Воистину несчастен человек, который ни на чём не способен сосредоточиться. По мнению английской, писательницы Эмми Баркер, сосредото - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Воистину несчастен человек, который ни на чём не способен сосредоточиться. По мнению - страница №1/1

Консультация для родителей и педагогов
"Гиперактивный ребёнок
"

  История вопроса



  Воистину несчастен человек, который ни на чём не способен сосредоточиться. По мнению английской, писательницы Эмми Баркер, сосредоточение - это ключ к силе. Зрелым и сильным мы считаем того, кто умеет спокойно, деловито, не суетясь и не отвлекаясь на пустяки, решать встающие перед ним проблемы.
  Разумеется, эту способность человек обретает не сразу. Маленький ребёнок по своей природе импульсивен, его поведение подчинено сиюминутным побуждениям и стимулам. Взрослея, он учится «держать себя в руках», планировать своё поведение, воздерживаться от поспешных шагов, отвлекающих от серьёзной цели.
Однако не каждому удаётся этому научиться. Иной ребёнок, перестав быть милым непоседой , становится в глазах окружающих «неусидчивым», а то и «несносным».Ведёт себя неадекватно, учится плохо, и не мудрено , что его жизнь превращается в ад, ибо ни одну проблему он толком решить не может.
  Проблема гиперактивности стара, хотя серьёзные научные изыскания в этой области начались немногим более четверти века назад. Феномен «плохого поведения» превратился в патологический синдром, который нуждается в адекватной диагностике, лечении и коррекции.
  Долгие годы повышенная возбудимость и неумение сосредоточиться считались естественной возрастной особенностью. Педагоги прошлого писали о «буйном нраве» и «дикой резвости» ребёнка, которые необходимо усмирить посредством воспитания. Само же воспитание в основном рассматривалось как привитие ребёнку дисциплины: научи сына послушанию и тогда легко научишь его всему остальному. Если желаемого результата достичь не удавалось, такая неудача относилась за счёт трудно объяснимых индивидуальных особенностей характера, а также упущений в воспитании, которые, вероятно, было недостаточно строгим.
  Переход к массовому школьному обучению заставил внимательно рассмотреть этот вопрос. Были выделены особые категории детей, плохо справляющихся с учебной деятельностью. Традиционные формы обучения и воспитания оказывались здесь неэффективными, поэтому таких учащихся стали именовать исключительными (в негативном аспекте), подчёркивая болезненную природу их ума и характера.
В 1911 году в книге «Психические аномалии среди учащихся» французские авторы Ж..Филипп и П.Бонкур среди «психически ненормальных учеников», наряду с отсталыми, эпилептиками, астениками , истериками выделяли и так называемых неустойчивых учеников.
  Приводимое ими описание: «В школах сперва квалифицируют неустойчивых как недисциплинированных. Это банальное название остаётся за ними до тех пор , пока воспитатель не заметит, что всё их поведение имеет болезненное происхождение. Эти ученики не терпят никакого руководительства, так как не могут поспевать за ним. Их физическая подвижность прямо изумительна: они никогда не сидят на одном месте и каждую минуту без причины вскакивают из-за стола. Играя, они быстро переходят от одной игры к другой. Их умственная подвижность ничуть не меньше: едва принявшись за чтение, они уже хотят писать и считать».
  Авторы также отмечают: «Не следует забывать о двух типах недисциплинированных: один- сознательный, самопроизвольный,…другой- болезненный. Описанный нами тип имеет болезненную основу, а именно патологическое состояние нервной системы. Это- больные… В интересах будущего таких детей на них надо воздействовать одновременно медицинскими и педагогическими приёмами».
Медицинскими приёмами, которые использовались в подобных случаях были общеукрепляющие физиотерапевтические процедуры –небесполезные, но крайне малоэффективные в педагогическом плане. А также лекарственные препараты успокаивающего, или , иначе говоря, тормозящего действия. Что же касается педагогических методов, то Ж.Филипп и П.Бонкур без особого энтузиазма характеризуют их так: «Только опытному воспитателю, привыкшему соразмерять своё преподавание с умственной вместимостью своих учеников и давать его в строго размеренных дозах, удаётся поддерживать некоторое время вечно подвижное и рассеянное внимание таких учеников. Но и тогда даже ученик скоро всё забывает , и чтобы вбить какое-либо понятие в его неустойчивые мозги , приходится постоянно прибегать к повторению и к вдалбливанию. Отсюда вытекает необходимость ограничиваться самым элементарным. Не охватывая слишком обширное поле изучения».
  В отечественной психолого- педагогической науке гиперактивности также уделялось внимание , однако отнюдь не первостепенное. Так, известный психиатр В.П.Кащенко выделял широкий спектр нарушений характера, к которым, в частности, относил и «болезненно выраженную активность». В его посмертно изданной книге «Педагогическая коррекция» читаем: «Каждому ребёнку присуща подвижность как телесная , так и психическая, т.е. мыслей, желаний, стремлений. Это его психо-физическое свойство мы признаём нормальным , желательным , крайне симпатичным. Странное впечатление производит ребёнок вялый , малоподвижный , апатичный. С другой стороны , чрезмерная жажда движения и деятельности (болезненно выраженная активность), доведённая до неестественных пределов, тоже привлекает наше внимание. Мы тогда отмечаем , что ребёнок постоянно находится в движении , не может сидеть спокойно ни одной минуты, ёрзает на месте. Болта5ет руками и ногами, смотрит по сторонам, смеётся , забавляется, вечно о чём-то болтает, на замечания не обращает внимания. Самое мимолётное явление ускользает от его уха и глаза: он всё видит, всё слышит. Но весьма поверхностно…В школе такая болезненная подвижность создаёт большие затруднения: ребёнок невнимателен, много шалит, много болтает, без конца смеётся над каждым пустяком. Он безмерно рассеянный. Не может или с величайшим трудом доводит начатое дело до конца. У такого  ребёнка нет тормозов, нет должного самоконтроля. Всё это вызывается ненормальной мышечной подвижностью. Болезненной умственной, а также общепсихической активностью. Эта психомоторная повышенная активность находит затем своё крайнее выражение в психической болезни, называемой маниакально- депрессивным психозом».
  Описанный феномен Кащенко относит к «недостаткам характера, обусловленным преимущественно активно-волевыми моментами», выделяя также в качестве самостоятельных недостатков отсутствие определённой цели, рассеянность, импульсивность поступков. Признавая болезненную обусловленность этих явлений, он предлагал в основном педагогические способы их исправления – от специально организованных физических упражнений до рационального дозирования учебной информации, подлежащей усвоению. С рекомендациями Кащенко трудно поспорить, однако их расплывчатость и обобщённость вызывают сомнение в их практической пользе. «необходимо научить ребёнка желать и приводить в исполнение свои желания, настаивать на них, словом, осуществлять их. Для этого полезно давать ему задачи разной трудности. Эти задачи в течение долгого времени должны быть доступны ребёнку и усложняться лишь по мере развития его сил».
  Это бесспорно, но едва ли достаточно. Совершенно очевидно, что решать проблему на таком уровне не удаётся.
С годами бессилие педагогических  методов коррекции гиперактивности становилось всё более очевидным, т.к. эти методы опирались на старое представление об изъянах воспитания как источнике данной проблемы, тогда как её психопатологическая природа требовала иного подхода. Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счёт их умственной неполноценности. А их недисциплинированность нельзя скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники гиперактивности следовало искать в нарушениях н.с. и, в соответствии с этим, планировать коррекционные мероприятия.
  Исследования в этой области привели учёных к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и «участок ответственности» за данную проблему -ретикулярная формация. Этот отдел ЦНС «отвечает» за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбуждённом состоянии, поэтому ребёнок становится расторможен. Непосредственной причиной нарушения выделили минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждений мозговых структур, возникающих вследствие множества причин.
  Формирование концепции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью имело тесную связь с развитием представлений о минимальных мозговых дисфункциях (ММД) у детей.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей как один из вариантов минимальных мозговых дисфункций

  ММД у детей в связи с их частой распространённостью представляют значительную проблему, привлекающую к себе внимание широкого круга специалистов, в том числе медиков, психологов, педагогов, социальных работников. В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных психических функций и их дисгармоничном развитии. При этом необходимо иметь в виду то, что «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных. Иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга».(А.Р. Лурия,1969г.)


Это означает, что развитие ММД возможно при поражениях различных мозговых зон, поскольку высшие психические функции обеспечиваются совместной работой одновременно многих областей ЦНС.
При минимальных мозговых дисфункциях наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь ,внимание, память, восприятие, праксис и другие виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с таким диагнозом находятся на уровне нормы или , в отдельных случаях, субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.
  Впервые развёрнутые клинические описания этих дисфункций в литературе появились в 30-40-е годы прошлого столетия. В этот период было сформулировано понятие «минимальные мозговые повреждения», которым стали обозначать непрогрессирующие резидуальные состояния, возникающие в результате ранних локальных поражений ЦНС при патологии беременности и родов (пренатальной и перинатальной), черепно-мозговых травм или нейроинфекций.
  Особенностью клинической картины считались проявления отставания в развитии отдельных высших психических функций (но не интеллекта в целом), различные поведенческие нарушения, перцептивные расстройства. Неустойчивость внимания трудности обучения и эмоциональные нарушения. Термин «минимальное» отражает относительно малую степень поражения ЦНС в отличие от таких состояний ,как ДЦП или умственная отсталость.
  В 60-е годы широкое распространение получил термин «минимальная мозговая дисфункция», который стали использовать применительно к группе различных по своим причинам и механизмам развития (то есть этиологии и патогенезу) состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития. Дальнейшее всестороннее изучение ММД показало, что их сложно рассматривать в качестве единой клинической формы. Об этом свидетельствуют многообразие и неоднородность клинических проявлений, наличие различных факторов, лежащих в основе их этиологии и патогенеза.
  Дальнейшее всестороннее изучение ММД показало, что их сложно рассматривать в качестве единой клинической формы. Об этом свидетельствуют многообразие и неоднородность клинических проявлений. Наличие различных факторов, лежащих в основе их этиологии и патогенеза. В связи с этим для последнего пересмотра международной классификации болезней МКБ-10 (1994г.), рекомендованной ВОЗ, были разработаны диагностические критерии для ряда состояний, ранее рассматривающихся в рамках ММД. В разделе F-80 «Нарушения психологического развития» представлены рубрики F80- расстройства развития речи, F81- расстройства развития школьных навыков, F82- расстройства развития двигательных функций (диспраксия развития). Раздел F9 «Поведенческие и эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста» содержит рубрики F90- синдром дефицита внимания с гиперактивностью, F91- нарушения поведения. Таким образом, по мере научного изучения ММД всё более прослеживается  тенденция к их разграничению на отдельные формы. В клинической практике нередко приходится наблюдать у детей сочетание симптомов, которые можно отнести не к одной ,а к нескольким диагностическим рубрикам для ММД по классификации МКБ-10. В подобных случаях для рациональной тактики и диагностики лечения следует стремиться к выделению ведущего симптомокомплекса.

Возрастная динамика минимальных мозговых дисфункций и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

  Изучение анамнеза показывает, что у многих детей с минимальными мозговыми дисфункциями и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в период новорождённости обнаруживается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, проявляющийся общим беспокойством, повышенной возбудимостью, нарушениями сна и аппетита, частыми срыгиваниями ,тремором подбородка и рук. В ряде случаев выявление в неврологическом статусе этих симптомов либо признаков повышения внутричерепного давления, изменений со стороны мышечного тонуса, рефлексов новорождённого, а также очаговых симптомов служит основанием для постановки диагноза «перинатальная энцефалопатия». 


  В возрасте от одного года до трёх лет детей с минимальными мозговыми дисфункциями часто отличают повышенная возбудимость. Двигательное расстройство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела. Некоторое отставание в психоречевом и моторном развитии. К трём годам обращают на себя  внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности. Что сопровождается энурезом, энкопрезом.
  В дальнейшем проявления этих дисфункций отличаются многообразием. Однако прослеживается определённая зависимость между имеющейся у ребёнка симптоматикой и его возрастом. Как правило, возникновение симптомов ММД или их нарастание приурочено к началу посещения детского сада 3 года или школы 6-7 лет. Подобная закономерность объясняется неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми к ребёнку в условиях увеличения психической и физической нагрузки.
  Максимальная выраженность проявлений минимальных мозговых дисфункций совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей.
  К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст трёх лет. На этом этапе у ребёнка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется связная фразовая речь, активно развивается внимание и память. Увеличение нагрузок на ЦНС в данном возрасте может приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, негативизма, непослушания, а также отставания в психоречевом развитии, неврологическим расстройствам. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления письменной речи (письмо, чтение). Для детей этого возраста с минимальными мозговыми дисфункциями характерна высокая частота нарушений формирования академических навыков и проблем поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегето- сосудистой дистонии.
В подростковом возрасте у некоторых детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, что наиболее ярко проявляется при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Подросткам с таким синдромом и другими формами минимальных мозговых дисфункций свойственны «бунтарский дух» отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил, значительные трудности в выборе и освоении профессии. У многих из них проявляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Нередко такие подростки совершают антисоциальные действия. В связи с этим усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию минимальных мозговых дисфункций и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, сведение к минимуму действия факторов. усугубляющих их проявления и способных трансформировать эти проявления из минимальных в весьма драматичные.

Критерии диагноза СДВГ

  В последние годы были разработаны стандартизированные диагностические критерии СДВГ, представляющие собой перечни наиболее характерных и чётко прослеживаемых признаков данного расстройства. Постановка диагноза СДВГ основывается на критериях 10-го пересмотра Международной классификации болезней (ВОЗ,1994г.). Одновременно используются критерии классификации Американской психиатрической классификации, рекомендованные Всемирной организации здравоохранения для практического применения в качестве критериев диагноза синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. В классификации DSM-III (1980) разграничивались  два варианта: синдром дефицита внимания с гиперактивностью и синдром дефицита внимания без гиперактивности. В дальнейшем диагностические критерии синдрома были уточнены. Согласно принципам классификации DSM-IV, опубликованной 1994 году, выделяются три основных формы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: сочетанная форма дефицита внимания с гиперактивностью(СДВГ/ВГ), синдром дефицита внимания с гиперактивностью с преимущественными нарушениями внимания (СДВГ/В) и синдром дефицита внимания с гиперактивностью с преобладанием гиперактивности и импульсивности (СДВГ/Г).  

Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификации ВОЗ, 1994

А. .Для постановки диагноза необходимо наличие следующих симптомов, приведённых в разделах 1 и 2:
1)шести или более перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребёнка на протяжении как минимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам

Невнимательность

1.Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности и легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.


2.Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3.Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
4.Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
5.Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6.Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение школьных заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7.Часто теряет вещи необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8.Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9.Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

2)Шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности ,которые сохраняются на протяжении по меньшей мере 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам

Гиперактивность

1.Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.


2.Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3.Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это не приемлемо.
4.Обычно не может тихи, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5.Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, «как будто к нему прикреплён мотор».
6.Часто бывает болтливым.

Импульсивность

7.Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.


8.Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
9.Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

В. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих  в возрасте ребёнка до 7 лет.

С. Проблемы, обусловленные  вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например ,в школе и дома).

D.Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

  Ставить диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью должен врач. Однако воспитатели, педагоги и психологи также должны быть знакомыми с вышеприведёнными диагностическими критериями этого синдрома с тем, чтобы своевременно направить ребёнка и его родителей на консультацию к специалистам. Для подтверждения диагноза синдрома дефицита внимания с гиперактивностью специалист тщательно анализирует соответствие симптомов, имеющихся у ребёнка, вышеперечисленным диагностическим критериям. При этом очень важно получить надёжные сведения о поведении ребёнка не только дома, но и в школе и в дошкольном учреждении. С этой целью могут использоваться специально разработанные опросники для родителей и учителей.
  В клинической практике чаще всего приходится встречаться с детской гиперактивносчтью с нарушениями внимания, обусловленными этим синдромом. Однако помимо синдрома дефицита внимания с гиперактивностью такие нарушения  могут служить внешними признаками ряда других состояний. В связи с этим разработана система дифференциального диагноза синдрома. Следует особенно подчеркнуть необходимость тщательного его разграничения с широким кругом состояний, сходных с ним лишь по своим внешним проявлениям, но существенно отличающихся от него по своим причинам, а следовательно, и методам коррекции.
  Прежде всего, синдром дефицита внимания с гиперактивностью следует отличать от нормальной, свойственной многим детям двигательной активности, иметь ввиду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития, кроме того, внимание связано с мотивацией, которая также может быть не сформированной. В других случаях особенности поведения, в том числе нарушения внимания и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребёнка на психическую травму, например на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к ребёнку, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт между ребёнком и учителем, ребёнком и родителями. 
  Наличие у ребёнка повышенной утомляемости, истощаемости, низкой психической и физической работоспособности наряду с беспокойством, суетливостью, расторможенностью, капризностью, плаксивостью, позволяет поставить диагноз церебрастенического синдрома на фоне различных соматических заболеваний, перенесённых инфекций, интоксикаций.
  Гиперактивность и нарушения внимания могут возникать в ходе лечения некоторыми медикаментозными средствами (антигистаминные препараты, теофиллин). Характерным примером состояния при котором наряду с наличием церебрастенического синдрома может наблюдаться усиление расстройств внимания и двигательного контроля на фоне проводимой лекарственной терапии является бронхиальная астма.
  Церебрастенический синдром и нарушения познавательной деятельности, прежде всего затрагивающие функции внимания и памяти, могут формироваться у детей в отдалённом периоде черепно-мозговой травмы, после перенесённых нейроинфекций (менингиты, энцефалиты), интоксикаций.
  Когнитивные и поведенческие нарушения у детей данной группы имеющие чёткую связь с черепно-мозговой травмой или нейроинфекцией, отличаются от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по своим проявлениям в возрастной динамике; обычно более выражена очаговая неврологическая симтоматика. Имеются признаки повышения внутричерепного давления. Дифференциальный диагноз основывается на анализе анамнестических сведений и неврологическом обследовании.
  Поскольку у многих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью наблюдаются трудности в формировании навыков письма, чтения, счёта, этот синдром необходимо отличать от специфических форм трудностей обучения. Дислексия, дисграфия и дискалькулия часто сопровождаются нарушениями внимания и гиперактивностью, но последние являются в этих случаях симптомами вторичного характера.
Нарушения внимания и гиперактивность возникают в условиях перенапряжения, стресса, когда ребёнку предъявляются завышенные требования в ходе тех форм интеллектуальной деятельности, которые обеспечиваются недостаточно сформированными у него навыками и высшими психическими функциями. 
  Поведенческие нарушения занимают важное место в клинике заболеваний щитовидной железы. Для гипертиреоза (состояния, сопровождающегося избыточной секрецией щитовидной железы) характерно снижение психической активности, которая выражается в повышенной утомляемости, быстрой истощаемости, затруднениях концентрации внимания и ухудшения работоспособности. Характерна лабильность настроения, сопровождающаяся постоянной внутренней напряжённостью, беспокойством, тревожностью. Внешне это проявляется чрезмерной оживлённостью, повышенной возбудимостью, немотивированной вспыльчивостью, раздражительностью, торопливостью.
Если поведение детей с гипертериозом напоминает проявления сочетанной формы синдрома или синдрома дефицита внимания с гиперактивностью с преобладанием гиперактивности и импульсивности, то при гипотериозе (нормальная активность щитовидной железы снижена), оно может иметь сходство с признаками синдрома дефицита внимания с гиперактивностью с преимущественными нарушениями внимания. Для этих детей характерны снижения интеллектуальной и моторной активности, повышенная утомляемость, истощаемость, замедленность речи и мышления, трудности концентрации внимания.
  Изменения поведения, сходные с таковыми при СДВГ могут наблюдаться у детей, имеющих значительное снижение слуха различной этиологии. Они испытывают трудности, связанные с получением, анализом организацией, переработкой, хранением и использованием информации, воспринимаемой посредством слухового анализатора, что делает их внешне похожими на гиперактивных детей. Проведению дифференциальтного диагноза синдрома помогает анализ аналитических сведений, а также отоневрологическое  обследование.
  В некоторых случаях приходится проводить дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью с эпилепсией. Гиперактивность и дефицит внимания у детей с эпилепсией могут быть связаны с длительным лечением барбитуратами, снижение темпов интеллектуальной деятельности с нарушениями внимания нередко отмечаются на фоне приёма дифенилгидантоина и политерапии.
  Дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью необходимо проводить с различными вариантами патохарактерологического развития, а также психическими расстройствами, включая олигофрению, аутизм, ,шизофрению, маниакально- депрессивный синдром. Лёгкая степень умственной отсталостим может быть ошибочно принята за этот синдром, так как она часто сочетается со слабостью активного внимания двигательной расторможенностью, моторной неловкостью, стереотипностью движений. В подобных случаях с целью дифференциального диагноза применяются специальные методы оценки уровня интеллектуального развития ребёнка. Шизофрения и депрессия у детей могут сопровождаться избыточной активностью и дефицитом внимания с гиперактивностью. Аутизм, проявляющийся в уходе в себя, также иногда ошибочно может приниматься за дефицит внимания.
  В группе детей с гиперактивностью могут встречаться пациенты с особыми наследственными синдромами. Наиболее ярким клиническим примером среди них является синдром Туретта. У большинства больных с синдромом  Туретта помимо множественных тиков, в том числе вокальных, наблюдаются двигательная расторможенность, импульсивность, нарушения внимания, навязчивые действия. Однако епочти в 50% случаев эти симптомы предшествуют появлению тиков, что может затруднять дифференциальный диагноз.
  К другим наследственным синдромам, которые в большинстве случаев сопровождаются гиперактивностью, относятся синдромы Вильямся, Смита-Мажениса, Беквита-Видеманна, ломкой Х-хромосомы и другие. Каждый из них характеризуется умственной отсталостью т типичными фенотипическими признаками. Трудности в их разграничении с синдртомом дефицита внимания с гиперактивностью возникают лишь в тех довольно редких случаях, когда интеллектуальный дефицит выражен не столь глубоко. К настоящему времени для упомянутых наследственных синдромов установлены локусы генетических аномалий и разработаны методы молекулярно-генетической диагностики.
  Таким образом, гиперактивность и нарушения внимания у детей могут наблюдаться при широком круге состояний, в связи с чем при постановке диагноза синдрома дефицита внимания с гиперактивностью требуется  проведение тщательного дифференциального диагноза, т.к. тактика лечения и коррекции, внешне сходных с ним состояний имеет значительные отличия.


  Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

  Оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (то есть специальные воспитательные приёмы), работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения.


Просветительная работа. Как правило, родители не понимают, что происходит с ребёнком, а поведение ребёнка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью их раздражает. Родители и другие члены семьи (особенно бабушки и дедушки) нередко склонны видеть причину плохого поведения ребёнка в «неправильном воспитании», и поэтому начинают обвинять в этих проблемах самих себя и друг друга. Подобные обвинения могут ещё больше усилиться после общения с малоинформированным специалистом, не знающим о проявлениях и причинах развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, особенно если он подтвердит их опасения, что нарушениям поведения ребёнка способствовали ошибки их родителей.
  Обычно родители не знают, что делать с ребёнком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Вот почему очень важно помочь родителям разобраться в поведении ребёнка, причинах имеющихся у него трудностей, развеять заблуждения, объяснить, на что реально можно надеяться и как правильно вести себя с ребёнком. Добиться исчезновения таких симптомов, как гиперактивность, импульсивность и невнимательность. В короткие сроки (за несколько месяцев и даже лет) не представляется возможным. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребёнка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы и даже сохраняться, когда он станет взрослым. Однако и их возможно в значительной степени преодолеть, но при этом от родителей требуется немало сил, терпения и мудрости. С другой стороны, нередко встречающиеся у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью тревожность, непослушание, реакции оппозиции, а также агрессивность носят вторичный характер, в действительности усиливаются из-за неправильного воспитания, и родители должны стремиться к их устранению с помощью специалистов.
  Постановка диагноза после подробного обследования ребёнка – первый и необходимый этап  в лечении синдрома. В процесс лечения должны быть вовлечены не только сам ребёнок и его родители, но и другие члены семьи, воспитатели и учителя.
  Приёмы модификации поведения для родителей и педагогов. В воспитании ребёнка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, а с другой - постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребёнка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью гораздо более глубокое негативное воздействие, нежели на здоровых детей.
  Родителям детей с таким синдромом нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть чётко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Ребёнка необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. При этом не возможно требовать от него планомерного выполнения сложных заданий, которые могут оказаться по плечу его здоровым сверстникам. На примере более простых дел нужно учить ребёнка  правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных повседневных примерах, показывая, как поэтапно подойти к желаемому результату. В ходе подобных тренировок детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью нужны поддержка , поощрения, помощь в том . чтобы не упустить из виду конечной цели.
  Простые средства типа распорядка дня, списка необходимых дел. Записок с напоминаниями (их можно дополнить, например, весёлыми рисунками, заранее сделанными родителями вместе с ребёнком, отразив в них порядок предстоящих дел) прививают ребёнку навыки планирования и организации собственной деятельности. Не надо скупиться на поощрения и небольшие призы, если ребёнок правильно себя вёл и сумел успешно выполнить новые и более трудные задания. Хорошие отношения, установившиеся между ребёнком и родителями, когда он видит их любовь и испытывает чувство вины за непослушание, способствуют тому, что ребёнок начинает лучше контролировать своё поведение.
Родителям детей с таким синдромом нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений должно быть сведено до разумного минимума. Ребенка необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ему довелось довести начатое дело до конца. При этом невозможно требовать от него планомерного выполнения сложных заданий, которые могут оказаться по плечу его здоровым сверстникам. На примере более простых дел нужно учить ребенка правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных повседневных примерах показывая как поэтапно прийти к желаемому результату. В ходе подобных тренировок детям с синдромом дефицита внимания  с гиперактивностью нужны поддержка, поощрения, помощь в том, чтобы не упустить из виду конечной цели.
  Простые средства типа распорядка дня, списка необходимых дел, записок с напоминаниями прививают ребенку навыки планирования и организации собственной деятельности. Не надо скупиться на поощрения и небольшие призы, если ребенок правильно вел себя и сумел успешно выполнить новые и более трудные задания. Хорошие отношения, установившиеся между ребенком и родителями, когда он видит их любовь и испытывает чувство вины за непослушание, способствуют тому, что ребенок начинает лучше контролировать свое поведение.
Обстановка дома должна быть доброжелательной и спокойной. Насколько это возможно, вокруг ребенка не должно быть отвлекающих и раздражающих предметов, для него желательна отдельная комната с преобладанием в интерьере спокойной цветовой гаммы. Поведение ребенка будет более последовательным и уравновешенным, если родители следят за его режимом дня. 
  Необходимо оберегать ребенка от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. В частности, не следует брать его с собой в места, где собирается много людей (рынки, большие магазины, рестораны). Во время игр со сверстниками лучше ограничивать ребенка лишь одним партнером и избегать беспокойных, шумных приятелей.
  В комплексной коррекции дефицита внимания с гиперактивностью у детей незаменимы физкультура и спортивные занятия. Для детей младшего возраста полезны занятия ритмикой, детям постарше рекомендуются занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ и другими восточными единоборствами. Спортивные занятия способствуют улучшению организации движений, в том числе тонкой моторики, дисциплинируют. Гиперактивным детям подходят любые спортивные занятия, кроме потенциально травматичных.
В беседах с родителями важно подчеркивать, что сопутствующие этому заболеванию нарушения поддаются коррекции, но процесс улучшения состояния ребенка обычно занимает длительное время.
  Поскольку наибольшие сложности эти дети испытывают в школе, к организации их помощи необходимо привлечь педагогов. Выполнение ряда рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения учителя с «трудным» учеником и помогает ребенку достичь более высоких результатов в учебе. Прежде всего учителю предоставляют подробные сведения о природе синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и о том, как такие дети обычно ведут себя в классе. Работа должна строится с ними индивидуально, притом основное внимание нужно уделять их отвлекаемости и слабой самоорганизации. Важно также уметь игнорировать вызывающие поступки таких детей и поощрять его хорошее поведение. Во время уроков педагогу целесообразно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому способствует, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ученика – в центре класса напротив доски. У ребенка должна быть возможность быстро обратиться за помощью к учителю в случаях затруднений. Учебные занятия для него необходимо строит по четко распланированному, стереотипному распорядку. При этом рекомендуется пользоваться специальным дневником или календарем. Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске. На определенный отрезок времени дается лишь одно задание. Если же задание по объему большое, то оно предлагается ученику в виде последовательных частей, внося необходимые коррективы. Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной разрядки: занятий физическим трудом, спортивных упражнений.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей
с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью


1.В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.

2.Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3.Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

4.Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5.Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6.Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

7.Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнение домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

8.Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.

9.Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10.Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11.Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе -длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

12.Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

 

  Методы психо-педагогической коррекции синдрома дифицита внимания с гиперактивностью у детей, в том числе нейропсихологические коррекционные методы, активно разрабатываются в последние годы. Они направлены на преодоление не только нарушений внимания, но также памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, недостаточности зрительно-моторной координации и тонкой моторики, свойственных этим детям, нередко наблюдающихся у них трудностей формирования школьных навыков – письма, чтения, счета. Особенно актуальной при этом представляется дальнейшая разработка подходов к коррекции недостаточно сформированных функций организации, программирования и контроля психической деятельности (или исполнительских функций), за которые отвечают лобные структуры мозга. При сопутствующих нарушениях речевых функций (задержка речевого развития, дефекты артикуляции, заикание) детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью показаны логопедические занятия.