Выступление на заседании творческой группы учителей математики Работа над проектами на уроках математики - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ работы гмо учителей математики 1 183.92kb.
Предметно-ориентированная, рассчитана на учащихся изучающих математику... 4 674.37kb.
Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся... 1 109.66kb.
Игру провела учитель математики 1 63.06kb.
Интерактивные методы обучения на уроках математики Иванова Елена... 1 117.76kb.
3 Дидактические игры на уроках математики 1 183.58kb.
Диагностика индивидуальных типологических особенностей младших школьников... 1 292.94kb.
«Решение задач в целых числах» 3 589.77kb.
Основная задача личностно ориентированной педагогики оказание содействия... 1 69.51kb.
Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное... 1 57.46kb.
Самостоятельная работа Выполнение заданий из приведенного перечня... 1 33.6kb.
Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях... 6 2202.11kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Выступление на заседании творческой группы учителей математики Работа над проектами - страница №1/1

Выступление на заседании творческой группы учителей математики

Работа над проектами на уроках математики

Изучение математики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, если не сказать трудностей развития школь­ного образования в нашей стране. Как отмечается в ряде статей, приходится говорить даже о кризисе математического образования. Причины его видятся, в первую очередь, в следующем:



  • в изменении приоритетов в обществе и в науке - в настоящее время на фоне резкого падения интереса к науке в целом наблюда­ется рост приоритета гуманитарных наук;

  • в сокращении количества уроков математики в школе;

  • в оторванности содержания математического образования от жизни (особенно в массовых школах);

- в малом воздействии на чувства и эмоции учащихся.
Позволю себе привести высказывания ученых разных времен и народов без подробных комментариев.

Цель знания - не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области, которую когда-то изучал. (А. Н. Теренин.)

Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат... Функции школы не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление. (М. Планк.)

Если бы преподавание наук в школе носило более гуманитарный характер, школьное образование могло бы стать основой любой деятельности. Воспитание новых людей, у которых современная научная культура сочеталась бы с культурой классической, привело бы к новому скачку в разви­тии современной цивилизации. (А. Раби.)

Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению. (Н. А. Умов.)

Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей, то ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь. (А. Эйнштейн.)

Наука захватывает нас только тогда, когда, заинтересовавшись жиз­нью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития их открытий. (Дж. К. Максвелл.)

От учителя зависит многое.

Знания учителей должны представлять собой не что-либо готовое и раз навсегда усвоенное, а постоянно развивающийся процесс, в котором педагогическая работа должна сочетаться с научной. (И. А. Умов.)

Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он де­лает сам. (Ф. Нейман.)

Еде ученье не клеится - а это бывает со всеми предметами - там глав­ная вина падает на учителя. Успехи учащихся - лучшее мерило для дос­тоинств учителя. (А. Эйнштейн.)

Собрав воедино основные положения, отмеченные в этих уди­вительно глубоких и современных по смыслу высказываниях, кратко выделим самое главное:


  • роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом общем смысле;

  • знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к ре­альной жизни и повседневной практике;

  • изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от про­цесса познания;

  • преподавание наук в школе, в том числе и математики, долж­но носить более гуманитарный характер;

  • обучение математике в школе (и особенно в лицее) должны осуществлять учителя, желающие и умеющие проводить педагоги­ческие исследования, тактично и незаметно для учащихся органи­зующие и реализующие процесс познания и воспитания. Метод проектов, методика сотрудничества при организации работы уча­щихся в значительной мере соответствуют только что обозначен­ным положениям.

Анализируя этапы подготовки и проведения уроков, их итоги, результаты анкетирования учащихся, можно сделать следующие выводы.

1. Реализация метода проектов, методики сотрудничества весь­ма перспективны при изучении математики; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.

2. В процессе подготовки и проведения подобных уроков у
учителя появляется возможность формирования у учащихся:


  • новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга;

  • новых личностных качеств.

3. Метод проектов может использоваться в учебном процессе
для решения различных небольших проблемных задач, и тогда
можно организовывать мини-проекты достаточно часто, приучая
учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках урока).

Примеры краткосрочных проектов (в рамках изучения программ­ного материала):

Координаты точки и координаты вектора.

Расстояние от точки до плоскости.

Угол между прямой и плоскостью.

Правильная пирамида.

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

Также этот метод применяется для решения крупных задач, сложных для понимания вопросов. Тогда используются достаточно крупные проекты (макропроекты), занимающие несколько уроков (или на занятиях кружка, факультатива) и достаточно серьезную самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность во внеурочное время.

Примеры среднесрочных проектов:


  • Решение уравнений 2-й, 3-й, 4-й степеней по формуле.

  • Односторонние пределы.

  • Как Архимед измерял объём шара?

  • Непрерывность функции.

4. Организация и проведение макропроектов (долгосрочных)
требует обоснованного и разумного подхода с учетом всех ранее
выявленных замечаний. Такие проекты и, соответственно, уроки не
могут проводиться слишком часто, превращаясь в нечто повседневное, - они должны являть собой праздник знаний, определенные вехи в изучении такой интересной и замечательной науки, какой является математика.

Примеры, долгосрочных проектов (по материалам научно-практических исследований).

Лента Мёбиуса и её свойства

В своей работе учащиеся рассмотрели ленту Мёбиуса как топологи­ческий объект (развёртывающуюся поверхность), изложили доказательст­ва основных теорем топологии необходимых для осмысления свойств ленты Мёбиуса и проанализировали проникновение её свойств в различ­ные разделы математики (односторонность, непрерывность, связность, ориентированность, «хроматический номер»). Приведены конкретные примеры и предложены авторские гипотезы нестандартного применения листа и ленты Мёбиуса в науке, технике, быту и при изучении свойств Вселенной.

Элементарная теория управления запасами

В проекте автор обращается к прикладным разделам математики -экономике и статистическим расчётам, которые очень актуальны в практическом применении математических знаний и в настоящее время вызы­вают интерес у школьников.

«Золотое сечение» и его применение в архитектуре

Цели: изучить теоретический материал по теме «Золотое сечение, золотая пропорция и связанные с ней отношения»; рассмотреть его при­менение в Древней Греции; указать наиболее известные здания, построенные по законам «золотого сечения», и их значение в культурной жизни.

Построение комплексных множеств на плоскости.

Графическое решение систем уравнений и неравенств с параметром в комплексных числах Результатом работы над проектом стало создание качественного ме­тодического пособия для желающих самостоятельно овладеть теоретиче­скими знаниями в данной области, содержащее помимо основного теоре­тического материала с авторскими примерами тест для самоконтроля, ко­торый позволит оценить степень усвоения изученного.



Теорема Пифагора вне школьной программы

B процессе работы над проектом создано пособие с качественным электронным приложением, которое может быть использовано на круж­ковых занятиях, предпрофильных курсах и для самообразования учащи­мися 8-9 классов.