«Сквернословие в нашей жизни» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому... 1 48.42kb.
Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни. Он предлагает... 1 23.89kb.
Г до нашей эры считал, что числа очень важны для жизни людей 1 50.38kb.
Мать символ жизни, святости, вечности, тепла и любви. В нашей стране... 1 15.86kb.
Презентация : «Бессмертный подвиг Ленинграда» 1 110.36kb.
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой... 1 93.72kb.
Вариант 1 Задание №1 1 20.66kb.
Сценарий «Новогоднее приключение Деда Мороза» 1 78.35kb.
Сценарий заседания правового клуба «Выборы это серьезно!» 1 48.06kb.
Интернет это шаг к открытому обществу. Неважно, что многие не вполне... 1 128.17kb.
Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» 1 16.75kb.
Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобою легко». 1 43.97kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
«Сквернословие в нашей жизни» - страница №1/1




Оглавление
1. Введение………………………………………………………………..2

2. Понятие «сквернословие»……………………………………………..3

3. История сквернословия………………….……………………………4

4. Отношение государства………………………………………………..5

5.Анализ анкетирования «Сквернословие в нашей жизни»…………...6

6.Заключение……………………………………………………………...8

7. Список используемой литературы…………………………………....9

8. Приложение №1………………………………………………………..10

9. Приложение №2………………………………………………………..11


Введение

Многообразен, богат, велик русский язык. Любое движение души, порыв чувств можно передать при помощи слова. Но наряду с прекрасными, добрыми словами русского языка, несущими свет, тепло, слышим и другие. Это нецензурные, бранные слова…

К сожалению, в наше время не последнее место занимает употребление в речи непристойных слов.

Мы взялись за эту тему, потому что проблема сквернословия является очень актуальной. Многие школьники употребляют в своей речи нецензурные выражения и брань, считая это нормой. Интересно узнать, почему, учащиеся используют в разговорах, такие слова и с какой целью.



Цель данной работы

Выяснение причин сквернословия в нашей школе.



Задачи:

  1. Изучить литературу по данному вопросу.

  2. Изучить, как влияют окружающие на сквернословие.

  3. Провести анкетирование учащихся 3 – 9 классов на тему «Сквернословие в нашей жизни».

  4. Проанализировать анкету и выявить причины сквернословия в нашей школе.

Методы работы: анализ, сравнение, обобщение.

Объект исследования: речь учащихся школы.

Предмет исследования: бранные слова.

Участники исследования: учащиеся 3 - 9 классов.

Гипотеза исследования:

Возможно, скверные слова появляются в речи школьников потому, что они копируют старших.



Понятие «сквернословие»

Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова "скверно". В словаре В. Даля сказано: «Скверно - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление»…

Это определение – результат глубочайшего изучения Владимиром Далем, прежде всего народной речи. Те, кто полагает, что на Руси матерились, особенно в деревнях, чуть ли не во все времена, глубоко заблуждаются и не знают собственной истории. Как раз в прежние времена люди куда более ясно отдавали себе отчет в том, что сквернословие – тяжкий грех. За пристрастие к мату наказывали, причем по-настоящему строго.

Русский язык самый богатый и выразительный. Но многие русские люди, обладатели такого богатства в общении друг с другом пользуются жалким подобием человеческой речи – нецензурной бранью. Причём матерные выражения человек употребляет, не только ругаясь, но и в обычном разговоре. Нередко наличие матерных слов в речи считается признаком мужества и силы.

  Непристойная лексика существует во многих языках и культурах. Именно из таких слов состоит мат. Это относительно небольшая и замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном сообществе накладывается запрет.

История сквернословия

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. Существует множество гипотез истории возникновения и происхождения такого явления, как русский мат. В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, что можно говорить, а что нет. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством.

Когда-то матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников и пьяниц. Но все со временем изменилось. В наше время молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это не оскорбляет. Да и в девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык. Они даже не понимают смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино, телевидение, интернет. Считается, что мат помогает избавиться от накопившегося раздражения, что называется, выпустить пар.

Отношение государства

«Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!» - русская пословица.

В нашей стране, нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и квалифицируется как мелкое хулиганство.

ГЛАВА 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

1.Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток ( в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N116-ФЗ)

 2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Анализ анкетирования «Сквернословие в нашей жизни»

В 2013 -2014 учебном году в нашей школе, мы провели исследование на тему: «Сквернословие в нашей жизни», среди учащихся 3-9 классов. Всего было опрошено 45 мальчиков и 52 девочки. Учащимся было предложено заполнить анкету, состоящую из двенадцати вопросов с вариантами ответов.

По результатам проведенного исследования мы видим, что мат в своей речи не используют только 12 учащихся. Это учащиеся начальной школы. В ответах же 85 учащихся, существенных различий мы не обнаружили. Чаще всего ненормативную лексику они употребляют, чтобы казаться «крутыми» и для связки слов. Ребята бранятся, когда ссорятся и испытывают чувство злости. Учащиеся нашей школы используют мат для:

1.Повышения эмоциональности речи.

Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей.

2. Оскорбления, унижения адресата речи.

3. Демонстрации агрессии.

4. Демонстрации отсутствия страха.

5.Демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов.

В начальной школе ребята ругаются меньше, и большинство считает, что нецензурно выражаться плохо. Мат, в своей речи используют в основном мальчики. Но и несколько девочек, в своей речи его тоже используют. По результатам ответов, дети чаще слышат мат от своих сверстников.

В 5-7 классах, крепкие словечки в своей речи используют все без исключения. Разница лишь в том, что девочки ругаются так, чтобы их никто не слышал. В основном между собой при споре. Ну а мальчики, в этих классах используют мат ежедневно и для связки слов и для выяснения отношений. При этом чувство стыда испытывают лишь единицы.

Ответы юношей 8-9 классов отличаются от ответов девушек. Например, когда юноши произносят матерные выражения, они не испытывают при этом никаких чувств, а девушкам в это время стыдно. Девушкам кажется, что их не уважают, когда ругаются матом в их присутствии, а юношам все равно.

Учащиеся 3–9 классов не знают, как можно искоренить эту вредную привычку. При этом никто не хочет, чтобы его дети использовали в своей речи ненормативную лексику. Отдельные старшеклассники предлагают ввести систему штрафов, чтобы избавиться от сквернословия. Несколько ребят предлагают ничего не делать, оставить все, так как есть.

Предлагались и радикальные меры борьбы: бить по губам, ставить в угол, запретить компьютер. Это предложение поступило от учащихся начального звена.

Таким образом, наша гипотеза получила лишь частичное подтверждение. Только одиннадцать учащихся нашей школы, слышат матерную речь от взрослых, остальные от сверстников, друзей, одноклассников.

И в итоге мы хотим обратить внимание на то, что большая часть опрошенных нами учащихся не знает, что нужно сделать для того, чтобы другие ребята, и они сами не ругались матом.




Заключение.

Словесное оскорбление, ругательство во все времена было символом агрессии и бессилия одновременно. В наше время нецензурные слова употребляются безо всякой причины, «для связки слов».

С одной стороны подрастающее поколение понимает, что сквернословие означает агрессию, злобу. С другой стороны, сквернословие становится вполне легальным языком общения в очень широких слоях населения. А чтобы быть понятыми, услышанными, «своими», подростки и юноши стремятся не отставать.

Я хотела бы, чтобы в нашей школе проводились тематические вечера по этой теме. А еще лучше, если хотя бы раз в неделю в каждом классе будет проходить «День вежливости». Я уверена, что вначале учащимся будет трудно сдерживаться, но со временем должно все получиться. И мы привыкнем свои мысли и эмоции, какими бы они не были, выражать словами русского языка.

Обобщая сказанное, выведем своеобразное правило: я — исключение, моя речь — это мое зеркало, мое достоинство. От всей души желаем вам быть по-настоящему хорошими людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!


Список использованной литературы

  1. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля (тт. 1—4, 1863—1866).

  2. Пословицы и поговорки русского народа / Сост. В. И. Даль. — М.: Эксмо, 2006.

  3. http://www.consultant.ru/popular/koap/13_21.html#p7788

  4. Гебелъ В., Глеклер М. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию: Книга для родителей, педагогов и врачей / Пер. с нем. Н. Федоровой. — М.: Энигма, 1999.

  5. Клавис К. Детское сквернословие: чем оно вызвано и как с ним бороться // Первое сентября. — 2007. — № 9.


Приложение №1

Анкета

1.Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

3. Как часто ты произносишь эти слова?

4. В каких ситуациях это происходит?

5. Как ты думаешь, плохо это или нет?

6.Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?

11.Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

Приложение №2

Результаты анкетирования



Возраст

3-6 класс

7-9 класс

Вопросы


Мальчики

32 чел


Девочки

29 чел


Юноши 19 чел.

Девушки 19 чел.

1.Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

  1. чтобы показать какой человек крутой.

  2. ругательства используются для связки слов.

  3. люди используют бранные слова для того, чтобы оскорбить ненавистного им человека.

  4. таким способом выпускают из себя злость.

  5. некультурные.

8
8
6

5
5

7
4
5

6
8

5
6
2

3
3

3
5
3

5
3


2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

1. Используют, когда злятся.

2. Случайно выскакивают.

3. Не знают, почему используют.

4. Не произносят вообще.

5.Когда спорю.


6

8



9

3

6


4

5



9

9

1


6

7



1

0

6


5

8



3

0

2



3. Как часто ты произносишь эти слова?

1. Редко

2. Часто

4. Каждый день

5. Раз в год

6. Иногда.

7. Не произношу.

10

2



2

3

11



3

14

1



1

2

2



9

1

5



12

0

1



0

3

4



10

1

1



0

4. В каких ситуациях это происходит?

1. Когда выводят из себя

2. В ссорах

3. В драках

4. В порыве гнева

5. Когда кто-то оскорбляет


7

5



6

3

8


5

4



0

2

9


6

0



2

9

2


8

2



1

7

1



5. Как ты думаешь, плохо это или нет?

1. Плохо

2. Не знаю

3. Нет

30

2

0


29

0



0

18

0



1

19

0



0

6.Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

1. Ничего

2. Становится стыдно

3. Свою некультурность

4. Облегчение

5. Чувствуют себя взрослее

6. Не знаю

7. Отвращение к себе

8. Злость


6

7



0

5

0



6

2

6



1

8



2

2

0



4

5

2



7

3



3

0

0



0

4

2



4

9



6

0

0



0

4

0



7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

1. Думают, что некультурный человек

2. Чувствуют злость

3. Не знаю

4. Им это не нравится

5. Чувствуют унижение

6. Оскорбление

5. Неуважение


10

0



7

10

0



3

2

12

0

3



11

0

5



0

8

2



0

5

3



2

5

10

0

0



6

3

5



3


8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

1. Ничего

2. Мне неприятно

3. Я ухожу от этих людей

4. Тоже начинаю ругаться

5. Думаю, что этот человек невоспитанный





7

10



3

5

7



4

15



6

2

2



11

2



0

2

4



10

5



3

0

4



9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

1. От друзей

2. От одноклассников

3. От других

4. От прохожих

5. От пьяных людей

6. От мальчиков

7. От окружающих

8. От взрослых


10

5



3

2

3



0

5

3



7

4



4

3

5



3

0

3



6

5



4

2

1



0

0

2



6

6



3

3

2



5

2

3



10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?

1. Не знаю

2. Стараться не употреблять эти слова

3. Издать специальный закон

4. Платить штрафы

5. Ничего

6. Наказывать

7

9



2

4

0



8

5

7



8

6

0



10

3

5



5

8

7



9

2

6



3

10

3



11

11.Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?

1. Не говорить мне эти слова

2. Не знаю

3. Стараться держать эти слова в себе

4. Забыть

5. Отучить

6. Чтобы другие не употребляли


5

4



13

3

9



8

8

2



8

5

9



7

1

4



5

2

5



4

4

2



7

5

8



5

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

1. Нет, не хочу, чтобы использовали.

2. Нет, так как это плохо.

3. Нет, мне будет стыдно.

4. Нет, это некультурно.

15

17



7

12

18

20

15



23

17

19



0

0



19

6

5



15