За годы Великой Отечественной Войны на территории Переделкино, Солнцево, Лазенки и Чобот ушло на фронт тысячи человек, многие из них - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мой дедушка участник великой Отечественной Войны 1941-1945 г г. 1 18.87kb.
Моей работы «Моя родная станица в годы Великой отечественной войны... 2 361.57kb.
Классный час «История Крыма в России» 1 76.93kb.
В центре села Антоновка стоит памятник воинам землякам, павшим в... 1 43.98kb.
Исторические источники изучения истории села Рогозиха в годы Великой... 1 390.63kb.
Музейный урок, посвященный Н. Ф 1 60.28kb.
2. Могилев. В годы Великой Отечественной войны 1 8.27kb.
Внеклассное мероприятие по истории. 6 класс. Тема: «Пионеры-герои... 1 38.75kb.
Года во 2 классе на занятии по опк была проведена беседа с использованием... 1 23.68kb.
Сочинение- рассуждение на тему: "История Ветерана, участника Великой... 1 42.93kb.
Ю. Н. Жуков о времени, прожитом СССР между окончанием Великой Отечественной... 1 390.16kb.
Условия публикации материалов на страницах интернет журнала «Опыт... 1 62.58kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
За годы Великой Отечественной Войны на территории Переделкино, Солнцево, Лазенки - страница №1/1





Пояснительная записка
За годы Великой Отечественной Войны на территории Переделкино, Солнцево, Лазенки и Чобот ушло на фронт тысячи человек, многие из них не вернулись. После войны в честь участников ВОВ и в память о погибших было сооружено 5 обелисков: два в районе Солнцево, два в Переделкино и один Чоботах. Все эти памятники достойны внимания, но только один из них имеет историю – это Чоботовский обелиск. Наша работа посвящена истории создания этого обелиска.

Цели проекта: 1. Привить у учащихся любовь к своему краю через научно-исследовательскую работу.

2. Исследовать и проследить этапы создания Чоботовского Обелиска.

3. Значимость Обелиска для воспитания молодежи 60-х годов 20 века и начала 21 века.

Задачи проекта: 1. Продолжить обучение учащихся в проектной деятельности.

2. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся к исследовательско-краеведческой деятельности.

3.Воспитание у учащихся патриотизма.

4. Научить учащихся бережному отношению к историко-культурному наследию своего народа.

5. Способствовать творческому развитию учащихся в исследовательской и проектной деятельности.

Предполагаемый результат: 1. Выступление на конференции.

2. Подготовка экскурсионного материала для краеведческого школьного музея.

3. Организовать и провести туристический поход «Мое родное Подмосковье».

4. Оформить фотовыставочный материал (Чоботовский обелиск).



Используемая литература:
1. А.М.Долгов, В.И.Соколов «Солнцево – наш дом» Санкт-Петербург Внешторгиздат 1997 год

2. И.В.Соколова, В.И.Соколов «Город Солнца» Москва Издательство «Вече» 2001 год

3. И.В.Соколова, В.И.Соколов «И вновь под звуки школьного звонка…» Москва 2006 год

4. Архив Чоботовской школы (военный музей «Москва военная» гимназии № 1542)

5. Документы бывших учителей Чоботовской школы Тепловой Ю.И. и Шмелевой Г.И.

6. Газета «Ленинец» от 13 июня 1981 года

7. Журнал «Настоящее» сентябрь 2000 года.

8. Геройские улицы Москвы, Москва Арпресс 2006 год.


Содержание


1. 1. Пришло письмо… стр. 3-4

Какие задачи ставились перед учащимися Чоботовской школы: разыскать могилу летчика М.А.Родионова.


2. Этапы поисковой деятельности стр. 4

- Письма и запросы в различные инстанции

- Переписка с воинской частью 15414
3. Решение о сооружении Обелиска. стр.4-5
4. Сбор денег ребятами для Обелиска. стр. 5
5. Открытие памятника. стр.5-6
6.Сбор материала об участниках ВОВ всего поселка. стр. 6
П. Поиск и встреча с людьми того времени: Тепловой Ю.И. и Останковой Н.В. стр. 4, 5, 6
Ш. Заключение стр.6-7
1У. Фотоматериалы


  1. В Чоботовский поселковый Совет пришло письмо. Вот его содержание: «Быть может, кто ищет летчика Родионова (имени его не помню), который погиб от руки какого-то гитлеровца вместе со своим самолетом, когда охранял в 1942 году подступы к Москве. Его схоронили на деревенском кладбище, могилу украсили пропеллером. Посетив Переделкино в 1955 году, я на кладбище не нашла его могилы. Прошу местные власти восстановить могилу и оберегать ее». И далее подпись: «Участница 3 войн, медсестра Н.Брюханова. Москва».

Письмо передали в Чоботовскую среднею школу, и оно нашло отклик в сердцах ребят. Поиском сведений о летчике Родионове занялись учащиеся 7 класса вместе с классным руководителем Аллой Александровной Агеевой. Ребята пишут запрос в Звенигородский райвоенкомат, обращаются через газету «Пионерская правда» к тем, кто мог что-либо знать о Родионове, но все было безрезультатно. И все же ребята поиск продолжили. Много терпения, настойчивости потребовалось, чтобы довести поиск до конца.

Первые сведения о летчике Родионове ребятам стали известны из ответа на их запрос, направленный в архив Министерства обороны: «Дорогие ребята, по вашей просьбе сообщаю, что младший лейтенант Родионов Михаил Алексеевич родился в 1918 году в деревне Песочной Богородского района Горьковской области. Службу проходил в истребительном авиационном полку в должности командира авиационного звена. 3 июня 1942 года, выполняя свой воинский долг по защите нашей Родине, он геройски погиб при таране немецкого самолета.

Начальник 5 отдела Вишняков».
Узнав номер воинской части, где служил погибший М.А.Родионов, школьники написали туда и получили ответ: «За бесстрашный подвиг с немецко-фашистскими захватчиками младшему лейтенанту Родионову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Подвиг героя глубоко взволновал летчиков, весь личный состав… Ребята будьте достойными светлого образа героя. С уважением секретарь комсомольской организации в/ч… ст.лейтенант Лебедев Г.»

Из воспоминаний завуча Чоботовской школы, учителя истории Тепловой Юлии Ивановны: «Начав с поиска безвестной могилы, ребята познакомились с ярками страницами непродолжительной жизни летчика-героя. До вручения ему звания Героя посмертно летчик Родионов был награжден Орденом Красного знамени. Это был мужественный и смелый человек. Он охранял подступы к Москве по направлению Киевской железной дороги. Однажды в районе Мало-Ярославца он увидел фашистский самолет Ю-88 и решил перегородить ему путь. Немец был опытный летчик. Он решил уйти на малой высоте от преследователя. Летчик Родионов бросился за врагом. Израсходовав все боеприпасы, он на высоте 300-ти метров пытался его протаранить. Винтом своего самолета он ударил немецкий самолет, но неудачно. И только со второй попытки, ценой собственной жизни, летчик Родионов не позволил самолету пройти к Москве».


П. Отсутствие на кладбище могилы объяснялось тем, что останки М.А.Родионова были перезахоронены. Узнав многое об этом замечательном человеке, ребята решили увековечить память о нем сооружением обелиска. Но стало известно, что на родине героя ему уже поставлен памятник. Вот тогда и решили воздвигнуть Обелиск, как гимн подвигу не только Родионова, но и всем погибшим землякам–односельчанам. Но на строительство его нужны были огромные средства, которые ученикам было неоткуда взять. И они решили их заработать. Работали в колхозе, в лесохозяйстве. Одновременно все учащиеся Чоботовской школы были подключены к сбору сведений о всех погибших на фронтах, а также участниках Отечественной войны, проживающих на территории Чоботовского поссовета.

Из средств, израсходованных на строительство Обелиска, 2/3 заработали ребята. Но нужны были еще деньги. Тогда ребята обратились к односельчанам и писателям из находившегося неподалеку писательского городка Переделкино с просьбой пожертвовать деньги на строительство.

Из воспоминаний ученицы Чоботовской средней школы Останковой Натальи Викторовны: «Я училась в замечательной школе – Чоботовской. Школа была небольшая, но с хорошими, крепкими традициями. В ней учились разные ребята: дети писателей, внуки старых большевиков, детдомовцы. Но нас всех объединяло уважение и любовь учителей к нам и друг другу.

После того, как в школу попало письмо, был сформирован поисковый штаб, который объединил всех учащихся средних и старших классов. Когда встал вопрос о сооружении памятника, место выбрали возле школы. Но извечный вопрос – деньги? Тогда решили собирать деньги по 4-м направлениям:

- Работа летом в колхозе

- Сбор макулатуры и металлолома

- Субсидирование Чоботовской власти

- Сбор добровольных пожертвований писателей.

Я входила в группу по 4-му направлению. Нас было 4 человека. Мы в течение месяца посетили практически всех известных писателей. Кто давал небольшую сумму, кто побольше. Все пожертвования записывались в специальную тетрадь. Были, к сожалению, и такие, кто не захотел с нами встречаться.

Меня поразила встреча с Сергеем Смирновым. Он недавно получил государственную премию за «Брестскую крепость» и дал нам большую сумму денег. Мы встречались с ним уже не в писательском городке, а в Московской квартире. Много хороших слов за свою работу мы от него услышали. Он говорил с нами как со взрослыми, и после встречи хотелось еще больше сделать по военно-патриотической работе».

На митинг, посвященный закладке памятника, были приглашены родственники Родионова М.А.: брат Родионов В.А. и сестра Щербакова С.А. Обелиск сооружался по проекту Московского архитектора Кучанова.

Из воспоминаний Ю.И.Тепловой: «Памятник устремляется как бы ввысь, находясь на небольшой насыпи. Эту насыпь сооружали тоже ученики школы. Они носили землю на носилках из расположенного недалеко оврага. Это работа была не из легких».




  1. 9 мая 1967 года в торжественной обстановке состоялось открытие Обелиска. Показали его и в телепередаче «Московские новости». О большой работе, проделанной учащимися школы, упоминал в своем выступление по телевидению писатель С.С.Смирнов.

Красив Обелиск. Устремленный ввысь, одетый в белый мрамор, он великолепно вписывается в зелень многовековых сосен. С четырех сторон вокруг Обелиска размещены черные гранитные плиты, на которых высечено более 100 фамилий погибших (по числу погибших). Первой в списке стоит фамилия Родионова М.А.

Обелиск почитаем всем населением. С ранней весны и до глубокой осени сюда несут цветы родственники погибших воинов. Обелиск никого не оставляет равнодушным, часто около него можно видеть людей, которые проходили или проезжали мимо и, увидев впервые это величественное сооружение, обязательно останавливаются, отдавая дань уважения памяти погибшим.

«Каждый год 23 февраля и 9 мая возле памятника проходили линейки. Здесь впервые ребят принимали в пионеры. И ухаживали за памятником тоже ребята, учащиеся средней Чоботовской школы», - продолжает вспоминать Ю.И.Теплова

Одновременно с созданием Обелиска велась большая работа по сбору материала о всех участниках Отечественной войны – жителях поселка. Материал был обработан и с фотографиями, фотодокументами оформлен на стендах. Руководила этой работой Ева Яковлевна Гурвиц. Так вместе с Обелиском появилась комната «Боевой Славы» в одном из классов Чоботовской школы. После закрытия школы 1987 году часть материала была передана в военный музей гимназии № 1542.



  1. Заключение. Чем мы можем оплатить воинам-героям за свою спасенную жизнь?

Чоботовский Обелиск является данью их памяти, их подвигам. Те, кто нас защищал в дни войны, жертвовали собой потому, что не хотели видеть свою Родину на коленях, не хотели видеть нас, своих потомков, в рабстве. И если сейчас многие смогли бы повторить их подвиги, не сдаться, не упасть духом, а смело противостоять судьбе. Чем бы она их не испытывала, то Герои могли бы гордиться нами. Гордиться тем, что их дух живет в нас.

В честь Героя Родионова в 1986 году улица в районе Куркино названа его именем. Летчику Родионову посвящено стихотворение:


ДОМ НА УЛИЦЕ ГЕРОЯ
Где-то песня слышится печальная…

Дом под старым тополем стоит;

На стене доска мемориальная

Под луною орденом блестит.


Кто здесь жил? Ученый иль писатель?

Может быть, прославленный поэт?

Композитор знаменитый? Нет?

Жил здесь паренек светловолосый.

Как и все мальчишки озорной.

Бегал он на дальние покосы

Незабвенной ягодной порой.
В драках был он смел; на слезы – крепок;

Был неравнодушен к тракторам;

А в ночном, под треск горящих веток,

Мчал в мечтах к неведомым мирам.


Рос парнишка в дружбе с песней звонкой.

Хорошо экзамены сдавал,

Он под этим тополем девчонку

Первый раз стыдясь поцеловал.


Бил набат из края в край Отчизны.

Враг коварный край наш полонил.

Паренек ценою юной жизни

Родину от смерти заслонил.


Кровь его, с зарей смешавшись алой,

Не тускнеет, к подвигам зовет.

Нет, он жив, тот паренек хожалый

Он в народной памяти живет.


Он в романах, в повестях, в поэмах,

В новом межпланетном корабле,

Он в домах-красавцах толстостенных.

На целинно-сказочной земле.


Он живет и в песне той печальной.

Что поет подружка о дружке,

И в словах доски мемориальной,

И в плотине на родной реке.


И стоит легендою живою

С гордостью и тихою тоской,

Дом на светлой улице Героя,

Дом со скромной мраморной доской.


Выполняя эту работу, мы почувствовали родство с ребятами 60-х и их учителями. Нас взволновали подвиг Родионова, его мужество и героизм. Мы с большим уважением прониклись к тому, как ребята искали сведения, собирали деньги, помогали в строительстве Обелиска.



Мы обязаны помнить все это и стараться быть похожими на них, так как мы тоже продолжение того поколения, которое не стало рабами, осталось свободным и независимым.