Всероссийская олимпиада школьников по истории 2011/2012 гг - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Всероссийская олимпиада школьников по истории 2011/2012 гг - страница №1/1

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ 2011/2012 гг.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

10 КЛАСС

I ТУР

  1. Выберите один верный вариант ответа.



  1. В приведенном фрагменте исторической повести: «И пришел князь Федор Юрьевич на реку Воронеж к царю Батыю и принес ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанскую землю» - речь идет о:

А) походе Джебе и Субедея на Калку

Б) походе Батыя в Северо-Восточную Русь

В) походе Батыя в Южную и Юго-Западную Русь

Г) нашествии Дюденевой рати

2. Что из названного было одним из результатов принятия в XVIII в. «Манифеста о вольности дворянской» и «Жалованной грамоты дворянству»?

А) освобождение дворян от обязательной службы

Б) введение денежного налога – подушной подати

В) ограничение дворянских прав и привилегий

Г) ликвидация белых слобод

3. В Крымской войне 1853 – 1856 гг. Россия противостояла коалиции государств, в которую входили:

А)Пруссия, Венгрия, Англия

Б)Персия, Турция, Англия

В)Турция, Англия, Франция

Г)Франция, Персия, Греция




  1. Тактика М.И. Кутузова, получившая название «золотой мост», предполагала:

А) дать генеральное сражение отступавшей французской армии у русской границы

Б) убедить Александра I начать переговоры с Наполеоном

В) дать французам уйти из России без генерального сражения

5. Какое событие произошло раньше?

А) взрыв на Чернобыльской АЭС

Б) смерть Ю.В. Андропова

В) XXVII съезд КПСС

Г) принятие Продовольственной программы СССР на период до 1990 г.

Д) избрание М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС.



  1. Выберите несколько вариантов (три) правильных ответов

1. Для социально-экономического развития России во второй половине XVIII в. характерны следующие черты:

А) сельское хозяйство являлось основой экономики страны

Б) рост промышленного производства

В) развитие аграрного производства имело экстенсивный характер

Г) развитие кредитно-финансовой системы

Д) усиление крепостного права

2.Какие три черты характеризовали развитие экономики СССР в 1945-1953 гг.?
А)наиболее крупные инвестиции в развитие тяжелой промышленности

Б)сдача в аренду части промышленных предприятий

В)высокие темпы развития промышленных предприятий

Г)низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию

Д)ликвидация ряда отраслевых министерств

Е)передача части колхозных земель в личные подсобные хозяйства.


3. Укажите художественные произведения, вышедшие в свет в эпоху «хрущевской оттепели».

А) В. Распутин «Прощание с матерой»

Б) Б. Пастернак «Доктор Живаго»

В) А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»

Г) А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Д) В. Войнович «Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина»

Е) В. Дудинцев «Не хлебом единым»

4. Какие из перечисленных событий произошли во время Отечественной войны 1812 г.?

А) сражение у реки Березина

Б) Синопское сражение

В) пожар в Москве

Г) Брусиловский прорыв

Д) Тарутинский марш-маневр

Е) бои за Шипку-Шейново



III. Определите принцип построения рядов

  1. Что объединяет следующие фамилии композиторов XIX в.

М. А. Балакирев – М. П. Мусоргский – А. П. Бородин – Н. А. Римский-Корсаков – Ц. А. Кюи – В. В. Стасов.

  1. Стрельцы, служилые казаки, пушкари, пищальники, казенные кузнецы.

  2. И. Курчатов, Ю. Харитонов, Я. Зельдович, А. Сахаров.



  1. Восстановите хронологическую последовательность

1. Восстановите хронологическую последовательность событий:

А) осуждение на церковном соборе ереси «жидовствующих»

Б) учреждение патриаршества в Москве

В) введение подворного налогообложения (вместо посошного)

Г) учреждение Дворянского и Купеческого заёмного банков

Д) издание «Учреждения для управления губерний Российской империи»

Е) создание стрелецкого войска

Ж) издание учебника «Арифметика» Магницкого

З) отмена местничества

2. Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны 1812 г.:

А) битва под Малоярославцем

Б) вступление наполеоновской армии в Москву

В) Бородинское сражение

Г) Тарутинский марш-маневр

3. Расположите события в хронологическом порядке.

А)Начало работы I Государственной думы

Б)Всероссийская октябрьская политическая стачка

В)Указ о предоставлении крестьянам права свободного выхода из общины

Г)«Третьеиюньский» государственный переворот


4. Расположите в правильной хронологической последовательности события в период коренного перелома в Великой Отечественной войне:

А) освобождение Киева

Б) частичный прорыв блокады Ленинграда

В) первый артиллерийский салют в Москве

Г) танковое сражение под Прохоровкой

Д) наступательный период Сталинградской битвы



V.Соотнесите ряды.

1. Соотнесите имена великих князей литовских и события:

А) Миндовг 1)заключение династической унии с Польшей, принятие польского престола

Б)Витовт 2)перенесение столицы княжества в Вильно

В)Гедимин 3)основание Великого княжества Литовского

Г)Ольгерд 4)освобождение Двинска и Полоцка от крестоносцев

Д)Ягайло 5)организация трех походов на Москву

6)участие в битве на Вожже

2. Соотнесите территории, присоединенные к России, с событиями, связанными с этими приобретениями.

ТЕРРИТОРИИ

СОБЫТИЯ

  1. Финляндия

А) Русско – турецкая война 1806 – 1812 гг.

  1. Польша

Б) Русско – иранская война 1804 – 1813 гг.

  1. Бессарабия

В) Русско – иранская война 1826 – 1828 гг.

  1. Часть Дагестана, Северный Азербайджан

Г) Русско – шведская война 1808 – 1809 гг.




Д) Решение Венского конгресса

3. Соотнесите различные исторические периоды советского времени с распространенными понятиями того времени.

А) 1918 – 1920-е гг.


  1. Стиляги, «хрущевки», несуны, магнитофонная революция, дефицит.

Б) 1930-е гг.


  1. «Шоковая терапия», либерализация, ваучеры, «челноки», «новые русские».




В) 1940-е – начало 1950-х гг.


  1. Комбеды, продотряды, трудармия, нэпманы, спецы.



Г) вторая половина 1950-х – начало 1980-х гг.


  1. Стахановцы, челюскинцы, культурная революция.



Д) конец 1980-х – 1990-е гг.

5. Формализм в культуре, космополит, борьба с низкопоклонством перед Западом, коммуналки.

VI.Хронологическая задача. Определите правильно дату и события, которые ей соответствуют

(восстание в Твери против баскака Чол-хана + первый Земский собор + учреждение в России патриаршества + освобождение Москвы от поляков + присоединение Крыма к России + окончание Крымской войны + Брестский мир) : 6 = ?



VII.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ ПО ОПИСАНИЮ

1. Происходил из древнего рода грузинских царей. Князь. На военной службе с 1782 года. Участник русско – турецкой войны 1787 – 1791 гг. и Польской кампании 1793 – 1794 гг. Командовал авангардом русской армии во время Итальянского и Швейцарского походов Суворова (1799). В войнах с Францией 1805 г. и 1806 – 1807 гг. командовал арьергардом русской армии. Отличился в боях при Шенграбене (1805), Аустерлице (1805), Прейсиш – Эйлау (1807) и Фридланде (1807). Нанес ряд поражений шведам в ходе русско – шведской войны 1808 – 1809 гг. В ходе русско – турецкой войны был главнокомандующим Молдавской армией (1809 - 1810). С началом Отечественной войны 1812 года выступал против решения об отводе русских армий к Смоленску. В ходе Бородинского сражения возглавлял левый фланг, по которому пришелся первый удар противника. Был смертельно ранен. По свидетельству очевидцев, благородный князь, когда его несли в тыл, просил передать Барклаю-де-Толли "спасибо" и "виноват": "спасибо" - за стойкость соседней 1-й армии в сражении, "виноват" - за все, что раньше он говорил о военном министре. Спустя 27 лет, в 1839 г., его прах был перевезен на Бородинское поле и предан той земле, на которой он защищал честь родины.

2.Прочтите отрывок из воспоминаний К.С. Станиславского и укажите фамилию крупного промышленника, о котором говорится в отрывке.

«А вот еще превосходная фигура из строителей культурой жизни…Я говорю об известном меценате Савве Ивановиче,…который был одновременно и певцом, и оперным артистом, и режиссером, и драматургом, и создателем русской частной оперы и меценатом в живописи…и строителем многих русских железнодорожных линий».

3. Видный советский партийный и государственный деятель (годы жизни: 1890-1986), занимавший в разные годы высокие посты: председатель Совнаркома СССР, член ГКО, нарком (министр) иностранных дел СССР. Он квалифицировал политическую линию Н.С. Хрущева, как оппортунистическую, критиковал косыгинскую реформу: «Ни бездоказательные ссылки на «опыт СССР», ни искажающие существо дела попытки опереться на высказывания Ленина 1921-1923 гг, ни в коей мере не могут оправдать произведенный в середине пятидесятых годов поворот в экономической политике партии, в основе которого лежит отказ от принципа научного социализма о несовместимости социализма и товарно-денежных отношений. Этот поворот имеет определенно ревизионистский характер и находится в явном противоречии с проводившимся до того марксистско-ленинским курсом политики партии». В 1962 г. был исключен из партии, в 1984 г. – восстановлен.

VIII.ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА В ТЕКСТ

1. Свою экономическую деятельность правительство Петра I основывало на политике ____1____, господствовавшей тогда в Европе. Она выражалась в том, что государство накапливает деньги за счет активного торгового баланса, превышения ___2__ товаров над __3_____. Составной частью этой политики был ___4____ - ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции путем поощрения и покровительства отечественной промышленности, поддержка экспансии торгового капитала.

2. Новые судебные уставы были утверждены ___1___ в __2__г . Вводилось равенство __3__ перед __4__ . Судьи стали __5___. Новый суд стал __6__, судебный процесс - __7__ . __8___ между __9__ и __10__ . Решение о виновности выносил __11___ .

3. Поколение, воспринявшее борьбу с культом личности как начало общественного возрождения, сформировавшееся под влиянием хрущевской либерализации общественной жизни и оставшееся верным своим демократическим идеалам и в годы застоя – это _____1_________.



IX. Работа с документами

1. Прочтите фрагмент речи политического деятеля в Государственной думе и напишите, кто ее произнес:

«…необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизнеспособна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику – хозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, то есть деньгами».

2.Кому из русских историков XIX в. принадлежит данное высказывание:


«Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения».

X.Прокомментируйте карикатуру.

В связи с какими событиями начала XIX в. она могла быть создана, и что она отражает.



X КЛАСС

II ТУР

    1. Работа с документами.

1. Прочтите отрывок из воспоминаний С.Ю. Витте и укажите имя императора, правившего в XIX веке.

«…фигура императора…. была очень импозантна: он не был красив, по манерам был скорее более или менее медвежатый; был очень большого роста, причем при всей своей комплекции он не был особенно силен или мускулист, а скорее был несколько толст и жирен, но тем не менее, если бы ….явился в толпу, где бы совсем не знали, что он император, все бы обратили внимание на эту фигуру. Он производил впечатление своей импозантностью, спокойствием своих манер и, с одной стороны, крайней твердостью, а с другой стороны, благодушием в лице…

…по наружности — походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошёл бы костюм: полушубок, поддевка и лапти; и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость, несомненно, импонировал, и, как я говорил выше, если бы не знали, что он император, и он бы вошёл в комнату в каком угодно костюме, — несомненно, все бы обратили на него внимание».

2. Прочтите отрывок и укажите имя организатора этих мероприятий:

«С 1907 года он организовывал ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны». В 1907 году в рамках «сезонов» были проведены выступления музыкантов – «Исторические русские концерты». В них участвовали Н.А. Римский – Корсаков, С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов, Ф.И. Шаляпин и др. В 1908 году состоялись сезоны русской оперы; в 1909 г. – оперно – балетные выступления. Балетные сезоны затем продолжались до 1913 г. «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства и способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит. В 1911 г. он организовал балетную труппу «Русский балет». Труппа начала выступления в 1913 г. и просуществовала до 1929 г., то есть до смерти ее организатора».


    1. Прочитайте отрывок из следующего документа и ответьте на вопросы к нему.

Из воспоминаний К. Симонова «Глазами человека моего поколения»:

«Тринадцатого мая Фадеев, Горбатов и я были вызваны к шести часам вечера в Кремль к Сталину.

[…] – А вот есть такая тема, которая очень важна, - сказал Сталин, - которой нужно, чтобы заинтересовались писатели. Это тема нашего советского патриотизма. Если взять нашу среднюю интеллигенцию, научную интеллигенцию, профессоров, врачей, у них недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чувствуют себя еще несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли себя считать на положении вечных учеников. Эта традиция отсталая, она идет от Петра… Простой крестьянин не пойдет из-за пустяков кланяться, не станет ломать шапку, а вот у таких людей не хватает достоинства, патриотизма, понимания той роли, какую играет Россия. У военных тоже было такое преклонение. Сейчас стало меньше. Теперь нет…»

Вопросы:


  1. Какое историческое явление отражено в документе?

  2. К какому периоду оно относится?

  3. Каковы последствия данного явления?

    1. Определите нормативный документ, из которого приведен отрывок:

«88. А крестианом отказыватись из волости, и из села в село, один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесах, где десять верст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына».

IV. Кому принадлежит фрагмент выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 г.:

«В силу сложившейся ситуации… прекращаю свою деятельность…Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни…».



V. Прочтите отрывок из документа, определите его название и время подписания.

«Ст. 1. Его величество Император Всероссийский сим обязуется уступить Соединенным Штатам... всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне его величеством на Американском материке, а также прилегающие к ней острова....

Ст. 2. (Передача одновременно с территорией права собственности на все публичные здания. Церкви, воздвигнутые русским правительством, остаются собственностью членов православной церкви).

От. 3. Жители уступленной территории могут по своему желанию возвратиться в Россию в трехгодичный срок, сохраняя свою национальность. Но если они предпочитают оставаться в уступленной стране, то они, за исключением, однако, диких туземных племен, должны быть допущены к пользованию всеми правами.., предоставленными гражданам Соединенных Штатов... Дикие же племена будут подчинены законам и правилам, которые... могут быть постановляемы Соединенными Штатами в отношении к туземным племенам этой территории. (...)

Ст. 6. На основании вышеустановленной уступки, Соединенные Штаты обязываются заплатить... дипломатическому представителю или иному е. в. имп. всероссийским надлежаще уполномоченному лицу, семь миллионов двести тысяч долларов золотою монетою...»

VI.Работа с картой. Внимательно изучите карту и ответьте на вопросы.

Вопросы:


  1. События какой войны отражены на карте?

  2. Каковы главные итоги этой войны?


III ТУР

ЭССЕ

  1. «…Если, вопреки ожиданиям, Германия попадет в тяжелое положение, то она может быть уверена, что советский народ придет … на помощь» (Из беседы И.Сталина и Риббентропом 27 сентября 1939 г.)

  2. «В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил имя: враг этот был – крепостное право» (И.С.Тургенев)

  3. «Петр, составляя законы, часто проявлял торопливость и небрежность, «засорял» правовые формулировки многочисленными иностранными, замысловатыми словами» (В.О.Ключевский)

  4. «Российская империя есть столь обширна, что, кроме самодержавного государя, всякая иная форма правления вредна ей, ибо все прочие, медлительнее в исполнении» (Екатерина II).

  5. «Моя задача в том, чтобы путем победы над большевиками дать стране известное успокоение, чтобы иметь возможность собрать Учредительное собрание, на котором было бы высказана воля народа». (А.В.Колчак)

  6. «Христианство, проникнув в Россию, не встретило в ней тех громадных затруднений, с которыми оно должно было бороться в Риме и в Греции и в европейских землях, пропитанных римской образованностью». (И. Киреевский)

  7. «Русское народничество - есть порождение раскола петровской эпохи». (Н.А.Бердяев)

  8. «Социализм - есть урегулированное производство, руководимое обществом, а не государством». (Н.И.Бухарин).

  9. «Сомнения невозможны. Мы стоим в преддверии всемирной пролетарской революции» (В.И.Ленин)

  10. Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за свое отечество. ( М.Кутузов о Бородино)