Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проект нравственного воспитания детей «Уралолюбие» 1 93.13kb.
Образования во Дворце творчества детей и молодежи характеризуется... 1 83.83kb.
VI. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... 1 194.35kb.
«Современный лик Земли» урок №2,3 1 24.29kb.
Учитель истории моу «сош№13 с уиоп» Потехина И. П. Использование... 1 64.29kb.
2011 г. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... 1 224.39kb.
Здоровьесберегающая деятельность школы и учителя как спооб повышения... 1 130.39kb.
В межвузовском сборнике «Противоречия социалистиче­ского общества... 1 228.87kb.
Пояснительная записка 2 Актуальность программы 2 1 132.93kb.
Детское телевидение 1 30.27kb.
Примерная программа по музыке разработана с учётом специфики данного... 2 581.36kb.
«Однородные члены предложения» 1 28.32kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию - страница №1/1






Введение.

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.

В настоящее время в практике преподавания учебных предметов наметились тенденции к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения. Предлагаемая методическая разработка урока истории представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности школьников и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, обучение обоснованно пользоваться мультимедийными средствами, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально-образного мышления.

Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это общение даже более близким и человечным, чем ранее. Их применение представляет возможность использования многообразных форм предъявления материала. Аппаратных и программных возможностей ПК вполне достаточно для эффективного ведения диалога и обеспечения естественной и наглядной формы представления текстов, формул, рисунков, движущихся объектов и т. п.

Применение информационных технологий в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. Они позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.

В основу настоящей разработки учебной темы по истории положена совместная деятельность учителя и учащихся в ходе изучения темы «Отечественная война 1812 года» в 8 классе. Урок представляет собой сконструированный учителем средствами интерактивного программного обеспечения ресурсный контент, распространенный на интерактивный экран через мультимедиапроектор.

История является не одним из «легких» предметов в школьной программе.

Использование иллюстраций, анимации, видеофрагментов и интерактивных моделей, помогают разнообразить учебный процесс на всех этапах урока и сделать его более интересным и насыщенным.

Данную разработку целесообразно использовать для изучения нового материала в классе, а также для самостоятельного изучения дома, в случае пропуска ребенком занятия.

Если урок проводится в кабинете с 1 ПК и проектором, то материал используется для объяснения нового материала, для уяснения детьми сложного материала, а также для закрепления изученного материала..

Если урок проводится в компьютерном классе, то акцент можно сделать на самостоятельное изучение материала и последующее его обсуждение с учителем. Для контроля усвоения материала можно использовать тесты (например, созданные в программе Му Теst или Конструкторе сайтов, готовый тест с персонального сайта учителя), которые при наличии локальной сети позволяет тут же на уроке оценить и проанализировать результаты выполнения тестов.

Разработку можно использовать для дистанционного обучения, что также очень удобно.

Использование компьютера на уроке истории – эффективное средство совершенствования урока.

При использовании на уроке данного пособия для учителя открываются широкие возможности по совершенствованию структурирования урока.

Видеофильмы, пошаговые анимации (в особенности анимированные карты), интерактивные модели позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии, поэтому это важнейшее средство иллюстрации объяснения учителем событий войны. Готовые видеофрагменты к уроку позволяют экономить время на уроке и при его подготовке, организовывать рабочее место, богатый иллюстративный материал формирует правильные представления об изучаемых объектах. На уроке с использованием средств современных информационных технологий всегда можно использовать приемы учебной работы с использованием элементов ролевой игры.

Данная разработка отражает современное содержание технологий, используемых в школе для усиления мотивации учебной деятельности учащихся и способствуют повышению качества знаний обучаемых.



Разработка урока истории «Отечественная война 1812 года».

Цель урока: сформировать представление о ходе Отечественной войне 1812 года, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер.

Задачи урока:

Обучающие:

Выяснить причины Отечественной войны 1812 г., подвести учащихся к пониманию условий, влияющих на ход войны, определить значение победы русского народа в войне.

Углубить и расширить знания учащихся об исторических личностях, событиях страны в данный исторический период.

Проверить усвоение изученного материала



Развивающие:

развивать ОУУН: составление акцентированного конспекта, умение выделять главное, систематизации материала, искать ответы на проблемные вопросы, сравнивать, работать с исторической картой, делать выводы и формулировать свою собственную позицию по тому или иному вопросу;

развивать умения и навыки самостоятельной работы учащихся с документами, схемой, при подготовке сообщений.

способствовать развитию информационной культуры учащихся, умений работы с ПК и его возможностями.

реализовать элементы программ развития мышления, внимания, мотивации;

Воспитательная:

Содействовать воспитанию уважение к историческому прошлому России, патриотических чувств учащихся на примере борьбы русского народа с французской армией в 1812 г.

формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: мультимедийный урок с использованием средств современных информационных технологий

Формы и методы деятельности: словесные: рассказ с элементами беседы, наглядные, практические: сообщения учащихся, работа с картой, схемой, анализ документа, просмотр видеофильма, беседа, обобщение.

Методы объяснения: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.

Оборудование урока:


  • Персональный компьютер и мультимедийный проектор.

  • презентация в Power Point

  • учебник

  • настенная карта «Отечественная война 1812г»

  • портреты полководцев

  • CD – “Энциклопедия истории России 1862–1917 гг. ”

План изучаемого материала

1.Причины и начало войны.

2.Смоленское сражение.

3.Бородинская битва.

4.Тарутинский маневр.

5.Партизанское движение.

6.Гибель «Великой армии».

Основные понятия: Отечественная война, флеши, партизаны, народное ополчение, редут, батарея, фураж.

Важнейшие даты:

12 июня 1812 г. – начало Отечественной войны

4-5 августа 1812г. – Смоленское сражение

8 августа 1812 г. – назначение главнокомандующим М.И.Кутузова

26 августа – Бородинское сражение

2 сентября – 2 октября – пребывание Наполеона в Москве

12 октября 1812 г. – сражение под Малоярославцем

14-16 ноября 1812г. – разгром остатков «великой армии» при Березине

25 декабря – окончание Отечественной войны.

Ход урока


  1. Введение в тему. Актуализация знаний

Помните слова «Народ, не помнящий своего прошлого, обречен на его повторение».

Одной из самых героических страниц истории нашей Родины XIX века является Отечественная война 1812 года, ход которой мы рассмотрим сегодня на уроке. Именно ее А.С.Пушкин называл «грозой 12-го года», а писатель Л.Н.Толстой о ней написал свой лучший роман «Война и мир». (слайд 1)

Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?



А.С.Пушкин

Вам предстоит ответить на этот вопрос после изучения всей темы.



2. Подготовка к изучению нового материала. Повторение изученного материала.

Повторение темы предыдущего урока через использование анимированной схемы «Основные направления внешней политики Российской империи в начале ХХ века» и организация по схеме фронтальной беседы.

Тест (10 вопросов - каждый правильный ответ 1 балл). Отвечают самостоятельно, с последующей фронтальной проверкой. Если урок проводится в кабинете информатики, тест выполняется на ПК с использование локальной сети, что позволяет, сразу проверить и проанализировать ошибки.

3. Изучение нового материала

Посмотрите на план урока.(слайд 2) Попробуйте сформулировать цель урока. Цель: Выяснить причины победы России в Отечественной войне 1812 года? (слайд 3)



1.Причины и начало войны. (Слайд 4) После заключения Тильзитского мира Наполеон был близок к мировому господству. (сообщение-проект ученика в форме презентации «Наполеон Бонапарт».

Ряд стран стали вассалами Франции, Австрия и Пруссия - заключили с ней союзнические договоры.

Наполеон стремился нанести решающий удар по Англии, но этому мешала Россия, не выполнявшая условий континентальной блокады. Война стала неизбежной.

Задание: На основе диаграммы сравните военно-экономический потенциал России и Франции? (слайд 5)

Каков был характер войны для обеих сторон? (Народная, освободительная, отечественная для России. Захватническая и грабительская для французской армии) (слайды 6-9)



12 июня 1812 г. – армия Наполеона вторглась на территорию России.

Отечественная война – война за независимость, целостность родины.

Работа с анимированной картой: (слайд 6)

Определите по карте расположение русских армий.

Обратите внимание, что каждая армия подчинялась своему командующему. Назовите их имена.

Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон?

(Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от АлександраI подписания мирного договора. Наполеон: «Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову; если я возьму Москву – я поражу ее в самое сердце.»)

- Какую реку должны были перейти французские войска для вторже­ния в Россию?

Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? (Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать)

Найдите на карте место соединения русских армий. (В Смоленске 22 мая 1812г. Барклай де Толли взял на себя общее командование как военный министр) (анимированная карта слайд 8-9)

Какой можно сделать вывод о плане Наполеона? (План Наполеона сорван)



2. Смоленское сражение (4-5 августа 1812г - оборона Смоленска) (слайд 10)

Просмотр видеофильма.

Неудачи начального периода войны заставили императора заняться поиском нового главнокомандующего.

3.Бородинская битва.

8 августа 1812 г. - М. И. Кутузов был назначен главнокомандующим


русской армии. (Слайд 11).

Кутузов должен был оправдать возлагавшееся на него доверие и дать большое сражение при селе Бородино в 110 км. от Москвы. Почему он считал позицию русских войск у Бородино наилучшей? Объяснит нам это начальник главного штаба армии генерал-майор Алексей Петрович Ермолов (Галерея портретов «Герои 1812г», который неотлучно находился при Кутузове. (Ученик от имени Ермолова, используя анимированную карту-схему «Бородинское сражение» рассказывает о соотношении сил накануне сражения, показывает расположение и укрепления русской армии.) (Слайд 12-17) Если урок проводится в кабинете информатики, сообщение можно заменить просмотром видеофильма «Бородино» через использование локальной сети, после просмотра выполнить тестовые задания с последующей самопроверкой. (Каждый вопрос – 1 балл). Работа с листами самопроверки.

В городах шло формирование ополчений в помощь армии.

Работа со словарем. Что такое народное ополчение? Флеши? Редут? Батарея? Кавалерия? Пехот? Артиллерия? (Словарь)

Кто, по вашему мнению, выиграл битву?

Во время ответа надо вспомнить цели каждой из сторон. Наполеон хотел прорваться к Москве. Русские войска несколько отступили, но прорвать их оборону французам не удалось. Но и русские не смогли разгромить Наполеона. Потери с обеих сторон были колоссальные: французы потеряли 58,5 тыс.чел., русские – 45 тыс.чел., в том числе 29 генералов.

Вывод: Бородинское сражение не выявило победителя. Л.Н.Толстой считал, что русскими была одержана моральная победа. Был развеян миф о непобедимости Великой армии Наполеона.



Минутка для здоровья. Гимнастика для глаз и мышц шеи и плечевых суставов.

4.Тарутинский маневр.

Александр I и придворные требовали, чтобы под Москвой Кутузов дал новое сражение.

Кутузов подойдя к Москве, собрал военный совет в д.Фили и выслушав всех присутствующих заявил: «С потерей Москвы - не потеряна еще Россия… Но, когда уничтожится армия, погибнет Москва и Россия».

Вместе с русской армией город покинули многие его жители. По приказу генерал-губернатора Ф.Ростопчина Москва была подожжена.

Французы подошли к городу 3 сентября. Наполеон расположившись на Поклонной горе, любовался русской столицей. Но, вопреки ожиданиям депутация московских бояр с ключами от города так и не появилась.

Город на 3 дня был отдан во власть солдат.



Задание для учащихся: просмотреть видеофрагмент «Пожар Москвы», обратить внимание на следующие вопросы:

Что произошло на военном совете в Филях?

Какова была участь Москвы?

Что произошло в Москве с Наполеоном?

«Хоть Москва в руках французов,

Это право не беда!

Наш фельдмаршал князь Кутузов

Их на смерть впустил туда»

Русская армия, покинув столицу по Рязанской дороге, затем перешла на Калужскую, и оторвалась от преследовавшего ее корпуса Мюрата. Русская армия расположилась на берегу р. Нара в старинном русском селе Тарутино (анимированная карта).

Это позволило, прикрывая пути отхода французов на юг, дать армии отдых. В Тарутинский лагерь постоянно прибывали подкрепления. Несколько попыток французов пройти в не разоренные войной районы были успешно отбиты (слайды 18-22)



5.Партизанское движение. (слайды 23-24)

Огромный урон наносили французам партизанские отряды, которые блокировали коммуникации французов от Москвы до границы на Западе.

Инициатором партизанского движения стал полковник Д.Давыдов, получивший на это согласие М.Кутузова еще до Бородинского сражения. (Галерея портретов «Герои 1812г»)

Вскоре на занятых врагом территориях начали возникать отряды из числа местных жителей.

Наиболее известными командирами были: - офицеры А.Сеславин, А.Фигнер, солдат Е. Четвертаков, крестьяне Г.Курин и В.Кожина.

Вклад партизан в разгром врага с полным основанием позволил назвать войну 1812 г. Отечественной.



6.Гибель «Великой армии».

(слайды 25-27) 6 октября Наполеон отдал приказ об отступлении. Уходя, французы заминировали Кремль, Собор Василия Блаженного и др., но русские патриоты смогли обезвредить заряды.

Император рассчитывал прорваться по Калужской дороге на юг, перезимовать там и на следующий год возобновить боевые действия.

Кутузов двигался вдоль Старой Смоленской дороги, вступая в бой только тогда когда французы пытались повернуть на юг. Великая армия таяла на глазах (анимированная карта).

Последнее сражение разыгралось при переправе через р.Березину в ноябре 1812 года. Русские с ходу атаковали французов и Наполеон, потерявший здесь еще 30 000 солдат, бросил армию и с остатками Старой гвардии возвратился в Париж.

25 декабря Александр I издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.



4. Закрепление изученного материала.

Задание: разгадать кроссворд. (Слайды 30-44). Правильно ответив на вопросы кроссворда, вы сможете прочитать в выделенном столбце слово, означающее характер войны 1812 года.

5. Подведение итогов урока:

Итак, что мы хотели узнать на уроке, что узнали? (Слайд 45)

Выполнение главного задания урока: Сформулируйте причины победы России в Отечественной войне 1812 года?

Обобщение в ходе фронтальной беседы.

Выставление оценок за урок, подсчитав баллы в листах для самопроверки.

Домашнее задание § 4 и вопросы 1-2 к параграфу.

Ответить на вопрос «Каково было значение победы в Отечественной войне?»

Для имеющих дома выход в Интернет возможно выполнение заданий по отработки темы:

- разноуровневые задания «Отечественная война 1812г»

- вопросы и задания к уроку по теме «Отечественная война 1812г»

- тест по теме.

- тест «Бородино»

В качестве дополнительного материала урока можно предложить рассмотреть виды войск русской армии в Отечественной войне 1812 года (драгуны, гусары, кирасиры, уланы).



Список использованной литературы:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XIX век., 8 класс, М., «Просвещение»,2010

  2. Энциклопедия для детей. История России. 1,2,3 тома.

  3. Энциклопедия для детей. Великие люди мира.

  4. Газета «Первое сентября». Приложение «История»

  5. Интернет – ресурсы:

http://www.internet-school.ru/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.

http://www.internet-school.ru/ - Телешкола

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

  1. СD. “Энциклопедия истории России 1862–1917 гг. ”


Приложения

Особенности проведения деловой игры «Работа над проектом» на уроках истории.

Деловая игра «Работа над проектом» является одним из самых перспективных видов деятельности учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Это достаточно новый вид деятельности для школьников, к сожалению, не получивший должного применения ни в начальной, ни в основной школах. Однако, огромные объемы учебного материала, высокие требования к выпускникам и учителю в современной школе, подталкивают педагогов к поиску инновационных форм учебной деятельности, интерактивных методов обучения, и в том числе — к применению проектов.

Проект — в переводе с латинского означает "самостоятельный поиск пути"
("брошенный вперед"). Существуют разные типы проектов, но в школе применяется только один — учебно-познавательный.

Учебно-познавательный проект — это: «ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися».За определенное время (от одного урока до 2-3 мес.) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую, либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы.

Главные условия организации работы над проектом.

1. Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.

2. Обучение учащихся и овладение ими технологии проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать собственную деятельность и своих товарищей). Способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников, участвующих в реализации проекта, достижении цели проекта.

3. Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями.

4. Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем.

5. Доступность информации о ходе проекта.

Методика проектной деятельности.

1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата.

2. Определение цели и поэтапных задач.

3. Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамки интеграции с другими предметами, предполагаемые сложности, сроки, разделение всей работы на этапы.

4. Формулировка гипотезы, идеи реализации.

5. Выбор исполнителя или команды для осуществления проекта.


Распределение обязанностей на каждом из этапов проекта при всеобщем равноправии участников. Мотивация участников.

6. Планируя проект, необходимо продумать его общую модель и ее структуру. (Модель - это условный образ, схема конечного результата проекта).

Работа по проекту носит исследовательский характер, моделирует работу в научной лаборатории и поэтому необходимо разработать аппарат исследования, обосновать его.
- Проект педагогически значим, то есть учащиеся в процессе его осуществления приобретают новые знания, строят новые отношения, овладевают общеучебными умениями.
- Проект заранее спланирован, сконструирован совместными усилиями учителя и учащихся, в то же время, по мере его развертывания, допускается гибкость и изменения.
- Проект рекламируется в рамках класса, параллели, школы с целью повышения мотивации участия в его реализации, осознания его общественной значимости.
- Проект реалистичен, имеет определенную практическую значимость, сориентирован на возможности учащихся. Предполагает широкое разнообразие тем.

Этапы проектирования:

1. Исходный. разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы
(предположение о результатах и путях их достижения).

2. Этап разработки.

Выбор исполнителя (одного или нескольких), формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля, коррекция со стороны педагога.

3. Этап реализации проекта. интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели.


Подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видео ряда проекта. Контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся.

4. Завершение проекта.



Представление и защита проекта в классе, на конференции, внутришкольной параллели и т.д. Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования. Оценка и подведение итогов. Расформирование команды. Обсуждение результатов проекта, какие познавательные и нравственные находки были приобретены.