В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных... 1 206.66kb.
Программой отведено 34 учебных часов, из расчета 1 учебный час в... 1 204.22kb.
Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся... 1 109.66kb.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех... 1 130.24kb.
2013 – 2014 учебный год пояснительная записка общая характеристика... 1 181.55kb.
Расширить интеллектуальный кругозор учащихся; способствовать формированию... 1 190.09kb.
Мастер-класс Буйновской Т. А., Квяткевич Л. Е., Лашук Л. В. 1 52.44kb.
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися... 11 2555.83kb.
Моу лицей №21 Формирование ключевых образовательных компетенций в... 3 552.62kb.
Программа «Развитие ключевых компетенций» 2 381.23kb.
Программа по геометрии 9 класс 4 641.21kb.
Программа подготовки к школе 2 679.99kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся - страница №1/2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СЕМЁНВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


«Утверждаю»

Директор МОУ Семёновская СОШ

Пр. №___ от « ». .2011г.
__________Кукуруза И.Г.


Согласовано

Зам. директора по УВР

Пр. № от
____________Волковая А.М.


Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

Пр. № ________________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по музыке

Ступень обучения (класс) начальное общее

Количество часов 135 ч Уровень базовый_____

Программа разработана на основе:

1. Авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной,

УМК «Школа России». Москва«Просвещение», 2011

2. Примерной программы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)

Пояснительная записка

Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011 г. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа рассчитана на 135ч. в год:



  • 1 класс - 33ч. (1 час в неделю);

  • 2 класс - 34 ч. (1 час в неделю);

  • 3 класс - 34 ч. (1 час в неделю);

  • 4 класс - 34 ч. (1 час в неделю).

Программа по предмету «Музыка» для I-IV классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами начального общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.



Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыка, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского. Это будет оказывать позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в рамках мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражения факты истории, отношения человека к родному краю, его природе и труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире. Специфика воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыка (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыка (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразия, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
Программа «Музыка» для начальной школы обеспечена учебно-методическими комплектами (авторы Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина) для каждого класса. Учебно-методические комплекты включают учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала пособие для учителей.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского:

это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, тождество и контраст, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.



Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с

музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность учащимся овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита отечества и

другие запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку в соответствии с общечеловеческими ценностями, вести постоянный поиск ответа на вопрос «что есть истина, добро и красота в окружающем мире?».

Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального обучения:

художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- интонационно-стилевого постижения музыки;

-эмоциональной драматургии;

- концентричности организации музыкального материала;

- забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);

- создание «композиций», (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

- игры;

- художественного контекста (выхода за пределы музыки).



Структуру программы составляют разделы, в которых

обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».

Отличительная особенность данной программы и всего учебно-методического комплекта в целом - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, на пример, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, их «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежат опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, знания и умения, проявляющиеся в различных видах музыкально-творческой деятельности. Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе - залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.


Содержание курса.


  1. «Музыка вокруг нас». 16 ч.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.

2. «Музыка и ты». 17 ч.

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов.



3. «Россия — Родина моя». 3 ч.

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.



4. «День, полный событий». 6 ч.

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.

Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.



  1. «О России петь — что стремиться в храм». 5 ч.

Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

6. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч.

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.



7. «В музыкальном театре» 5 ч.

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения. Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.



8. «В концертном зале» 5 ч.

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.



9. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 6 ч.

Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости. Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, путешествие, выставка.



Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый

- фронтальный, комбинированный, устный

Формы (приемы) контроля:

- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1-4 класса начальной школы в форме самостоятельных работ 2 раза в год: в конце первого полугодия и в конце второго полугодия.
Формирование универсальных учебных действий.

1. Формирование личностных УУД.

Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностносмысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Виды заданий:



  1. высказывание своего отношения к музыкальному произведению с аргументацией;

  2. анализ характеров музыкальных героев на основе личного восприятия произведения.

2. Формирование регулятивных УУД.

Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.

Виды заданий:


  1. выполнять учебные действия в качестве слушателя

  2. выполнять учебные действия в качестве композитора;

  3. ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

  4. использовать установленные правила в контроле способа решения.


3. Формирование познавательных УУД.

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.


Виды заданий:

  1. поиск и выделение необходимой информации;

  2. формулировать учебную задачу;

  3. Ориентация в способах решения задачи.


4.Формирование коммуникативных УУД.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.


Виды заданий:

1) подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);

2) инсценирование и драматизация;

3) рисуем музыку;

4) участие в диалоге.

5) Уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).


Формирование УУД отражено в таблице для каждого класса.

Результаты освоения программы «Музыка» в I-IV классах.
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально - ценностного отношения школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке;

опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы

деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие

выпускников в различных формах культурно - досуговой деятельности клacca, школы.



Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

-общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;

-элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.



Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Выпускники начальной школы научатся:


  • проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;

выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;

  • выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыкам (координация слуха и голоса, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания, дикции, артикуляции);

  • петь а капелла (соло, в хоре, ансамбле и др.); общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

  • разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях;

знать песенный репертуар клaссa, участвовать в концертном исполнении;

  • эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений, пластического интонирования; создавать пластические этюды; владеть навыками «свободного дирижирования»;

  • участвовать в драматизации пьес программного характера, в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкальных спектаклей;

  • владеть навыками элементарного музицирования на детских инструментах; понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;

  • эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);

  • высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

  • иметь представление об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

  • анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений разных жанров;

  • импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);

  • использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

  • знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;

  • иметь представление о музыке разных народов, стилей,

композиторов; сопоставлять особенности их языка, узнавать

творческий почерк русских и зарубежных композиторов;



  • узнавать музыку различных жанров (простых и сложных) и ее авторов;

  • выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сопоставлении с музыкой других народов и стран;

  • понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя;

  • понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);

  • личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

  • испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье;

  • самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования: формировать личные фонотеку, библиотеку, видеотеку.

Личностными результатами изучения музыки являются:

- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.



Календарно-тематическое планирование

1 класс

п/п



Тема урока


Решаемые проблемы

(цель)


Планируемый результат

(в соответствии с ФГОС)




Содержание.

Музыкальный материал. Понятие



Кол-во часов

УУД

Характеристика деятельности учащихся

1

3

4

5

6

7

8

1

И муза вечная со мной
(Урок-экскурсия в природу)

Пр. Как воспринимать музыку?

Ц. Дать понятие о музыке, звуке, как виде искусства



Композитор, исполнитель, слушатель: звуки шумовые и музыкальные Учиться слушать музыку на примере произведения Муз. материал: П.И.Чайковского «Щелкунчик»

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение в процессе слушания музыки


Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных инструментах.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.

Импровизировать в пении, игре, пластике.

Осуществлять первый опыт импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Знакомиться с элементами нотной записи.

Выявлять сходство иразличие музыкальных и живописных образов.

Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.

2

Хоровод муз

(Урок-игра)

Пр. Как водить хоровод?

Ц. Дать понятие танцевальной музыке разных народов мира о хороводе



Хор, хоровод

Муз. Материал: Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Научиться водить хоровод и петь хороводную песню– «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского;

– «Песня о школе»

Д. Кабалевского, В. Викторова;

– «Музыкант» Б. Окуджавы



1

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую

Познавательные: ориентация в способах решения задачи

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

(Работа в паре, группе)




3

Повсюду музыка слышна.

(Экскурсия в музыкальную

школу)

Пр. Как различить многообразие детских песенок-попевок?

Ц. Помочь войти в роль композитора



Песня-считалка, песня-марш, колыбельная песня, песня-закличка. Научиться сочинять и исполнять песенки-попевки с использованием ритмического сопровождения. Муз.материал:

– «Во поле береза стояла», русская народная песня;

– «Береза», русский хоровод, обр.

Е. Кузнецова;

– «Хора и сырба», молдавские народные наигрыши;

– «Сиртаки» М. Теодоракиса






Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью

4

Душа музыки - мелодия

(Урок- игра)


Пр. Как определить мелодию, опираясь на жанры музыки: песню, танец и марш?

Ц. Дать понятия песни, танца и марша



Мелодия, песня, Научиться определять характерные черты различных жанров музыки

(На примере произведений П.И.Чайковского) Муз. материал: «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Полька»

танец и марш


1

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. (Работа в паре, в группе)

5

Музыка осени

(Урок-экскурсия в природу)

Пр. Как определить характер осенней музыки?

Ц. Помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе



Музыка, живопись, литература. Характер музыки, динамика, напевность Научиться слушать мотивы осенних мелодий на примере произведений П.И. Чайковского «Осенняя песня» Г.Свиридова

«Осень» – «Осенняя песнь» П. И. Чайковского;

– «Так уж получилось» Г. Струве;

– «Осень, осень», русская народная песня;

– «Дождик накрапывает» А. Александрова;

– «Капельки» В. Павленко, Э. Богдановой;

– «Пёстрая песенка. Сентябрь»

И. Якушенко, З. Петровой;

– «Скворушка прощается» Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен


1

Регулятивные: формулировать учебную задачу.

Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию


6

Сочини мелодию

(Урок-игра)


Пр. Как сочинить музыку?

Ц. Познакомить с вариантами сочинения мелодий



Мелодия аккомпанемент,

ритм. Научиться находить (выбирать)

различные способы

сочинять простейшие мелодии. Муз.материал:

– Ролевая игра «Играем в композитора»;

– литературный материал для импровизации;

– «Капельки» В. Павленко, Э. Богдановой;

– «Золотая осень. Октябрь» И. Якушенко, З. Петровой;

– «Пестрая песенка. Сентябрь» И. Якушенко, З. Петровой


1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.

Познавательные : использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

7

Азбука, азбука каждому нужна
(Урок-путешествие в музыкальном кабинете)

Пр. Как песня помогает человеку?

Песня Научиться слушать песню, различать части песни

( куплет, припев) Муз.материал:

– «Школьный корабль» Г. Струве;

– «Песня о школе»

Д. Кабалевского,

В. Викторова;

– «Алфавит»

Г. Струве;

– «Азбука» А. Ост-

ровского, З. Петро-

вой;

– «Спасибо вам, учителя» Г. Струве, В. Викторова




1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении

(Работа в группе)

8

Музыкальная азбука
(Урок – экскурсия в музыкальнуюшколу)


Пр. Как ты понимаешь музыкальную азбуку?

Мелодия аккомпанемент,

ритм, звук, нота, нотная запись Научиться различать понятия: звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы. (На примере произведений Д. Кабалевского). Муз. материал: «Песенка о школе», Струве «Нотный бал» – «Семь подружек» В. Дроцевича, В. Сергеева;

– «Домисолька»

О. Юдахина,

В. Ключникова;

– «Нотный хоровод» В. Герчика, Н. Френкеля;

– «Музыка всегда

с тобой» Г. Струве,

В. Семернина;

– «Музыкальный корабль» Г. Струве,

В. Семернина


1

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи

Коммуникативные: проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач

9

Музыкальные инструменты; народные инструменты. Урок коррекции знаний. Урок-диалог
(Экскурсия в музыкальный класс)

Пр. Какие бывают музыкальные инструменты?

Научиться различать разные виды музыкальных инструментов: Свирель, дудочка, рожок, гусли, опера, былина. Муз. материал.

– «Полянка», русский народный наигрыш (свирель);

– «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок);

– «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли);

– «Пастушья песня», французская народная песня,

сл. Т. Сикорской;

– «Пастушья песенка» на тему из 5-й части «Пасторальной симфонии» Л. Бетховена,

сл. К. Алемасовой;

– «Камышинка-дудочка» В. Поплянова, сл. В. Татаринова


1

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения


10

Музыкальные инструменты. Урок-путешествие.

Пр. Что такое «тембр»?

Ц. Познакомиться с тембровой окраской музыкальных инструментов.



«Тембр» Научиться различать тембровую окраску музыкальных инструментов.

1

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения

11

«Садко». Из русского былинного сказа.

Закрепление нового материала. Урок-сказка

Пр. Что такое жанры музыки?

Ц. Показать связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах




Жанры музыки. Знать жанры музыки

Муз. материал:– «Былинные наигрыши» Д. Локшина;

– песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова;

– «Колыбельная Волховы» из оперы



1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве былинного героя

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения


12

Музыкальные инструменты. Закрепление знаний. Урок-концерт

Пр. Какие основные отличия народной и профессиональной музыки?

Ц. Сопоставление звучания народных инструментов.




Народная и профессиональная музыка

Научиться различать

народную музыку от профессиональной

музыки.


Муз. материал: – «Полянка», русский народный наигрыш (свирель);

– тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева (флейта);

– «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка (флейта);

– «Фрески Софии Киевской», часть I, «Орнамент» В. Кикта (арфа);

– «Кукушка»

Л.-К. Дакена (арфа)



1

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения


13

Звучащие картины.

Закрепление знаний. Урок-экскурсия

Пр. Что такое репродукции известных произведений живописи, скульптуры разных эпох?

Ц. Познакомиться с музыкой звучащих картин



Репродукции. Научиться различать - на каких картинах «звучит» народная музыка, а на каких - профессиональная, сочиненная композиторами
Муз. материал: – «Полянка», русский народный наигрыш (свирель);

– «Былинные наигрыши» Д. Локшина

(гусли);

– «Кукушка»

Л.-К. Дакена

(арфа);


– «Шутка» из оркестровой сюиты

№ 2 И.-С. Баха

(флейта)


1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения


14

Разыграй песню Урок-повторение. Урок-игра

Пр. Что такое выразительность и изобразительность музыкальной интонации?

Ц. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве



Выразительность, изобразительность. Научиться развитию умений и навыков выразительного исполнения песни. Муз. материал.: – «Почему медведь зимой спит?» Книппер;

– «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка (флейта);

– «Фрески Софии Киевской», часть I, «Орнамент»

В. Кикта (арфа);

– «Кукушка»

Л.-К. Дакена

(арфа)


1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

(Работа в паре, группе)



15

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Изучение нового материала. Урок-путешествие

Пр. Что такое музыкальный фольклор народов России и мира?

Ц. Народные музыкальные традиции родного края




Фольклор. Узнать о религиозном празднике, традициях, песнях. Муз. материал: – «Тихая ночь», международный рождественский гимн Ф.Груббера;

– «Щедрик», украинская народная колядка;

– «Риу, риу, риу», европейская народная колядка;

– «Рождество Христово», колядка;

– «Все идут, спешат на праздник», колядка;

– «Пойдем вместе

в Вифлеем»

Е. Каверина;

– «Ночь тиха над Палестиной»

(народное славянское песнопение);

– «Колыбельная»

(польская народная песня);

– «Поспешают к Вифлеему пастушки» (датская народная песня);

– «Зимняя сказка» С. Крылова



1

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

(Работа в паре, группе)




16

Обобщающий урок

2 четверти.

Добрый праздник среди зимы. Контрольный урок


Пр. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

Ц. Побывать в

мире чудес,

волшебства, приятных неожиданностей




Балет. Познакомиться со сказкой

Т. Гофмана

и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Муз. материал:


1

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

(Работа в паре, группе)



17

Край, в котором ты живешь. Изучение нового материала. Урок доброты


Пр. Что такое «Родина»?

Ц. Познакомиться с сочинениями отечественных композиторов о Родине




«Родина» Научиться знакомству с музыкой о родной стороне, утешающей в минуты горя и отчаяния, придававшей силы в дни испытаний и трудностей, вселяющей в сердце человека веру, надежду, любовь… Муз. материал:

– «Моя Россия» Г. Струве, Н. Соловьева;

– «Что мы Родиной зовем» Г. Струве, В. Степанова;

– «Добрый день!» Я. Дубравина, С. Суслова;

– «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева


1

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).


следующая страница >>