Уроки о мире наук есть своего рода секретный образовательный курс, цель которого ввести детей в мир наук и помочь им расширить своё - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Новые шкалы трудности учебных предметов 1 132.38kb.
Учебное пособие Научный редактор доц., канд пед наук О. Л. Жукова... 4 949.24kb.
Дом Учителя Уральского федерального округа VIII международная олимпиада... 1 215.58kb.
Будущее клинической психологии 8 2678.21kb.
«Рассмотрено» на заседании мо гуманитарно-художественных наук 6 1252.76kb.
Я для мира – мир для меня урок 1 Тема: «Я и Мы» Цель урока: познакомить... 18 2015.88kb.
Методического объединения учителей гуманитарно-эстетических наук... 1 30.13kb.
Г. Гаджиево Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов... 1 46.92kb.
Учитель русского языка и литературы, первая категория, мбоу сош №170... 1 216.68kb.
Литература Э. Науман : «Принять решение но как?» 1 63.57kb.
Встречи за завтраком с Селимом Айсселем Часть №4 1 82.62kb.
Положение о системе текущего, промежуточного, итогового контроля... 1 205.42kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Уроки о мире наук есть своего рода секретный образовательный курс, цель которого - страница №1/1

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

«____» _______ 20__ год «____» _________ 20__ год

_______________________ директор________ Т.Е.Ким

_______________________


Российская Федерация

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 26

Программа образовательного курса




«В мире наук»

Пояснительная записка
к программе образовательного курса «В мире наук»

в рамках Школы полного дня для учащихся 3-4 классов.

«Уроки о мире наук есть своего рода секретный образовательный курс, цель которого ввести детей в мир наук и помочь им расширить своё сознание. Из этого курса дети усвоят, как тесно связаны многие отрасли познания, как велик круг науки. Они поймут, что каждый учёный соприкасается с целым рядом научных областей и что каждая наука имеет свои цели и свой предмет исследования. Не следует думать, что такой курс может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в начальных классах дети особенно легко усваивают широкие взгляды. Изложение курса должно быть увлекательным».


«Природа есть раскрытая книга жизни. Главная цель изучения этой «книги» с детьми заключается в том, чтобы Ребёнок научился делать выводы для обогащения, совершенствования своей духовной, нравственной, социальной жизни…

Тайны Природы составляют генетическую основу вечного и неиссякаемого человеческого устремления к познанию. Уроки о Природе учат детей дружить с Природой, заботиться о Природе, слушаться Природу, внимать её мудрости, вести с ней диалог».


Ш.А.Амонашвили Школа Жизни.-

М.:Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.-144 с.
Содержание образовательного курса «В мире наук» позволяет детям за два года обучения познакомиться с основами естественнонаучных дисциплин. Постепенное введение учеников 3-4 классов в мир Физики, Химии, Биологии, Географии позволит в дальнейшем показать величие научной мысли, значение великих открытий, красоту научного познания.
Содержание курса «В мире наук»

  • Химия (17 часов, I полугодие 3 класса);

  • География (17 часов, II полугодие 3 класса);

  • Физика (17 часов, I полугодие 4 класса);

  • Биология (17 часов, II полугодие 4 класса).



ХИМИЯ
Автор – составитель учитель химии высшей квалификационной категории Лучкова Л.П.
«Знание выше молитвы, потому что оно –

основная часть веры…»

Пророк Мухаммад.

«Антология Гуманной педагогики». М., 1997.

Своё место в Школе полного дня занимает химия, так как вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Данные пропедевтические знания знакомят учащихся с химическими явлениями, веществами и их многообразием. Кружок «В мире наук» способствует развитию познавательного интереса к предмету, воспитанию бережного отношения к природе, становлению научного мировоззрения младших школьников. Программа разработана в направлении гуманизации и гуманитаризации образовательного пространства.



Цель курса:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание убеждённости в познаваемости окружающего мира;

  • воспитание внимания, наблюдательности.

Задачи курса:

  • Воспитание бережного отношения к природе и уважительного отношения к здоровью человека;

  • создание мотивационной основы к изучению химии в среднем звене;

  • формирование и развитие логических способностей учащихся;

  • формирование у учащихся начальной школы элементарных практических умений.

Требования к содержанию:

  • Доступность.

  • Привлекательность.

  • Наглядность.

  • Научность.

Ожидаемый результат работы:

  • Получения представления о предмете изучения химии как науки.

  • Умение проводить наблюдения химических явлений, простого химического эксперимента.

  • Развитие желания изучать химию.

  • Воспитание убежденности в необходимости изучения окружающего мира и разумного использования и применения научных знаний.



Традиционные рубрики занятий:

  • Настрой на урок.

  • Мы – наблюдатели.

  • Мы – экспериментаторы.

  • Мы – ученые.

  • В науке как в жизни.

  • Творчество.

  • Итог урока.

В основу положены материалы III Московского педагогического марафона учебных предметов: «Особенности проведения эксперимента в химическом кружке для третьеклассников» под редакцией Д.М.Тонких, Г.М. Чернобельская, В.М. Шабаршина (апрель 2004 г.).

Программа образовательного курса «В мире наук. Химия» рассчитана на занятия с учащимися младшего школьного возраста, для проведения один раз в неделю в течение одного полугодия.

ФИЗИКА
Автор – составитель учитель физики высшей квалификационной категории Дудорова М.В.

«Учёный – будь обучающимся,

или внимающим слово учёных,

или любящим учёных, но не будь иным - погибнешь…»

Пророк Мухаммад.

«Антология Гуманной педагогики». М., 1997.
«Пусть почует тайну природной жизни: дивную судьбу зерна, величие грозы, красоту инея, строгость мороза и ликование весны. И пусть понесёт в сердце благоговение, чуткость и благодарность».

И.Ильин.

«Антология Гуманной педагогики». М., 1997.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве пропедевтического развивающего курса в начальной школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Данный курс знакомит учащихся с широким спектром физических явлений, их многообразием в живой и неживой природе, быту и технике. Образовательный курс «В мире наук. Физика» способствует становлению научного мировоззрения младших школьников, развитию познавательного интереса к предмету. Вместе с этим, программа направлена в сторону гуманизации и гуманитаризации образовательного пространства. Содержание физического образования выступает как основа для самопознания. Физика – наука о природе, а человек существенная ее часть, поэтому и физика может многое сказать о человеке.



Цель курса:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • Воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира

  • Воспитание отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Задачи курса:

  • Познакомить учащихся с первоначальными физическими знаниями о методах научного познания (наблюдение, эксперимент), о свойствах тел, явлениях.

  • Создавать необходимые условия для осознания своего места в окружающем мире физических явлений.

Требования к содержанию:

  • Доступность

  • Привлекательность

  • Наглядность

  • Научность.

Ожидаемый результат работы:

  • Получения представления о предмете изучения физики как науки.

  • Умение проводить наблюдения физических явлений, простого физического эксперимента.

  • Развитие желания изучать физику

  • Воспитание убежденности в необходимости изучения окружающего мира и разумного использования и применения законов физики.

Традиционные рубрики занятий:

  • Настрой на урок

  • Мы - наблюдатели

  • Мы – экспериментаторы

  • Мы – ученые

  • В науке как в жизни

  • Творчество

  • Итог урока

Программа образовательного курса «В мире наук. Физика» рассчитана на занятия с учащимися младшего школьного возраста, для проведения один раз в неделю в течение одного полугодия.



ГЕОГРАФИЯ
Автор – составитель учитель географии первой квалификационной категории Гавриленко Е.Н..

«Когда мудрость войдёт в сердце твоё,

и знание будет приятно душе твоей,

тогда разум будет охранять тебя».

Соломон.

«Антология Гуманной педагогики». М., 1997.

География как наука об описании Земли, выступая в качестве пропедевтического развивающего курса в начальной школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Данный курс закладывает фундамент отношений человека с окружающим миром, знакомит учащихся с широким спектром географических явлений, их многообразием в живой и неживой природе, быту и технике. « В мире наук» способствует становлению научного мировоззрения младших школьников, развитию познавательного интереса к предмету. Вместе с этим, программа направлена в сторону гуманизации и гуманитаризации образовательного пространства. Содержание физического образования выступает как основа для самопознания. Физика – наука о природе, а человек существенная ее часть, поэтому и физика может многое сказать о человеке.



Цель курса:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • Воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира

  • Воспитание отношения к предмету географии как к элементу общечеловеческой культуры.

Задачи курса:

  • Познакомить учащихся с первоначальными знаниями о методах научного познания.

  • Создавать необходимые условия для развития научного мировоззрения

Требования к содержанию:

  • Доступность

  • Привлекательность

  • Наглядность

  • Научность.

Ожидаемый результат работы:

  • Получения представления о предмете изучения географии как науки.

  • Умение проводить наблюдения природных явлений.

  • Развитие желания изучать географию.

  • Воспитание убежденности в необходимости изучения окружающего мира.

Традиционные рубрики занятий:

  • Настрой на урок.

  • Мы - наблюдатели.

  • Мы – экспериментаторы.

  • Мы – ученые.

  • В науке как в жизни.

  • Творчество.

  • Итог урока.

Программа образовательного курса «В мире наук. География» рассчитана на занятия с учащимися младшего школьного возраста, для проведения один раз в неделю в течение одного полугодия.



БИОЛОГИЯ
Автор – составитель учитель биологии первой квалификационной категории Гуреева Е.И.

«…Надо направить его внимание на самые красивые и изящные явления природы и на их таинственную целесообразность… Пусть залюбуется красотою бабочек и цветов, их нежными тонами, их изысканной, но хрупкой формой… Рано ещё затруднять его «объяснениями», достаточно, чтобы он заметил совершенство, скрытое и явленное в мире».

И.Ильин.

«Антология Гуманной педагогики». М., 1997.
«На примерах растительного и животного царства можно дать детям понять, какие сокровища заложены в человеке: если сравнительно низшие организмы адаптируются к основам бытия, то тем более человек должен приложить усилия к преуспеянию. Жизнь пчёл, муравьёв, обезьян, различных животных, перелётных птиц, их социальная и трудовая организованность, порядок и стройность, восходящее, эволюционное движение всего природного царства должны быть поняты как проявление закона о вечной связи человека с Природой, о становлении человеческой культуры, цивилизации, духовности с помощью Природы.

Уроки о природе рождают и воспитывают в детях чувство ответственности перед Природой в силу своего человеческого назначения, воспитывают и развивают в них способность удивляться и восхищаться явлениями Природы.

Удивление и восхищение, интерес и познавательное стремление, благоговение и любовь, развиваются в детях через видение необычного в обычных природных явлениях, через постижение нескончаемых таинств Природы, через воображение изначального созидательного восхождения Природы, через постижение красоты творимых Природой явлений и устремлённости её к гармонии, организованности и порядку, многообразию и уникальности, целесообразности и целостности.

Надо, чтобы ребёнок почуял мудрость и могущество Природы, почуял сущность Высшего разума в Природе».


Ш.А.Амонашвили Школа Жизни.- М.:Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200.-144 с.

Своё место в школе полного дня занимает биология, так как вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Данные пропедевтические знания знакомят учащихся с объектами живой природы, которые чаще всего не видны невооруженным глазом, а также с объектами, которые могут заинтересовать учащихся начальной школы, что способствует развитию познавательного интереса.



Цель курса:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

  • Воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира.

  • Воспитание внимания и наблюдательности.


Задачи курса:

  • Создавать необходимые условия для осознания своего места в окружающем мире природных явлений.

  • Создание мотивационной основы к изучению биологии в среднем звене.

  • Формирование у учащихся начальной школы практических умений работы с увеличительными приборами.

  • Воспитание бережного отношения к природе и уважительного отношения к здоровью человека.


Требования к содержанию:

  • Доступность

  • Привлекательность

  • Наглядность

  • Научность.

Ожидаемый результат работы:

  • Получения представления о предмете биологии как науки.

  • Умение проводить наблюдения с помощью микроскопа.

  • Развитие желания изучать биологию.

  • Воспитание убежденности в необходимости изучения окружающего мира и разумного использования законов природы.

Традиционные рубрики занятий:

  • Настрой на урок

  • Мы - наблюдатели

  • Мы – экспериментаторы

  • Мы – ученые

  • В науке как в жизни

  • Творчество

  • Итог урока

Программа образовательного курса «В мире наук. Биология» рассчитана на занятия с учащимися младшего школьного возраста, для проведения один раз в неделю в течение одного полугодия.

Тематический план занятий по курсу «В мире наук. Химия».


№ заня

тия


Тема занятия

Основное содержание



Вводное занятие.

«Её величество, Химия!».



Её величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека! Коллекция «Чудеса химии» - примеры нерукотворной и рукотворной химии (демонстрация экспонатов коллекции). Химик – преданный и послушный ученик химии. Неожиданности на каждом шагу, или Аптечка на всякий случай. Для химика безвыходных ситуаций не бывает: удаление Йодного пятна при помощи чудо – жидкости. Демонстрационный опыт «Взаимодействие раствора тиосульфата натрия с йодом». Ученический эксперимент «Похимичим вместе. Мой первый химический опыт в кружке.



«Химическая кухня», или Лаборатория юного химика

Знакомство с химической посудой и оборудованием: химический стакан, колба, пробирка, пипетка, штапель, фарфоровая чашка, воронка, штатив.



Правила, которые нужны химику.

Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой, реактивами; принцип экономии веществ, с которыми работает химик: «всё хорошо в меру». Лабораторные опыты «Правила обращения с жидкими и сыпучими веществами», «Заполнение ёмкости водой», «Добавление сыпучих веществ в химическую посуду».



Час осторожности. Ушибы, порезы, ожоги.

Источники опасности. Первая помощь при повреждениях в химической лаборатории. Предупреждение опасности. Отработка навыков пользования химической посудой, приборами, реактивами.



Растение – клетки, вещество – атомы.

От большего к меньшему: вещество – молекула – атом. Тело – вещество – частица. Атом – частица молекулы и вещества. Из чего «сшиты» вещества? Демонстрация растительных клеток под микроскопом.



Признак химических явлений – изменение цвета.

Изменение цвета твёрдого вещества и жидкости (раствора) при взаимодействии его с другим веществом или при нагревании; изменение окраски индикатора (вытяжка сока ягод) при действии кислоты и соды. Демонстрация растворения и изменения окраски безводного сульфата меди в воде.



Признаки химических явлений – образование осадков в растворе.

Демонстрационный опыт «Гашёная известь + углекислый газ». Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор гашёной извести.



Физические свойства веществ. Как выглядит воздух? Физические свойства воздуха.

Агрегатные состояния вещества – газообразное, жидкое, твёрдое. «Что к чему» - дидактическая игра на определение агрегатного состояния веществ. Физические свойства газов. Что представляет собой воздух? бесцветный, прозрачный, не имеющий формы, сжимаемый, упругий, лёгкий – демонстрация экспериментов, подтверждающих перечисленные свойства воздуха. Очень умелые ручки химиков – изготовление воздушных весов.



Из чего состоит воздух? Частички, которые образуют воздух. Получаем кислород.

Из чего состоит воздух? (Беседа с учениками). Зачем нужен кислород? Кислород – источник жизни на Земле. Демонстрационный опыт «Горение свечи на воздухе», «Воспламенение тлеющей лучины в кислороде, полученном из пероксида водорода». Лабораторный опыт «Получение кислорода из перекиси водорода».



Получение углекислого газа.

Что мы знаем об углекислом газе и где его можно встретить? Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания (беседа с учениками). Демонстрационный опыт «Углекислый газ Лимонада Лимонадыча» - получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием и сбор газа в воздушный шар. Лабораторный опыт «получение углекислого газа в воздушный шар. Лабораторный опыт «получение углекислого газа из питьевой соды и лимонной кислоты». Запись проведённой химической реакции.



Чудесная жидкость – вода.

Какая она – вода? Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Вода в природе, откуда она берётся и куда исчезает (круговорот воды в природе). А только ли жидкость? Агрегатные состояния воды при разных условиях. Путешествие капли воды.



Разновидности воды. Вода без примесей (дистиллированная), питьевая, речная, морская.

Что такое чистая вода? Чистота воды из лужи, моря, реки, водопроводного крана. Вода, которой мы утоляем жажду. Лабораторные опыты «Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налёта, «Определение и сравнение содержания посторонних веществ в разных источниках воды (водопровод, аквариум, река, море, лужа)».



Растворы.

Исчезновение растворяемых веществ. Сладкий, солёный, горький, кислый вкусы воды как признаки в ней посторонних веществ. Опасность пробы на вкус незнакомых веществ и растворов. Растворы в жизни человека: приготовление пищи, лекарств. Лабораторная работа «Химия в стакане – растворение сахара и соли в горячей и холодной воде». Домашний опыт «Выделение кристалликов из насыщенного раствора пищевой соли при помощи шёлковой нити».



Загрязнение воды. Очистка воды выпариванием, фильтрованием.

Источники загрязнения воды. Лабораторная работа «Очистка воды фильтрованием (ученический эксперимент) и выпариванием (демонстрация)».



Смеси в жизни человека.

Воздух – смесь газообразных веществ, молоко – смесь пищевых компонентов (белки, жиры, углеводы, вода), гранит – смесь веществ. Демонстрационный опыт «Осаждение веществ, содержащихся в молоке, раствором лимонной кислоты».



Химическая азбука или дом, в котором живут химические элементы.

Таблица Д.И.Менделеева. Сон в зимнюю ночь: как Менделеев привёл в порядок дом, в котором живут химические элементы. Игра «Где эта улица, где этот дом?» Поис химических элементов по их порядковому номеру (номеру квартиры), номеру группы (номеру подъезда), номеру периода( номер этажа). Ознакомление с символами и названиями некоторых элементов (водород, углерод, азот, кислород, сера).



Вот и медаль мне на грудь.

Подведение итогов химического кружка. Награждение членов кружка медалями , вручение похвальных грамот и удостоверений постоянным участникам занятий. Занимательные опыты.

Тематический план занятий по курсу «В мире наук. Физика».




заня


тия

Тема занятия

Основное содержание






Что изучает физика?

Дать представление о предмете. Познакомить с многообразием явлений.



От любознательности к знанию.

Познакомить с основными методами научного познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент.



От простого к трудному.

Познакомить со строением вещества и различными агрегатными состояниями, взаимными превращениями веществ друг в друга.



Спор великих ученых: Аристотеля и Ньютона.

Познакомить учащихся с механическими явлениями, механическим движением и его причинами. Скорость тел.






Добрые и злые силы.

Познакомить с силами в природе: сила тяготения, сила упругости, сила трения.



Научное открытие Архимеда и справедливость.

Познакомить с силами в природе: сила Архимеда.



«Золотое правило».

Познакомить с простыми механизмами, работой и мощностью.



Как относиться к жидкостям и газам?

Давление в жидкостях и газах. Атмосферное давление.






Тепло умеет и любит работать.

Тепловые явления. Тепловые машины.






Мир музыки – мир гармонии.

Звуковые явления. Человек в мире звуков.



Почему красота притягивает?

Магнитные явления. Магнитное поле. Магниты на службе человека.



Кто придумал и создал электрический ток?

Электрический ток. Ток в металлах. Сопротивление металлов.






Этот обманчивый электрический ток…

Ток в жидкостях и газах. Ток на службе человека. Правила электробезопасности.



Неповторимая красота мыльных пузырей.

Световые явления вокруг нас. Источники света.



Красивое сердце - красивые мысли -красивый человек.

Дидактическая ИГРА

(подведение итогов, обобщение)





Будущее планеты Земля.

Экологические проблемы в понимании физики.



Познание бесконечно.

Научные открытия и сенсации в наши дни.

Тематический план занятий по курсу «В мире наук. География».




заня


тия

Тема занятия

Основное содержание

1.


Что такое наука География?

Разнообразие природы нашей Родины. Что изучает География? Задачи, которые ставят перед собой учёные – географы.

2.

Наука География в жизни людей.

Значение Географии как науки. Исследования Природы с учётом воздействия на неё человека.

3.

Истории о величайших географических открытиях.

Первое кругосветное путешествие Ф.Магеллана. Тихий океан. Открытие Х. Колумбом Америки.

4.

Путешествие по географической карте.

Древние карты. Глобус М. Бехайма. Пути экспедиции Х. Колумба и Ф. Магеллана на карте полушарий.

5.


Открытие материков.

Последовательность открытия материков европейцами. Открытие океанов.

6.

Как русские люди открыли Антарктиду.

Организация русской антарктической экспедиции. Открытие Антарктиды. Значение русской антарктической экспедиции.

7.

Русские путешественники и исследователи. Афанасий Никитин в Индии.

Путь на карте А. Никитина. Жизнь путешественника в Индии. Использование слонов в Индии. Столица Индийской республики.

8.

В.Беринг у берегов Северной Америки.

Путь Беринга во время второй камчатской экспедиции. Остров, на котором умер Беринг. След, оставленный в истории экспедицией Беринга.

9.


Г.И.Шелихов на острове Кадьяк.

Путь Шелихова к острову Кадьяк. Земли, открытые в Северной Америке русскими путешественниками.

10.


И.Ф.Крузенштерн и Ю.И.Лисянский в Океании.

Первая русская кругосветная экспедиция. Маркизкие и Гавайские острова.

11.

Е.П.Ковалевский в Африке.

Маршрут и цель путешествия Е.П. Ковалевского в Африку. Знакомство с Белым и Голубым Нилом, Нубийской пустыней, Абиссинскими горами.

12.

П.П.Семёнов в горах Тянь-Шаня.

Маршрут Семёнова – Тянь – Шанского в Тянь – Шань.

13.


Н.Н. Миклухо- Маклай на Новой Гвинее.

Путь М. Маклая на Новую Гвинею и его первое путешествие.

14.

Н.М.Пржевальский в Центральной Азии.

Путешествие Н.М.Пржевальского по Уссурийскому краю и маршруты четырёх путешествий по Центральной Азии.

15.

Имена русских людей на карте мира.

Имена соотечественников, которые давались горным хребтам, вершинам, ледникам, островам, мысам, проливам, рекам и т. д.

16.

Глобус – модель Земли.

Знакомство с глобусом. Полушария, экватор, полюса.

17.

Государства на карте мира.

Политическая карта мира. Государства, государственные границы, столицы государств.

Тематический план занятий по курсу «В мире наук. Биология».


заня


тия

Тема занятия

Основное содержание

1.


Вводное занятие.

«Микромир»



Знакомство с кабинетом биологии.

Знакомство с правилами техники безопасности. Знакомство с содержанием предлагаемой программы.



2.

Устройство увеличительных приборов.

Устройство школьного микроскопа, устройство лупы. Правила приготовления микропрепарата и рассматривание готовых микропрепаратов из набора «анатомия растений».

3.

Строение растительной клетки.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука бесцветного и окрашенного йодом, знакомство с органоидами клетки, сравнение объекта с таблицей и зарисовка в тетради.

4.

Пластиды.

Рассматривание пластид в клетках листа элодеи и движение цитоплазмы в подогретой воде через микроскоп.

5.


Шляпочные грибы.

Знакомство со строением шляпочных грибов при использовании муляжей. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении грибами. Зарисовка строения шляпочных грибов.

6.

Плесневые грибы.

Знакомство с плесневыми грибами на примере мукора и пеницилла, их значением и использованием.

7.

Лишайники- индикаторы чистоты.

Лишайники- особая группа организмов. Виды лишайников, значение в природе и в использовании человеком.

8.

Мхи.

Знакомство с зеленым мхом кукушкиным льном, и белым мхом-сфагнумом. Их строение и клетки под микроскопом

9.


Папоротники.

Рассматривание под микроскопом спорангиев со спорами. Знакомство с редкими и исчезающими видами папоротников.

10.


Листья простые и сложные

Знакомство с краями листовых пластинок простых и сложных листьев. Зарисовка в тетради. сравнение: на что похожи края

11.

Устьичные клетки

Рассматривание под микроскопом устьичных клеток кожицы листа капусты и листьев лилейных

12.

Цветок

Знакомство со строением цветка, видами цветков. Зарисовка в тетради изображения цветков.

13.


Опыление растений

Знакомство со способами опыления растений. Рассматривание пыльцы под микроскопом

14.

Удивительные насекомые

Чтение книги «Удивительные насекомые» автора

15.

Плоды и семена

Знакомство с типами плодов и видами семян и со способами их распространения.

16.

Час загадок

Загадки о растениях (игра)

17.

Заключительное занятие «Что знаем и умеем»

Сбор знаний в пакет достижений