Учебно-исследовательская конференция - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Самостоятельная работа обучающихся это планируемая учебно-профессиональная... 1 111.31kb.
Iii районная проектно исследовательская конференция «Первый шаг в... 1 108.38kb.
Были протестированы практически все имеющиеся в нашем распоряжении... 1 19.1kb.
Городской семинар для зам директоров по нмр секция «Организация исследовательской... 1 40.27kb.
1 Методическая комиссия создана в целях: учебно-программного и учебно-методического... 1 55.69kb.
1. Информационно-техническое обеспечение образовательного процесса... 1 35.17kb.
Учебно-лабораторное оборудование 01. 01. 2012 01. 01. 2013 Учебно-лабораторное... 1 63.86kb.
Конференция осуществляет свою деятельность на основании данного Положения 1 46.16kb.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... 4 436.74kb.
Межрайонная научно-практическая конференция «Организация работы в... 1 15.62kb.
2. 2 Поиск информации в Книге Памяти 1 151.36kb.
Конкурсная программа «Золотая осень» 05. 11. 2013 10. 00 Коннова Н. 1 41.45kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Учебно-исследовательская конференция - страница №1/1



УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Юность Каргополья»

Направление Краеведение



Каргопольская глиняная игрушка:

прошлое и настоящее

Исследовательская работа


Выполнена ученицей 4 класса

муниципального образовательного

учреждения «Печниковская средняя общеобразовательная школа» Каргопольского района

Ращеней Вероникой Олеговной


Научный руководитель: учитель муниципального образовательного учреждения «Печниковская средняя общеобразовательная школа» Каргопольского района

Ращеня Надежда Игоревна




г. Каргополь, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение – 3 стр.

  2. Литературный обзор – 4 стр.

  3. Основная часть

    1. Условия зарождения промысла – 4 ср.

    2. Технология изготовления игрушки – 5 стр.

    3. Основные образы каргопольской игрушки – 5-6 стр.

    4. Декоративные символы игрушки – 6-7 стр.

    5. Мастера – игрушечники – 7-8 стр.

  4. Исследование – 8-12 стр.

  5. Выводы по теме – 12 стр.

  6. Список литературы – 13 стр.



  1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы.

Каргопольская глиняная игрушка – один из брендов Каргополья. Именно благодаря ей, и в частности игрушкам У.И. Бабкиной, в 60-х годах ХХ века вновь возродился интерес к Каргополю и его культуре.

Наша тема актуальна, потому что, во – первых, каждый, кто является гражданином России, должен беречь и способствовать сохранению художественного наследия своих предков, а во – вторых, в любом современном обществе происходят большие изменения, которые могут повлиять на традиционную народную культуру как в лучшую, так и в худшую сторону. Поэтому считаем интересным проследить характер таких изменений на примере каргопольской глиняной игрушки.

Тема: каргопольская глиняная игрушка.

Цель работы: изучение истории каргопольской глиняной игрушки.

Задачи:


  • Провести литературный обзор по данной теме.

  • Сопоставить каргопольскую глиняную игрушку прошлого и настоящего времени.

  • Провести опрос для выявления отношения к каргопольской игрушке.

Методы исследования:

  • теоретические;

  • анкетирование;

  • интервьюирование;

  • сравнение;

  • анализ.


  1. Литературный обзор.

Каргопольская глиняная игрушка – один из самых изученных в литературе промыслов Каргополья, хотя изначально она являлась вторичным продуктом гончарного промысла.

В своей работе мы в первую очередь опирались на книгу известного знатока и исследователя каргопольской народной культуры Г. П. Дурасова «Каргопольская глиняная игрушка». В своей книге Г.П. Дурасов подробно исследует историю каргопольской игрушки, её традиционные образы, особенности работы мастеров-игрушечников.

Большую помощь в работе оказал сборник статей и фольклорных материалов «Традиционная глиняная игрушка Русского Севера». Кроме того сборник содержит большой иллюстративный материал, предоставленный музеями и частными коллекционерами

Жизнь современного человека не мыслима без Интернета, который также предлагает достаточно информации. Например, на сайте http://www.perunica.ru/chistiy_ist/5411-ulyana-babkina-narodnyy-master-kargopolya.html мы нашли статью Г. П. Дурасова, снабжённую замечательным иллюстративным материалом.



  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1. Условия зарождения промысла

Изготовление каргопольской глиняной игрушки началось на базе гончарного промысла, который активно развивался в восьми волостях Каргопольского уезда. Наибольшее развитие он получил в деревнях Печниковской округи: Гринёво, Токарево, Мосеево и других. Это произошло благодаря наличию подходящей глины: плотной, не требующей вытягивания. Однако если в наши дни производство каргопольской игрушки стало основным, то раньше делание «бобок» было побочным промыслом. Основной доход приходился на гончарную посуду. Бобки больше были занятием для души.



3.2. Технология изготовления игрушки

Технология изготовления глиняной игрушки мало отличалось от технологии изготовления гончарных изделий. Изготовление бобок проходило те же стадии, что и глиняная посуда: заготовка гончарного сырья, изготовление изделия, сушка, обжиг. Фигурки игрушек лепятся из одного куска глины с небольшим количеством налепных деталей , имеющих второстепенный характер, или вовсе без них. Для придания изделию прочности после обжига его или опускали в болтушку (гороховую или овсяную муку, замешенную с водой), или после обмазки дёгтем посыпали свинцовым порошком и отправляли на повторный обжиг. В первом случае изделие покрывалось причудливыми тёмными пятнами, а во втором – зеленоватой глазурью. По сведениям, красить игрушки стали в конце XIX века, чтобы увеличить спрос на продукцию. Первоначально использовали природные красители двух или трёх цветов: молоко, мел, сажу.

Технология изготовления современной игрушки осталась прежней. Правда в наши дни обжиг происходит не в специальной печи, «обжигальне», а в муфельной печи, где она подвергается воздействию необходимых температур.

Естественно, природные красители заменены на современные красящие вещества: гуашь, водоэмульсионную краску.

При этом, по мнению некоторых искусствоведов, игрушка утратила свойственную ей монументальность, схематичность. Игрушки становятся очень отглаженными, многофигурными, часто изобилуют деталями, что было не характерно для традиционной игрушки.

3.3. Основные образы каргопольской игрушки

Остатки глиняных игрушек найдены на Каргопольщине на стоянках неолита, например, в Кубенино. Это говорит о том, что древние люди придавали игрушке особый смысл. Глиняная фигурка была первоначально атрибутом охотничьей магии, потом земледельческой. Это отразилось в образах фигурок, в их декоре. Затем игрушка стала забавой ребятни, но образы, запечатлённые в сознании народа, остались.

В каргопольской игрушке отражены мифологические образы Полкана, Берегини, баб, птицы Сирин, тяни-толкая, медведей, оленей, птиц. Большой популярностью пользовались и продолжают пользоваться свистульки. Для каргопольской игрушки характерны простые сюжеты, изображающие быт крестьян. Например,

Современные мастера глиняной игрушки сохранили сюжеты старой игрушки. Но в игрушке сюжетной больше разнообразия тем. Появляются и новые темы: каргопольские церкви, колокольчики, сказочные сюжеты (см. приложение ).



3.4. Декоративные символы игрушки

Крестьяне, жившие на территории современного Каргополья, в первую очередь занимались земледелием. Гончарное производство было сезонной работой, к которой приступали после сельскохозяйственных работ. Это наложило отпечаток на декоративные украшения игрушек. В основном они древние, геометрические. В них просматривается культ земли. Для традиционной каргопольской игрушки свойственны следующие знаки в орнаменте:



Знак неба, луны –

Знак засеянного поля –



Знак дождя –



Знаки растительности -



Знак удачи, защиты –



Знак земли, пропитанной водой -



Знак воды –



Знаки солнца 1 -

Кроме того, известны знаки земли в виде прямой линии и проросшего зерна, представляющего собой эллипс.

Современные мастера глиняной игрушки в своих работах продолжают использовать эти орнаментальные схемы.



3.5. Мастера-игрушечники

Имена мастеров каргопольской игрушки стали известны только в конце XIX начале XX века, ведь игрушка делалась почти каждым гончаром для забавы своим детям и ей не придавали большого значения. Век игрушки был недолог. Тем не менее до нас дошли имена некоторых мастеров.

И.В. Дружинин, последний представитель «классической»2 каргопольской игрушки. Именно благодаря ему сформировались представления о каргопольской традиции.

У.И. Бабкина, пожалуй, самая именитая игрушечница. Она лепила свои игрушки всю жизнь и в своём творчестве сумела соединить традиции прошлого и индивидуальное начало.

Из старых мастеров известны имена С.И. Рябова, А. В. Завьяловой, Шевелёвых. А.П. Шевелёв открыл в 60-е гг. ХХ века филиал «Северные узоры». С его именем связывают начало изготовления каргопольской глиняной игрушки как сувенирной продукции. Представители династии Шевелёвых опираются на традиции «классической» каргопольской игрушки. Под их руководством в Каргополе действует филиал «Беломорских узоров».

Из мастеров нового времени в искусствоведческой литературе можно найти имена С.Н. Яковлевой, С.М. Кононовой и Т.С. Водяницкой, С. Конковой, О. Фарутиной, работающих в г. Каргополе в «Берегине». Но, к сожалению, часто эти имена знакомы узкому кругу искусствоведов.

Современные искусствоведы противоречиво относятся к современной каргопольской игрушке, считая, что она потеряла свою традиционную непосредственность. Поэтому, например, А.Г. Кулешов классифицирует игрушку на традиционную и нетрадиционную, к которой относит самодеятельную и авторскую. Он обеспокоен воздействием «массовой культуры с её чуждыми подлинно народному искусству образами».3


  1. Исследование

Я живу в деревне Печниково. Благодаря наличию подходящей глины, в близлежащих деревнях когда-то возник гончарный промысел. Местные мастера «черепенники» лепили посуду, а из остатков глины – игрушки, «бобки». Вместе с другими ребятами я занимаюсь в кружке глиняной игрушки. Но наш кружок посещают в основном ребята начальной школы, а из средней школы только несколько человек. И совсем не занимаются старшеклассники. Хотя ещё десять лет назад, когда при школьном музее открывался кружок, интерес к этому виду промысла был большим.

Свою продукцию мы часто выставляем на продажу. Однако наши игрушки, изображающие традиционные образы, покупают редко. Кроме нас, глиняную игрушку продаёт из четырёх сельских магазинов только один магазин. Но я обратила внимание, что глиняную игрушку покупают редко, игрушки стоят месяцами. В результате этих наблюдений возник вопрос: не исчезнет ли со временем каргопольская игрушка, ведь она не пользуется спросом.



Цель исследования - получить представление о состоянии каргопольской глиняной игрушки в наши дни. Для этого были использованы методы анкетирования и интервьюирования.

В анкетировании приняли участие тридцать пять учащихся Печниковской средней школы, преимущественно с 1-го по 8 класс. Ребятам были предложены следующие вопросы: 1. Ходишь ли ты на кружок глиняной игрушки (да, нет) ? 2. Ходил ли ты на кружок раньше (да, нет)? 3. Ты ходишь на кружок, потому что (нравится, заставляют, за компанию). 4. Почему ты перестал ходить на кружок (не интересно, не получается лепить, отнимает много времени, другое.)? 5. Что тебе нравится лепить (традиционную игрушку или по собственной фантазии)? 6. Есть ли традиционная игрушка у тебя дома (есть, нет)?

Были получены следующие результаты. 24 человека из опрошенных ходят на кружок. Десять человек посещали кружок раньше. 22 ученика посещают кружок, потому что им нравятся занятия, 2 ходят за компанию. Перестают посещать кружок по следующим причинам: не получается лепить – 2 человека, отнимает много времени – 3 человека, остальные – 8 человек – затруднились назвать причину. Нравится лепить традиционную игрушку – 15 человек; любят лепить по собственной фантазии – 13 человек; и ту и другую игрушку – 2 человека; затруднились ответить – 5 человек. Традиционная каргопольская игрушка есть дома у 21 ученика.

Кроме того, были опрошены продавцы магазинов «Домовёнок», «РАЙПО», «ЧП В. А. Логачёва» д. Печниково. Каргопольская игрушка продаётся только в магазине «РАЙПО», поставщик центр народных ремёсел «Берегиня» г. Каргополя. Продавец Пятунина Н.Г. считает, что игрушка пользуется спросом, особенно у туристов. Распродаётся в первую очередь недорогой товар, этим объясняется, почему не распроданы последние, более дорогие образцы.

Продавец «Домовёнка» уверена: игрушка будет пользоваться спросом, но только у туристов. Раньше каргопольская глиняная игрушка в магазине не продавалась. Продавец магазина «ЧП В.А. Логачёва» не смогла объяснить причину, по которой магазин её не берёт на реализацию. Также она затруднилась ответить, будет ли пользоваться игрушка спросом. Со своей стороны, сделаем предположение: отсутствие в данных магазинах глиняной игрушки как раз и объясняется тем, что предприниматели не видят выгоды от её продажи.

Также было проведено интервью с руководителем кружка «Глиняная игрушка» Савёловой Ириной Альбертовной. Из интервью мы выяснили следующее. В 2012 году интерес учащихся к изготовлению игрушки вырос по сравнению с 2003 г., когда кружок только открывался. По численности посещаемость даже больше. Это может быть связано и с тем, что посещение кружка для младших классов является обязательным. У старшеклассников, действительно, теряется интерес. Это объясняется наличием других кружков, и ребёнку всё не охватить, поэтому школьники выбирают то, что их интересует больше, или то, что проще, требует меньше времени. У туристов большой популярностью пользуются Полканы и Берегини, свистульки. Купят или не купят игрушку, это в первую очередь зависит от того, как качественно и оригинально сделана игрушка. Сейчас мы больше лепим тематическую игрушку, так как туристов к нам приезжает мало, а каждому ребёнку хочется, чтобы его игрушка была востребованной. Поэтому, возможно, что с прекращением деятельности музея, при котором сейчас работает наш кружок-мастерская, мы будем вынуждены совсем отказаться от изготовления традиционной каргопольской глиняной игрушки.

Для получения более широкого представления мы приняли решение провести исследование в городе Каргополе. Наиболее крупными центрами по продаже глиняной игрушки являются магазин «Универсам», ларёк «Каргопольский сувенир», гостиницы «Каргополочка» и «Турбюро-Лаче», «Сувенирные лавки» Центра народных ремёсел «Берегиня» и Каргопольского музея. Мы обратили внимание: среди продукции есть игрушки, изображающие: змею – символ 2013 года, колокольчики, плоскостных кошкек. Распространителям этой продукции были заданы примерно одинаковые вопросы: 1. Пользуется ли спросом глиняная игрушка? 2. Что именно пользуется спросом: традиционные образы или современные тематические? 3. Кто является поставщиком продукции? 4. Можете ли вы назвать современных мастеров глиняной игрушки?

В ходе бесед были получены следующие сведения. Поставщиками продукции является в основном Центр народных ремёсел «Берегиня». Каргопольская глиняная игрушка пользуется спросом, в том числе и игрушки, изображающие традиционные образы. Выбор игрушки зависит в первую очередь от финансовых возможностей покупателей, большую часть которых составляют туристы. Спросом пользуются Полканы, Берегини, тяни-толкаи, птица – Сирин, свистульки. Современных мастеров смогли назвать три продавца из шести.

Мы побеседовали с Фарутиной О.Н., мастером Центра народных ремёсел «Берегиня», и её дочерью Фарутиной А.Н. В ходе интервью мы получили следующие сведения (записано со слов Фарутиной О.Н.). Центр «Берегиня» продолжает развивать традиции старой школы мастеров, И.В. Дружинина,У.И. Бабкиной, Шевелёва. Центр производит продукцию, используя традиционные способы лепки, цветовую гамму, символику. Также традиционными остаются мифологические образы, сюжетные игрушки, продолжающие отражать быт именно крестьянина. В настоящее время у центра есть свои трудности, которые заставляют отходить от традиционных образов. Это связано с индивидуальными заказами, с тем, что игрушка не всегда пользуется спросом. Основной пик продаж приходится на лето, когда начинается сезон туризма. В этот период скупают всё, что наработано мастерами за зиму. Часто игрушку заказывают как сувенир на праздники, для поездки в гости в другой город, страну. Каргопольскую игрушку иногда ругают за то, что она потеряла прелесть и непосредственность архаичной игрушки, игрушки времен И.В. Дружинина, У.И. Бабкиной. Но это связано в первую очередь с тем, что игрушка перестала выполнять функцию игрушки. Раньше гончар не утруждал себя излишней работой, игрушка была чуть ли не одноразовым изделием. К тому же изменились в лучшую сторону условия труда современных мастеров. Поэтому игрушка и стала более приглаженной. Вопрос осталась ли сегодня традиционная глиняная игрушка, сложен, неоднозначен даже для самих искусствоведов. Поэтому трудно говорить, какая сегодня игрушка – традиционная или авторская. Также необоснованно говорить, что сегодня закладываются новые традиции. Если изменения и происходят не в лучшую сторону – это связано в первую очередь с запросом, который диктует покупатель.

Выводы:


  1. Современная каргопольская глиняная игрушка стала сувенирной продукцией.

  2. Мастера, изготовляющие игрушку, продолжают развивать старые традиции.

  3. Современная глиняная игрушка представляет интерес в основном для туристов.

  4. В среде школьников с возрастом снижается интерес к глиняной игрушке вследствие появления других склонностей.



  1. Выводы по теме исследования

  1. Каргопольская глиняная игрушка возникла на основе гончарного производства. Первоначально она отражала представления человека о мире.

  2. Каргопольская глиняная игрушка утратила предназначение быть игрушкой для детей и стала сувенирной продукцией.

  3. Изменения, которые происходят с игрушкой на современном этапе, продиктованы потребительским спросом.

Наша работа скорее поставила новые вопросы, которые требуют дальнейшего исследования, и среди них:

  1. Что следует понимать под традицией?

  2. Есть ли будущее у традиционной каргопольской глиняной игрушки или ей придётся полностью подстроиться под вкусы и запросы покупателей?

Думаем вопросы эти, возникшие в ходе исследования, можно отнести не только к каргопольской глиняной игрушке, но и к любому народному промыслу в целом.

Список литературы:

  1. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. – Ленинград: «Художник РСФСР», 1986.

  2. Колобкова И.А. Глиняная игрушка. //Народное искусство Каргополья. Сост. И. Богуславская. – СПб.: PALACE EDITION, 2006 – 43-53 с.

  3. Традиции Каргопольских мастеров в творчестве В.Д. Шевелёва. /Автор текста Чуракова Н.Н. – Арх-ск: «Правда Севера», 1988.

  4. Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Сборник статей и фольклорных материалов. / /Сост. Кулешов А.Г. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. –10-53 с..

  5. Рудомётова О. «Леплю, что знаю». //Мир музея. – 2012. - № 10. – 29-31 с.

Интернет - источники

  1. http://www.perunica.ru/chistiy_ist/5411-ulyana-babkina-narodnyy-master-kargopolya.html

  2. http://www.kargopol-toys.ru/

  3. http://ivan-da-maria.org/

  4. http://www.womencountry.ru/ http://andreydorokhov.livejournal.com/

  5. http://www.bereginy.kargopol.ru/

  6. http://www.showbell.ru/promysly/index.php?st=kargopol

  7. http://www.rgo.ru/2010/12/kargopolskaya-igrushka-arxangelskaya-oblast/



1 http://www.showbell.ru/promysly/index.php?st=kargopol

2 Традиции Каргопольских мастеров в творчестве В.Д. Шевелёва. /Автор текста Чуракова Н.Н. – Арх-ск: «Правда Севера», 1988.

3 Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Сборник статей и фольклорных материалов. / Сост. Кулешов А.Г. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. –18-19 с.