Вести образования - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Вести образования - страница №1/1


Электронная газета "Вести образования" 









  • Как и за что платить учителю

  • Учителям недодали стимулов

  • Слушать и слышать

  • Дневник с доставкой на дом

  • Школа на острове

  • Дело было в Саратове

  • Соавтор мой крылатый

  • Ключи от шифра, или Как удержать внимание

  • Надо реже дышать

  • Свободу – школам

Как и за что платить учителю

Posted: 16 Jan 2012 02:29 AM PST




Дополнительное финансирование школ сопровождается повсеместным переходом на новые системы оплаты труда (НСОТ).
Их принципы отработаны пилотными регионами в рамках комплексных проектов модернизации образования в 2007–2009 годах. Наряду с устойчивым повышением оплаты труда учителей они запускают механизмы совершенствования качества школьного образования.
В регионах сложились три модели новых систем оплаты труда учителей. Эти модели построены на общих ключевых принципах, но имеют существенные различия.
Обсудить общие для трех моделей ключевые принципы, существенные различия между ними и сопоставить практику реализации этих моделей в школах – задача дискуссии, которая уже развернута на этом сайте.

Ключевые принципы новой системы оплаты труда, лежащие в основании всех трех моделей НСОТ:
– фонд оплаты труда (ФОТ) каждой школы формируется на основании регионального подушевого норматива. Школа получает деньги по госзаданию на обучение каждого ребенка – по числу детей, а не на основании того, нравится или не нравится образовательное учреждение местному начальству. Школа стремится создать привлекательные условия для каждого ученика и сама решает, какие кадры ей для этого нужны. ФОТ = N х У, где N – величина норматива на одного ученика, установленная в субъекте РФ, У – количество учащихся в общеобразовательном учреждении;
– школа самостоятельно формирует свое штатное расписание в объеме доведенных до нее средств. Школа стремится сформировать оптимальное штатное расписание, не создавая лишние ставки, тем самым увеличивая оплату труда штатным сотрудникам;
– фонд оплаты труда школы делится на базовую и стимулирующую части. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает работникам выплаты постоянной части их зарплаты (за выполнение должностных обязанностей, с учетом объемов выполняемой работы и условий труда). Стимулирующую часть фонда оплаты труда распределяют с участием управляющих советов школ по утвержденным показателям качества труда работников школы (не за увеличение объемов выполняемой работы);
– в зарплате учителя учитываются не только учебные часы, но и другие виды деятельности, которые он осуществляет: подготовка к урокам, изготовление наглядных пособий и раздаточных материалов, консультации с родителями и др.;
– зарплата директора пропорциональна средней зарплате учителей, мотивируя его не раздувать штаты сверх необходимости, но обеспечить достойную оплату труда каждому учителю (зарплата директора не больше чем в три раза превышает среднюю зарплату учителей школы).
 
Существенные различия трех моделей НСОТ
Три модели различаются только способом формирования постоянной части зарплаты учителя в школе.
Модель, основанная на «ученико-часе», позволяет при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут учителя, и количество учеников, с которыми работают учителя. Каждая школа в объеме фонда оплаты труда самостоятельно рассчитывает величину ученико-часа (стоимость работы учителя с одним учеником в течение одного академического часа). Для каждого учителя определяется количество ученико-часов нагрузки. Таким образом в постоянной части зарплаты труда учителя учитывается интенсивность его труда.
Модель, основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах, позволяет при расчете постоянной части зарплаты работников школы опираться на утвержденные на региональном уровне базовые оклады (у работников, занимающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый). В зависимости от особенностей нагрузки учителя (количество учебных часов, объем осуществляемых неурочных видов деятельности и др.) к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты. Разное количество учащихся у разных учителей при реализации этой модели НСОТ тоже может учитываться при начислении зарплаты через специальный коэффициент.
Модель, основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю, отличается от двух предыдущих тем, что все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Внутри этих 36 часов могут быть и учебные часы, и неучебные часы (например, часы на проверку тетрадей или на проведение родительских собраний и др.). Доля учебных и неучебных часов конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и работодателем. Стоимость учебного и неучебного часа работы учителя может утверждаться на уровне школы, муниципалитета или региона в целом.
Более подробно с тремя моделями новой системы оплаты труда в школах России можно ознакомиться ниже.
Модель, основанная на расчетной единице под названием «базовый оклад». Устанавливается минимальный «базовый оклад» за 18 уроков в неделю, а все особенности труда конкретного учителя – большая нагрузка, большее число учеников, дополнительные трудозатраты, квалификация и др. – учитываются с помощью повышающих коэффициентов к нему.

Зп = Об + Об * K1 + Oб* K2 + Oб* K3+ Oб* K4 + Об* К5, где О б- оклад , К1, К2, К3…..К5 – коэффициенты за квалификацию, стаж и др.


Расчет величины окладов работников учреждения осуществляется в пределах средств ФОТ с учетом профессиональныхквалификационных групп должностей работников образования и уровней внутри профессиональных квалификационных групп.
Пример формирования зарплаты учителя в рамках подхода на основе «базового оклада».



Регионы, в которых основа модели НСОТ – профессиональные квалификационные группы (42 региона)
Мурманская область                                 Республика Карелия
Ленинградская область                             Республика Татарстан
Кемеровская область                                Омская область
Чукотский автономный округ                     Вологодская область
Сахалинская область                                Рязанская область
Красноярский край                                   Курская область
Камчатский край                                       Ярославская область
Забайкальский край                                  Волгоградская область
Чувашская Республика                             Республика Калмыкия
Магаданская область                                Липецкая область
Республика Коми                                      Ставропольский край
Ростовская область                                   Республика Ингушетия
Республика Башкортостан                         Владимирская область
Удмуртская Республика                             Кировская область
Приморский край                                       Иркутская область
Костромская область                                 Тверская область
Тамбовская область                                   Республика Дагестан
Карачаево-Черкесская Республика            Республика Хакасия
Хабаровский край                                      Томская область
Нижегородская область                             Пензенская область
Челябинская область                                 Архангельская область
 
Согласно второму подходу «всё включено», каждому учителю устанавливается свой должностной оклад, включающий оплату за все виды учебной и внеучебной работы с учетом особенностей его труда.

Пример формирования зарплаты учителя в рамках подхода «Всё включено»





Регионы, в которых основа модели НСОТ – базовый оклад (19 регионов)
Республика Тыва                                                                Республика Марий Эл
Новгородская область                                                        Оренбургская область
Ненецкий автономный округ                                                Ульяновская область
Санкт-Петербург                                                                 Тульская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра                      Ямало-Ненецкий автономный округ
Орловская область                                                             Смоленская область
Республика Мордовия                                                         Псковская область
Новосибирская область                                                       Чеченская Республика
Московская область                                                            Астраханская область
Курганская область    
 
В третьем подходе в основе формирования оклада учителя лежит расчетная единица «ученико-час». Она рассчитывается в школе, исходя из объема поступивших по нормативу средств, и позволяет наиболее прозрачно и справедливо распределить фонд оплаты труда между учителями

Оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:


O = Стп х У х Чаз х К х А + Днз, где:
О – оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
Стп – расчетная стоимость ученико-часа (руб./ученико-час);
У – количество обучающихся по предмету в каждом классе;
Ч (аудиторная занятость) – количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;
К – повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;
А – повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;
Д (неаудиторная занятость) – доплата за неаудиторную занятость (заведование кабинетом, внеурочная работа, методическая работа, проверка тетрадей).
Пример формирования зарплаты учителя в рамках подхода на основе «ученико-час»



Регионы, в которых основа модели НСОТ – ученико-час (22 региона)
Республика Саха (Якутия)                                                      Краснодарский край
Москва                                                                                  Алтайский край
Республика Северная Осетия–Алания                                    Ивановская область
Белгородская область                                                            Республика Бурятия
Саратовская область                                                              Амурская область
Республика Адыгея                                                                Воронежская область
Республика Алтай                                                                  Пермский край
Калининградская область                                                       Еврейская автономная область
Тюменская область                                                                Самарская область
Свердловская область                                                           Брянская область
Кабардино-Балкарская Республика                                        Калужская область

Роман Селюков



Учителям недодали стимулов

Posted: 16 Jan 2012 02:29 AM PST




К 2012 году в системе образования Российской Федерации в разных регионах, точнее даже в разных школах сложились разные подходы к системе оплаты труда педагогов. Кто-то отдает предпочтение окладной системе оплаты труда, ориентированной на результат, где в оклад включена вся нагрузка учителя, кто-то – смешанной, которая состоит из базового оклада и различных коэффициентов. А кто-то – системе оплаты, основанной на результате и оплате всех видов деятельности учителя.
Но задача у всех одна – повышение заработной платы и совершенствование качества образования посредством запуска таких механизмов. При переходе на предпочитаемую систему оплаты труда в непростом положении оказались специалисты бухгалтерии и финансово-хозяйственных служб: иногда их квалификации не хватает, чтобы обеспечить принятую в школе систему оплаты труда. Но виноватой почему-то оказывается система. Правильно ли это?


Воронеж: система не заработала – стимулирующую часть не выплатили в полном объеме
Блуждая по бескрайним просторам интернета и наткнувшись на статью «Три богатыря: перезагрузка», не сразу понимаешь, что речь идет об образовании, но это так. История с таким странным названием рассказывает о воронежских учителях и судебном деле о заработной плате. Началась она с того, что в сентябре 2007 года школы города перешли на новую систему оплаты труда (НСОТ) – базовая часть + стимулирующая часть. А предшествовало этому решение Воронежской городской думы «О переходе общеобразовательных учреждений на новую систему оплаты труда», принятое в июне 2007 года. В числе учреждений, перешедших на НСОТ, была и городская школа № 74. И все бы ничего, если бы спустя время учителя этой самой школы не заметили, что такое нововведение не способствует увеличению их зарплаты, а скорее наоборот, оплата за труд, по словам педагогов, стала в разы меньше. Как оказалось, недовольство учителей вызывали расчеты школьной бухгалтерии, которая, по их мнению, искажала настоящее положение дел, заменяя сумму реальной стимулирующей части зарплаты конкретного учителя гораздо менее значительной доплатой. В результате такой замены, считали педагоги, они ежемесячно недополучали по несколько тысяч рублей. При этом ничего против новой системы оплаты труда педагоги не имеют: в течение трех лет они находились в ожидании, что она заработает. Но этого так и не произошло, и учителя единственным возможным выходом сочли суд.
Что же стало причиной того, что система не сработала? Нехватка средств в региональном бюджете – тогда почему у других школ проблем не возникло? Квалификация исполнителей?
Суд решил по-другому.

Судья Татьяна Чаплыгина рассмотрела дела Ираиды Минаковой, Галины Пугачевой и Светланы Чернышевой
В июле 2010 года, подготовив основательную кипу документов, девять преподавателей 74-й школы обратились в Железнодорожный суд г. Воронежа. Иски были распределены между разными судьями. Судебный процесс затянулся до февраля 2011 года.
Каждый аргумент преподавателей, представленный в суде, был привязан к нормам Конституции России, федеральных и региональных законов. Позиция директора и чиновников городской администрации, в свою очередь, была подкреплена действующим в регионе законодательством, и все расчеты проводились строго в его рамках.
В итоге долгих разбирательств решение было принято, и оно оказалось противоречивым. Напомним, что с иском обращались девять учителей, однако положительное решение получили только трое: Ираида Минакова, Галина Пугачева и Светлана Чернышева. Суд согласился с доводами истиц и решил взыскать в их пользу в общей сложности около 1,3 млн рублей.

Виноватой сделали систему
В решении суда было сказано, что «переход на НСОТ фактически блокирует такое повышение уровня оплаты труда учителей, которое учителя вправе были ожидать, исходя из действующего ранее законодательства». Однако очень интересный вывод: у учителей виноваты расчеты, а судья обвиняет систему. Каким образом НСОТ может блокировать «такое» (какое такое?) повышение уровня оплаты труда? И если разобраться, то все говорит об обратном, и именно новая система оплаты труда позволяет уйти от «грубой» тарифной сетки и получать новую, но не уменьшенную зарплату. Ведь при единой тарифной сетке (ЕТС) преподаватель должен был набрать определенное количество аудиторных часов, чтоб его труд оплачивался по тому или иному тарифу. В соответствии с этим тарифом ему устанавливался разряд по единой тарифной сетке, а значит – определенная зарплата, единая для всех обладателей данного разряда во всех бюджетных отраслях по всей стране. Какие виды деятельности включались в эту зарплату, а какие – нет, никого не волновало. В то время как НСОТ делится на базовый оклад и стимулирующую часть, где в базовом окладе учитываются все виды работ, которые выполняет сотрудник. Туда включаются все надбавки и доплаты, компенсационные выплаты, и этот оклад – гарантированный минимум, который он получает. Работникам, достигающим высоких результатов, в дополнение к окладу устанавливаются стимулирующие выплаты, и это принципиально важное новшество. В тарифной же системе никаких стимулирующих выплат не было. Понятно, что в данном случае не система блокирует повышение, а блокируют как раз саму систему. Конечно, счастливые педагоги противоречить судье не стали, ведь деньги-то отвоеваны, и не важно, что в суд они подавали на администрацию или даже на бухгалтерию, а виноватой оказалась система.

Дело еще не закрыто
После такого решения суда ответчики в лице руководства школы и городских чиновников, как и следовало ожидать, подали кассацию.
В апреле 2011 года определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда февральское решение Железнодорожного суда было отменено, и дело было направлено на новое рассмотрение. Кассационная инстанция отметила, что необходимо назначить судебную бухгалтерскую экспертизу, чтобы установить, соответствует ли начисление заработной платы истиц положению об оплате труда работников общеобразовательных учреждений. А может, стоило провести экспертизу не расчетов, а квалификации тех, кто их производил?
29 сентября того же года при новом рассмотрении дела было принято решение в полном объеме удовлетворить иски Ириады Минаковой, Галины Пугачевой и Светланы Чернышевой и выплатить им все положенные деньги. А причина все та же – виновата система. Реакция ответчиков неизменна – кассация. А потому судебное решение не вступило в силу до сих пор.
Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов прокомментировал ситуацию и сказал, что проблему видит в непрозрачности реальной ситуации перехода на НСОТ, а не в бухгалтерии или неправильном законодательстве.
Если система непрозрачна и «блокирует» повышение заработной платы, почему проблемы возникли только в одной школе, а в других школах Воронежской области зарплата стабильно растет и в этом году уже превысила среднюю по экономике региона (данные мониторинга www.kpmo.ru)
Может быть, потому, что проблема заключается не в системе, а в том, кто и как ее реализовывает?..

Алена Шадрина



Слушать и слышать

Posted: 16 Jan 2012 02:28 AM PST




В декабре 2011 года в информационном агентстве «Новый регион» была опубликована новость о том, что 1206 дагестанских школ, или 70% от общего их числа, отказались отмечать Новый год.
 
Республиканские чиновники уверяли, что инициатива исходила «снизу», а вице-премьер Дагестана Ризван Газимагомедов заявил, что его земляки «не отмечают Новый год по религиозным соображениям и не устраивают детям праздник уже несколько лет подряд». Якобы кампанию против «советского язычества» активно поддержали имамы и местные СМИ.
«Вместо того чтобы учить вере в Аллаха, поклонению ему, детей обманывают шайтаном в красном одеянии с красным носом, с мешком за спиной. В России пошли дальше и придали ему «снегурочку» – распутную девицу с дешевой пластмассой на голове и в коротеньком развратном сарафанчике. На утренниках дети вызывают Деда Мороза, который приносит подарки, купленные на их же деньги. Вместо аятов Корана и хадисов заучиваются бесполезные стишки», – возмущаются исламские проповедники.
Новый год действительно противоречит положениям Корана, равно как языческая Масленица не укладывается в Евангелие. Но Дагестан – светская республика. Здесь проживают не только религиозные люди, но и атеисты.
 
Я прочитал эту новость еще во время новогодних праздников.
Не удивился. В принципе это и есть ваххабизм. или «чистый ислам». Не надо отмечать «чужие праздники», не надо придумывать для себя кумиров, даже в лице разноряженных.
Дагестан свою религиозность с разными ответвлениями показывал еще во время советской власти. Мне рассказывали, как в колхоз, если назначали председателя неместного, все соседи смотрели, как утром сей господин ходит в туалет: с кумганом (с водой), как мусульманин, или нет. Если не как мусульманин назначенный председатель ходит в клозет, ни один житель села не выходил на работу, несмотря на жатву, сенокос, пашню и т.д. Власть была вынуждена искать нового председателя.
С одной стороны, мракобесие, вряд ли дети сами принимали решение не праздновать Новый год, ну а если сами, если осознанно, и следующий шаг будет проектированием образовательной программы школы не по ФГОС, а по канонам ислама, с соответствующим дресс-кодом и т.д.?
Но с другой стороны, что плохого? Есть же государства, не отмечающие такой праздник, тем более сам праздник начали приравнивать к древним христианским традициям. Если мы люди толерантные, ну пусть не отмечают.
В этой связи вспоминается недавнее убийство директора школы в Дагестане: даже министр образования России Фурсенко А.А. не прокомментировал сей факт, а убийство ведь напрямую касалось не только вопросов веры, а всего школостроителства: уклада школы, прав детей и их родителей. И я не думаю, что это убийство – единичный случай. Никто не встал на ее сторону, молча все обошли эту трагедию, теперь директора, учителя в Дагестане молчат, как молчат и в других регионах не только Северного Кавказа, но всей нашей страны. Политика официальной власти по духовно-нравственному воспитанию и взаимоотношениям с церковью разная, в зависимости от текущего момента. Представители православия говорят, что у Русской православной церкви «есть вопросы» к системе образования: в частности, в школах «какое-то сопротивление ощущается». Сопротивление ощущается потому, что само учительство не понимает, не хочет понимать и хочет «Кесарю – кесарево, Богу – Богово», а власть хочет, чтобы учителя, чиновники стали «главными идеологами» в этом вопросе.
Выход видится только в развитии демократии и воспитании свободного учителя – гражданина, показывающего признание не только ценностей многообразия и толерантности, стремящегося к компромиссу, умеющего слушать и слышать, вовлекающего учащихся в организацию образовательного процесса, обладающего высокой коммуникативной культурой и уважающего основы конституционного строя. Такой учитель воспитает человека свободного, умеющего принимать решения и отвечающего за них, обладающего критическим мышлением и гуманного. А это вопрос времени и выбора настоящего и будущего.

Ханафи Гулиев



Дневник с доставкой на дом

Posted: 16 Jan 2012 02:28 AM PST




В прошлом учебному году появилась федеральная программа «Электронная школа», и по всей России стали появляться электронные дневники и журналы.
В Ярославском центре развития образования сделали компьютерные программы для электронного журнала и электронного дневника. Это была исключительно ярославская разработка, и программисты не опирались на опыт других регионов или стран и сами придумывали решение этой программы.
 С 2010 года начался эксперимент. Вначале это было пять школ: 80-я, 86-я, 76-я, 26-я и 89-я. К 1 сентября 2011 года на компьютерную форму журналов должны перейти 30% школ. В этом учебном году к первой пятерке школ добавились еще 38 из 107 образовательных учреждений, а к 1 января 2012 года все школы города должны начать работу в электронном виде. Мы побывали в одной из школ, первой начавшей работу с электронными журналами и дневниками, в средней школе № 76. Все очень просто. Учителя заполняют не только бумажный журнал, где пишутся отметки учеников и тема урока или контрольной работы, но и его электронный двойник. В конце рабочего дня вся база отметок уходит в интернет, становясь доступной родителям. Те заходят на сайт gid76.ru, вводят свой логин и пароль и могут просматривать электронный дневник своего ребенка. Он из себя представляет выписку из электронного журнала. В журнале собраны оценки всех учеников школы по всем предметам, а в дневнике – только одного конкретного школьника. В дневнике можно увидеть, какие у него оценки, какие он уроки пропустил, какие домашние задания ему задали, объявление о собраниях, расписание уроков, замечание учителя. Да в принципе, все то же самое, что в обычном дневнике было. Теоретически в нем можно размещать видеоматериалы, звуковые материалы для урока, иллюстрации и т.д. Ученики даже могут посылать домашние задания через электронный дневник.
– Мне такой контроль особо не нужен, я своей дочке доверяю. Но ведь дети бывают разные. За кем-то обязательно глаз да глаз нужен. Мне же лично очень понравилось то, что там есть функция для написания письма учителю. Обратная связь с учителем становится очень оперативной. Я увидела сегодня оценку и в этот же день могу написать и спросить, где у ребенка недоработка и что мне усилить надо, – говорит мама десятиклассницы Светлана Тихонова.
Несколько лет назад появились фирмы, которые делали рассылку смс для родителей с оценками учеников на сотовый телефон. Такая услуга стоила денег, но она пользовалась популярностью. А сейчас зайти на сайт и посмотреть оценки своего ребенка можно бесплатно. Да и удобнее это, чем на экране сотового читать. Все-таки смотреть за успеваемостью ребенка через дневник трудно. Электронный дневник открывает более широкие возможности. Учитель может забыть поставить оценку в дневник или ученик может «забыть» дневник дома. Редкий школьник в своей жизни хотя бы раз не уничтожал дневник, не подделывал подписи родителей или учителей. Теперь с этим покончено. Для пап-мам появляется возможность принять меры по горячим следам. При бумажном варианте, например, получил ребенок «двойку». Допустим, что мама ее заметила в тот же день. Но редкий родитель выберет время и станет на следующий же день звонить учителю и спрашивать, в чем дело. Не всегда у родителей есть на это время, да и учитель редко бывает свободным. А через электронный дневник можно сделать это мгновенно. Даже если учителя нет у компьютера в данный момент, то он ответит, как только доберется, а это достаточно быстро. А какие выгоды для ученика?
– Мне в электронном дневнике удобно то, что я могу следить за изменениями расписания. У нас же меняются пары, а я, например, когда говорили об этом, в школе не была. А тут зашла и все посмотрела. Задание, например, иногда забываю записать… ну или задали нам контрольную работу, учитель ее проверил, и я могу оценки сразу узнать, а не ждать, когда у нас будет урок по этому предмету. Конечно, и родители тоже все мои оценки видят, но что делать, это для них удобно, – говорит десятиклассница Алена Кондратьева, едва заметно вздыхая на последней фразе.

Сеть есть, «рыбаков» и «лодок» не хватает
Эксперимент начался в прошлом году, когда пяти наиболее продвинутым в компьютерном плане школам предложили поучаствовать в программе «Электронная школа». Школе выделили деньги, чтоб она купила более мощный сервер и провела локальную сеть по всей школе. Каждый кабинет получил выход во внутришкольную сеть и в интернет. Но… Выход был, а компьютеров, чтобы воспользоваться им, не хватало. На службе разумному, доброму, вечному в 76-й школе стоит 17 компьютеров. Но 11 из них в классе информатики, еще четыре у директора и завучей. И только два стоят у учителей на столе. В идеале как должно быть – на столе учителя стоит компьютер. Учитель на уроке вызвал ученика, тот ответил, и тут же ему поставили оценку в электронный журнал. Через локальную сеть эта оценка передается в интернет, на страничку, где размещен электронный дневник ученика. Но нехватка рабочих станций приводит к тому, что учитель должен после уроков идти в компьютерный класс и тратить время на заполнение электронных журналов. Вот так целенаправленно выделять по 30 минут в день для учителя достаточно трудно. Конечно, есть учителя, которые слабо разбираются в компьютере, и им трудно заполнять электронный журнал. Они оттягивают процесс заполнения. Оперативность родительского реагирования от этого теряется. В школе даже попросили у разработчиков программы сделать опцию, которая позволяла системному администратору школьной локальной сети видеть фамилии всех учителей и дату заполнения журналов. Учителя, зная, что за временем заполнения журналов следит руководство школы и родители, становятся более ответственными.
– Конечно, стало немного труднее. Ты заполняешь бумажный журнал, а потом надо еще идти и переносить оценки в компьютерный журнал, – говорит учитель информатики Дарья Нечаева.
– Проблему своевременного заполнения электронного журнала частично можно попробовать решить путем материального стимулирования педагогов. Например, делать надбавку за заполнение электронного журнала. Но на это нужны деньги. Их у школы пока недостаточно. Да и не всегда деньги являются основным стимулом в работе. Вполне возможно, что когда компьютеры появятся в каждом кабинете, то учителя быстрее освоят программы, – говорит директор 76-й школы Сергей Герасимов. В этом году 76-я школа собирается за счет собственных резервов подключить еще пять кабинетов к сети, а в будущем году хочет полностью компьютеризироваться. Кстати, продвинутая в компьютерном отношении школа столкнулась с проблемой роста. Сеть, мощный сервер, компьютеры (кстати, упомянем, что в СШ № 76 каждый ученик начальных классов имеет школьный нетбук, и их в заведении больше 200) требуют ухода, ремонта, переустановки программ и т.д. А штатной единицы системного администратора в школе нет. Выкручиваются когда своими силами, а иногда друзей и знакомых компьютерщиков приглашают, но все равно это недочет программы по электронизации школы, который надо устранять на уровне более высоком, чем образовательное учреждение.

Палка о двух концах
Мы говорили о той пользе, какую дает электронный дневник, а сейчас хочется раскрыть перспективы внедрения электронного журнала.
– Все, кто учился в школе, знают, что отметки бывают разные: за контрольные работы, за самостоятельные и домашние, оценки при опросе ученика. И есть такие, которые можно исправить в буквальном смысле слова. Если в традиционный журнал отметка выставлена, то ее уже не удалишь оттуда. А электронный журнал дает возможность ученику в течение 2–3 недель хорошим ответом заменить ее на лучшую. Поскольку некоторые оценки проставляются в электронный журнал, но пока не выставляются в обычный. Мне как классному руководитель очень удобно следить за пропусками занятий учеников своего класса на других предметах, обеспечена быстрая и оперативная связь с родителями, – рассказывает учитель математики и классный руководитель 10-го класса Наталия Корниенко. Но на самом деле возможности программы гораздо шире. Она позволяет отслеживать не только успеваемость учеников, но и… учителя. Самое простое – видно, насколько он оперативно проверяет работы и выставляет оценки, какая у него посещаемость на уроках. Или, к примеру, есть в программе электронного журнала функция – показать все «двойки» за какое-то конкретное число. Раньше для этих целей потребовалось бы собрать все журналы и перелистывать их долгое время. Сейчас достаточно секунды. Руководство школы, увидев обилие плохих оценок в успевающих ранее классах, может сделать выводы об объективности учителя. В программе есть и системные недостатки. Например, учитель-предметник может смотреть журнал только по своему предмету и в тех классах, где он преподает. Это сделано в целях защиты персональных данных. Но не перегибаем ли мы палку? Ведь учителю-предметнику может быть полезно знать, как учатся его ученики на других предметах. Можно бы автоматически выводить тревожный сигнал, если кто-то из учеников – отличников или хорошистов получает «двойку». Или наоборот, заметить повышение успеваемости заядлого троечника. Заметить и похвалить прогресс отстающего – очень важно. Можно отслеживать среднюю успеваемость каждого ученика, класса по четвертям или за весь учебный год. Пять школ работали с электронными журналами и дневниками год. Они стали базовыми площадками для обучения еще 38 школ. И уже можно подвести итоги и посмотреть, как изменились показатели этих школ за год модернизации. Пока это не делается, но почему бы и нет. Во Франции степень взаимодействия учителей и родителей такова, что папам и мамам посылается по электронной почте информация о пропусках ученика или его плохих оценках. И родители должны подтвердить, что они информацию видели. Без этого на следующий день ученика просто могут не допустить до занятий. У нас пока еще до такого не дошли, но эксперимент продолжается, и еще можно многое придумать или перенять, чтобы учиться, учиться и учиться настоящим образом было лучше.

Владимир Кобылинский



Школа на острове

Posted: 16 Jan 2012 02:26 AM PST




На острове Шри-Ланка доминирует бесплатное государственное образование, всего же около 10 тыс. школ, в которых в общей сложности обучается 3,8 млн детей, количество учителей превышает 200 тыс.
В целом быть школьным учителем на Шри-Ланке очень престижно, учителя получают зарплату, значительно превышающую средний уровень по стране, особенно это чувствуется в провинции. Зарплата учителя, который только пришел работать в школу, – 150–180 долларов, зарплата учителя с 25-летним стажем работы – 350–450 долларов. Средняя зарплата в стране – 80–150 долларов.
Также учителя практикуют преподавание во внеурочное время в вечерних школах, университетах, на подготовительных курсах. Есть и репетиторство на дому, средняя стоимость 10 занятий продолжительностью до 1,5 часа каждое составляет 25 долларов.
В системе школьного образования на Шри-Ланке есть разделение на три уровня согласно возрастному критерию: начальная школа (с 4–5 лет), средняя младшая, средняя старшая школы и коллегиум (до 18 лет). Классы называются «грейды». Обязательное образование в стране – с 1-го по 9-й грейд (14 лет). По завершении трех уровней (до старшей средней школы включительно) школьники сдают первые экзамены и по их результатам переводятся в коллегиум – четвертый и последний уровень школьного образования.
После завершения обучения в последнем, 13-м грейде школьники сдают общий экзамен, согласно которому получают общий балл, который впоследствии является решающим при поступлении в университет. Хотя кроме этого каждый абитуриент сдает устный профильный экзамен в самом университете. Со слов учителей, в среднем 4–5 человек из класса поступают в вуз.
Начинаются занятия в 8.00 и продолжаются до 14.00–15.00, после основных уроков есть дополнительные занятия-факультативы начиная со старшей школы. В каждом классе 35–40 детей, в начальной школе до 3-го грейда один преподаватель. Продолжительность урока 45 минут, привычных перерывов нет. Один перерыв 20 минут для обеда-перекуса в полдень, еду дети приносят с собой. На территории этой школы нет столовой или кафе.
Школьные каникулы на Шри-Ланке: август и начало сентября, один месяц в декабре и две недели в апреле (Новый год по местному календарю).

Александр Чебан

http://alexcheban.livejournal.com/41260.html



Дело было в Саратове

Posted: 16 Jan 2012 02:24 AM PST




Ситуация вовлечения школ в политическую жизнь страны достигла своего апогея. Учителя принимают участие в выборах, административные работники школ, бывает, допускают агитацию в стенах образовательных учреждений. Всегда ли это (прямое нарушение законодательства) происходит по воле самих работников школ?

Показательна одна история.


31 декабря – праздник у всей страны. Однако власти города Саратова находят возможным уволить директора одной из самых известных школ города –лицея № 13 Николая Кузькина.Успешному руководителю вручен документ, в котором значится формулировка: «Уволить Кузькина Н.П. в связи с принятием уполномоченным собственником-лицом решения о прекращении трудового договора».Представители администрации города Саратова в комментариях журналистам сразу после увольнения ссылаются на интересную причину – «утрату доверия», а после, видимо, проконсультировавшись у юристов, прокомментировав так: «Причинами увольнения явились: неэффективное управление учреждением, ненадлежащее техническое состояние лицея, несоблюдение в нем санитарно-эпидемиологических норм, правил оформления документов по личному составу и др. Кроме того, вскрылась масса фактов нарушений документооборота, выявлены люди, числящиеся, получающие заработную плату, но не работающие в лицее». Но сразу возникает резонный вопрос: почему увольнение произведено 31 декабря, а с 1 января (всероссийский выходной) назначен новый и.и. директора? Почему журналистов не пустили на совещание с педколлективом и родителями? Каким образом «утрата доверия» трансформировалась в «неэффективное управление», которое и привело, видимо, к «прекращению трудового договора»? Следует отметить, что в тот же день после вручения постановления педагогу Н. Кузькину стало плохо, он госпитализирован и сейчас, после серьезной операции, находится в тяжелом состоянии.
Далее ситуация развивается по сценарию, который начинает будоражить весь Саратов – все учителя лицея заявляют о своей готовности уволиться в знак поддержки Николая Кузькина. Родители организуют митинг в поддержку руководителя образовательного учреждения. Единственное информационное агентство города освещает данную ситуацию, очевидное желание «уволить под шумок» властями города не реализовано. Всё чаще у жителей Саратова и среди учащихся и их родителей возникает своя версия – увольнение связано с результатами выборов и агитационной компании. Одна из оппозиционных партий проводит митинг в поддержку директора Кузькина, сам же он, будучи в состоянии средней тяжести, призывает не ходить на митинги, призывает жить, учиться и работать. Вот выдержка из его официального обращения к родителям своих учеников: «Я убедительно прошу не использовать наш лицей, не использовать меня как какую-то креатуру в какой-то там политической борьбе. Потому что и родители, и дети знают, что я всегда старался держать школу вне политики. Школа не должна заниматься политикой».
Подводя итог вышеописанному, выражу свое мнение как педагога. Если люди, отдавшие жизнь служению школе, будущему поколению, интересам государства, могут считаться пустым множеством для последнего только на основании «неверных» политических предпочтений, то у многих есть повод выходить на митинги.
Была ли политическая подоплека в этом деле или нет – спорный вопрос… однако власти вели себя как минимум странно, и, по мнению родительского коллектива, коллег из соседних с лицеем № 37 школ, с которыми я беседовал – непорядочно – «Снова власть повела себя КАК ВЛАСТЬ» (слова директора школы из Саратова, которая предпочла остаться анонимной). Такими именно действиями «слуги народа» вселяют повсеместный скепсис в отношении себя самих. Что еще ужаснее, ситуацию видят и слышат ученики, которые теряют веру в свою страну.
Я не сторонник революций, войн и нестабильности. Скорее консерватор, поддерживающий нынешнюю власть, но мне хотелось бы знать правду – действительно ли школа сегодня неотделима от политики? Значит, меня, открыто сказавшего, что я не голосовал за правящую партию, завтра могут отстранить от должности? Пришлют комиссию, целью которой будет поиск нарушений в моей работе?
Если это так, то разве я могу смотреть в глаза своим ученикам и их родителям? Смогу ли я воспитывать успешную личность, способную на самоопределение и свободный выбор?
 

Борис Старостин,
учитель биологии МБОУ СОШ № 147, г.  Екатеринбург




Соавтор мой крылатый

Posted: 16 Jan 2012 02:23 AM PST




31 января 2012 года Ренате Мухе исполнилось бы 79 лет. Мы познакомились и подружились с Ренатой Мухой почти полвека назад и вскоре стали соавторами. А через некоторое время я обнаружил себя одним из сквозных персонажей ее устных рассказов. Тогда Рена исполняла их только в компаниях друзей и знакомых. Рассказывала она со вкусом и с живыми подробностями. Живыми не только в том смысле, что они оживляли Реночкины байки и придавали им достоверность, но и в том, что эти подробности сами жили, пульсировали, размножались и непредсказуемо изменялись от одного исполнения до другого – в зависимости от аудитории, общественных событий, погоды и настроения рассказчицы. Из этих изящных эстрадных историй, которые в течение нескольких десятков лет Рената с успехом исполняла во многих странах мира – и со сцены, и по радио, и по телевидению – складывалась шуточная автобиография на двоих, сочиненная Реной про нас.
Вот уже около двух лет Реночки нет с нами. Остановилась, не пополняется новыми подробностями наша устная автобиография. Мои заметки – это письменное послесловие к ней, это попытка еще раз выступить дуэтом с моим другом и навсегда соавтором Ренатой Мухой.
 
«Об этом надо бы написать книгу…»

<Полина Лимперт:> Трудно представить, что стихи
можно сочинять вдвоем. Но вы это делаете,
и больше всего – с Вадимом Левиным, вашим постоянным соавтором.
Как это началось и как это технически происходит?
Рената Муха: Действительно трудно – писать стихи вдвоем.
Вот об этом надо бы написать книгу, даст Бог, мы ее напишем.
Полина Лимперт. «Несерьезные стихи для любопытного возраста»
(http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/muha/)

Этой книги мы не написали.


Мы сочиняли не только стихи. Нам нравилось вместе создавать тексты: пересказывать с английского сказки Киплинга, Полли Камерон, Беатрисы Поттер, придумывать детскую радиопередачу с «лечебными» песенками и сказками («от жадности», «от капризов»…), писать совместную статью «Стихи на уроках английского языка».
В первые годы нашей дружбы я знакомил Ренату со стихами и сказками новых для нее детских писателей и осторожно редактировал ранние Реночкины стихи. А Муха читала мне в оригинале стихи из английских книг для детей (а делала она это завораживающе), потом повторяла их по-русски и поясняла, на чем строится юмор стихотворения. И я переводил или пересказывал стихи, пользуясь этим чудесным устным подстрочником.
Иногда у нас возникали совместные стихи. Когда их накопилась дюжина, Рена предложила:
– Давай напишем книгу о том, как у нас получаются общие стихотворения.
– Реночка, ну кому интересна литературная кухня не таких уж заслуженных авторов?
Этой книги не будет. Моя вина. К идее написать книгу о соавторстве Муха возвращалась несколько раз. Но до конца ее жизни я не понимал, почему Реночке так хочется, чтобы мы выпустили эту книгу. Даже тогда, когда по телефону из Израиля она прочла мне стихотворную жалобу:

                                               Мне сегодня было грустно.


                                               Но не письменно, а устно.

Слишком поздно, уже без Рены, вспоминая, как однажды она попросила меня оценить ее версию истории с пингвинами (к которой еще вернусь), я, кажется, догадался, какая книга виделась моему соавтору. Вовсе не документальные истории о нашем сотрудничестве предлагала записывать поэтесса Рената Муха, и не научно-популярные очерки о психологии соавторства хотела писать со мной ученый-филолог Р.Г. Ткаченко. Ко мне обращалась Муха – выступательница (1), виртуозная рассказчица, которая, как иллюзионист, буквально на глазах у изумленной публики создавала «из себя» уникальные театральные представления. Реночка переживала из-за того, что ее спектакли недолговечны и навсегда исчезают, когда публика покидает зал. Рена надеялась, что мы сможем письменно воссоздать, воплотить в текстах ее головокружительные устные истории – гротескные байки, накрученные вокруг ее, моих и совместных стихов и эпизодов из нашей жизни. Ведь сумела Дина Рубина сохранить для читателей несколько импровизаций Ренаты об Одессе, о соседях Рены по дому в Беэр-Шеве, о самой Дине (см., например:http://magazines.russ.ru/ier/2009/31/ru13.html)…


Наверно, проникнуться замыслом Рены о книге мне помешало давнее и досадное ощущение, будто Муха-рассказчик мешает раскрыться Мухе-поэту. Мы ведь с начала 1960-х часто выступали вместе, и первые сценические импровизации Ренаты возникали у меня на глазах. Она уже тогда поражала любителей поэзии своими яркими, неожиданными, исключительно самобытными стихотворными строчками. Но в первые два-три года нашего знакомства завершенных стихотворений у нее было ровно три. Плюс штук пять веселых двустиший, которые воспринимались как начала стихов. И вот, выходя с этим скромным репертуаром на сцену, «поэтесса Рената Муха» принималась рассказывать о происшествиях, связанных с ее стихотворчеством. Импровизировала она в образе наивной сочинительницы, которая сама удивляется тому, что к ней, без всяких усилий с ее стороны, откуда-то приходят стихотворные строки. При этом реальные или правдоподобные события Рената изобретательно насыщала бесчисленными остроумными невероятными, явно выдуманными подробностями, заполняя время выступления и неизменно увлекая аудиторию – и детскую, и взрослую, и смешанную. Обладая таким талантом рассказчицы, удивительная Рената Муха для своих поэтических выступлений не слишком нуждалась в… собственных стихах! Это меня всерьез огорчало, и я пользовался каждым удобным случаем, чтобы подзадорить Муху и настроить ее на стихотворчество.
Однажды я пригласил Ренату на юбилей детской литературный студии, которую вел в областном Дворце пионеров и школьников. Рена привела с собой англичанку мисс Энн Нэпп, свободно говорившую по-русски. Прочитав собравшимся все три стихотворения Ренаты, я объявил, что автор среди нас:
– Попросим поэтессу Ренату Муху почитать новые стихи!
Рену встретили аплодисментами. Но читать-то ей было больше нечего. Я ожидал, что она признается в этом, а я скажу что-нибудь вроде: «Нечего лениться, Рената Григорьевна! Сегодня мы вас прощаем, но обещайте нам, пожалуйста, что на следующую встречу вы придете с новыми стихами».
Не тут-то было! Ничуть не смутившись, Рената Григорьевна объявила:
– Мои стихи на русском языке вы сейчас слышали. Поэтому я их читать не буду. А так как я преподаватель английского языка, то вместо этого проведу с вами урок…
Пауза.
– …английского языка! – подсказала аудитория.
– А вот и нет! Урок русско-английского языка. Но так как у вас праздник литературной студии, то урок я проведу с помощью стихотворения. Это русско-английское стихотворение, которое сочинил мой друг и коллега Ефим Исаакович Бейдер.

                                                    Жил-был однажды в квартире со мной


                                                    Английский мальчик – an English boy.
                                                    И в той же квартире…

Пауза.
                                                    …in our flat –


                                                    Жил кот, по-английски он звался…

Пауза, а затем дружный и радостный выкрик аудитории:

                                                  …cat!

Рената:
                                                  …a cat.


                                                  Онбылоченьжирный, he was very fat.
                                                  Он был очень рыжий…

Аудитория хором:


                                                …he was very red.

Рената:
                                                И вот этот кот, по-английски…

Хор:
                                                …a cat!

Рената, пародируя интонацию учительницы:


                 
                                                …the cat,
                                                Однажды у мальчика скушал обед.
                                                Он съел его dinner, он съел his…

Хор:
                                                …обед,

Рената:
                                                И лег на кровать его, лег on his… (хор:) bed.
                                                И вот возвратился из школы домой
                                                Английский мальчик… (хор:) an English boy.
                                                Он крикнул с порога: Hello – привет!
                                                Итутжеспросилменя: «Where is my cat?»
                                                «And where is my dinner?» А где мой обед?
                                                Я грустно ответил (пауза):
                                                «It is in the cat»…

Естественно, этот якобы-урок закончился овациями. Но тут на сцену вышла мисс Энн Нэпп и на хорошем русском сообщила:


– Западный мир сейчас переживает литературную сенсацию. В течение многих лет все зачитывались детскими романами, автора которых никто не знал: он скрывался под псевдонимом. Недавно этот человек умер, а псевдоним так и не раскрыт… Я никогда не думала, что, приехав в СССР, встречусь с обратной ситуацией: автор широко известен, а произведений нет.
Громче всех этой шутке радовалась Рената. Эпизод с английской гостьей она стала включать в свои устные рассказы, которые исполняла не только со сцены, но и в компаниях, и даже персонально для отдельных слушателей.
Репутацию остроумной рассказчицы и собеседницы Муха приобрела задолго до того, как сочинила первые стихи. Уже тогда в ее репертуаре были истории о тете Иде из Одессы (их-то, к счастью, и сохранила для читателей Дина Рубина), о Ефиме Бейдере, о следователе-кагебисте Критерии Александровиче и много других. С тех давних времен мне запомнилась миниатюра Мухи о Я.М. Гордоне, человеке остроумном, но неудержимо разговорчивом. Рена рассказывала ее примерно так:

Однажды я спешила на телевидение, но по пути решила забежать к Якову Михайловичу, который давно приготовил для меня какую-то нужную мне книгу. Я взбежала по лестнице, позвонила в дверь и не переводя дыхание выпалила, что опаздываю на свою передачу, а потому не буду проходить в комнату. Гордон сходил за книжкой, но по дороге вспомнил несколько анекдотов, которые тут же стал рассказывать. Он был намного старше меня, прерывать его было неловко. Я ждала и молилась про себя: «Хоть бы он на секунду закрыл рот! Хоть бы он на секунду закрыл рот!» И когда он сделал паузу, я выкрикнула: «Извините, я опаздываю. Закройте, пожалуйста, за мной…» – и помчалась вниз. Пробежав два этажа, я услышала за собой крик Гордона: «А-а-а-а!».
И только выбегая из подъезда, сообразила, что попросила Якова Михайловича: «Закройте, пожалуйста, за мной рот!»

Муха была остра на язык и ценила остроумие других. Реночка, например, рассказывала мне (и несколько раз при мне) о том, как в доме знакомых ей представили вернувшегося из заключения литературоведа Льва Яковлевича Лившица. Рена, естественно, произнесла свое восторженное «о-о-О!» и тут же услышала от Л.Я. отрезвляющий афоризм:


– Деточка, не каждый, кто сидел, – хороший человек!
Выражение «за словом в карман не лезет» совершенно к Реночке не подходило. Ее неожиданные ответы возникали, казалось, еще до того, как заканчивалась фраза, на которую Муха отвечала. Как будто любой собеседник подыгрывал Ренате, подавая реплики, позволяющие Рене парировать их заранее придуманной остротой.
Журналистка Полина Капшеева (Лиора Ган) рассказывает (см.: http://t-samoylova.livejournal.com/101160.html#cutid1):

Началось с телефонного разговора. Несколько бывших харьковчан, не сговариваясь, настоятельно рекомендовали мне побеседовать с их землячкой, поэтом Ренатой Мухой, недавно переехавшей в Израиль. Звоню Ренате – и буквально после первых фраз восклицаю: «Я вас уже люблю!» Реакция моментальная: «Любите – женитесь. Во всяком случае, давай на “ты”». Мы сговариваемся, что Рената приедет автобусом из Беэр-Шевы ко мне в Раанану, прямо с автобусной остановки позвонит, я выйду навстречу. Жду звонка примерно к десяти утра, но раздается он только в половине двенадцатого. «Рената, где ты? Я ужасно волнуюсь…» – «Совершенно напрасно. Я полтора часа гуляю по Раанане. Дело в том, что утром меня неудачно постригли, и я ждала, пока волосы отрастут. Отросли». – «Я выбегаю. Умоляю: стой на месте, никуда не девайся!» – «Как получится…»

Наталья Рапопорт, профессор Университета штата Юта, вспоминает (см.:http://7iskusstv.com/2010/Nomer9/Rapoport1.php):



В середине девяностых я стала свидетельницей ее феноменального успеха как рассказчицы: на битком набитом стадионе в американском городке Прово Рената держала аудиторию минут двадцать байками на английском языке – никто не шелохнулся, разве что иногда стадион взрывался хохотом, пугая окрестных птиц…
…А состоялось наше знакомство примерно так. Телефонный звонок:
– Наташа? С вами говорит Рената Муха. У меня для вас письмо от Толи Вишневского и подарок от Сережи Никитина. Как мне их вам передать?
– Рената, где вы?
– Я в Прово, на фестивале чтецов, это недалеко от вас.
– Сорок пять миль. Я сейчас подъеду, объясните только, как вас найти.
– Нет, подъезжать не надо, меня сейчас к вам привезут, у меня есть ваш адрес.
– Чудесно!
– Но тогда мне придется у вас переночевать.
– Нет проблем!
– Недели две.
– Нет проблем!
– То есть как это нет проблем?! Проблемы у вас, конечно, будут, но только с обедом и ужином – за завтраком я ем сравнительно мало.
Так в наш дом и в наши сердца залетела Рената Муха.

Дина Рубина в книге «Больно только когда смеюсь» пишет об одной из поздних баек Ренаты:


…это убийственно точный по интонации, хотя и придуманный от начала до конца устный рассказ. С выкриками, вздохами, жестами, комментариями в сторону (http://bookz.ru/authors/rubina-dina/bol_no-t_376/page-16-bol_no-t_376.html).

И там же:


…основной прием творчества Ренаты Мухи – касается ли дело «полномасштабного» стихотворения или какого-нибудь двустишия (от которого невозможно месяцами отделаться!), – заключается, условно говоря, в трюке.
В неожиданном повороте темы, эмоциональном сдвиге, словом, таком «повороте сюжета», – когда в конце второй строки на вас словно нахлобучивают шутовской колпак по самые уши, – что обескураженный читатель долго осматривается по сторонам, пытаясь понять – что с ним сотворили…

И еще:
Рената была убийственно эстрадным человеком. Рената была мастером и гением устного рассказа! Когда Рената выступала, зал сидел просто как стадо кроликов, слушая ее и не отводя глаз.

Это Дина Рубина сказала 27 декабря 2009 года по радио «Эхо Москвы» в передаче «Непрошедшее время», посвященной памяти Ренаты Мухи (http://www.echo.msk.ru/programs/time/644294-echo/).
На трюках построены не только многие стихи Мухи, трюками были до невозможности насыщены ее устные «документально-фантастические» истории, которые, как это ни горько, так и ушли из нашей жизни вместе с Ренатой.
В мае 2001 года мы встретились в Москве после пяти лет, которые прожили в разных странах. Перед выступлением в Доме детской книги Рена прочитала мне много новых стихотворений – хороших и даже превосходных. Однако со сцены, как в прежние времена, принялась рассказывать байки – в том числе старые, впрочем, обогатившиеся новыми, никогда не случавшимися, но неотразимо смешными деталями. Пресса сообщала об этом так: «В Дом детской книги прилетели Муха и Левин». (http://www.gramota.ru/lenta/news/8_122). И дальше: «На заседании клуба Вадим Левин в основном читал стихи, а Рената Муха выступала в излюбленном ею жанре – “рассказывание историй” (к такому жанру можно отнести, например, рассказы Ираклия Андроникова). Оба выступления вызвали искренний восторг аудитории, состоящей из писателей, издателей, литературоведов, журналистов, и были удостоены бурных аплодисментов».
После встречи я потихоньку упрекнул Ренату:
– Зачем ты расходуешь время выступления на байки вместо того, чтобы читать хорошие стихи?
Рена ответила:
– Но внутри историй стихи воспринимаются еще лучше.
Бесспорно, Рена была права: ее стихи, вставленные внутрь документально-фантастических историй, приобретали дополнительные подтексты и звучали еще острее и внезапнее. И все-таки главное, что побуждало поэтессу во время выступлений окружать стихи (как картины рамкой) веселыми «спектаклями из своей жизни», заключалось, я думаю, в самой потребности Ренаты появляться на сцене «в образе» и импровизировать – неожиданно для слушателей и себя самой. Это творчество было для Реночки не менее увлекательным, чем сочинение стихов. Я уверен, Муха осознавала, что как «выступательница» она неповторима.
Изящные «малостишия» Мухи хороши и сами по себе, без эстрадной приправы:

                                                – Едят ли дятлы червяков? –


                                               спросил червяк.
                                               И был таков.

Или:
                                               Живет на свете Колбаса Вареная,


                                               Сама собой неудовлетворенная.

Или:
                                               Чуть-чуть похудеть захотелось Скелету,


                                               И он ради этого сел на диету.

Или:
                                               Когда вам гадит Троглодит,


                                               Ведь что-то им руководит?

Или:
                                               На вершине два Орла


                                               Пили прямо из горла.

Или:
                                               Потомки бывают умнее, чем предки,


                                               Но случаи эти сравнительно редки.

У каждой пары строк Ренаты Мухи – свой сюрприз, своя игра, своя шутка. Но особая сила этих праздничных стихов в том, что они теплые, светлые, добрые. Даже те, которые о скелетах или троглодитах. И тот, кто это почувствует, согласится с Игорем Губерманом: «После таких стихов невозможно вырасти полностью плохим человеком».


Мухины двустишия прекрасно смотрятся в одном ряду с миниатюрами старших мастеров.
Борис Заходер, «Гносеология»:

                                               – Что мы знаем о лисе?


                                               – НИЧЕГО!
                                               (И то – не все!..)

Валентин Берестов, «Дух и тело»:


                                               Как быстро юность пролетела!
                                               И дух уже сильнее тела.

Поэтому не только импровизированные рассказы Ренаты придавали ее стихам новое звучание, но стихи были украшением ее неповторимых баек. Вообще, разнообразные таланты Ренаты Мухи усиливали и оттеняли друг друга. Но нередко и конкурировали между собой. В Рене жила актриса. (Однажды она рассказала мне, что на какой-то научной конференции или на защите диссертации она неожиданно для себя стала читать заданные ей вопросы, держа записки в вытянутой руке и глядя поверх очков: ей показалось, что в той ситуации надлежит выглядеть дальнозоркой.) Подозреваю, что не только на публике, но и наедине с собой она оставалась играющим режиссером-постановщиком. Поэтому на сцене, как мне кажется, актриса, выступательница обычно побеждала в ней поэта. При этом цепкий, быстрый и острый ум в сочетании с чувством слова и стиля начисто исключали из ее поведения даже намек на банальность. Она была всегда самобытна и празднична – и как женщина, и как педагог, и как ученый-филолог, и как поэт. В ее лучших стихах обыденные фразы и интонации непредсказуемо (и парадоксальным образом – естественно, несуетно!) объединялись с необычными рифмами и начинали играть. И все окружающие и все окружающее послушно и с удовольствием включалось в игры Ренаты: играли слова, вещи, звери, люди – родные, знакомые и незнакомые. Играла и сама Рена, и ее слушатели:

                                               Жил человек полнеющий,
                                               А так вообще – вполне еще.
                                               Вчера Крокодил улыбнулся так злобно,
                                               Что мне до сих пор за него неудобно.
                                               Жил человек с бородой и усами.
                                               А остальное придумайте сами.

Именно на сцене Рената была счастлива – осчастливливая нас, слушателей-зрителей.


Обидно и непоправимо: не написать мне без Рены ту книгу, которая виделась ей, не воспроизвести на бумаге устные фантазии Ренаты Мухи. Могу рассказать только о том, что помню о Реночке и о нас и, в частности, о том, как мы писали вместе. Пускай это будет послесловием к книге, которую мы не написали. Думаю, тем, кто слушал Муху или еще услышит-увидит редкие сохранившиеся видеозаписи ее выступлений, будет интересно узнать о Ренате, о нашей дружбе и о реальных событиях и ситуациях, из которых возникали неоспоримо убедительные выдуманные истории блестящей выступательницы Ренаты Мухи.

Вадим Левин

Продолжение следует





Ключи от шифра, или Как удержать внимание

Posted: 16 Jan 2012 02:21 AM PST




Как удержать внимание ученика, расхристанного после долгих праздников  и аккуратно переключить его интерес на уроки? Наверняка каждый учитель задает себе такой вопрос в первые две недели после любых каникул. Я сделала подборку ресурсов о вымышленных алфавитах. Надеюсь, это поможет педагогам-гуманитариям разбудить учеников.  
Мне показалось, что таинственные шифры в литературных произведениях – это довольно интересная (и при этом интеллектуальная и креативная) тема для детей от семи до семнадцати. Людей, которые сочиняют искусственные алфавиты, великое множество, причем это не только подростки, увлеченные детективами или приключениями, но и вполне серьезные лингвисты, для которых придумать алфавит, соединяющий французский и китайский или немецкий, английский и русский – сущий пустяк. А еще искусственные алфавиты могут быть очень красивыми: вертикальными, горизонтальными, похожими на обычные буквы или не очень, бывают даже трехмерные.
Чтобы нам создать свой собственный шифр, альтернативную письменность, нужна не только изрядная доля воображения и творческие способности, но и знание малоизвестных фактов о писателях, их героях и книгах. Самый простой шифр – это искусственный алфавит на базе существующего.
Для чего они нужны?
 
Преодолевать трудности и добиваться своих целей
Мало кто знает, что Льюис Кэрролл (он же математик Чарльз Доджсон) любил работать по ночам, но свечи были дороги, лампу разжигать было долго, а долгими зимними ночами по комнате бродили сквозняки. Это сейчас у него был бы айпад, обогреватель с пультом дистанционного управления и полы с подогревом. Но даже если разжечь свечу, свет она дает скупой, глаза устают очень быстро. Чтобы не упустить ценные мысли, Льюис Кэрролл изобрел специальный ночной шрифт для того, чтобы записывать свои мысли. А помог ему в этом обычный кусок картона, в котором он прорезал 16 окошек – по количеству символов в строке. Прибор назывался the Nyctograph, никтограф. Да, иногда шифровальный аппарат может быть не сложнее доски.
 
Как пользоваться никтографом? А очень просто.
Каждое новое слово начинается с символа, который содержит жирную точку в северо-западном углу квадратика. Писатель (он же математик) заполнял квадратики и опускал никтограф ниже по строке. В прошлом году появилось английское издание «Алисы в Стране чудес», целиком и полностью написанное ночным никтографическим шрифтом.
Часть книги можно полистать на сайте магазина:http://www.amazon.com/exec/obidos/ASIN/1904808786/evertype-20
Там же есть и расшифровка таинственных значков. А их изображения я обнаружила на сайтеhttp://www.evertype.com/books/alice-nyctograph.html.
Опыт Льюиса Кэрролла показывает, что даже несовершенство человеческого тела не может остановить человеческую мысль. Она преодолеет любые границы и преграды.
 
Написать увлекательный детектив
Для школьников, которые спят и видят себя в роли писателей, каждый шифр может стать прекрасной основой для увлекательного детективного рассказа. Вспомним всеми нами любимого сэра Артура К. Дойла и его «Пляшущих человечков».
«Я с изумлением увидел, что на листке начерчены какие-то бессмысленные иероглифы.
– Позвольте, Холмс, да ведь это рисовал ребенок! – воскликнул я.
– Вот каково ваше мнение!
– Что же это, в таком случае?
– Мистер Хилтон Кьюбит из Ридлинг-Торп-мэнор в Норфолке как раз и хотел бы знать, что это такое. Этот маленький ребус он послал нам с первой почтой, а сам выехал сюда ближайшим поездом. Слышите звонок, Уотсон? Это, вероятно, он».
В интернете, в свободном доступе находится потрясающая, увлекательная книга – литературное расследование реалий «Пляшущих человечков».
 
http://www.liveinternet.ru/users/3429056/post111401597
Там можно найти 24 варианта человечков для кириллицы. Причем некоторые человечки являются каноническими, а некоторые – отсебятиной советских оформителей.
«Шифр создан на основе книги Sir Arthur Conan Doyle The Return Of Sherlock Holmes, Wordsworth Editions Limited, 1995, которая является (в частности для сборника «Возвращение Шерлока Холмса») факсимильным изданием The Strand Magazine, October 1903 – December 1904. То есть первой публикацией «Пляшущих человечков». Поэтому этих «пляшущих человечков» можно считать каноническими. Именно такими (или похожими на них) должны были бы быть пляшущие человечки всех других последующих изданий».
Самые прихотливые эстеты-читатели найдут в этой книге даже гибрид человечков Конан Дойла и кохау-ронго-ронго, письменности деревянных дощечек с острова Пасхи.
А еще автор проверяет утверждение Шерлока Холмса, который был знаком якобы со 160 видами шифров. Подсчитав количество популярных шифров, автор приходит к выводу, что Холмс был продвинутым любителем, так как в то время насчитывалось минимум 210 видов шифров. Периодические издания, посвященные криптографии и криптоанализу, пользовались бешеной популярностью. И великий сыщик, существуй он на самом деле, обязательно бы писал в такие издания.
 
Искусство ради искусства
Что касается сегодняшнего дня, то искусственные алфавиты – это часть вымышленных языков, которые встречаются в фильмах и сериалах. Клингонский язык из сериала «Стар трек» существует на самом деле, поскольку был придуман профессиональным лингвистом. Толкиен, автор «Властелина колец», был известен в большей степени как конлангер – изобретатель искусственных языков. Более всего сегодня известен его эльфийский язык Квенья («эльфийская латынь»), но были у него и другие. Известен язык На-Ви из «Аватара». Да и много их...
Но сочинять целый язык невероятно сложно, гораздо проще создать алфавит для уже существующего языка – русского, английского или любого другого.
 
Для любителей искусственных языков, альтернативных форм записи существует великолепный сайт omniglot.com. Найти образцы альтернативной письменности, магических шрифтов, искусственных алфавитов можно по двум этим адресам:
http://omniglot.com/writing/conscripts.htm иhttp://omniglot.com/writing/alternative.htm#alt
Что касается самых странных алфавитов, то на этом сайте можно найти 3D-алфавит, каждая буква которого – особое соединение из труб, вентилей, муфт... То есть из подручного материала вполне можно собрать оригинальное признание в любви, которое будет тянуть килограммов на 50–70. Или написать стихотворение, в котором можно бродить полдня.
Есть там и алфавит, созданный специально для кириллицы российской студенткой Ольгой Смирновой. Он называется Beadscript. Bead по-английски значит бусина, шарик.
 
Вот так он выглядит: http://www.omniglot.com/writing/beadscript.htm
А вот алфавит для английского языка, придуманный в XVI веке Корнелиусом Агриппой. Он называется «Переход через реку» и относится к так называемым магическим алфавитам, предназначенным для коммуникации людей и духов. И даже если мы, люди XXI века, не верим в сильфов и саламандр, мы всегда можем использовать это знание для того, чтобы создавать достоверные произведения или разгадывать тайны, которых немало в нашей жизни. Мы просто приучаемся к мысли, что язык, все наши мысли и чувства, могут быть выражены не только кириллицей или латиницей, но тысячей разных способов.http://www.omniglot.com/writing/ptr.htm
На том же сайте omniglot.com можно встретить несколько цветовых (или цветных) алфавитов – систем письменности, которая базируется не на знаке, а на цвете. С их помощью можно записывать буквы цветами, причем не важно, на каком языке. Большинство этих алфавитов – фонетические. Самый известный в России – это колорбет Виталия Веташа.
О том, как выглядит алфавит, можно узнать здесьhttp://www.astrolingua.spb.ru/LINGRAF/zvetoalf.htm.
В общем и целом, искусственные алфавиты – это прекрасная интеллектуальная игра. Сложная, как шахматы, но требующая не только концентрации внимания, но и эрудиции. Каждый искусственный алфавит, существовавший в прошлых веках, отсылает к увлекательным историческим фактам, документам древних авторов или интереснейшим фактам из древнего мира, древних культур. А если школьникам захочется познакомиться не с вымышленными алфавитами, а с актуальными системами письменности, то им поможет в этом ресурс «Все алфавиты мира» – http://rbardalzo.narod.ru/vse_alf.html. Это список алфавитов, каждая гиперссылка – это небольшая статья, снабженная иллюстрациями. Это действительно кладезь информации: от миссионерских алфавитов, придуманных для небольших племен, до узелковой письменности, которая существовала тысячелетия назад. Честное слово, после некоторых статей даже наиподробнейший справочник Дитмара Эльяшевича Розенталя по русскому языку покажется милым и понятным, как сказка о репке.

Анастасия Чеховская



Надо реже дышать

Posted: 16 Jan 2012 02:21 AM PST




Дневник первоклассника

1 января


Дед Мороз все-таки принес мне то, что я просил.
16 лего-фигурок из пятой серии. Ничего не перепутал.

4 января
Я ходил с папой на ледовый каток и заболел.
Кашляю.
Сижу дома, парю ноги с горчицей, пью горячее молоко с медом, ем лимоны с сахаром.

9 января
Сделал аквариум.

10 января
Все сегодня пошли в школу, а я нет. Они сегодня даже на лыжах должны кататься на физкультуре.
А я все еще болею.
Так надоело дома сидеть.
Хочется уже поскорее в школу.
Даже учиться хочется.
Достал тетрадку в клетку, пишу цифры, тренируюсь.

11 января
Смотрел телевизор и услышал: «Давайте поднимем тост... » ­– и все ждал, что покажут кусок хлеба – тост – и как его поднимают.
Но поднимали только бокалы и чокались. Странные. При чем тут тост?

13 января
У нас был урок на компьютерах.
Мы учились включать и выключать компьютер, печатали свое имя, фамилию, а потом меняли шрифт, могли сделать буквы толстыми или наклонными и переходили с английского на русский.
Прикольно было, когда мы нажали на программу, в которой надо было писать, а планета прыгала. Это означало, что программа загружалась.

16 января
На лыжи я не пошел: после болезни всех отправляют на лечебную физкультуру.
Учительница по физкультуре сказала нам: «Чтобы дольше жить, надо реже дышать».
Наверное, она права.
Вот собаки часто же дышат, а живут всего 15–20 лет.

17 января
Сдавал анализ крови. Оказывается, до того как возьмут кровь, нельзя было ни есть, ни пить.
А так сильно хотелось.
Пропустил два урока.

Свободушколам

Posted: 16 Jan 2012 02:21 AM PST




Преподавание компьютерной грамотности в школах подвержено серьезному пересмотру. Министр образования Великобритании Майкл Гоув заявил, что представителями разных промышленных отраслей и университетов уже разработана новая учебная программа.

В своей речи министр отметил, что существующая программа по информационным и коммуникативным технологиям скучна для детей. Министр считает, что детям не интересно слушать нудных учителей о том, как нужно работать в программах Word и Excel.


Взамен он предлагает дать школам свободу, создать так называемый открытый исходный код для учебной программы по информатике. При таком условии школы свободно смогут пользоваться ресурсами, разработанными при помощи ученых и ведущих предпринимателей. Эти изменения произойдут уже в сентябре.
Информатика останется обязательным предметом в школе. Министр в своей речи на торговой ярмарке BETT, где демонстрировались образовательные технологии, отметил, что Великобритания должна возродить наследие математика и специалиста по взлому шифров в военное время Алана Тьюринга. Для этого необходимо, по мнению министра, воспитать поколение молодых людей, способных работать в самом центре технологических изменений.
Он сказал: «Представьте, что произойдут значительные изменения в течение нескольких лет, если мы избавимся от всех препятствий, существующих в настоящей программе по информатике. Вместо скучных уроков, где детей обучают пользоваться программами Word и Excel, у нас будут одиннадцатилетние ученики, способные создавать компьютерную анимацию в формате 2D, с использованием языка программирования Scratch. К шестнадцати годам они смогут освоить формальную логику, которую раньше преподавали на университетских курсах, а также писать собственные программы для смартфонов».
Уже через неделю начнутся консультации по новой программе. Министры встретятся с представителями университетов и бизнеса. IBM и Microsoft уже работают над пилотным вариантом программы по информатике для средней школы.
Британское компьютерное общество уже разработало учебную программу для основных ступеней в школе, ведущих к выпускным экзаменам. В создании данной программы участвовали Microsoft, Google и Кембриджский Университет.
В своей речи Гоув призывает правительство обратить внимание на развитие компьютерной науки, сославшись на ее трансформацию в другие дисциплины.
«Двадцать лет назад медицина не была информационной технологией. Сегодня геном расшифрован, а биологическая инженерия и синтетическая биология перестроили медицину. Границы между биологией и информационными технологиями размыты, и появилась биоинформатика. Двадцать лет назад лишь небольшое количество специалистов знали о существовании интернета. А сегодня миллиарды людей и триллионы дешевых датчиков связаны друг с другом по всему миру», – сказал министр.
В своей речи он рассказал о неудачах в обеспечении информационно-коммуникативных технологий. Он сказал: «Наша школьная система не готовит детей к новому миру. Миллионы выпускников школ за последние десять лет не имели даже базовых знаний по информационным технологиям, необходимых для хорошей работы».
Обрисовывая перемены, мистер Гоув сказал: «Традиционный подход привел бы к тому, что учебная программа осталась бы той же еще в течение четырех лет, потом бы мы собрали экспертов, написали бы новую программу по информатике, испытали бы судьбу, начав готовить учителей, и занялись бы разработкой экзаменов. Но мы так не поступим. Технология в школе больше не контролируется Уайтхоллом. Отказываясь от программы, мы предоставляем свободу школе и учителям в том, как и чему учить. Это революция».
Реформа компьютерных технологий в школе была принята промышленным сектором. Питер Бэррон, директор по внешним связям Google в Великобритании, сказал следующее: «Мы рады, что правительство признало важность компьютерной науки, преподаваемой в школе. Лишь у немногих британских школьников есть возможность изучать настоящую информатику. И в результате у нас недостаток ключевых знаний, необходимых для продвижения экономического роста в стране. Мы с нетерпением ждем, когда разовьются новые образовательные ресурсы, основанные на обучении тому, как работают компьютерные программы, а не на том, как ими пользоваться».
Билл Митчелл, директор Британского компьютерного общества при Академии информационных технологий, сказал: «Наша организация благодарна Майклу Гоуву за то, что он публично признал важность обучения компьютерной науке детей в школе».

Дживан Васагар,
The Guardian