Сфера духовной культуры и ее особенности - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Особенности первой ступени общего образования 1 230.4kb.
Общество есть целостный организм, состоящий из взаимосвязанных сфер... 1 72.79kb.
Русский язык 2 277.15kb.
Рабочая программа курса по выбору «Мир языка и культура» по русскому... 1 107.79kb.
Реферат на тему: «Особенности формирования культуры межнационального... 1 147.97kb.
Физической культуры и здоровьесбережения, к п. н 1 329.38kb.
Является содействие всестороннему развитию учащихся посредством формирования... 9 1217.53kb.
«Особенности формирования личности ребёнка в различные возрастные... 1 124.37kb.
Герои Советского Союза Павловского района Герои в России были во... 1 80.09kb.
Тренировочное тестирование «Экономическая сфера» 1 21.99kb.
Философия и мировоззрение. Роль мировоззрения в духовной жизни общества 1 42.07kb.
Оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся, динамики... 7 907.23kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Сфера духовной культуры и ее особенности - страница №1/1

Сфера духовной культуры

1. Сфера духовной культуры и ее особенности
Духовная сфера общества охватывает все области и проявления духовной деятельности человека – от создания дворцов и храмов до украшения новогодней елки. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «общественное сознание» и «духовная культура». Проявлениями, или формами, духовной сферы общества выступают культура, мораль, искусство, наука, религия, образование.
Особенности:

  1. духовная сфера имеет сложную структуру. Духовная сфера жизни

общества включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т.е. духовную культуру в различных ее проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Подобно тому как материальные ценности создаются в обществе трудом многих людей, духовные ценности также постоянно созидаются в обществе. Духовные ценности отличаются от ценностей материальных особой долговечностью. Пусть не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передается из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т.п. Потребности людей в духовных ценностях безграничны. Духовные ценности в большей степени, чем материальные, запечатлевают особенности личности их создателей. Многие достижения духовной сферы имеют конкретных авторов.



  1. созданием, сохранением, распространением ценностей духовной

культуры непосредственно занято немало людей различных профессий.

  1. достижения духовной культуры создаются, сохраняются,

распространяются и потребляются людьми при посредстве многочисленных специализированных учреждений. Среди них библиотеки, архивы, школы и вузы, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы. Наряду с культовыми сооружениями разных религий эти учреждения, созданные в процессе культурного развития человечества, составляют существенную часть духовной культуры.

2. Наука в жизни современного общества.
Наука – самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования. Хотя первые ростки научного знания обнаруживаются в древнеегипетском и древнегреческом обществах в 5 веке до н.э., настоящий ее расцвет наступил только в Новое время – в 16-17 вв. и был тесно связан с научно-техническим прогрессом и индустриальной революцией.

Сегодня «наука» имеет несколько значений. Одно из них – особая система знаний.



Основная функция наукивыработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельностиполучение нового знания. Цель образования – передача нового знания новым поколениям людей, т.е. молодежи. Если нет первого, то не будет и второго.

Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания: естествознание (учение о природе, естественные науки); технознание (учение о технике, технические науки); обществознание (учение об обществе, общественные науки); человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки). Развитие науки приводит, с одной стороны, к дроблению наук на относительно самостоятельные в рамках одной области знания. Например, только в медицине сегодня насчитывается более 300 научных дисциплин. С другой стороны, происходит и противоположный процесс – объединение наук, появление новых областей научного знания на стыке отдельных направлений: биохимии, генной инженерии и др.

В систему научного знания входят факты, законы и теории, методы получения научных знаний – методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств.

Наука стремится объяснить мир, используя особый язык – формулы, символы, знаки, понятия и т.д. Наука в отличие от мифологии или обыденного знания предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами – от логичного объяснения до сложных экспериментов с использованием сложных приборов и дорогостоящего оборудования.

«Наука» – особая сфера деятельности, в которой принимают участие миллионы людей.

«Наука» - система организаций и учреждений, в которых наука создается. Научные учреждения: университеты, лаборатории, институты, академии, научные центры и т.д. Научные учреждения создают рядом с собой целую инфраструктуру – библиотеки, музеи, испытательные станции, ботанические сады и др.

Современная наука выходит за рамки отдельных стран, и объединения ученых нередко включают специалистов определенной области знания из разных стран. Они общаются с помощью современных средств связи, встречаются на международных конференциях, съездах, симпозиумах. Ученые, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Наиболее известная из них – Нобелевская премия.

Нравственные принципы труда ученого: 1) во все времена сообщество ученых отвергало плагиат – присвоение чужих мыслей; 2) проблема последствий работы ученых. Неоднократно известные ученые делали публичные заявления в связи с их озабоченностью возможным использованием достижений науки в антигуманных целях.

3. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в РФ
Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации.

Статья первая Закона «Об образовании» гласит: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной». Термин «приоритет» словари характеризуют как «преобладающее значение». Приоритетность образования определяется прежде всего самой сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живет. Для повышения качества образования, обеспечения единства его содержания на всем российском пространстве установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, отражающие новейшие достижения науки. Принят ряд государственных документов, определяющих текущие и перспективные задачи образования.

Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются ее экономика, культура, тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений.

Одним из наиболее значимых современных результатов общественного развития является становление и развитие информационного общества. Конец 20-начало 21 в. ознаменовались небывало быстрыми темпами научно-технического процесса, обострением состязания (соперничества, конкуренции) между различными государствами, корпорациями, научными учреждениями. Это состязание охватывает весь мир и выдвигает перед нашей страной важнейшую задачу – обеспечить конкурентоспособность. Выполнение этой задачи непосредственно связано с образованием. Звенья конкурентоспособности: а) страна; б) образование; в) личность. Образование во многом определяет главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны, качество ее человеческого потенциала. Это преимущество имеет своей основой конкурентоспособность образования. Вклад образования в достижение социально-экономических целей развития России осуществляется прежде всего через создание условий повышения конкурентоспособности личности.

В информационном обществе все более отчетливо просматривается связь между уровнем образования и положением человека в обществе.

Основные элементы системы образования в РФ. Закон «Об образовании» определяет две части системы образования – общеобразовательную и профессиональную.



Общеобразовательная часть включает: 1) дошкольное образование (3-6 лет); 2) начальное образование (7-9 лет; 1-4 кл.); 3) общее основное образование (5-9 кл.); 4) среднее (полное) общее образование (10-11 кл.).

Профессиональная часть включает: 1) начальное профессиональное образование (училища); 2) среднее профессиональное образование (техникум, колледж); 3) высшее (университет, институт, академия) и 4) послевузовское образование.

В России наряду с названными выше звеньями образовательной системы, существует ряд путей непрерывного образования. Так, например, имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей. Ученые полагают, что в нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через сеть Интернета. Составной частью непрерывного образования является самообразование.





4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Слово «религия» имеет два значения. 1) religare – связывать, и обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. 2) religare – набожность, святыня, предмет культа.

Любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом, поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Любая религия неразрывно связана с верой. Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличие неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества. Сверхъестественное, по убеждениям людей религиозных, не подчиняется законам окружающего мира, но при этом не относится к области фантазий. Религиозная вера – определенное переживание, чувства человека, проявляемые по отношению к Богу. Вера не требует доказательств.

Функции религии:



  1. Религия регулирует поведение людей в обществе. Во-первых, верующие должны соблюдать определенные правила, выполнять установленные религиозные действия. Во-вторых, в религии объединяется нравственный опыт поколений людей и создаются некие общие принципы сосуществования в обществе.

  2. Религия воспитывает человека. Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию определенных положительных качеств, например, доброты, милосердия, умеренности.

  3. Религия – это определенный взгляд на мир, сущность человека и его место в мире. Религия дает свой ответ на вечные человеческие вопросы: как возникла Земля? Откуда появился человек? Зачем человек пришел в этот мир? Что такое смерть? Что происходит с людьми после смерти?

  4. Религия снимает тяжелое психологическое состояние человека, позволяет почувствовать ему облегчение, приток сил. Религия не в силах решить многие реальные проблемы человека, но она способна изменить отношение самого человека к этим проблемам, дать ему новые ориентиры и жизненные стимулы.

  5. Религия способна избавить человека от одиночества, расширить круг его общения. Человек взаимодействует с другими верующими в рамках религиозной общины. Важнейшей составляющей общения религиозного общения религиозного человека является диалог с Богом, осуществляемый с помощью обрядов и молитв.

  6. Религия, религиозные деятели объединяли общество для решения какой-либо значимой проблемы.


Религиозные организации и объединения.

Церковь объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения, совместно проводящих богослужения. Для нее характерно четкое разделение верующих на священнослужителей и мирян, причем сами священнослужители занимают неодинаковое положение в церковной иерархии. Большинство церквей имеет официальных религиозный лидеров (Папа Римский для католической церкви). У многих церквей есть определенная территориальная, структура, например, в ряде христианских церквей выделены епархии во главе с архиепископами и епископами. Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов.

Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты ограничена, ликвидируются деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Важной особенностью секты является претензия на исключительность ее религиозных установок, убежденность в «избранности Божьей» и абсолютная нетерпимость к инакомыслию. Секты достаточно жестко контролируют жизнь своих приверженцев, иногда лишая их возможности распоряжаться своим имуществом, свободно действовать, мыслить, общаться, творить.

Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля.



Свобода совести.

Совесть – важнейший внутренний контролер поведения человека, оценивающий наши поступки с позиции принятых в обществе представлений о добре и зле.

Под свободой совести обычно понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом. Свобода совести – это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.

Конституция РФ гарантирует осуществление свободы совести, свободы вероисповедания в соответствии с нормами международного права:



  • все религии на территории РФ являются равноправными

  • государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

  • в РФ церковь отделена от государства, т.е. государство не вмешивается во внутреннюю жизнь религиозных организаций, не финансирует их деятельность и не пропагандирует некоторые из них

  • российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению основного, среднего и профессионального образования.



5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Нравственность – совокупность людских нравов, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т.д. Из практической нравственности постепенно вырастает мораль.

Золотое правило морали «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Главные моральные нормы: не делай другому того, чего себе не желаешь; почитай старших; не убивай, не развратничай, не воруй; не лги; не завидуй, не посягай на чужое.

Моральный идеал – человечность, гуманизм. Гуманизм – человечность, признание достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье и вместе с тем и обязанность их соблюдать.

Высшие моральные ценности – гражданственность и патриотизм.



Гражданственность – моральная ценность, которая выражает политическое и правовое положение человека, а также его моральную обязанность по отношению к Отечеству. Высшее проявление гражданственности – патриотизм. Патриотизм – моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Отечеству, забота о его интересах и готовность защищать от врагов.

Понятия:


  • Культура

  • Обычаи

  • Традиции

  • Этикет

  • Этика

  • Ритуал

  • Культурные универсалии

  • Мораль

  • Религия

  • Наука

  • Образование

  • Гражданственность

  • Патриотизм

  • Гуманизм

  • Свобода совести