В условиях научно-технического и социального прогресса экологическое образование и воспитание неотъемлимый элемент формирования ново - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Xvi международная научно-практическая конференция «Урал: развитие... 1 46.72kb.
«Общество и человек» 1 16.27kb.
Федеральная научно-образовательная программа творческого и научно-технического... 2 388.4kb.
Бета-тестеры Эпизод 8: Дело о пропавшем патриархе 2 504.15kb.
Освоение знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных си­туациях... 1 84.09kb.
«Этнохудожественное воспитание личности в сельском культурно-образовательном... 1 18.65kb.
• отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища 1 55.49kb.
Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего... 1 380.46kb.
«Научно-методическое обеспечение реализации концепции гуманно-личностной... 1 182.18kb.
Задача современной системы образования 1 106.03kb.
Урок №9 Свобода и моральный выбор человека 1 67.39kb.
В двгу поступил в 1967 году сдав профилирующую дисциплину на 5, имея... 1 64.7kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
В условиях научно-технического и социального прогресса экологическое образование - страница №1/1

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ – СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ КОМПЛЕКСНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Кондрашева Ирина Ивановна,

мастер производственного обучения

ОБОУ СПО «Обоянский аграрный техникум»
В условиях научно-технического и социального прогресса экологическое образование и воспитание – неотъемлимый элемент формирования нового человека. Экологические знания выступают важным условием понимания людьми своей неразрывной связи с настоящим и будущим нашей планеты, объективной необходимости организации охраны природы, рационального использования природных ресурсов и воспитания у каждого человека чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, сохранение животного и растительного мира.

У каждого человека в детстве были и есть свои речка, лес, родник, поле. С них начинается родина. У любой речки есть исток – начало жизни реки. Источником может быть родник, озеро или небольшое болотце. И пусть это совсем незаметная и неглубокая речка, но она, словно игла, пронзила лес и поле, где ты родился и прошло твоё детство. Реки, речки и родники несут в себе частичку каждого из нас, и никогда не будут иметь для человека только хозяйственное значение. Неторопливую песню журчащей воды, её живительную прохладу, звонкую трель жаворонка в чистой синеве неба мы должны пронести через свою жизнь. Такими жизнетрепещущими и волнующими словами я из года в год начинаю вести экологическую работу в группе.

Экологическое воститание является важным элементом при подготовке по профессии «Рабочий зелёного строительства». Набор обучающихся осуществляется на базе специальной коррекционной школы VIII вида. Это дети особенные, и поэтому в процессе занятий с ними стараюсь вести целенаправленное формирование у них экологического подхода к анализу своего собственного поведения, поведения товарищей, старших, к принятию решений на уровне группы, техникума, города по отношению к природе, к различным объектам окружающей среды. Важнейшей формой экологического воспитания является практическая деятельность обучающихся под руководством мастера производственного обучения по охране природы, облагораживанию территории, включающая посадки зелёных насаждений и регулярный уход за ними. Силами обучающихся группы на территории техникума сформированы клумбы, посажены цветы. В кабинетах и коридорах учебного корпуса ведётся постоянный уход за зелёными насаждениями, пересадка и разведение комнатных растений. Постянно нацеливаю ребят на необходимость строительства кормушек для птиц и животных, очистку природных мест отдыха от мусора и хлама: не бросай мусор сам и возьми шефство над теми, кто отдыхает рядом; не оставляй после себя чуждые для природы предметы в лесу и на пляже. В результате такой работы у обучающихся складываются необходимые экологические, юридические, нравственные и эстетические взгляды на природу и своё место в ней, на понимание важности природоохранной деятельности для жизни родного города или села, роли активной жизненной позиции в решении вопроса сохранения чистоты рек и водоемов, воздуха и земли.

Каждый педагог обязан: 1) заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим; 2) добиться, чтобы обучающиеся были готовы принять участие в защите окружающей среды; 3) понять, что многообразие живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но для будущего; 4) помнить, что вопрос защиты окружающей среды – международная проблема. [3, с.7].

Решать экологические проблемы мне помогает тема самообразования «Формирование экологической культуры у обучащихся на уроках производственного обучения и во внеурочное время». Работая над ней, использую разные методы и формы: уроки-экскурсии, природоохранные акции, викторины, сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления. Такая работа развивает у обучающихся интерес и любовь к природе, к её охране и преобразованию, увлекает ребят перспективами природоохранной деятельности, формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает будущих садовников правильному поведению и деятельности в природе, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении обучаемых.

Воспитание духовно-нравственных и экологических позиций обучающихся, по моему мнению, должно осуществляться непрерывно и определяться следующими факторами:

- содержанием образования;

- способами обучения, применением современных образовательных технологий, формирующих позитивно активную жизненную позицию и навыки работы в коллективе;

- формами обучения и воспитания;

- гуманистическим подходом к образованию;

- личностью педагога. [4, с.109].

Из этого следует, что результативность экологической работы в учебном заведении зависит от целого ряда причин: от состава группы, уровня развития обучающихся, моральных, религиозных, национальных отношений в семье, от политической, экономической ситуации в стране и, конечно же, личности самого педагога.

Семья, социум оказывают основополагающее воспитательное воздействие на ребёнка, однако только учебное заведение даёт представления о морально-нравственном гражданском кодексе в системе.

На современном этапе развития общества у системы образования в целом и у каждого педагога в частности появилась новая функция – воспитание в личности обучаемого ценностей экологической культуры, целостного мировоззрения, отражающего взаимодействие человека и природы. В современных условиях педагог должен изменить отношение к культуре и к природе. Культуре предстоит стать культурой экологической, целостной культурой гармонии и мира [1,с.98].

Решение задачи нравственного воспитания обучающихся подготавливает их к принятию и реализации идей оптимального взаимодействия с природой. Но не следует забывать, что мораль не несёт в своём содержании непосредственно норм такого взаимодействия. Сфера её прямого применения – это отношения в обществе, но не вне его. Поэтому четко себе представляю и аргументировано излагаю обучающимся вопрос о том, что такие нравственные качества, как доброта, жалость, сострадание и помощь слабым, распространяются и на отношения человека к природе. Вместе с тем непродуманное вмешательство человека во взаимоотношения диких животных может привести к ухудшению всей популяции хищников, чьей пищей должны были стать больные и ослаленные животные, которые в природе долго жить не могут. В природе животные связаны единой трофической цепью и неразумное вмешательство в неё может принести вред, поэтому внешне благородные действия могут быть прямо противоположны задуманному высоконравственному поступку. Нельзя путать с этим действия детей или взрослых, помогающих птицам или зверям, попавшим в беду, сломавшим лапу и так далее. Они их подлечивают и отпускают на свободу. Природа должна жить по своим законам; нарушая их и вмешиваясь даже с благородными намкрениями, мы зачастую наносим ей вред. В связи со слабой изученностью многих причин и следствий в природе, во многих случаях рекомендуется поступать в соответствии с рецептом Б.Коммонера: «природа знает лучше».

Юноши и девушки должны осознавать, что их отношение к природе является «пробным камнем» их нравственной зрелости и воспитанности. Вместе с проникновением в тайны природы и распространением экологических знаний возрастает наше внимание ко всему живому, которое само себя строит, воссоздает, совершенствует; обогащаются наши представления о видах и формах естественной красоты природы.

Особое экономическое положение и меняющаяся политическая обстановка России определили необходимость ориентации образования и воспитания на экологическое мировоззрение. Формирование экологической культуры учащихся в процессе профессионального обучения рассматривается как совершенствование всесторонне развитой личности, обладающей эстетическими, духовными, нравственными и творческими элементами экологической культуры. Возникает необходимость создания системы воспитания нравственной экологической ответственности будущих рабочих и молодых специалистов, которые будут компетентны в области оптимального взаимодействия с природой и ее ресурсами [2, с. 61].

Содержание воспитательно-образовательного процесса в профессиональной подготовке на современном этапе не отрицает традиционные педагогические технологии, но дополнительно рассматривает приоритетные направления формирования экологического сознания.


Литература

1. Абрамова, Т.Е. Формирование экологической культуры подростков в условиях взаимодействия особо охраняемых природных территорий и образовательных учреждений региона [Текст] / Абрамова Т.Е. – Москва : Совершенство, 2002. – 264 с.

2. Беликова, Т.П. Управление воспитательным пространством среднего специального учебного заведения [Текст] : дис. канд. социологических наук / Беликова Т.П. – Усть-Каменогорск, 2001. – 165 с.

3. Гаазов, B.JI. Через общение с природой к экологической культуре [Текст] // Экология. Образование. Культура / Гаазов B.JI. – 2002 – №5. – С. 7-8.



4. Педагогика [Текст] : Педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – Москва : Академия, 2001. – 509 с.