«Системный подход в решении проблем внутриутробного развития и абортов на занятиях объединения дополнительного образования «Онтогене - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методологические основы современного образования 1 29.26kb.
5. Принципы развития дополнительного образования 5 694.63kb.
Поликультурное образование в средней школе 1 78.07kb.
Творческая мастерская: «Создание интегрированного образовательного... 1 141.46kb.
«Двигательная активность и здоровье человека» 1 45.3kb.
Школа является особым образовательным пространством 1 195.13kb.
Методическое письмо «О развитии воспитания в системе образования... 1 365.96kb.
Программы дополнительного образования мбоу дод «Центр дополнительного... 1 26.15kb.
Анализ экспериментальной деятельности мбоу дод црт приокского района... 1 56.91kb.
«Здоровье – самое дорогое, что есть у человека» 1 61.04kb.
Образовательная программа педагога дополнительного образования «моделирование... 1 141.29kb.
Московская Городская Дума Депутат Московской Городской Думы Председатель... 1 16.26kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
«Системный подход в решении проблем внутриутробного развития и абортов на занятиях - страница №1/1

Тема: «Системный подход в решении проблем внутриутробного развития и абортов на занятиях объединения дополнительного образования «Онтогенез и репродуктивное здоровье человека».
При современном развитии науки, информатизации образовательного пространства и с учетом акселерации учащихся нельзя не говорить о проблемах, возникающих в ходе изучения темы по эмбриогенезу, и об абортах.

Через Интернет, путешествуя по информационному пространству, или от уличных «профессоров» где-то за углом школы они могут получить эту информацию в самых извращенных формах.

Если информация об абортах вошла в некоторые школьные учебники (например, учебник А.Г.Драгомилова - 8 класс), то упомянув о вреде искусственного прерывания беременности, нельзя нам, учителям, не объяснить, чем конкретно вреден аборт. Изучая дыхательную систему, мы говорим о вреде курения, демонстрируя снимки изуродованных легких.

На занятиях объединения дополнительного образования кон статируется факт: аборт наносит не только телесный, физический и психический вред женщине, но это и убийство ее собственного ребенка.

Подтверждает этот факт новая современная медицинская техника, позволяющая увидеть путь, который проходит человек от зачатия до рождения: на 5-ой неделе можно записать кардиограмму сердца; на 6-ой неделе ребенок вытягивает и поворачивает голову, двигает руками и ногами, с помощью электроэнцефалографа могут быть записаны его мозговые импульсы, что является юридическим доказательством, что человек живой, при этом аборты официально разрешены и продолжают проводиться по 12-ую неделю включительно. А на 12-ой неделе малыш узнает голоса родителей, улыбается, реагирует на поглаживания, у ребенка сформированы все системы органов. По приказу Минздрава РФ с 1992 года, если вес ребенка 500 гр., он регистрируется в органах ЗАГСа.

С большим интересом на занятиях кружка воспринимают учащиеся историю о шведской студенческой семье. На весь период беременности в организм будущей матери была встроена микровидеокамера, сконструированная японскими учеными, с помощью которой фиксировались взаимоотношения малыша и мамы в различных жизненных ситуациях. Ребенку – 5 месяцев с момента зачатия.

Ситуация первая: будущая мама-студентка не поела, так как проходит сессия, к плаценте поступает недостаточное количество питательных веществ. Как же малыш решает эту проблему ? Он захватывает ртом большой палец своей маленькой ножки вместо пустышки и успокаивается.

Ситуация вторая: мама огорчилась в ходе прохождения экзамена. Камера фиксирует: ребенок плачет, только слез не видно, так как он находится в своем маленьком мирке – океанчике околоплодных вод, его не слышно, но мимика говорит о том, что ему плохо.

Ситуация третья: папа-студент преподнес будущей маме ни розу, ни лилию, ни какой-то дорогой экзотический цветок, а сорвал и подарил обычный одуванчик (денег-то лишних нет). Как вы думаете, какова реакция на это малыша ? Он улыбается, как будто цветок подарили ему. А значит, он получает положительные эмоции, при этом у него нормально формируется психика и нервная система в целом. Наверное, не зря беременным в древности говорили знахарки: «Смотри на красивое - ребенок родится красивый». И они были правы, ведь любой здоровый спокойный добродушный и улыбающийся малыш всегда красив.

Далее на занятиях демонстрируется фильм «Пусть он увидит Солнце».

Обидеть малое дитя - грех, а беспощадно уничтожить маленького человечка, который не может оказать никакого сопротивления, – смертный грех. В фильме «Безмолвный крик» мои ученики увидели, как во время аборта ребенок пытается спрятаться куда-нибудь от страшных инструментов, стремящихся уничтожить его, и безмолвно кричит. До глубины души их возмущает эта жестокая процедура. Сколько гневных слов они высказывали после просмотра этого фильма в адрес женщин и врачей, участвующих в убийстве нерожденных детей. Ведь с момента зачатия – это человек, который раньше не существовал в истории, и никогда не будет существовать снова.

Не важно, какую стадию эмбриогенеза мы с ребятами обсуждаем на занятиях дополнительного объединения: зигота, эмбрион, плод – все это означает крошечного ребенка в утробе матери на разных стадиях развития. Лоно матери - это первый из миров, в котором каждый из нас живет на этом свете.

В США успешно работает призыв: «Роди и отдай», если ты несовершеннолетний и по причинам финансово-экономического характера не сможешь содержать ребенка, а поддержки от родителей нет; если произошел в организме сбой и не сформировался материнский инстинкт; если родился больной ребенок, которого ты не хочешь брать домой и т.д.

С ребятами мы проводим дискуссии об этических, нравственных и юридических проблемах, связанных с «ненужными» детьми-отказниками.

И здесь я зачитываю в качестве затравки вопрос известного французского специалиста Жерома Лежена к коллегам на конференции акушер-гинекологов: «Что бы вы, уважаемые коллеги, посоветовали в данном случае ? Один ребенок родился слепым, другой ребенок родился глухим, еще один ребенок болен туберкулезом. Сама мать больна туберкулезом, и она снова беременна». Коллеги в один голос возмущенно выдохнули: «Аборт !» Тогда Жером Лежен произнес : «Ребенком, который родился от данной беременности, был Людвиг Ван Бетховен».

А позже констатирую исторический факт . В конце 19 века в Германии родились 2 малыша: мальчик с громким голосом и тихая девочка с синдромом Дауна. Это начало 2-х жизней, а итог ? Мальчик – это Адольф Гитлер, со всеми вытекающими разрушительными последствиями мирового масштаба, и ласковая трудолюбивая девочка, украсившая старость своих родителей.

Мои ученики воспринимают изучаемые темы с сочувствием и пониманием, никогда никаких усмешек и сарказма, полное доверие и открытость – будь-то двоечник или отличник, хулиган или примерный ученик, холерик или сангвиник …

Многие проблемы онтогенеза и репродуктивного здоровья человека мы разбираем на занятиях объединения дополнительного образования в 9-11 классах. Программа рассчитана на 76 часов ( см.Приложение). На занятиях планируется рассмотреть взаимосвязь между репродуктивным здоровьем человека и демографической ситуацией в России. Программа поможет решить проблему восстановления нравственных ценностей семьи и брака, осознать ответственность за рождение здоровых детей и их воспитание. На занятиях углубленно изучаются процессы эмбриогенеза, его индукция и регуляция, рассматриваются проблемы аборта и их пагубное влияние. Этот курс рассчитан на тех, кто вступил в прекрасный и удивительно трогательный период человеческой жизни – юность. Данное объединение позволит совершить одно из важнейших своих открытий – открытие и познание самого себя.

Эта программа поможет найти смысл жизни, проложить дорогу к истине, утвердить добро и постигнуть красоту.

Все занятия проводятся по модели ПОТ (поиск-открытие-творчество), то есть реализуется проблемно-развивающее обучение учащихся. В процессе изучения курса ребята приобретают не только дополнительные теоретические знания по предмету биологии, но и практические умения, лежащие за рамками программы.

Считаю, что об аборте надо говорить не только на занятиях объединения дополнительного образования, но и на уроке( хотя бы 5-10 минут в 9-11 классах, а может быть, и раньше), т.к. не все ученики посещают кружковые занятия.

Было бы прекрасно, если эта проблема решалась во всех учебниках биологии в старших классах. Кроме школы, эти знания научно, грамотно и обоснованно дети не получат больше нигде.

Почему бы не внести во все учебники биологии старшего звена разделы или фрагменты об аборте и хотя бы немного о его вреде ?

Мы учим детей в гимназических и лицейских классах разнообразным иностранным языкам, риторике, логике и это все правильно, но помимо этого надо научить их самому главному, как правильно жить, не совершая непоправимых ошибок, от которых восстановиться практически невозможно, которые могут стать трагедией всей последующей жизни.

Надеюсь на поддержку и понимание коллег в решении жизненно-важных проблем, которые мы сегодня с вами обсуждаем, желаю вам здоровья и хотя бы маленьких педагогических радостей.

Спасибо за внимание.

Заслуженный учитель РФ, учитель биологии, химии и экологии, ГОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина.


Приложение





Департамент образования

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение

Центр образования №641

имени Сергея Есенина





Согласовано:

Согласовано:

«Утверждаю»

Согласовано:



Зам. Директора по УВР


Директор школы


Методист НМЦ






Вельская Е.В.

Голоднова Л.В.




« » 2008г.

« » 2008г.

« » 2008г.

« » 2008г.



ПРОГРАММА

Адаптированная образовательная программа биологического объединения дополнительного образования


«Онтогенез и репродуктивное здоровье человека».

.
Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 9-11 классы


Автор программы:



Попова О.А. .

(педагог доп. Образования)

г. Москва

2008 год



Пояснительная записка:
Курс рассчитан на 1 год – 76 часов. Главным концептуальным подходом в реализации намеченных целей и задач является изменение отношения учащихся к ухудшающейся демографической ситуации в России. На занятиях планируется рассмотреть взаимосвязь между репродуктивным здоровьем и демографической ситуацией. Программа поможет решить проблему восстановления нравственных ценностей семьи и брака, осознать ответственность за рождение здоровых детей и их воспитание. На занятиях углубленно изучаются процессы эмбриогенеза, его индукция и регуляция, рассматриваются проблемы аборта и их пагубное влияние. Этот курс рассчитан на тех, кто вступил в прекрасный и удивительно трогательный период человеческой жизни – юность. Данное объединение позволит совершить одно из важнейших своих открытий – открытие и познание самого себя.

Эта программа поможет найти смысл жизни, проложить дорогу к истине, утвердить добро и постигнуть красоту.

Все занятия проводятся по модели ПОТ (поиск-открытие-творчество), то есть реализуется проблемно-развивающее обучение учащихся, так как в процессе изучения курса ребята приобретают не только дополнительные теоретические знания по предмету биологии, но и практические умения, лежащие за рамками программы.
Цель объединения:
.Продолжить формирование личной нравственной ответственности за демографическую ситуации и формирование знаний о репродуктивном, физическом и морально-нравственном здоровье человека.

Задачи объединения:
1. Продолжить формирование понятий: онтогенез, эмбриогенез и постэмбриогенез с позиции нравственного и физического здоровья человека.

2. Продолжить формирование умения сравнивать и анализировать, сопоставляя основные факторы, влияющие на репродуктивное здоровье.

3. Сформировать умозаключения о ценностях семьи, брака, рождения и воспитания детей, понимание преодоления трудностей с этим связанных.

4. Продолжить формирование умения сопоставлять и находить взаимосвязь между репродуктивным здоровьем человека и демографической ситуации в России.



Возраст учащихся: 9-11 класс

Форма работы: групповая, включающая практические занятия, лекции, дискуссии, деловые игры, вечера, конференции, семинары.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа (38 недель*2 часа = 76 часов).

Место проведения занятий: кабинет №407.

Педагогические методы и технологии:


  1. Беседа с элементами дискуссии, в том числе после просмотра видеофильмов.

  2. Технология КСО (коллективные способы обучения): поабзацная проработка текста.

  3. Технология КСО: пары и группы сменного состава.

  4. Самостоятельная работа с текстом.

  5. Анкетирование.

  6. Модель ПОТ: поиск – открытие – творчество.

Ожидаемые результаты:


  1. Накопление ЗУН по изучаемым разделам: «Онтогенез и репродуктивное здоровье»

  2. Должны быть сформированы у учащихся представления о планировании семьи, о нравственных ценностях брака и ответственности за воспитание детей.

  3. Презентация проектов учащихся на заключительной конференции по теме «Демография России. Нравственное и репродуктивное здоровье человека».

  4. Сформированы навыки учащихся по разработке проектно-исследовательской деятельности по изученным темам.

  5. Подготовка, организация и проведение заключительной конференции по вышеназванной теме.

Учебный план по разделам:


раздела

Название раздела

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел I

Репродуктивное здоровье и онтогенез человека

20

14

6

Раздел II

Этика и психология семейных отношений с позиций репродукции

24

20

4

Раздел III

Феномен человека

10

8

2

Раздел IV

Феномен общества

12

10

2

Раздел V

Феномен личности

8

8

-

Раздел VI

Заключительный. Демография России. Нравственное и репродуктивное здоровье человека

2

-

2




ИТОГО:

76

60

16

Перспективно-тематическое планирование курса:


№ п/п

Раздел I. Репродуктивное здоровье и онтогенез человека.

Кол-во часов

1

Репродуктивное здоровье (дискуссия с элементами беседы).

2

2

Размножение организмов и его формы.

2

3

Онтогенез и его периоды.

2

4

Эмбриогенез.

2

5

Гаметогенез. Овогенез. Сперматогенез. Оплодотворение Практическая работа №1 « Составление сравнительной таблицы по фотографиям различных стадий гаметогенеза».

2

6

Зигота. Типы зигот. Дробление.

2

7

Гаструляция. Процессы, обеспечивающие гаструляцию.

2

8

Органогенез. Нейрула. Зародышевые листки и их производные. Практическая работа № 2 «Сопоставление фотографий различных стадий эмбриогенеза».

2

9

Эмбриональная индукция и регуляция эмбриогенеза.

2

10

Постэмбриогенез. Партеногенез. Нарушение онтогенеза. Старение. Проблемы геронтологии( дискуссия по теме с элементами практики)

2




Раздел II. Этика и психология семейных отношений.




11

Переходный возраст.

2

12

Целомудрие. Гражданский, церковный браки и сожительство.

2

13

Любовь, влюблённость, страсть. Практическая работа № 3 по теме «Отличие понятий».

2

14

Вступление в брак. Нравственные ценности.

2

15

Зачатие.

2

16

Дети. Ответственность за их воспитание.

2

17

Грехи против семьи.

2

18

Аборт. Противозачаточные средства.

2

19

Практическая работа №4 по теме « Планирование семьи».

2

20

«Кто глава семьи?». Дискуссия.

2

21

О мужественности и женственности. Семинар.

2

22

Внутренний уклад семьи.

2




Раздел III. Феномен Человека.




23

Природа человека.

2

24

Сознание человека. Практическая работа № 5 по теме «Возможности высшей нервной деятельности человека»

2

25

Вера, мнение и знание.

2

26

Душа человека.

2

27

Лики любви.

2




Раздел IV. Феномен общества




28

Человек в поисках идеала.

2

29

Два мира: сущий и должный.

2

30

Социальная деятельность человека. Общественный идеал

2

31

Политическая деятельность человека. Идеальное государство.

2

32

Хозяйственно-экономическая деятельность человека. Практическая работа-эссе № 6 по теме: «Что я могу сделать для России?»

2

33

Труд и бережливость.

2




Раздел V. Феномен личности.




34

Право на жизнь.

2

35

Жизнь и смерть.

2

36

Право на бессмертие.

2

37

«На свете счастья нет…»

«Нет, весь я не умру…»



2




Раздел VI.




38

Конференция на тему: «Демография России. Репродукция человека» (из материалов Центра планирования семьи и православного медико-просветительного центра «Жизнь»).

2
Итого:76


Краткое содержание программы
Раздел 1

Начнём изучение тем с понятия «Репродукция и репродуктивное здоровье человека». Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организма – онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие Индукция и регуляция эмбриогенеза. Внутриутробное развитие организма и проблемы абортов. Причины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Профилактика наследственных заболеваний человека.

В разделе запланированы биологические исследования, составление схем скрещивания, выявления источников мутагенов в окружающей среде, анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в генной и клеточной инженерии.

Раздел включает дискуссии и семинары по проблемам аборта и его вреде.



Раздел 2. Этика и психология семейных отношений.

Этот раздел очень важен для старшеклассников, так как физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя эти предметы изучаются по несколько лет. Семью же создавать будут практически все, хотя в школах об этом почти ничего не говорится. В старших классах коснемся нескольких тем, касающихся интимной стороны брака. Сопоставим понятие церковный брак, гражданский брак и сожительство.

« Может ли брак быть вечным, есть ли верность и настоящая любовь?» - в форме дискуссии попытаемся разобраться и ответить на этот вопрос.

Каковы грехи против семьи? В этом разберемся, посмотрев фильмы «Не убий» и «Безмолвная любовь».

Обсудим книгу В.Приселковой «Неудачное замужество и одинокое воспитание ребенка»,Москва 2000г., Владимирова «Любовь и вера», Москва 2001г.

Изучим внутренний уклад семьи в разные периоды существования России.


Раздел 3

Феномен человека.

В данном разделе попытаемся с учащимися ответить на следующие вопросы и изложить свои воззрения в ходе дискуссии:



  • Что такое человек?

  • Какого его предназначение?

  • Что значит для него мир и что он значит для мира?

  • Что такое жизнь и смерть?

  • Способен ли человек познать мир?

  • Может ли он победить зло?

  • Спасёт ли красота мир?

Попытаемся погрузиться во всё многообразие человеческой мысли и возможности высшей нервной деятельности человека с помощью практических работ с заданиями – кодограммами.
Раздел 4

Феномен общества.

В этом разделе попытаемся исследовать наиболее общие закономерности природы и общества, философски осмыслим их с точки зрения значения для жизни человека. Девиз этого раздела: « Познай себя через своё место в этом мире». Рассмотрим возможные рецепты познания с учётом того, что каждая эпоха, каждое общество даст свои ответы на эти вопросы. Составим и проанализируем по карточкам – заданиям с помощью нескольких групп учащихся различные исторические ситуации, рассмотрим различия условий людей разных исторических обществ, разных формаций, многообразие интересов, потребностей ценностных ориентаций людей.

Плавно подведём итог и сделаем вывод, что все эти различия порождают множество философских течений, учений, направлений. Каждое из которых поможет оценить мир, общество и место человека в нём. Этот раздел заставит задуматься ребят о значимости личности для общества и ответить на вопрос: «Что я смогу сделать для своей страны и общества, чтобы они стали более совершенными? Какую роль здесь сыграют такие факторы как труд, бережливость, ответственность и творческий потенциал?
Раздел 5.Феномен личности

В этом разделе мы станем участниками диалога между прошлым, настоящим и будущим. Рассмотрим некоторые виды человеческой деятельности. Поможем найти смысл в жизни, а значит, проложим дорогу к истине, утвердим добро, постигнем красоту.

Выявим с помощью тестов самые глубинные переживания личности.

Каждый учащийся окажется в центре диалога и размышлений о жизни и смерти, о праве на жизнь. Перед нами пролетит цепь идей, мыслей и фактов, которые позволят выстроить мозаику личностных переживаний, а итог размышлений - это право на бессмертие. Возможно ли это?


Раздел 6. Демография России и репродукция.

Вспомним демографическую ситуацию Севера и Юга планеты. Докажем, что в России резко снизилась рождаемость с помощью решения задач, а именно расчета коэффициента рождаемости, коэффициента смертности, коэффициента ежегодного естественного движения населения (КЕЕДН) в различных городах нашей страны..

Дадим определение понятия «депопуляция», разберем проблему замещения коренного населения на эмигрантов (напр. на Дальнем Востоке – замена русских на китайцев). Вернемся к понятию «репродуктивное здоровье» и, подводя итог семинара, сделаем вывод о социальной значимости повышения рождаемости и родительской ответственности за воспитание гармоничной, физически-развитой, профессионально-значимой, творческой личности ребенка, который сможет ощутить себя успешным в жизни общества и государства в целом.

На завершающем этапе всех занятий объединения пройдет конференция по теме «Демография России и репродукция человека», являющаяся продуктом, результатом и подведением итогов работы нашего объединения дополнительного образования.




Материальное обеспечение курса.

1) Компьютерная информационная и обучающая система «Атлас морфологии человека с анатомией новорожденного и эмбриологией», CD-ROM NOW, май, 1995




    1. Видеофильмы Медико-просветительного Центра «Жизнь», г. Москва:

    1. «Чудо жизни»

    2. «Пусть он увидит солнце»

    3. «Безмолвный крик»

    4. «На столе»

    5. «Начало».

3) Список используемой литературы:




  1. Вопросы репродуктивного здоровья в школьном курсе ОБЖ Т.А.Берсенева/2004г/Санкт-Петербург

  2. «Мир человека» Учебное пособие для 10-11 классов А.Ф. Малышевский/1994г/Москва/изд-во «Просвещение»

  3. «Российская школа здоровья и индивидуального развития детей» Л.Т.Татаринкова /2004г/Санкт-Петербург

  4. «Неудачное замужество и одинокое воспитание ребёнка» В.Приселкова/ 2000г/ Москва/изд-во «благо»

  5. «Любовь и вера» А. Владимиров/2000г/Москва

  6. Сборник материалов в защиту жизни на СD-ROM’е Центр «Жизнь»/2006г/Москва

  7. «Один раз на всю жизнь» И.Шугаев/2007/Москва

  8. «Терапия души» В.К. Невярович/2000г/Москва

  9. «Основы нравственности» Р. Янушкевичус/2000г/Москва/изд-во «Про-пресс»

  10. «Анатомия физиология человека» А.И.Антохин/2004г/ Москва,Минздрав РФ, РГМУ