Урок №5, обществознание, 11 класс По учебнику, А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой. Тема урока: «Частное право». Цель урока: разъяснить - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематическое планирование. Право. 11м класс. 1 210.34kb.
Открытый урок по физике учителя моу «сош №1» Ерохина В. Ф. Тема урока 1 24.83kb.
Урок: №12 (45 мин.) Тема урока: Аппаратные и программные средства... 1 49.94kb.
Конспект урока по русскому языку, 4 класс Учитель: Орехова Татьяна... 1 60.9kb.
Урок в 7классе. Тема урока : «Музыкальный образ» 1 51.46kb.
Урок №37 Тема урока. Количество вещества. Постоянная Авогадро 1 92.41kb.
Урока п\п № урока в теме Тема урока Тип урока Элементы содержания... 1 105.73kb.
Тема урока: «Оптические явления» (11 класс) Цели урока: Образовательные 1 93.33kb.
Урок 19. Тема: Подвиг. Количество часов : 1 урок 1 110.26kb.
Урок в 5 «А» классе по предмету «Музыка». Тема урока: Творчество... 1 109.7kb.
Урок истории в 7 классе Тип урока: проблемный урок Форма урока: изучение... 1 170.02kb.
Дежнёв Семен Иванович Дежнёв 1 6.16kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Урок №5, обществознание, 11 класс По учебнику, А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой. Тема - страница №1/1

Конспект урока

Учитель Фокина Светлана Николаевна

Урок №5, обществознание, 11 класс

По учебнику, А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой.

Тема урока: «Частное право».
Цель урока: разъяснить учащимся правовые основы взаимодействия людей в сфере частного права.

Задачи урока:
Образовательная:

Объяснить ученикам что такое публичное и что такое частное право, рассмотреть сферу предпринимательского права. Основные понятия: правоспособность и дееспособность.


Воспитательная: продолжить формировать потребность уважительного отношения к законам в области трудового, семейного и гражданского права.

Развивающая: продолжать развивать у учеников умение слушать рассказ учителя и на его основе отвечать на вопросы, а также умение работать в группах и решать юридические задачи.
Тип урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальный и фронтальный опрос; работа с документами; групповая и индивидуальная работа учащихся, решение юридических задач.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения.
Оборудование урока: доска, мел, раздаточные материалы.


Этап

урока

Действие учителя

Действие учеников

1 этап

Орг.


Момент

1 мин.


2 этап

Опрос


Дом.

Зад.


15 мин

Здравствуйте, присаживайтесь.

Староста, кто в классе отсутствуют.

На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Юридическая ответственность».

Итак, давайте вспомним что такое преступление и проступок?



Какие в нашей стране виды наказаний предусмотрены за преступление?

А какие виды наказаний предусмотрены за административный проступок?

Под какую ответственность подпадают:

а) ограбление банка;

б) опоздание на работу;

в) проезд без билета в общественном транспорте;

г) нелегальное хранение оружия;

д) превышение скорости на личной машине;

е) нанесение тяжких телесных повреждений в драке;

ж) подделка паспорта.


Сейчас я вам раздам извлечение из Уголовного кодекса РФ, а именно ст.20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.


Вы должны её прочитать, и ответить на вопрос: с какого же возраста наступает уголовная ответственность?

Таким образом, вообще уголовная ответственность наступает с 16-летнего возраста, но существует ряд преступлений, когда уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста. Лица, имеющие психическое отклонение освобождаются от уголовной ответственности.



Теперь вы должны прочитать текст с ошибками, и соответственно их выделить.


Проступок - это отклонение от норм права, наносящее лёгкий вред обществу, государству, личности.
Преступление – это особо опасное деяние, наносящее значительный вред личности, обществу, государству.
Основные виды наказаний в нашей стране — обязательные исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свобо­ды, арест, лишение свободы на определенный срок, пожиз­ненное заключение и смертная казнь.
Наказание за административный проступок:

-предупреждение;

  • административный штраф (нарушитель платит определенную сумму денег);




  • возмездное изъятие предмета административного
    правонарушения (у правонарушителя принудительно отбирают
    предмет, ставший орудием совершения проступка, и передают
    после реализации бывшему собственнику сумму денег за него);

  • конфискация орудия совершения административного
    правонарушения (предмет безвозмездно передают в собственность государства);

- лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, нарушителя лишают права управ­лять транспортом;

административный арест (лишение свободы до 15 су­ток с выполнением физических работ). Его нельзя применять к женщинам, имеющим детей до 14 лет, или беременным жен­щинам, инвалидам I и II групп, а также к тем, кому не испол­нилось 18 лет;



  • административное выдворение за пределы РФ (при­
    меняется к иностранцам, лицам без гражданства);

  • дисквалификация (лишение права человека занимать
    руководящие должности в исполнительном органе управления).

Отвечают на вопросы.


1 человек читает статью вслух, а остальные следят по тексту.

Отвечают на вопрос.

Читают текст с ошибками и выделяют их.




Извлечения из Уголовного кодекса РФ

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная от­ветственность



  1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко
    времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

  2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления че­тырнадцатилетнего возраста, подлежат ответственности за убийст­
    во (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоро­
    вью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательст­во (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоя­тельствах (ч. 2 ст. 167), терроризм (ст. 205), захват заложни­ка (ст. 206), заведомое ложное сообщение об акте террориз­ма (ст. 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 213), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психо­тропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотрен­ного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общест­венную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
ТЕКСТ С ОШИБКАМИ

На основании статьи 87 УК РФ несовершеннолетними при­знаются лица, которым ко времени совершения преступления ис­полнилось 16 лет, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, предусматри­вается одно уголовно-правовое воздействие - назначение наказания. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) кон­фискация имущества; г) пожизненное лишение свободы; д) обяза­тельные работы; е) исправительные работы; и) арест; к) лишение свободы на определенный срок.

Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних яв­ляется смертная казнь. Если подросток совершил преступление, а сам не достиг возраста уголовной ответственности, его направляют в специализированный детский дом закрытого типа. Как и в преды­дущем уголовном законодательстве, в особую главу выделены пре­ступления против несовершеннолетних. Вовлечение в совершение преступления, а тем более в преступную группу, наказывается ли­шением свободы до 15 лет. Несовершеннолетний возраст, как отяг­чающее обстоятельство, учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.


Ошибки

Правильные ответы

1

2

1.16 лет

1. 14 лет

2. 20 лет

2. 18 лет

3. Одно уголовно-правовое воз­действие

3. Два уголовно-правовых воз­действия: а) назначение наказания; б) принудительные меры воспи­тательного воздействия

4. в, г

4. а, б, д, е, и, к

5. Смертная казнь

5. Лишение свободы на срок не свыше 10 лет

6. Специализированный детский дом

6. Специализированные воспита­тельные учреждения: спец. шко­ла или спец. училище

7. Как и в предыдущем уголов­ном законодательстве

7. Впервые в уголовном законо­дательстве в особую главу выде­лены преступления против несо­вершеннолетних

8. До 15 лет

8. До 8 лет

9. Как отягчающее обстоятельство

9. Как отягчающее обстоятельство



3 этап


Нов. Тема

18 мин.



А теперь давайте поработаем с юридическими задачами (по группам).

1. На протяжении длительного периода времени гражданка


Краснова поставляла сведения из банка данных валютных операций
одного из отделений Центрального банка. При расследовании этого
преступления выяснилось, что сведения она передавала одной из
преступных группировок под постоянной угрозой физической рас­
правы над ее малолетней дочерью.

Оцените данную ситуацию с точки зрения уголовного закона

2. Поздно вечером Марина возвращалась домой и увидела, что
ее преследуют трое подвыпивших парней. Она стала убегать, но
парни продолжали преследование. Пробегая мимо коммерческого
магазина, Марина попросила стоявшего у дверей охранника разре­
шить ей позвонить в милицию, но охранник отказал. Марина разби­
ла стекло стеклянной перегородки и проникла в магазин. На вызов
сработавшей сигнализации приехала милиция, но преследователи
Марины скрылись.

Работники магазина обвинили её в незаконном вторжении и в нападении на охранника.


Правы ли работники магазина? Аргументируйте свой ответ.
3. Комбинат «Фарматекс», на основе государственного заказа
Министерства обороны, проводил испытания новой линии по выпуску препаратов, позволяющих поддерживать организм в течение
длительного времени в случае пулевого ранения. В ходе экспери­мента произошел выброс зараженных сточных вод, превышающий допустимую норму, в местную речку. В результате чего был нанесен
экологический ущерб местной флоре и фауне.

Будет ли руководство комбината нести ответственность? Проанализируйте ситуацию с точки зрения уголовного закона.

4. Гражданин Сидоров, находясь на территории своего частного владения, в ночное время услышал шум со стороны гаража. Вы­


ходя из дома, он взял свое охотничье ружье. Увидев, что трое под­
ростков пытаются угнать его автомобиль, Сидоров попытался их
остановить, предупредив, что вызовет милицию. Но один из подростков стал угрожать хозяину машины ножом. Сидоров сделал предупредительный выстрел в воздух, на что подросток не отреагировал и продолжал идти на него. Вторым выстрелом Сидоров ранил
подростка в ногу.

Оцените данную ситуацию с точки зрения уголовного закона.

6. При разработке новой марки стали мастер цеха № 3 завода
«Красный Октябрь» Петров, выполняя распоряжение руководства,
увеличил температуру плавления в доменной печи до максимально
допустимых пределов. На заводе давно не проводилась реконструкция, и печь не выдержала - взорвалась. В результате взрыва оказалось госпитализировано пять рабочих.

Можно ли привлечь Петрова к уголовной ответственности в данном случае? Обоснуйте ответ.
Таким образом, мы видим, что есть некоторые условия при которых человек освобождается от уголовной ответственности.

А теперь переходим к новой теме: «Частное право».


В России, как и в других государствах с развитым правом, оно делится на публичное и частное.

Нормы публичного права не могут изменять­ся соглашениями сторон, в современной теории права их принято называть императивными, обязательными для исполнения. Так, если в законодательстве установлено, что людям нельзя нарушать правила дорожного движения, то никакие договоры сотрудника ГИБДД и шофера-нарушителя не могут изменить, дополнить эти установки для конкретной ситуации.


Давайте запишем схему в тетрадь.
ПРАВО

Публичное Частное


Выделяют также отрасли права.
Какие отрасли права вы знаете?
Давайте запишем схему в тетрадь.
ОТРАСЛИ ПРАВА
Уголовное Трудовое Административное

Право право право

Гражданское Семейное Конституционное

Право право право



Чем схожи нормы гражданского, предпринимательского, семейного права?

Участников правоотношений называют субъектами права.

Для характеристики субъекта (т.е. участника) правоотношений используют два понятия: правоспособность и дееспособность.

. Правоспособность выражается в способности субъ­екта иметь права и обязанности. Она возникает с момента рождения человека. Так, даже трехлетний ребенок может быть собственником дома, доставшегося ему по наследству. Понятно, что, имея право на дом, он не может сам распоря­жаться им, пока не достигнет определенного возраста. В этом смысле закон не ограничивает права гражданина, а защища­ет их, предотвращая неблагоприятные ситуации.



Для полной реализации своих прав человек должен об­ладать дееспособностью.

Дееспособность гражданина как способность распоря­жаться своими правами и нести обязанности может высту­пать в нескольких формах.
Записывайте схему в тетрадь. ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Давайте теперь представим что вы юристы. Вы должны ответить на вопросы, руководствуясь статьями 26, 27,28 ГК РФ.

Каждому ряду даётся своя статья и вопрос к ней? (работа по группам с документами)

В данном случае есть обстоятельства, исключающие преступность деяния:



  1. физическое принуждение.

В данном случае есть обстоятельства, исключающие преступность деяния:


  1. нет не правы. Марины была крайняя необходимость.



  1. нет не будет. В данном случае был обоснованный риск, т.к. испытание было очень важным для обороны страны.




  1. необходимая оборона.




  1. исполнение приказа или распоряжение.

Записывают новую тему в тетрадь.

Чертят схему в тетрадь.

Отвечают на вопрос.


Чертят схему в тетрадь.

Такие нормы защищают интересы частных лиц, а участники таких правоотношений равны между собой, никто из них не обладает властью над другим.


Слушают рассказ учителя.

Записывают в тетрадь что такое правоспособность и сто такое дееспособность.

Чертят схему в тетрадь.

I. Пятнадцатилетний Сергей получил гонорар за использова­ние своего произведения и решил положить свои деньги в банк. Но сотрудник банка заявил, что несовершеннолетние в этом воз­расте не вправе вносить вклады в кредитные учреждения и рас­поряжаться ими.

Разрешите ситуацию с правовой точки зрения. (Эксперты ру­ководствуются ст. 26 УК РФ.)
ГК РФ (извлечение)

Ст. 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих за­конных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечите­лями.

2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до


восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия
родителей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своим заработком, стипендией и


иными доходами;

  1. осуществлять права автора произведения науки, ли­тературы или искусства, изобретения или иного охраняе­мого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

  2. в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

  3. совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки,
    предусмотренные п.2 ст.28 ГК РФ.

По достижению шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

  1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до
    восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную
    ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с п. 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим кодексом.

  2. При наличии достаточных оснований суд по ходатай­ству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить не­ совершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восем­надцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами...

2. Коля 16 лет работает в фирме «М» курьером по трудовому контракту. В его собственности находится квартира. Может ли Коля продать квартиру? Ему срочно понадобились деньги, и мо­лодому человеку требуется юридическая консультация. (Экспер­ты руководствуются ст. 27 ГК РФ.)


(может, если его с согласия родителей или через суд признают дееспособным в органах опек

Ст. 27. Эмансипация. (т.е. признание дееспособным).

1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспо­собным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.

2. Родители, усыновители или попечитель не несут от­ветственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

III. Десятилетнему Максиму подарили на день рождения до­рогой компьютер. Было решено, что этой вещью он будет пользо­ваться самостоятельно. Может ли Максим продать свой подарок, ведь он является собственником этой вещи? (Эксперты руковод­ствуются ст. 28 ГК РФ.)

(может, но от его имени эту сделку должны совершать родители).


Ст. 28. Дееспособность малолетних.

  1. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в
    пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени
    только их родители, усыновители или попечитель...

  2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет
    вправе самостоятельно совершать:




  1. мелкие бытовые сделки;

  1. сделки, направленные на безвозмездное получение
    выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо
    государственной регистрации;

  2. сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последне­го третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

3. Имущественную ответственность по сделкам мало­летнего, в том числе по сделкам, совершенным им само­стоятельно, несут его родители, усыновители или попечи­тель, если не докажут, что обязательство было нарушено
не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также от­вечают за вред, причиненный малолетним.


4 этап


Закре-

Пление
5 этап

Подве-

Дение итогов


6 этап

Дом.


Зад.

В рамках гражданского права зародилось и стало особенно бурно развиваться в последние годы предпринимательское пра­во. В него объединились нормы, регулирующие взаимоотноше­ния юридических и физических лиц, осуществляющих пред­принимательскую деятельность, порядок их создания и функционирования, а также взаимоотношения с органами госу­дарственной власти.
В законе выделяются различные формы предпринима­тельства. Наиболее распространенные — индивидуальное, партнерское и корпоративное предпринимательство.

Заниматься предпринимательской деятельностью можно с 16 лет. Для этого необходимо зарегистрироваться в органах местной администрации, получить соответствующее свиде­тельство. Для отдельных видов деятельности необходимо по­лучить лицензию.

Индивидуальный предприниматель может нанимать ра­ботников в свою фирму, заключив с ними трудовые кон тракты. Он также обязан платить установленные законом налоги.

Индивидуальным предпринимателем является физическое лицо.
В виде юридического лица могут выступать коммерческие и некоммерческие организации.
ЗАПИСЫВАЕМ СХЕМУ В ТЕТРАДЬ.

Выделяют хозяйственные товарищества двух видов: полное и товарищество на вере. Все участники полного това­рищества ведут предпринимательскую деятельность от име­ни товарищества и отвечают по его обязательствам всем сво­им имуществом.

В товариществе на вере помимо лиц, полностью отвечающих своим имуществом за деятельность товарищества, имеются вкладчики, предоставляющие свои денежные средства и несу­щие ответственность в пределах внесенных вкладов. Не случай­но такой вид предпринимательства назван товариществом на пире, т.к. люди, дающие деньги тем, кто непосредственно ведёт определенную деятельность, доверяют им во всем.

Предпринимательство может существовать и в форме хозяй­ственных обществ. Среди них выделяют общества с ограни­ченной ответственностью («ООО» ) и акционерные общества.



«ООО» — общество, учредители которого собрали опреде­ленный капитал, разделив его на доли между собой. Участни­ки общества несут риск убытков только в пределах внесенной доли вклада, но не отвечают по долгам общества своим лич­ным имуществом.

В акционерном обществе уставный капитал разделен на определенное количество акций, его участники не отвечают но его обязательствам и несут риск убытков в пределах стои­мости их акций. Продав свою акцию, участник (акционер) мо­жет выйти из общества. В открытых акционерных общест­вах продать свою акцию можно любому лицу, в закрытых –предложить акционерам данного общества.

Путем объединения паевых взносов создается производст­венный кооператив. Распределение прибыли здесь осуществ­ляется по труду, а ответственность участников устанавлива­ется в определенном соотношении с внесенными паевыми взносами.

Кроме того, в экономике нашей страны действуют уни­тарные предприятия, их собственник - государство. Это различные государственные структуры, органы местной власти и т.д.


Если учредители (граждане, организации) решили со­здать предпринимательское общество, им необходимо раз­работать учредительный договор, устав. В них указывают­ся название предприятия, его юридический адрес, управление деятельностью, права и обязанности участни­ков, условия получения прибыли и т.д.

Документы вместе с заявлением необходимо представить на регистрацию в государственные органы. Индивидуальные предприниматели регистрируются по месту их жительства в администрации района, поселка и т.д. Юридические лица – в специальных Регистрационных палатах.


Таким образом, любой человек в нашей стране может заниматься предпринимательской деятельность по достижению 16 лет. Он может становиться либо индивидуальным предпринимателем, либо создавать коммерческие организации.


  1. С какого возраста наступает полная дееспособность человека?

  2. С какого возраста человек может устраиваться на работу? (с 14 лет с согласия родителей, с 15 лет без).

  3. Почему нормы предпринимательского права относятся к частному праву?

§4, стр. 32-35, записи в тетради.




Чертят схему в тетрадь.

Чертят схему и одновременно слушают пояснения учителя.

Чертят схему и одновременно слушают пояснения учителя.

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.