Тема: «Товар и деньги. Спрос и предложение». Товар и деньги - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема: «Товар и деньги. Спрос и предложение». Товар и деньги - страница №1/1


Тема: «Товар и деньги. Спрос и предложение».
Товар и деньги.

Товар — любой продукт, который можно продавать и покупать. Этим термином обозначают и сельскохозяйственную продукцию, и сырье. Товаром могут быть также рабочие руки, земля и даже воздух.


Большинство товаров обменивается через прямые контакты продавца и покупателя, а часть из них — только косвенно, через любое учреждение, где покупают и продают товары. Это, к примеру, магазин, оптовый рынок, биржа, закупочная база и т.д. Они стабилизируют цены и регулируют потоки товарной массы, позволяя избегать хаоса и неразберихи.

Кроме товаров, продаются и покупаются услуги. Они представляют собой некую полезную деятельность, выполненную за деньги. Например, сантехник починил кран, а продавщица продала пылесос, но сами они товар не производят.

Чтобы произвести товар и получить услугу, необходимы деньги. Это самое мудрое изобретение человечества, и, быть может, самое важное, облегчающее человеку жизнь.

Раньше роль денег выполняли различные товары (шкуры зверей, зерно, скот). Постепенно на смену им в качестве всеобщего эквивалента пришли золото, серебро, медь. Со временем появились бумажные деньги, а в XX веке к ним добавились чеки и кредитные карточки. Все это — формы денег. Но до сих пор на Земле есть небольшие племена, предпочитающие деньгам табак, рыболовные крючки, раковины и т.д.

В отличие от примитивных предметов, служивших посредниками при обмене, деньги портативны (легко умещаются в кармане), однородны (деньги одного и того же достоинства имеют равную стоимость), стабильны (стоимость денег одинакова в разные периоды), узнаваемы (их труднее подделать).

Деньги нужны людям потому, что они выполняют сверх- важные функции в экономике. Выделяют несколько функций денег:



а) средство обращения;

б) мера стоимости;

в) средство накопления;

г) средство платежа;

д) мировые деньги — деньги, обслуживающие мировые расчеты.

Остановимся подробнее на некоторых функциях денег.

Средство обращения. Деньги выступают в роли посредника при обмене. Они делают необязательным личное присутствие одной из сторон либо одного из предлагаемых к обмену товаров. В современном обществе самым распространенным средством обращения являются кредиты, выдаваемые под вклады в банках.

В США, например, подавляющая часть обменных операций происходит при помощи вкладов до востребования. Покупатели дают поручения своим банкам передать право собственности на определенную часть своих вкладов продавцам.

При этом наличные деньги здесь не фигурируют. Банк, где депонируется чек, производит запись в своих книгах, а другой банк, тот, на кого выписан чек, производит равноценную, но противоположную запись в своей документации. Широко распространенные в западных странах кредитные карточки позволяют населению не держать у себя наличные деньги, а оплачивать большинство покупок ежемесячно выписываемыми чеками. Такие операции все больше производятся и у нас.
Мера стоимости. Деньги играют роль счетной единицы — общепринятого измерителя, позволяющего сравнить апельсины с холодильниками, блага наличные с благами возможными, услуги инженера с услугами банкира. Благодаря деньгам устанавливается сравнительная стоимость всех товаров и услуг. Они ускоряют оборот товаров в несколько раз, высвобождают время покупателей и продавцов, вносят множество дополнительных удобств.

Средство накопления (сбережения). Деньги позволяют использовать стоимость того, что продано сегодня, для покупки чего-либо завтра. Мелкий розничный торговец, по-наше- му «челнок», может отложить деньги от дневной продажи на закупку новой партии товара через месяц или скопить деньги на обучение сына в колледже. Коммерческие и сберегательные банки принимают деньги у населения именно с целью их накопления.

Накоплением, или сбережением, денег занимаются практически почти все слои населения.



Сбережения — один из наиболее важных способов использования доходов. Именно с помощью систематического откладывания денег люди могут позволить себе приобретать крупные вещи или пережидать неблагоприятные периоды типа потери работы, болезни или неустроенности. Ваши сбережения увеличатся, если вы воспользуетесь услугами сберегательных банков или других финансовых учреждений, начисляющих определенный процент на вложенную сумму.

Экономисты используют термин «покупательная способность», или «стоимость денег», чтобы описать то количество и качество товаров и услуг, которые мы сможем получить на наши деньги. Когда цены растут, покупательная способность денег падает, т.е. происходит инфляция.

ИНФЛЯЦИЯ — переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска по сравнению с II потребностями в действительных деньгах — золоте.

Товар и деньги в экономике связаны формулой «деньги — товар — деньги», которая записывается как

Д — Т — Д1. Она выражает суть бизнеса и торговли. Купить подешевле, а продать подороже — таков основной закон бизнеса. Торговцы — посредники между производителем и потребителем. Конечно, покупатель может обойтись и без них. Но для этого ему придется ехать в другие страны или города, тратить время и деньги на дорогу, терпеть всевозможные неудобства, проходить через бюрократические барьеры таможни, платить официальные налоги и неофициальные поборы-взятки и в конечном итоге получить то же самое, а может, и еще дороже.

Торговцы живут только за счет того, что производители и покупатели территориально разъединены друг с другом. До революции сапожник сам приходил к клиенту либо тот шел к сапожнику, не переплачивая за товар. А в деревне производитель и покупатель жили совсем рядом. Таким образом, наценка на товар — законная плата торговцу за риск, неудобства и затраты собственной энергии (и капиталов), которые он терпит, доставляя товар от места изготовления к месту сбыта.

Конечная стоимость товара включает: а) начальную цену товара, б) издержки (налоги, транспорт, аренда помещения), в) прибыль. Это закон посреднической деятельности. Приведем пример. Купец-посредник, чтобы заработать свои деньги (прибыль), должен немало потрудиться, осуществив множество производственных операций. Он достает капитал, узнает рыночную конъюнктуру в месте приобретения товара (Турция) и в месте его продажи (Москва), достает транспорт, причем не один раз, расплачивается с таможней, организует дешевую аренду и поддерживает здание (ремонт магазина), ищет рынок покупателей и нанимает продавцов, обеспечивает им своевременную оплату, отвечает за дисциплину труда, качество проданного товара (рекламация), представительствует от лица фирмы (ходит по инстанциям и утрясает всевозможные оргвопросы) и т.д.

Первая составляющая конечной цены товара — начальная стоимость, по которой, например, покупаются куртка или компьютер за рубежом, и третья — размер прибыли торговца должны оставаться постоянными. Если они будут меньше известного предела, то он либо разорится, либо уйдет из этого сектора экономики. Изменяются только издержки. Если правительство на 10% увеличивает таможенный сбор, то эти 10% включаются в конечную цену товара. То же самое произойдет с повышением стоимости транспорта или аренды. Разница моментально будет переложена на плечи покупателя.



Спрос и предложение

В рыночной экономике цены регулируются соотношением спроса и предложения. Это основные понятия рыночной экономики.

СПРОС — желание, намерение покупателей приобрести данный товар, подкрепленное денежной возможностью.

Величина спроса бывает разной. Она зависит от желания и способности приобрести какое-то количество товара или услуг по данной цене в данный период времени.

Спрос и цена взаимозависимы и взаимопротивоположны: когда цены растут, спрос падает. Это значит, что по более высоким ценам товаров приобретут меньше, чем по низким.

Парной спросу категорией выступает предложение.



I ПРЕДЛОЖЕНИЕ — желание или намерение продавца предложить свой товар к продаже.

Величина предложения измеряется количеством товаров и услуг, предлагающихся продавцами на продажу по различным ценам в данном месте и в данное время. Предложение изменяется в том же направлении, что и цены.

Между спросом и предложением существует следующая зависимость:

когда спрос растет, то растет и предложение, но — когда растет предложение, не обязательно вырастет спрос.

Почему же между парными категориями нет мира и согласия? Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок все



большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость. При таких условиях можно изготовить больше и заработать тоже больше.

И производили бы, если бы все, что производят одни, покупали другие. Но другие, т.е. потребители, руководствуются при покупке совсем иными интересами. Завод готов продать клиенту 10 пылесосов, но ему столько не нужно. У потребителя всегда ограниченный спрос. Он определяется:


  • размерами индивидуального дохода,

  • потребностями, необходимыми сегодня,

  • модой, т.е. общественной оценкой того, что стоит сегодня покупать, а что — нет,

  • ценами на товары-заменители.

Вслед за спросом потребителя приходится ограничивать свое предложение и производителю. Но вслед, а не вперед. Покупатель перестал приобретать пылесосы, и производитель прекратил их изготовлять. Иначе он не может: произвел не купили —разорился — такова цепочка работы впрок.
Когда цены на товары растут, у производителей появляется соблазн выпустить их больше по дорогой цене. При этом они в глубине души надеются, что спрос на них не уменьшится. А почему им думать иначе? Ведь каждый производитель думает только о себе (впрочем, как и потребитель). Он не знает, о чем решили его конкуренты. А те поступили точно также. Все производители однотипной продукции, тех же пылесосов, полагают: за ростом цен скрывается рост спроса. Так оно и есть. Если бы спрос на пылесосы не увеличивался, то и цены не повышались бы.

В какой-то момент происходит насыщение рынка: все, кому это нужно, пылесосы накупили, а заводы продолжают их штамповать. Спрос падает, товары не разбирают, заводы терпят убытки.

Разобраться в ситуации на рынке производителям и продавцам помогает маркетинг, изучающий объем спроса и предложений, насыщенность рынка той или иной продукцией, возможности разных групп покупателей приобретать те или иные товары.

Одно из правил, регулирующих рыночные отношения, звучит так: чем более редок предмет, тем выше на него цена и, следовательно, меньше людей захотят его приобрести.

Другими словами, поскольку количество разных вещей ограничено и их может не хватить для всех, то в системе рыночной экономики товары и услуги распределяются на основе их цен. Цены регулируют спрос, но они регулируют и предложение.

Спрос — это не столько желание, сколько возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время.

Закон спроса говорит о том, что при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

Искусство компромисса. У покупателей и продавцов не просто разные, а противоположные интересы: первые хотят подешевле купить, вторые — подороже продать. Как же им при столь несхожих моделях поведения удается не развалить рынок?

Разумеется, не по доброй воле. Никто по собственному желанию не отказывается от выгоды. Отказаться можно, если она небольшая. К компромиссу обе стороны толкает острая необходимость.



Вопросы и задания

  1. Что такое спрос? Как вы считаете, у кого спрос больше — у взрослого человека или у ребенка?

  2. Что такое предложение? Когда вы обмениваете со школьным приятелем, скажем, авторучку на книгу, то где здесь спрос, а где предложение?