Занятие по предмету «Окружающий мир» было проведено в 4 классе. Это занятие представлялось для учителей, работающих в четвёртых клас - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Занятие по предмету «Окружающий мир» было проведено в 4 классе. Это занятие представлялось - страница №1/1

ЛИТЕРАТУРНО - ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИНГ
ПО «КНИГЕ ПРИРОДЫ»

Методическая разработка


учителя начальных классов
МАОУ СОШ №24 г. Березники
Мубаракшиной Ларисы Ивановны

г. Березники



АННОТАЦИЯ

Внеклассное занятие по предмету «Окружающий мир» было проведено в 4 классе. Это занятие представлялось для учителей, работающих в четвёртых классах.

К числу самых волнующих тем относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Моей целью было показать учащимся, как изменяется природа под влиянием человека и что нужно делать для её охраны, обсудить правила поведения в природе. А также развивать стремление учащихся активно участвовать в деле охраны природы.

Каждый урок «Окружающего мира» в начальной школе имеет экологическую направленность. Это занятие является продолжением экологического образования младших школьников.

После занятия дети нарисовали плакаты «Береги природу», условные знаки о правилах поведения в лесу, смастерили с родителями скворечники, кормушки для птиц и развесили их в городском парке.
Задачи:

общеобразовательные: формировать представление об экологии, её роли в жизни людей; рассказать о жизни растений и животных, пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охранять и беречь их, повторить правила поведения в природе;
развивающие: расширять кругозор о природе, развивать речь, логическое мышление и познавательный интерес к предмету;
воспитывающие: воспитывать чувство бережного отношения к природе; формировать гражданскую позицию: «Земля – это наш дом. Дом нужно беречь и защищать».
Оборудование и наглядность: аудиозапись «Звуки леса»; компьютер и проектор; видеоролик с песней «О дружбе»; Красная книга среднего Урала; костюм феи лесного царства; костюмы к сказке «Репка»; рисунок с изображением «Репки»; костюм Красной Шапочки, лисы, мотылька; ободки на голову с изображением листа берёзы, гриба, первоцветов; таблицы с названиями этапов; гербарии листьев клёна, берёзы, липы; глобус; букеты цветов из пластиковых бутылок; сигнальные диски; жетоны; плакаты с изображением запрещающих знаков; эмблемы с изображением ромашки, василька, колокольчика; листы бумаги и ручки; кроссворд на листе бумаги; картины с изображением совы, кукушки, поползня и летучей мыши; плакат «Береги природу» и картины с изображением незабудки, папоротника, кувшинки, зверобоя, земляники и одуванчика, карточки–телеграммы; конфеты «Дружба».

I. Организационный момент.

Звучит грамзапись «Звуки леса»

(Заранее расставлены столы. Учащиеся сидят группами.)
Чтец.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля -

Дом наш родимый, ребята!
Учитель.

Наша планета-Земля. А как называют людей, живущих на Земле? (земляне)

Земля – самая красивая планета – такой вывод сделали космонавты, летая в космос. (показ глобуса)

Чтец.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь


Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивлённо,

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету.




Учитель.

Да, действительно, другой такой планеты нет. Наша Земля в наших руках. Когда мы говорим Земля, Родина, что мы представляем?



Чтец.

Возле речки в тумане

Чуть звенят тополя...

Может ими и манит

Человека Земля?


Иль плясуньей – калиной,

Что серёжкой трясёт?

Или первой травинкой, Пробивающей лёд?
И рябиной кустами,

И лужком заливным,

И грибными дождями,

И дождём не грибным.


И родными местами,

Где ты жил, где ты был,

И цветами, цветами –

Чуть о них не забыл!



Иль берёзкой кудрявой,

Нескупой на слова?

Или клёном, который

Всем лесам голова.


Что ж, Земля привлекает

Или этим, иль тем.

В суть вопроса вникая,

Я так думаю – всем!


Первой звонкой капелью

И росой на устах,

Соловьиною трелью

В соловьиных кустах.


Манят волею реки

И раздольем поля...

Не обманет во веки

Человека Земля!



II. Сообщение темы занятия
Учитель.

Как называются одним словом реки, поля, растения, животные, солнце, небо? (природа)

Сегодня мы совершим путешествие по замечательной «Книге природы», оживим её некоторые страницы.

В нашем литературно – экологическом ринге принимают участие три команды: «Ромашка», «Колокольчик», «Василёк». (Учащиеся разделились на три команды, выбрали капитана и у каждого - эмблема.)

А поможет нам совершить это путешествие маленькая фея лесного царства, она будет раздавать командам жетоны за правильные ответы. (Выходит ученица в костюме феи лесного царства.)
III. Работа по теме занятия: «Литературно-экологический ринг»
Учитель.

Первая страница в книге природы – На лесной опушке (название страницы – на доске)

Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес»



Фея.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.


А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

Видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна.


Душистая малина

На кустиках густых.

Нас ждёт в лесу рябина,

Орехи и цветы,




Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если я устану –

Присяду на пенёк.


Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною.

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит




Учитель.

О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

(В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом)

Чем является лес для человека?

( Лес - это место отдыха; источник чистого воздуха, пищи, древесины, топлива; дом для зверей, птиц и насекомых; защитник воздуха, водоёмов, почв.)
Догадайтесь, о каком дереве идёт речь?

Вопрос будет задаваться каждой команде. Если команда не знает ответа, может ответить другая. (За каждый правильной ответ – жетон. Фея лесного царства выдаёт жетоны.)


1. Осенью нет красивее дерева, чем это. Оно словно горит, поражая богатством оттенков багряного и зелёного, оранжевого и зелёного. Листья с пятью – семью острыми выступами. Лесов из этого дерева не существует, но оно прекрасно себя чувствует в обществе дубов, осин, берёз. Из древесины этого дерева делают музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, а из листьев чёрную и жёлтую краски. (клён)
2. Красавица – с этим никто не спорит. Дерево может расти на любой почве. Ему везде хорошо. Светел и радостен лес из этого дерева. Русские умельцы вырезают из его древесины игрушки, ложки, посуду, плетут корзины и лукошки. А на коре этого дерева когда-то даже писали. (берёза)
3. Листья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчёл. И какой вкусный получается мёд! В старину из древесины делали чашки, ложки, ковши. прялки. Хохломская расписная посуда тоже делалась из этого дерева. А из его лыка в старину плели лапти. (липа)

(показ гербария)


- Ответьте на вопросы.

1. Из какого дерева делают карандашные палочки? (Из кедра)


2. Из древесины какого дерева делают самые лучшие скрипки? (из ели)
3. Из какого дерева делают спички? (из осины)
Учитель.

Мы совершаем путешествие по страницам «Книги природы». А ещё мы заглянем в лесную книгу жалоб.

(Выходит ученица в костюме берёзы)
Берёза.

Выросла я на лесной полянке стройная и кудрявая. В густых ветках моих поселились птицы. Однажды пришли на поляну ребята. Подошли они ко мне и взмахнули топором. Дрогнули мои ветки и упали на землю прозрачные капельки душистого берёзового сока. До осени далеко, а на мне уже появились жёлтые листья.


Учитель.

Почему листья на берёзе пожелтели раньше времени?

(Вытек сок, дерево засохло.)
Вторая страница – Растения леса (название страницы – на доске)
Чтец.

Давай пройдёмся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!
Учитель.

Догадайтесь, о каком растении идёт речь?

1. И у русских и у немцев, и у французов, и у англичан это растение – цветок считается символом верности. В былые времена люди верили, что сок этого растения закаляет сталь, делая её прочной и надёжной, а воин, владевший таким мечом, оставался верен своей девушке. И она его не забывала. (незабудка)
2. Когда-то на Руси это растение называли «одолень – трава» и верили, будто она излечивает от многих болезней и обороняет от несчастий. Отправляясь в дальнюю дорогу, люди зашивали маленькие мешочки листья и цветы на счастье. Люди верили, в то, что ночью «одолень – трава» опускается в воду и превращается в русалок, а с рассветом русалки вновь превращаются в цветы. (кувшинка)
3. В былые времена это растение называли «огнецвет», «царь-огонь». В Древней Руси верили, будто каждый год в ночь на Ивана Купалу на этом растении расцветал огненный цветок. Кто его увидит, тот не только станет понимать язык растений и животных, но ему также раскроются земные клады. (папоротник)

(показ картин с изображением незабудки, кувшинки, папоротника)


Ответьте на вопросы.

1. Какое растение называют травой от 99 болезней? (зверобой)


2. Какие ягоды в лесу созревают первыми в лесу? (земляника)
3. Какое растение в народе называют «ветродуйкой»? (одуванчик)

Учитель.

А теперь заглянем в жалобную книгу природы.

(Выходит ученик в костюме первоцвета)
Первоцветы.

Мы первая зелень, и за это нас все ломают, рвут. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Всё равно сломают.


Учитель.

Люди бывают очень жестоки, рвут первоцветы, не давая им возможности порадовать землю цветами. Многие первоцветы взяты под охрану. Послушайте стихотворение Е. Карасёва «На земле исчезают цветы...»


Чтец.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.



В нас молчало безумное «Стой!»

Нам казалось всё мало, всё мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обречённо глядел василёк, Безнадёжно гвоздики глядели...



Учитель.

Третья страница – Грибное царство (название страницы – на доске)

(Выходит девочка в костюме Красной Шапочки)



Красная шапочка.

Здравствуйте, ребята, я иду к бабушке, несу ей пирожки. Вот грибы по дороге насобирала.

Нам и лето, нам и осень чудеса всегда приносит.

Но грибы, что дарит лес – это чудо из чудес!


Учитель.

Ответьте на вопросы.

1. Какой гриб уважительно называют царём грибов? (белый гриб)


2. Какие грибы чаще всего растут в берёзовом лесу (подберёзовики)
3. Какой гриб считается самым ядовитым для человека? (бледная поганка)
Учитель.

Заглянем в лесную книгу жалоб.

(Выходит ученик в костюме гриба)
Гриб.

Что хотите с нами делайте: режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте! Но только не вырывайте с корнем, не раскапывайте вокруг лесную подстилку, иначе совсем перестанем расти.


Учитель.

А как правильно собирать грибы?

(Не нарушать грибницу, грибы срезать ножом.)
Четвёртая страница – Животные леса (название страницы – на доске)

(Выходит ученица в костюме лисы)

Нас встречает лисичка. Она расскажет стихотворение Б. Заходера.
Лисичка.

Все, все, все на свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд -

Кто делает мёд, и кто делает яд.
Учитель.

К нам пришли телеграммы от лесных жителей.

Догадайтесь, кто их послал!
1. Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравиться, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Всё это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я? (сова)
2. Про меня говорят, что могу жить без дома, что не вью гнезда для детей и не кормлю свою семью. Кто я? (кукушка)
3. А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я? (летучая мышь)
Учитель.

Ответьте на вопросы.

1. Как лягушки и жабы ловят пищу? (языком)


2. Какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева и вниз и вверх головой? (поползень)
3. Толстым или тощим ложиться медведь в спячку? (толстым)
Конкурс капитанов

(Капитаны встают в ряд и по - очереди отвечают «Да» или «Нет».)



Учитель.

Я говорю фразу и если ты согласен с ней, то говори «да», а если не согласен - говори «нет».

1. Ласточки и стрижи питаются насекомыми. (да)

2. Перелётные птицы на юге тоже строят гнёзда, как и на родине. (нет)

3. Волк, лиса, рысь – хищники. (да)

4. Лягушка – домашнее животное. (нет)

5. У кукушки кукует самец. (да)

6. Клесты выводят детёнышей зимой. (да)


Учитель.

Прочитаем страницу из жалобной книги.

(Выходит ученик в костюме мотылька)
Мотылёк.

Мы каждый день порхаем.

В работе устали не знаем.

Пыльцу цветков мы переносим,

А вас мы очень – очень просим

Нас не пугать и не ловить,

Чтоб мы могли спокойно жить!
Учитель.

Вы когда – нибудь задумывались, почему бабочки такие красивые?

У бабочек крылья покрыты множеством мельчайших чешуек, которые отражают солнечные лучи. Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках людей. Даже при лёгком прикосновении мельчайшие чешуйки стираются. Крылья бабочки очень нежные, легко повреждаются. Так стоит ли ловить бабочек, тем более, что они живут не более дня?

Учитель.

Пятая страница – Запрещающие знаки (название страницы – на доске)
Мы говорим о лесе, а когда вы приходите в лес, не забывайте о том, что вы в гостях. Лес легко раним. Он страдает от вмешательства людей в его жизнь. И поэтому, когда вы идёте в лес, вы должны хорошо знать правила поведения в лесу.

Какие это правила?

(Команды по – очереди называют правила, комментируя плакаты)
1. Не рвать много цветов, не топтать цветы и травы. (показ плаката)
2. Не рубить зря деревья, не ломать ветки деревьев. (показ плаката)

3. Не разорять птичьи гнезда. (показ плаката)


4. Соблюдать правила охоты, не стрелять из рогатки, не ловить насекомых, бабочек. (показ плаката)
5. Не ловить жуков, муравьёв, не топтать их. (показ плаката)
6. Не разводить костры, не жечь сухую траву, не оставлять костры в лесу! (показ плаката)
Учитель.

А также не оставлять мусор в лесу. Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

(Учитель читает рассказ.)
Оля и Лида пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, девочки сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды, обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу, хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
Учитель.

Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? Почему Лиде стыдно перед соловушкой? (Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес превратиться в свалку. Лес – наш дом, а разве можно оставлять мусор в доме.)


Ежегодно в каждой семье что-то выбрасывают, А в год на каждого жителя крупного города приходиться целая тонна мусора. Часть мусора сжигают, часть – закапывают. И это, и другое не лучший выход из положения. Сейчас часть мусора перерабатывают – оказывается из него ещё можно получить немало полезного. Ведь нельзя допустить, чтобы повсюду на Земле выросли целые горы отходов.

Посмотрите, какие красивые букеты и вазы можно сделать из пустых пластиков бутылок. (показ букетов и вазочек)


Учитель.

Заглянем в жалобную книгу. Хотелось бы поговорить ещё об одном поступке человека. Послушаёте стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар».



Чтец.



Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.


Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

С морозным треском падали стволы,

И лес гудел от огненной метели,

И, как снежинки искры с них летели Над серыми сугробами золы.



Учитель.

Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не затушил костёр, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.)

А ведь этого могло бы не случиться, если бы человек соблюдал правила поведения в лесу. Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано. Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:
Дружат пчёлка и цветок,

Дружат лист и мотылёк,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса.


Продолжите это стихотворение В. Викторова своими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ и условий их существования.

(Дружат ели и клесты; деревья и грибы; лоси и мухоморы; снегири и рябина; птицы и небо; трава и дождь; луг и перепёлка.)


Учитель.

Шестая страница – Красная книга (название страницы - на доске)

Послушайте стихотворение.


Чтец.

Охраняется «Красной книгой»

Столько редких животных и птиц.

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.




Ответьте на вопросы.

1. Что такое Красная книга? Почему она так названа?

(Красный цвет – сигнал тревоги, опасности. В неё заносят все данные о растениях и животных, которые нуждаются в опеке и защите человека)
2. Где хранится международная Красная книга? (В швейцарском городе Морже)
3. Когда и кем была создана Красная книга?

(В 1966 году учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов)


Учитель.

Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких животных и растений. Многие страны стали создавать свои собственные Красные книги. Это Красная книга Среднего Урала. Также существуют книги, рассказывающие о животных и растениях из Красной книги. (показ книг)


Седьмая страница – Просьба о помощи (название страницы на доске)
Разгадайте кроссворд. (кроссворд на доске)

Каждой команде задается по два вопроса.







1. П

О

Ч

В

А







2. З

А

П

О

В

Е

Д

Н

И

К

И




3. З

Е

М

Л

Я







4 .О

Х

Р

А

Н

А







5. Г

Р

И

Н

П

И

С




6. З

А

К

А

З

Н

И

К

И



1. Верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения. (почва)


2. Охраняемые природные участки, где запрещена любая деятельность человека. (заповедники)
3. Она превыше всего почиталась горцами. Они считали её матерью растений, живым и самым чистым на свете существом, способным мыслить, чувствовать, поэтому существовал строгий запрет плевать на неё, бросать на неё мусор, а также выливать на неё горячую воду. (земля)
4. Деятельность человека, направленная, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (охрана)
5. Международная организация, занимающаяся охраной природы. (ГРИНПИС)

Учитель.

Это самое крупное экологическое объединение. Оно создано в 1971 году и имеет своих представителей и сторонников в 30 странах мира. Активиста ГРИНПИСа препятствуют продаже ядовитых отходов, мешают сливу неочищенных вод в моря и океаны, собирают информацию о предприятиях, приносящих вред природе.


6. Территории, где разводят какие – либо виды животных и растений по заказу государства с разрешением частичной охоты. (заказники)
Учитель.

Какое же слово получилось в середине кроссворда? (помоги)

Почему получилось такое волнующее слово?

Природа просит о помощи. Учёные – экологи, биологи всего мира забили тревогу: природа в опасности! Человек наносит природе раны. Давайте подумаем вместе: будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или просто так сорвём цветок? Или поймаем одну единственную бабочку?


Учитель.

Заглянем в жалобную книгу. Послушайте стихотворение

Г. Ладонщикова «Дикарь в лесу».
Чтец.

Хозяйка белочка в лесу орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко!

Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви,

Нашёл один орех – сорвал, сорвал второй и третий...

Отбросил куст и , как медведь, пошёл себе довольный,

А бедной белке и смотреть на это было больно!
Учитель.

Как вёл себя в лесу этот мальчик?

Положительно или отрицательно его действия отразились на природе? (отрицательно)

Как он поступил? (Он поступил плохо. Нельзя было сбивать гриб, ломать орешник.)

Оцените действия человека по отношению к природе. У вас на столе сигнальные диски. Поднимите диск синего цвета – если положительное отношение человека к природе. Красный диск – если отрицательное влияние человека на природу.

На доске:

1. Загрязнение воды заводами и фабриками.

2. Развешивание скворечников и кормушек для птиц.

3. Вырубка деревьев в лесу.

4. Костры в лесу.

5. Организация заповедников, заказников.

6. Мусор в лесу.
Учитель.

Вы все знаете русскую народную сказку «Репка». А сейчас вы посмотрите экологическую сказку «Репка», сказку на новый лад. Что значит экология? (Экология – это наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Эта наука подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самых себя.

(Показ сценки)
Ведущий.

Посадил дел репку. А когда её сажают? (весной)

(Выходит дед, садит в землю семя.)
Дед.

Сколько времени прошло, а она не растёт! Бабка, иди, помоги!

(Приходит бабка.)
Бабка.

Да, мала наша кормилица. Пойду водички из речки принесу. Полью.

(Несёт воду красного цвета)
Дед.

Что-то водичка странная. Где ты её взяла?


Бабка.

В нашей речке. Надо внучку позвать, посоветоваться! (Зовёт внучку.)

Внучка, смотри, какая, водичка красивая!

(Приходит внучка.)


Внучка.

Бабушка, где ты взяла эту воду?


Бабка.

В нашей речке.


Внучка.

Что, что ты! Наш завод туда спускает отработанную воду. Нельзя ею пользоваться, репка сразу погибнет. Пойду принесу воду из родника.


(Приносит воду и поливает репку. Дед, бабка, внучка садятся возле репки и ждут.)

Вздыхают! Не растёт!


Внучка.

Жучка! Иди помогай!

(Прибегает Жучка)
Жучка.

Надо землю рыхлить! (Рыхлит лапами землю и выбрасывает консервные банки, полиэтиленовые пакеты.)


Жучка.

Наверно, туристы отдыхали возле нашего огорода. Кошка, иди, помогай! (Прибегает кошка. Жучка и кошка лапами рыхлят землю и выбрасывают мусор.)


Кошка.

Ух, устала! Ну и туристы: сами отдохнули, а всё вокруг засорили.

(Жучка и кошка садятся рядом с дедом, бабкой и внучкой.)
Внучка.

Расти репка большая – пребольшая! Теперь и вода чистая, и земля рыхлая. (Репка начинает расти)


Мышка.

А что меня не зовёте? Репка выросла?


Все.

Пусть растёт до осени. Тогда и будем урожай собирать.


IV. Итог занятия
Учитель.

Я предлагаю командам тест. Ответьте на вопросы, выбрав один из вариантов. Выбранный ответ запишите буквой в таблицу.


На доске:

1

2

3

4

Д

Р

У

Г

(Таблица у каждой команды на столе.)


1. Почему нельзя загрязнять воду?

Д – Потому что в ней погибнут живые организмы.

М – Потому что будет некрасивый цвет воды.
2. Есть ли в природе ненужные бесполезные живые существа?

Б – Да, например, комар. Он больно кусается.

Р – Нет! В природе нет ничего ненужного, бесполезного.
3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных?

У – Потому что их осталось мало и они могут совсем исчезнуть.

Я – Потому что их можно будет взять домой.
4. Какие растения и животные занесены в Красную книгу?

Г – Которым грозит полное исчезновение с лица Земли.

П – Которые красивые.
Учитель.

Какое слово у вас получилось в таблице? (друг)

А что значит, быть природе другом? (показ плаката на доске)

(Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы на Земле – дело рук самого человека.)


Подведём итоги. Посчитайте количество жетонов.

(Показ видеоролика с песней «О дружбе».)


Учитель.

Несмотря на то, что у нас есть победители и проигравшие, мы все останемся друзьями. Также вы должны стать настоящими друзьями природы.

Мы говорили о дружбе между живыми существами, посмотрели сказку, в которой дружно вырастили репку. Мне хочется всех участников и гостей угостить конфетами, которые так и называются – «Дружба» (Конфеты лежат в вазах, сделанных из пластиковых бутылок.)
Послушайте стихотворение В. Суслова «Опять черёмуха в цвету...»
Фея лесного царства.

Опять черёмуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою...

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В её рассветы и закаты,

В её лесные ароматы-

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями -

Уже ручей звенит струной!

Уже гроза звенит громами.

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь: дарит нам природа

Напевы лучшие свои.


Где красота – там доброта.

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днём, ни днём дождливым.

И если хочешь быть красивым,

То добротою поделись.





Используемая литература:


1. А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы 1 часть

2. А.А. Плешаков Атлас – определитель «От Земли до неба»

3. Журналы «Начальная школа» №2, №6 1998г.

4. Журнал «Педсовет» №3 1996г.



5. Журналы «Начальная школа» №4, №5 2011г.

6. О. И. Дмитриева Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» Москва 2007г.