 10 класса.

В занятии используется работа в группах, тестовый вариант формирования групп, обсуждение, устные выступления по итогам обсуждения в группе, заполнение таблиц, работа с понятийным аппаратом. Предполагается, что учащиеся знают содержание темы «История культуры 14-16 веков», что позволяет им делать сравнительный анализ по предложенной теме. В ходе занятия возможно обращение к учебной литературе.



Вариант 2: учителя предметной области «Обществознание»: В качестве методического занятия для учителей на примере содержания темы отрабатываются навыки организации различных структурных компонентов урока, формулировки ожидаемых результатов, оценивания процедурных и итоговых обучения.
Ожидаемые результаты:

1. Для учащихся:

В ходе проведения занятия участники смогут:

- определить основные события, характерные для развития культуры России 17 века, дав им краткую характеристику, назвать особенности развития культуры; обосновывать важность событий истории России 17 века

- проанализировать различные ис­точники, составлять план ответа, обобщать материал и делать выводы, находить аль­тернативные варианты решения поставленных проблем, проводить сравнительный анализ содержания документов;

-принять участие групповой работе, обсуждении, подборе аргументов и контраргументов; правильно распределять время работы над заданиями, выступать публично, презентуя результаты работы, оценивать свою работу на уроке и работу товари­щей

-занять собственную аргументированную позицию при анализе характеристик развития культуры России 17 века.
2. Для учителей:

В результате проведения занятия участники смогут:

- предложить и обсудить требования к организации групповой работы,

-включать активные и интерактивные методы в собственную практику преподавания истории;

-аргументированно применять различные виды мотивации, организации УПД,

-получить опыт создания тестовых заданий, работы с тестами на занятиях; оценочных заданий по различным компонентам структуры урока;

-аргументировать свою точку зрения по спорным вопросам исторического образования и требованиям к организации обучения в полной средней школе.


Материалы: карточки для формирования групп, таблицы для заполнения, тестовые задания, раздаточный материал для деления на группы и организации групповой работы. В ходе выступления для иллюстрации утверждений и заполнения таблицы желательно наличие в качестве раздаточного материала репродукций храмов, картин, изображений изделий ремесленников, т.д. (вариант – презентация по теме урока)
ХОД ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

I. Мотивационный блок.

1. Содержательная часть. Вариант 1. На доске записывается слова или словосочетания, связанные с определенными направлениями развития культуры (в зависимости от количества групп) Например: С. Ушаков, барокко, славяно-греко-латинская академия, крестово-купольный храм, «житие протопопа Аввакума», А. Рублев.

Организационная часть: Участники должны сказать, что объединяет эти понятия (все они относятся к истории культуры России) и чем они отличаются (соотносятся с разными периодами, разными отраслями культуры).

Вариант 2: Из предложенного перечня терминов исключить лишнее. Объяснить причины исключения.

Вариант 3: В качестве мотивационного блока и материала для деления класса на группы можно использовать наглядный иллюстративный материал (в количестве, равном количеству участников занятия) – см. приложение 4 «Деление на группы».После получения материала участники занятия должны ответить на вопросы: что объединяет все материалы? Как может быть сформулирована тема урока? Какие вопросы мы можем рассмотреть в рамках данной темы? И т.д. Ответы учащихся фиксируются на доске, после изучения темы необходимо возвращение к поставленным вопросам для определения достижения целей урока.
II. Основная часть урока
1. Постановка проблемы: учащимся предлагается для обсуждения следующая формулировка «ХVII век – новый период русской истории». На материале по истории культуры подтвердить или опровергнуть данное утверждение.
2. Рассмотрение проблемы.

Деление на группы: в ходе методического занятия с учителями возможно обсуждение вариантов создания рабочих малых групп. А) по раздаточным материалам - формирование групп с помощью тестовых заданий или иллюстративного материала (приложение) Б) предварительное создание групп для работы по теме и, возможно, предварительной подготовки выступлений

Работа в малых группах. Сопроводительные материалы: рекомендации для работы с документами (приложение 1) и раздаточные материалы (приложение 2). В ходе работы возможно обращение к учебникам в случае возникновения затруднений при сравнении. Итогом работы групп станет заполнение таблицы (приложение 3). По ходу работы каждая группа заполняет свою часть таблицы, готовит выступление от группы на 5-8 мин

III. Заключительная часть урока. Аналитический блок
1. Обсуждение: В ходе обсуждения внутри группы заполняется часть таблицы, соответствующая раздаточным материалам, в процессе выступления всех групп участники полностью заполняют таблицу. (приложение 3).

2. Представление работы группы:

1. Заполнение общей таблицы по представлению работы группы.

2. Вариант работы: по итогам работы группы возможна организация презентации по типу «Мозаики» (количество человек 5 *5, при котором 4 участника работы одновременно презентуют итоги работы в 4 группах, пятый участник заполняет общую таблицу на доске)

(варианты проведения презентации работы групп, их достоинства и недостатки обсуждаются на занятии для учителей)



Прим. : Тему «Быт» предлагается самостоятельно заполнить дома по разработанному образцу в таблице.
IV. РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК

1. Подведение общих итогов.

XVII –век называют новым периодом русской истории. Участникам занятия предлагается высказать свою точку зрения по основной проблеме урока.



2. Возвращение к ожидаемым результатам.

Участникам предлагается высказать свое мнение по результативности занятия, соотнести ожидаемые результаты с реальными, высказать свое мнение о том, какие другие результаты были достигнуты (если были такие).


3. Рефлексия и оценивание.

1. Участникам занятия предлагается оценить работу групп, кроме своей, выбрать наиболее логичное, интересное, понятное изложение материала.

2. Вариант: Составить в группах тест, включающий вопросы разного уровня сложности по материалам работы своей группы. Затем группы обмениваются тестами. В процессе обсуждения необходимо выяснить, на какие вопросы и почему участники не смогли ответить. На занятии с учителями в процессе обсуждения можно рассмотреть вопрос о положительных и отрицательных сторонах применения такого метода проверки знаний.
Форма для подготовки тестовых заданий

Выберите один правильный вариант ответа и обведите соответствующую букву:

1. Вопрос

Варианты ответов:

А.

Б.

В.

Г.


Соотнесите цифры в левом столбце с буквами в правом, записав правильную пару 1А, 2Б и т.д.

2. Соотнесите понятие и определение



1.


а.

2.


б.

3.


в.

4.


г.

ОТВЕТ:

Найдите несколько правильных ответов и запишите их буквы

3. Вопрос

Варианты ответов:

А.

Б.

В.

Г.

Д.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Инструкция по работе с документами:

 1.Прочитать текст, выделяя основные изменения в культуре.

2.Обсудить в группе плана выступления, сформулировать основную мысль текста, озаглавить текст, заполнить часть таблицы в соответствии с раздаточными материалами

3.Ответить на вопросы к тексту, обсудив их в группе.

4.Сделать устный вывод по всей теме. Подготовить выступление на 5-8 мин.

 Приложение 2. Раздаточный материал 1:



Текст 1.

Развитие мануфактур требовало грамотных людей, поэтому развивалось школьное образование, росло число и частных, и церковных школ. Новым было то, что обучать чтению в школах начали по печатным буквам – азбуковникам, а не по церковным книгам, как раньше. Азбуки были первыми книгами в России. Они содержали не только курсы грамматики, но и арифметики. Учили азбуке по печатным и рукописным текстам. Во второй половине 17 века было издано 300 тысяч букварей, 150тысяч учебников, а также книг астрономического, медицинского, географического, исторического, литературного содержания. Расширился круг потребителей книг. Наряду с рукописными книгами все больше распространялись печатные книги. Книги можно было встретить не только в библиотеке царя, архиепископов, в монастырях, но и в домах «всяких чинов людей». Все большее число людей хотело получить светское образование, чтобы удачно вести торговлю, поступить на службу. Поэтому когда в Москве был напечатан Букварь Василия Бурцева, то весь тираж – более 2тысячи экземпляров – разошелся за один день! Причем стоил букварь 1 копейку – как обед в харчевне. К концу века по стране ходило уже 300тыс.букварей, тысячи «Часословов», таблиц умножения, а так же множество экземпляров «Грамматики», составленной монахом Мелентием Смотрицким.

Всего за 100 лет Московский печатный двор выпустил около 200 наименований книг. Печатный двор довольно долго был единственной крупной типографией Московского государства, и власти заботились о том, чтобы там работали самые образованные, самые просвещенные люди в России. Должность редактора на Печатном дворе считалась весьма почетной. Однако, печатных книг не хватало, поэтому число рукописных книг возросло (учебных, богослужебных) также возросло.

Во второй половине 17 века возникли греко-латинские школы. Эти школы открывались светскими людьми, церковь сопротивлялась их открытию. В греко-латинской школе учились без различия сословий, те кто мог платить. В данный период грамотных людей можно было найти среди лиц духовного сословия, служащих в приказах, а также дворян и посадских людей. Подавляющая масса крестьян была неграмотной.

Были открыты школы при Печатном дворе, Спасском монастыре и др. Центром образования была Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение России. Она готовила кадры образованных людей для государственных и духовных учреждений. На учёбу в академию принимались лица без различия сословий.

.


Тип школы

Изучаемые предметы и учебники

1.Начальное обучение- «Палаты учительные» и домашнее обучение

Закон божий, письмо, чтение, арифметика, церковное пение. Учебники: Азбука, Букварь…

2.Средняя школа- Греко-латинские и профессиональные школы

Языки, прежде всего славянский. Греческий, так же латинский и польский. Пособия разные.

3.Высшее образование- Славяно – греко - латинская академия (1687)

Богословие, славянский, греческий, латинский, польский языки. Так же изучалось « семь свободных искусств»: геометрия, арифметика, музыка, грамматика, поэтика и риторика, философия, богословие.

 Задание:

1 Чем можно объяснить увеличение количества грамотных людей в России в данный период?

2. Определите виды образовательных учреждений 17 века, их отличие от школ 16 века.

3. Какие главные изменения произошли в образовании?

 

 

Приложение 2. Раздаточный материал 2:


Текст 2.

Рост образования способствовал развитию научных знаний и техники. Научные знания находились еще на начальной стадии развития. Главным их источником продолжали оставаться книги зарубежных авторов, переведенные на русский язык. Развивалась преимущественно практическая сторона научного знания и почти не затрагивалась его теоретическая основа.



1) Математические знания: в математике научились извлекать корни, решать уравнения с несколькими неизвестными; математика решала вопросы, связанные с точными математическими расчетами в строительстве зданий, а также производить простые расчеты, необходимые в повседневной жизни. Математические знания связаны с практикой описания земель, торговым и военным делом. Так, «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (1621) давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии.

2) в химии: приготовлять краски и чернила, селитру и порох.

3) Знания об окружающей природе и мире: В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с системой Коперника. Знания в астрономии использовались для определения дней переходящих церковных праздников. В начале XVII века составляются географические карты. Например, в 1627 г. в Разрядном приказе изготавливается «Книга Большому чертежу» и т.д. Были созданы карты Сибири, Российского государства.

4) Медицинские знания: Основывались на народных традициях лечения, а также на опыте переводимых иностранных лечебников и «травников». В Аптекарском прика­зе были сосредоточены специалисты, умевшие изготавливать лекарства; здесь же производилось обучение фармацевтов и врачей.

Развивалась ремесленная техника. Появилось многоствольное оружие для залповой стрельбы, ручные и пушечные гранаты, нарезное оружие (нарезка заставляла пулю вращаться, из-за чего возросла точность стрельбы). Тяжёлые пищали16 века заменились более удобными, самопалами (мушкетами) в пехоте и карабинами в коннице. Основным техническим усовершенствованием в устройстве ручного оружия стал ударно-кремневый замок, возникли стекольные и бумажные предприятия. Знаменитым изобретением стали огромные часы для Спасской башни Кремля.

Русские мастера славились умением обработки металла, литейным и ювелирным делом, а также строительной техникой по возведению деревянных и каменных зданий. Мастера пишут практические руководства, в которых обобщают накопленный опыт, дают наставления по описанию земель, подъему соляного раствора с большой глубины, военному делу, изготовлению красок, чернил. Подобные пособия давали возможность накапливать знания в области геометрии, геологии, физике, химии и другим наукам.

 

Задание:

1.Чем можно объяснить заинтересованность государства в быстром развитии научных знаний?

2.Перечислите новые сферы научных знаний. В чем главная особенность развития науки в 17 веке, в отличие от 16 века? Проиллюстрируйте утверждение примерами.

3. Какие главные изменения произошли в науке?
                        

Приложение 2. Раздаточный материал 3:

Текст 3.

Устное народное творчество данного периода отмечено многочисленным материалом исторического, церковного содержания. Широкое хождение имели сказки- волшебные, бытовые, героические, а также былины, пословицы, поговорки, исторические песни о С.Разине, Ермаке и др.

В литературе продолжали развиваться традиционные жанры: летописи (создавались летописи дворянских, купеческих родов); жития; повести. Тем не менее, появились новые черты: в повестях исторические события объяснялись уже не волей бога, как раньше, а действиями людей, их волей и разумом (прагматизм). Главным героем становятся не исторические персонажи, а реальные люди.

Появились новые жанры литературы:

1. Светская сатирические повесть, где высмеивались бояре, царские чиновники, церковники. В повестях проявился протест народа против налогов. (Повести о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде; в произведении «Сказание о куре и лисе» особое внимание уделено лицемерию духовенства.) Взяточничество и жадность, продажность судей и чиновников, исторические события, чувства людей - положены в основу книг. Бытовые повести и сатирические произведения направлены на обличение священнослужителей, занимающихся накоплением богатств.

2. Мемуарная литература («Житие протопопа Аввакума, написанное им самим»)

3. Стихосложение: Семион Полоцкий воспитатель царя Алексея Михайловича, один из создателей греко-латинской академии, переложил на стихи псалтырь. Первыми поэтами были Сильвестр Медведев и Искарион Истомин.

В литературных произведениях наблюдается рост национального самосознания (осознание человеком частью своего народа, страны, активное участие в его истории), противоборство разных социальных сил.


Задание:

1..Перечислите новые сферы данного направления культуры.

2. Что изменилось в данных направлениях культуры по сравнению с предыдущим периодом? Проиллюстрируйте утверждение примерами.
Симеон Полоцкий.

Чин купецкий без греха едва может быти,

На многи бо я злобы враг обыче льстити;

Изряднее лакомство в купцех пребывает,

Еже в многие грехи оны убеждает.

Во-первых, всякий купец усердно желает,

Малоценно да купит, драго да продает.

Вторый грех в купцех часто есть лживое слово,

Еже ближнего в вещах прельстити готово.

Третий есть клятва во лжи, а та умноженна,

Паче песка на бреге морском положенна.

Четвертый грех татьбою излише бывает,

Таже в мире в мерилах часто се свершает, -

Ибо они купуют во меру велику,

А не всегда продаяти ставят не толику...
«Житие протопопа Аввакума…»

«Рождение же мое в нижегородских пределах за Кудмою рекою, в селе Грогорове. Отец мой был священник Петр, мать - Мария, инока Марфа. Отец же мой прилежаша пития хмельного, мать же моя портница и молитвенница бысть, всегда учаща меня страху Божию. Аз же некогда видев у соседа скотину умершу, и той нощи, восставши, пред образом плакався довольно о душе своей, пониманя смерть, яко и мне умереть; и с тех мест обыкновенно по всей ночи молитися. Потом мать моя овдовела, а я осиротел молод и от своих соплеменников во изгнание был. Изволила мать меня женить... Посем мать моя отошла к Богу...»



Рассказ о Ерше Ершове сыне Щетинине

В декабре 1596 г. случилось в Ростовском озере важное дело - съехались судьи со всех городов: Белуга Ярославская, Сёмга Переяславская, боярин и воевода Каспийский Осётр да боярин Сом с Большой Волги; заседателям были Судак да Щука-Трепетуха.

Истцами были Ростовского озера жители Лещ и Голавль, подавшие жалобу на Ерша Щетинина.

ЖАЛОБА: «Жалуются и ищут правосудия сиротки Божии и ваши, Ростовского озера крестьянишки Лещ и Голавль. Жалуемся мы, господа, на злого человека Ерша Ершова сына Щетинина - проходимца, вора, разбойника, мошенника, рачьи глаза и злодея. Как, господа, озеро Ростовское только основалось, то было оно дано в вечное и наследственное владение нам, Лещу и Голавлю, а оный Ёрш Щетинин - вор и разбойник - пришел в означенное владение из своего имения, из Волги, из Ветлужского поместья Козмодемьянской волости рекою Которостыо с женой и всеми детьми и, приплетшись зимней порой на ивовых санях, попросился у нас переночевать на одну ночь, сказавшись крестьянином. И как одну ночь переночевал, то попросился у нас в озере малое время пожить да подкормиться. Мы ему, злодею, поверили, пустили его с женой и дитями на время пожить и подкормиться, а оный разбойник Ёрш в наших вотчинах обжился, расплодился, выдал дочь свою за Снеткова сына - и нас, ваших вольных крестьян, с семейством своим бил и грабил, из домов повыгнал, озером незаконно завладел и стал жить с женой и детьми, а нас начал морить голодной смертью.

Смилуйтесь, господа судьи, найдите на него суд и управу. Ростовского озера крестьяне ЛЕЩ и ГОЛАВЛЬ».

Огласив иск, суд посылает судебного пристава за Ершом Щетининым. Ответчик Ёрш приводится на суд.

СУДЬИ (спрашивают ответчика Ерша): - Ёрш Щетинин, отвечай, бил ли ты этих людей и верно ли, что ты самовольно завладел их озером и вотчинами?
Приложение 2. Раздаточный материал 4:

Текст 4.

В 17 веке наблюдается сочетание народных традиций и новых тенденций в зодчестве. Деревянное зодчество тесным образом связано с потребностями жизни народа, его быта, обычаев. Русские плотники и каменщики работали с большой изобретательностью и художественной выдумкой. Их постройки отличались прочностью и конструктивным совершенством.

Лучшим творением русской деревянной архитектуры стал Царский дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском, который называли дворцом из сказки, восьмым чудом света.. Он состоял из нескольких теремов, соединённых галереями, и насчитывал 270 комнат с 3000 окон. Спустя сто лет обветшавший дворец был разобран.

Достижением деревянного светского зодчества стал выдающийся памятник деревянного церковного зодчества конца 17 – начала 18 века – многоглавые храмы в селе Кижи, срубленные топором без единого гвоздя и сохранившиеся до сих пор.

Каменное зодчество, прерванное Смутой, начало постепенное восстановление. По всей стране строятся шатровые церкви и соборы: Архангельский собор в Нижегородском кремле, церковь Покрова в Медведкове, Успенская церковь в Угличе, Троице-Сергиева лавра и др.

Светское каменное зодчество было представлено постройками Московского Кремля. Он утратил своё оборонное значение и превратился в резиденцию русских царей и патриархов, главное внимание теперь сосредотачивалось не на укреплении, а на украшении Кремля. Выдающимся сооружением Московского Кремля стал Теремной дворец, украшенный каменной резьбой, окружённый галереями-гульбищами. На верхнем этаже был теремок с четырехскатной золоченой кровлей. Рядом с теремком имелась «смотрительная» башня. Теремной дворец (1635-1636) строился для царских детей. В городах богатые дворяне, бояре, купцы строят каменные палаты.

В 17 веке в архитектуре проявилось западное влияние: возник стиль московское барокко, его ещё называли нарышкинским, так как наиболее известный памятник этого стиля – храм Покрова в Филях, в усадьбе Нарышкиных. В этом стиле сочетаются черты западно-европейского барокко, строгая пропорциональность, пышный декор (пышный, величавый, нарядный), и древнерусского зодчества (купола на барабанах, галереи-гульбища). Здания отличаются изяществом, разнообразием; используется башенный тип постройки, сочетание красного кирпича с белым. Изменилась и форма купола. Вместо строгих очертаний воинского шлема, он принимает более причудливые формы в форме луковицы или груши.

Таким образом, в зодчестве усиление светского влияния проявилось в стремлении к узоречью, нарядности. Не только светские, но и храмовые постройки украшались резьбой, цветными израсцами. Здания, окрашиваемые в красный цвет, отделывались белым резным камнем. Однако церковь боролась против светского влияния в храмовом зодчестве. Следуя церковной реформе, патриарх Никон запретил национальный шатровый стиль и объявил обязательным греческое пятиглавие, но русские зодчие не подчинились и выработался смешанный стиль, соединивший греческое пятиглавие с русской шатровой колокольней. Особенно много таких построек сохранилось в Ярославле – это церковь Ильи пророка, храм Иоанна предтечи и др.

В 17 веке работали зодчие: А. Константинов, Б. Огурцов, Т. Шарутин, Л.Ушаков.

 Задание:

1. Перечислите основные стили архитектуры 17 века.

2.что изменилось в русском зодчестве 17 века по сравнению с предыдущим периодом? Проиллюстрируйте утверждение примерами.

 

Приложение 2. Раздаточный материал 5:

Текст 5.

Семнадцатый век был сложным, переломным в истории русской живописи. Еще жила привязанность к традициям старого Древнерусского искусства, но уже зарождались новые принципы. Художники стали проявлять больший интерес к изображению реального мира, отражать впечатления реальной действительности.

В живописи светские тенденции проявились в усилении внимания к человеческой личности:

1. В церковной живописи возникло стремление к индивидуализации религиозных персонажей. Начался отход от иконописного стиля, когда святые изображались фронтально, плоскостно, в соответствии с церковными канонами, с чрезмерно большими глазами. Известным произведением религиозной живописи 17 века был «Спас нерукотворный» Симона Ушакова. Также, можно увидеть желание художников освободиться от религиозного мировоззрения, выраженное в повышенном интересе к делам мирским: святые сеют, пашут, собирают урожай. Ангелы изображаются в облике людей с правильными чертами лица с применением светотени.

2. Появляется светская живопись – парсуна (персона) – переходная форма от иконы к портрету. На парсунах, в отличие от икон, изображались не святые, а реальные люди. (Парсуны Скопина-Шуйского, царя Алексея Михайловича). Их изображения повёрнуты вбок, объёмны, реалистичны. В н.17 века отмечается обычная иконописная манера исполнения портретов. В середине и второй половине 17 века, наблюдается стремление к портретному сходству, реалистическому письму.

3. Пейзаж еще не был объектом самостоятельного изображения, он в иконе выполнял вспомогательную функцию, являлся фоном. Так, на иконе Симона Ушакова «Троица» детально прорисованы листья дерева, трава на холме.

В 17 веке дальнейшее развитие получает строгановская школа с ее мелким каллиграфическим почерком, тончайшей прорисовкой деталей.Реалистические тенденции в сочетании с яркими, жизнерадостными мотивами и красками; утонченность исполнения - характерные детали произведений того периода. Красочность и богатство композиций икон восхищали современников.

В данный период работали: С.Ушаков, П.Чирин, Е.Москвитин, И.Максимов. Известными произведениями были: портреты Федора Ивановича, Алексея Михайловича, патриарха Никона; фрески, иконы украшали церкви.


  Задание:

1. Перечислите основные направления развития изобразительного искусства 17 века, назовите представителей.

2. Какие новые черты можно увидеть в изобразительном искусстве данного периода? Проиллюстрируйте утверждение примерами.

 

 Приложение 3. Раздаточный материал.



Культура России XVII века


Отрасль культуры

Основные

изменения, произошедшие в XVII веке



Примеры (произведения науки, архитектуры и искусства XVII века)

ВЫВОДЫ: основные черты культуры XVII века. Значение изменений.

Школа, образование.















Научные знания











Литература











Живопись











Архитектура










Быт