Тема: Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок истории в 7 классе Тип урока: проблемный урок Форма урока: изучение... 1 170.02kb.
Исследование. Тема урока: Тема: «Разнообразие растений на Земле» 1 118.24kb.
Конспект урока Тема: Внутренние воды России. Реки 1 фио кошкина Мария... 1 121.68kb.
Современный урок. Тема работы Урок по окружающему миру «Органы дыхания... 1 143.8kb.
Урок №1 в 5классе. Тема урока «Изготовление витражной картины». 1 120.34kb.
Урок учебного материала и реальность его усвоения на уроке учащимися 1 108.42kb.
Комбинированный (проверка материала предыдущего урока, изучение нового) 1 57.49kb.
Миф «Орфей и Эвридика» в живописи и музыке 1 70.83kb.
Роговая Татьяна Яковлевна 2009 урок: Алгебра и начала анализа-11... 1 32.28kb.
Конспект урока по русскому языку, 4 класс Учитель: Орехова Татьяна... 1 60.9kb.
Урок экскурсия «в гости к животным». Тема: Закрепление пройденного... 1 126.58kb.
Создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с новыми единицами... 1 71.81kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Тема: Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование - страница №1/1

МБОУ «Полибинская общеобразовательная школа»

Маслобоева Татьяна Николаевна



Стаж преподавания предмета:-18 лет

Категория:-1

Наименование представленного материала: Методическая разработка урока географии в 6 классе

Тема:

Тема: Реки. Воды суши.
Изучение нового материала.

Урок-исследование


Цели:

    1. Образовательные -изучение нового материала: представление о реке и его частях, речной системе и её элементах, речной долины, порогах и водопадах, питании рек. Водном режиме.

    2. Развивающие- развитие умений и навыков работы с физической и контурной картами, определение причинно-следственных связей- зависимости направления течения реки от характера рельефа; умения определять ГП реки и обозначать реки на контурной карте, выявлять особенности реки своей местности.

    3. Воспитательные- повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения, экологическое воспитание.

Оборудование: физическая карта мира на доске атласы и контурные карты, схемы, ИКТ. Учебники, макет речной долины.
Ход урока
1.Организационный момент.

2.Объяснение нового материала.


Слово учителя
Вода- чудесный дар природы. У воды нет ни вкуса, ни цвета, и запаха тоже нет. Но без неё на свете не может жить человек. Мы привыкли, что она вокруг нас- в дождевых каплях, сугробах снега, в реках и озёрах, в болотах и ледниках и т.д.
-Вспомним, что относят к водам суши. ( использование КТ)

Первый слайд: ( Кластер)

Реки


Многолетняя мерзлота

Озёра


Ледники

Болота
Подземные воды


Искусственные водоёмы
Пруды Водохранилища Каналы

Запись в тетрадях:
« Река- естественный водный поток, текущий в выработанном им русле- углублении, занятом водой»
Вопросы к классу:
- Кто из вас видел в природе исток реки ? Ручья? Как он выглядит? Где находится? Кто из вас видел устье? Какой реки?
Даже если не каждому из вас довелось видеть устье большой реки, то наверняка все видели, как один ручей впадает в другой. А это и есть устье ручья.
Работа по физической карте и в к\к.
- Покажите на карте истоки и устья рек: Волги, Лены, Печоры, Урал. Нанесите эти реки в к\к.
Запись в тетрадях:
Исток- начало реки.

Устье- место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море.

Длина реки- расстояние от истока до устья
Истоки бывают разные:


( второй слайд)

d8f9928

- Самая крупная река Западной Сибири- Обь. Найдите истоки реки Обь.


Слово учителя:
- На направление и характер течения рек влияет рельеф местности. Реки по равнинной местности текут медленно. Объясняется это тем, что истоки равнинных рек находятся на небольшой высоте, а местность, по которой они текут , имеет малый уклон. К равнинным рекам относятся…( Какие?) ( Волга, Обь, Амазонка, Нил.)

Работа с картами ( по физической и к\к.)
Реки текущие по горной местности , несутся с большой скоростью, бурлят, пенятся. Истоки расположены высоко в горах. Местность, по которой они текут. Имеет малый уклон. Многие реки, начинаясь в горах, при выходе на равнину изменяются примером такой реки может быть ТЕРЕК.


Третий слайд
Равнинная река.
33e252cb

Четвертый слайд
Горная река.
82669f2b

Реку условно можно разделить на несколько отрезков: отрезок, прилегающий к истоку,- верховье течения; к устью- низовье, а между ними- среднее течение реки.



Повторение пройденного материала:
-Вспомните из курса природоведения, как определяют левые и правые речные и притоки.( Встать по течению реки).

- Определите, каким притоком Волги являются Ока и Кама, Миссури для Миссисипи, Иртыш для Оби


Пятый слайд, (запись в тетради).

47d26a4e

1.-исток, 2.-устье, 3.-верховье, 4-среднее течение, 5- низовье реки, 6-7 –правые притоки, 8-левый приток.
Работа с учебником:

- С помощью текста учебника дайте определения понятий « речная система» , « речная долина», « водораздел», « речной бассейн».




Запись в тетрадях:
Речная система-река с её притоками

Бассейн реки- площадь, с которой река собирает воды.

Водораздел- Линия, разделяющая смежные бассейны рек.

Русло- выработанное рекой углубление, занятое водой.

Речная долина- более широкое понижение в рельефе, на дне которого находится русло реки.


Шестой слайд
578e2c6d
Рассказ учителя.

Чаще на горных , реже на равнинных реках могут быть участки, на которых течение реки резко изменяется. Это связано с порогами. Выходы твёрдых пород в русло реки образуют пороги. Если река на своём пути встречает высокий крутой уступ, состоящий из твёрдых пород, то вода падает с него, образуя водопад.


Седьмой слайд

6ec857b0-Братская ГЭС « Водопад»
- Работа по карте.

А) Найдите самый высокий водопад в мире -Анхель.( Южная Америка)

Б) Водопад Виктория (Африка)


Составление кластера

Основные источники питания рек:
Дождевое

(Амазонка, Конго) Грунтовые воды

Ледниковое (большинство)

(Амударья)


Смешанное

(большинство рек России) Снеговое




3. Закрепление:

А теперь, ребятки,

Отгадайте - ка - загадки.
1.У тебя, краса-река, женское обличье,

Даже имя у тебя женское, девичье.( Лена)


2.Бьёшься ты сквозь топи, сквозь тайгу,

Летом - вся блестя, зимой- белея,

Верная подруга Иртышу,

Ты течёшь на север смело.( Обь)




  1. не приметен ничем, не широк,

  2. По просторам Валдайского края

  3. Еле слышно журчит ручеёк,

  4. К морю Каспию убегая. ( Волга).

Сейчас мы проведём диктант.

Список слов с цифрами уж дан,

Я буду вам определенья читать,

А вы цифры ответов писать.
На доске слова (не по порядку)
1-бассейн реки

2-водораздел

3-долина реки

4-речная система

5-русло

6- устье


7- исток.


Определения:

А-углубление, по которому река постоянно продолжает течение

Б - граница не навек, разделяющая бассейны двух рек;

В- место это очень мало, где река берёт своё начало;

Г-место это-финал, где река впадает в море или в океан;

Д- площадь- та, с которой собирает воду река;

Е- реку и её притоки смело назови…

Ё- понижение, но не русло, от истока реки и до устья…


Опрос по картинкам.
На картину посмотрите. Где равнинная.

И скорее вы решите, Объясните – почему,

Где здесь горная река, Может быть и я пойму.

Работа с атласами.
Работа с атласом вам предстоит,

По координатам объект определить.

У карты настенной показать

На доске координаты:


А) 5*с.ш., 62*з.д. (в-д Анхель)

Б)43* с.ш.,80* з.д. (в-д Ниагарский).


А теперь давайте вместе составим синквейн , а я вам напомню порядок составления: Синквейн –это белый стих, состоящий из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.
Первая строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья строка три глагола, показывающее действие понятия.

Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор своё отношение к новой информации , полученное на занятии.

Пятая строка – одно слово. Обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Например:
Река

Шумная, сильная

Течёт, работает,

Голубое чудо

Красавица.

Номенклатура.
.Внимательно на карту посмотрите

И крупные реки нам покажите.

Вы отлично поработали,

Вот оценка вам за хлопоты.




  1. Итог урока.

Вот и к концу подошёл урок,

Нам подводить пора итог.

Спасибо за работу, детки



А я поставлю вам отметки

.

5. Домашнее задание. ( на доске): параграф « Реки» в учебнике, выучить термины , составить синквейн по теме « Реки».