Само построение этой церкви имело особые для того причины - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Само построение этой церкви имело особые для того причины - страница №1/1

Белый город располагался к востоку от кремля и заключал в себя сравнительно небольшое пространство: ограниченное с севера улицей Эспланадной (ныне ул. Трусова), с юга – Белгородской (ныне ул. Ленина) и с востока – Малой Демидовской (ныне ул. Михаила Аладьина). С 1630 года Белый город был обнесён каменною стеною, а до этого был ограждён деревянным тыном из заострённых на конце и врытых в землю брёвен и назывался острогом. Этот острог был устроен в 1559 году присланным для строительства астраханского кремля дьяком Иваном Выродковым. Им же была построена и первая церковь в остроге – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Предположительное время её построения – 1560 год. Была она первоначально деревянною и однопрестольною.

Само построение этой церкви имело особые для того причины. Правивший в это время в Русском государстве царь Иоанн Васильевич Грозный, как и многие образованные люди на Руси, в первую очередь святой митрополит Московский Макарий, был убеждён, что Астрахань – это древняя Тмутаракань, один из уделов русских князей. Посылая русских ратников на покорение Астраханского ханства в 1556 году, царь Иоанн Грозный вспоминал, как древний и славный его предок святой князь Владимир Киевский, просветивший русскую землю святым крещёнием, раздавая области детям своим, эту Астрахань, именовавшуюся тогда Тмутаракань, дал сыну своему Мстиславу, который воздвиг здесь храм в честь Пречистой Богородицы. Помня об этом и давая наказ о строительстве города Астрахани дьяку Выродкову, царь повелел ему выстроить и церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, подобно той, что стояла в Тмутаракани. Этим закреплялась духовная преемственность прежней Тмутаракани – древнего удела русских князей и новоустроенной Астрахани.

Построенный храм первое время играл роль главного, соборного в городе, вплоть до 1568 года, когда прибывший в Астрахань игумен Кирилл строит в кремле новый соборный храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Рождество-Богородицкая церковь превращается в обычный приходской храм, прихожанами которого становятся в основном стрельцы. В 30-х годах XVII века в Белом городе были размещёны конные стрельцы, и это место стало называться Стрелецким городком, или Стрелецкой слободой, или просто Слободой. К концу XVII века церковь сильно обветшала, и в 1684 году была полностью перестроена.

Инициатором строительства явился митрополит Сампсон, а деньги жертвовало астраханское купечество. Храм был полностью завершён только в 1722 году, ко времени приезда в Астрахань императора Петра I. После окончательного завершения Рождество-Богородицкая церковь стала одной из красивейших в городе, и только Успенский собор мог равняться с ней по величине и великолепию внешнего обрамления.



Вскоре Рождество-Богородицкая церковь снова обрела звание собора. Теперь это был соборный храм для общины православных грузин-эмигрантов. С 1724 года, когда грузинский правитель Картли царь Вахтанг VI бежал, изгнанный со своей родины турками в Россию, в Астрахань вместе с ним прибыла большая группа грузинской знати. Первоначально грузины имели своих священнослужителей при Благовещёнском женском монастыре, но позже им передали Рождество-Богородицкий храм. Здесь некоторое время хранилась главная святыня Грузинской Православной Церкви – крест равноапостольной Нины. Это был тот самый крест, свитый из виноградных лоз, который, по преданию, вручила Нине сама Пресвятая Богородица, отправляя её для просвещёния Грузинской земли светом Христовой веры. Имеретинский митрополит Тимофей вывез этот крест из Грузии после окончательного её захвата турками. Позже император Александр I после присоединения Грузии к России вернул крест на родину. Храм Рождества Пресвятой Богородицы стал также и усыпальницей для представителей знатных грузинских фамилий, скончавшихся в Астрахани. В нижнем храме было устроено несколько склепов с захоронениями.
В феврале 1924 года обновленцы захватили нижний храм Рождество-Богородицкой церкви. А в апреле в их руках оказался и верхний храм. В 1930-е годы местные власти отобрали храм у обновленцев, и ещё некоторое время решалась его судьба. Рождество-Богородицкий храм состоял на учёте в Главнауке как памятник архитектуры, но это не смутило специально созданную комиссию, вынесшую 21 марта 1932 года ему приговор. Храм решено было снести. В заключении комиссии, решавшей судьбу церкви, было сказано: «что оставить её будет политическая ошибка». В том же году храм разобрали. Сейчас на этом месте, на перекрёстке современных улиц Советской и Коммунистической, находится сквер Пушкина.