Запись и обработка звука на компьютере - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа по теме: «Обработка текстовой информации» 1 38.78kb.
Определение проницаемости по данным эксплуатации 1 99.75kb.
Высота вещей объективное свойство как высота звука 1 27.88kb.
1. В каком слове или сочетании нет звука [ы]? 1 85.83kb.
Учебник Соловейчик М. С. Педагог: учитель начальных классов Трач... 1 110.76kb.
«Шум и его влияние на организм человека» 1 55kb.
Лабораторная работа 1-12 Определение скорости звука в воздухе с помощью... 1 126.04kb.
Викторина по биографии Гайдара А. П. и его произведениям 1 91.86kb.
Введение. Аксиомы стереометрии 1 369.44kb.
Происходит поиск проблем на вашем компьютере 1 20.23kb.
Инструкция о порядке выполнения работ по санитарной обработке кулеров 1 42.57kb.
17 способствование радикальным изменениям: пример преобразования... 1 134.44kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Запись и обработка звука на компьютере - страница №1/1

КОДИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА АУДИО И ВИДЕОИНФОРМАЦИИ
Изучаемые темы:
1. Запись и обработка звука на компьютере.

2. Компьютерное видео.



Тема № 1

ЗАПИСЬ И ОБРАБОТКА ЗВУКА НА КОМПЬЮТЕРЕ
Вопросы: 1. Кодирование аудиоинформации.

2. Звуковое оборудование и программы.

3. Основы работы со звуком на компьютере.
1. Кодирование аудиоинформации
Так как компьютер работает с числами, звуки и музыка должны быть представлены в числовом виде, или, как принято говорить, закодированы. Произвольная аудиоинформация при кодировании занимает много места, поэтому часто используют сжатые аудиоформаты. Музыка занимает меньше места, так как хорошо формализуется – ее можно записать с помощью нот.

Звук представляет собой волну, распространяющуюся в атмосфере, и воспринимаемую человеком с помощью органов слуха. Громкость звука – это его кажущаяся сила. Измеряется громкость в децибелах (дБ). Громкость обычного разговора около 50 дБ, шум на улице часто превышает 70 дБ, а громкость взлетающего самолета составляет 120 дБ. Порог чувствительности человеческого уха около 20 дБ.

Характеризуется звуковая волна изменением во времени частоты и амплитуды сигнала. Графически звуковая волна описывается кривой, задающей зависимость амплитуды от времени. Частота основных колебаний определяет высоту звука. Но звуки одной частоты могут иметь разный тембр.

Чтобы закодировать звук, необходимо измерять амплитуду сигнала через определенные промежутки времени. На каждом временном отрезке определяется средняя амплитуда сигнала. Графически такое преобразование описывается множеством столбиков.

При восстановлении исходной кривой ее вид будет искажен. Искажения тем больше, чем больше ширина столбиков, то есть чем реже определяется текущая амплитуда. Чем промежутки времени меньше, тем выше будет качество закодированного звука. Частота, с которой определяется амплитуда сигнала, называется частотой дискретизации.

Амплитуда сигнала, определенная в каждый момент времени, также должна быть представлена в числовом виде. В простейшем случае можно использовать один бит – есть звук или его нет. Но на практике такое кодирование не имеет смысла. Минимально для кодирования амплитуды сигнала отводятся восемь бит – один байт, что позволяет описать двести пятьдесят шесть уровней громкости. Качество звука при этом получается не слишком высокое. Если и частота дискретизации невелика, то при воспроизведении будут присутствовать сильные искажения. Значительно лучшее качество получается при использовании двух байт, что позволяет задать более шестидесяти пяти тысяч разных значений амплитуды. В большинстве случаев двух байт достаточно для получения высококачественной записи звука, хотя иногда применяют 24 бита – три байта для кодирования амплитуды сигнала.

Для кодирования звуков следует использовать частоту вдвое большую, чем частота кодируемого звука. Объяснение этому довольно простое. Звуковая волна состоит из двух полупериодов: положительного и отрицательного. Поэтому для ее имитации необходимо иметь хотя бы по одной выборке на каждом из полупериодов. Так как человек воспринимает звуки в диапазоне частот от 20 до 20000 Гц, то для качественного кодирования необходимо использовать частоту вдвое большую, чем 20000, то есть 40000 Гц. Тогда сохраненные выборки позволят воспроизводить звуковую волну внутри диапазона, воспринимаемого человеческим ухом. Для качественного кодирования звука принято иметь некоторый запас, поэтому при цифровой звукозаписи используется частота дискретизации 44100 Гц и 48000 Гц. Это означает, что за каждую секунду звукозаписи в цифровом виде записывается более 44000 единиц информации, последовательность которых моделирует звук длительностью в одну секунду.

Для того чтобы записать стереозвук, следует одновременно кодировать два независимых канала звука. При этом чтобы получить хорошее качество, нужно использовать два байта для кодирования и частоту дискретизации 44100 Гц для каждого из каналов. Именно так кодируется звук на компакт-дисках. При этом одна минута закодированного звука займет более 10 Мб.

В некоторых случаях можно обойтись более низким качеством, сравнимым с качеством записи диктофона. Для того чтобы закодировать голос, не предъявляя повышенных требований к качеству звучания, можно использовать один байт при кодировании и один монофонический канал. Частоту дискретизации также можно понизить. Чтобы разбирать отдельные слова и понимать их смысл, достаточно частоты дискретизации 8000 Гц. С такими параметрами минута закодированного звука займет менее 480 Кб.

Для повышения качества кодирования используют более высокие частоты дискретизации, до 96000 Гц, однако такое качество требуется исключительно при работе в профессиональных звукозаписывающих студиях.

Современные компьютеры часто используются при создании и воспроизведении музыки. Музыкальное произведение можно закодировать как любой другой звук, однако это займет много места. Кроме того, возникнут трудности при изменении партий отдельных инструментов. Проще указать инструмент и задать, какую ноту и как долго он должен играть. Для воспроизведения музыки компьютер синтезирует разнообразные звуки, которые издают музыкальные инструменты.

В компьютерной музыке используется аббревиатура MIDI, которая расшифровывается как Musical Instrument Digital Interface (Цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Имеется стандарт, описывающий основные используемые инструменты, – GM (General MIDI – единый MIDI). В стандарте описаны пятнадцать групп мелодических инструментов и одна группа ударных инструментов. Мелодический набор состоит из пианино, органов, гитар, струнных, духовых и тому подобных инструментов. За всеми инструментами закреплены номера, например, нулевой номер имеет акустический рояль. Кроме GM используются стандарты GS (General Synth – единый синтез), XG (Extended General – единый расширенный), GM2 (General MIDI 2). Все эти стандарты не заменяют собой GM, а лишь дополняют его новыми инструментами и дополнительными параметрами звучания.

Несмотря на то, что инструменты и тембры стандартизированы в GM, а MIDI-файл содержит только номера инструментов и тембров, этот файл по-разному будет воспроизводиться на разных звуковых картах. Это объясняется несколькими причинами. Так, в стандарте описаны только названия инструментов и тембров. Такие параметры звука, как громкость, окраска и другие не определены и выбираются производителями звуковых карт произвольно.

Кроме того, на качество воспроизведения звука сильно сказывается метод, которым этот звук воспроизводится. Применяют два основных метода синтеза звуков. Более простой метод называется частотным синтезом (FM-синтез). Для каждой ноты каждого инструмента определена частота и амплитуда звука, и звуковая плата компьютера синтезирует звук. Однако при этом синтезированные звуки получаются не слишком похожими на звучание реальных инструментов. В современных звуковых платах частотный синтез не используется.

Значительно лучшее качество звучания дают волновые таблицы (Wave Table). В таблице записаны закодированные звуки реальных инструментов. При этом используется метод кодирования амплитуды звукового сигнала через короткие промежутки времени. Например, если требуется воспроизвести удар по тарелке, звуковая плата проигрывает небольшой фрагмент, записанный в определенном месте таблицы. Фрагменты называют сэмплами (samples). Инструменты с малой длительностью звучания обычно записываются полностью, а для остальных может записываться лишь начало, конец звука и небольшая средняя часть, которая затем проигрывается в цикле в течение нужного времени. Такое кодирование обеспечивает предельную реалистичность звучания классических инструментов и простоту получения звука. Однако волновые таблицы могут занимать много места в памяти.

Так как музыка, представленная в цифровом виде, не требует преобразований, к компьютеру напрямую можно подключить цифровые синтезаторы. Наигрывая мелодию на синтезаторе, в компьютер вводится последовательность нот. Также синтезаторы позволяют проигрывать композиции, созданные на компьютере. Загрузив в синтезатор сэмплы из волновой таблицы, можно извлекать самые необычные звуки при нажатии клавиш.

В последнее время стало модным караоке, и в компьютере стали кодировать музыку вместе с текстом. Фактически караоке является вариантом MIDI. Музыка закодирована обычным способом, но дополнительно добавлен текст, заменивший описание одного из инструментов.

Хотя частота дискретизации при кодировании звукового сигнала по компьютерным меркам не очень велика, объем получившихся цифровых данных достаточно большой. Чтобы уменьшить объем, занимаемый цифровыми аудиоданными, применяют различные методы сжатия информации, в частности алгоритмы MPEG. Например, применение сжатия по алгоритму MPEG-1 Layer 3 (МР3) позволяет уменьшить объем данных более чем в десять раз, при сохранении качества звука, близкого к audio-CD. Наряду с МР3 применяется формат сжатия по стандарту WMA (Windows Media Audio), поддерживаемый последними версиями операционных систем Windows.

В обоих стандартах используется метод сжатия по психоакустической модели, то есть из исходного звукового сигнала удаляется информация, малозаметная на слух, после чего сигнал сжимается обычными методами, которые реализованы в программах–архиваторах. При таком методе кодирования неизбежно искажение исходного сигнала, а значит – потеря качества. Степень потери качества можно регулировать, однако при увеличении качества неизбежно растет объем информации. Основным параметром, характеризующим качество записи, является скорость потока данных, поступающих для декодирования. Часто этот параметр называют битрейтом (bitrate – частота битов).

Битрейт измеряется в килобитах в секунду и может составлять до 320 Кбит/с. В большинстве случаев вполне хватает 192 или даже 128 битрейт. Битрейт ниже 48 Кбит/с существенно ухудшит качество и его не следует применять для записи музыки. Для записи речи можно использовать меньший битрейт. Качественную диктофонную запись можно получить при битрейте равном 8 Кбит/с.

Искажения при кодировании в форматах MP3 и WMA во многом зависят от характера музыки. Симфоническая музыка требует большего битрейта, а танцевальная – меньшего. Наиболее популярным битрейтом при кодировании музыкальных композиций считается битрейт 128 Кбит/с, дающий хорошее качество записи и позволяющий сжимать исходную информацию более чем в десять раз.

Для хранения произвольных звуковых данных чаще всего используются файлы формата wav. В этом формате может храниться моно- или стереозвук, закодированный одним или двумя байтами и с различной частотой дискретизации. Файлы этого формата могут быть сжаты разными способами для достижения меньшего размера, а могут оставаться и несжатыми. Музыкальные файлы используют формат mid, так как цифровой музыкальный интерфейс и способ кодирования музыкальной информации называется MIDI. Сжатые файлы могут иметь расширение wav, а могут расширением указывать на используемый способ сжатия – mp3 или wma. Есть и несколько других форматов звуковых файлов, но они применяются значительно реже.


2. Звуковое оборудование и программы
За воспроизведение и запись звука в компьютерах отвечают специальные звуковые адаптеры. Звуковой адаптер содержит еще один специализированный процессор, тем самым освобождая основной процессор от функций по управлению воспроизведением звука. С помощью звукового адаптера можно записывать звуковую информацию, воспроизводить речь и музыку.

Современные звуковые платы позволяют производить обработку звука, монтаж музыкальных композиций. Основным направлением развития современных звуковых плат является поддержка объемного звука. В этом случае появляется возможность позиционирования источников звука в пространстве.


Подавляющее большинство современных компьютеров оборудовано звуковой картой. Хорошие звуковые платы Sound Blaster Audigy различных версий выпускает фирма Creative. Вместе с тем в настоящее время многие материнские платы поддерживают качественный шестиканальный звук.

Чрезвычайно важно для получения качественного звука иметь хорошие акустические системы. Для воспроизведения объемного звука необходимо не менее двух акустических систем. Однако для получения лучшего эффекта от объемного звучания лучше использовать четыре колонки – две спереди и две сзади. Современные звуковые платы имеют цифровой выход SPDIF, позволяющий подключиться к бытовой технике. Однако часто более удобно использовать для компьютера собственную акустику. При использовании компьютера для просмотра видеофильмов, записанных на DVD, обязательно следует использовать современную акустическую систему из пяти колонок и сабвуфера.

Для того чтобы создавать собственные музыкальные произведения может понадобиться специальная клавиатура, подключаемая к интерфейсу MIDI. Музыкальные клавиатуры, подключаемые к звуковой карте, различаются количеством октав (обычно от трех до семи), а также количеством клавиш и их размером. Наиболее известными производителями являются фирмы Korg, Roland, Yamaha. Неплохие любительские клавиатуры выпускает фирма Casio.

Для качественной записи голоса нужно использовать соответствующие микрофоны. Простые компьютерные микрофоны не обеспечивают высокое качество звука. Кроме того, микрофонный вход большинства звуковых плат также не обладают хорошим качеством. Поэтому рекомендуется использовать микрофонный усилитель, который подключается к линейному входу звуковой платы. Микрофонный усилитель обеспечит подключение двух микрофонов, что позволит записывать стереофонический звук.

В последнее время широкое распространение получили миниатюрные цифровые проигрыватели, хранящие музыку в формате МР3. Музыка с компьютера записывается в память такого устройства, после чего ее можно прослушать в любом месте через наушники.

В качестве дополнительного источника звука для компьютера может рассматриваться компьютерный радиоприемник. Он может быть реализован в качестве дополнительной платы, а может подключаться к порту USB.

Конечно, работа со звуком на компьютере немыслима без специальных программ. Простейшие программы для работы со звуком включены в состав всех версий Windows. С их помощью можно настроить громкость разных источников звука, установить чувствительность микрофона и линейного входа. Кроме того, можно записать небольшой звуковой фрагмент, выполнить с ним простые преобразования и записать результат в файл. Также в Windows включены средства проигрывания компакт-дисков и мультимедийных файлов, записи музыки на цифровые плееры, прослушивания музыки из Интернета.

При использовании музыкальной клавиатуры требуется работа со звуком в реальном масштабе времени. Наиболее мощной такой программой является Cakewalk Home Studio, но можно обойтись и более простыми программами.

Для обработки звуков следует использовать звуковой редактор. Лучшими звуковыми редакторами являются программы Sound Forge и WaveLab. Для многоканального монтажа применяется редактор Cool Edit. Для создания и редактирования музыки, а также для добавления вокала к музыке, применяются программы, называемые секвенсорами MIDI и аудио. Лучшими программами этого класса являются Cakewalk Sonar и Cubase VST.

Пение караоке стало в последнее время достаточно популярным. Существуют несколько программ для создания файлов караоке и для их воспроизведения. Достаточно удобна программа Karaoke GALAXY Maker, позволяющая создавать караоке. Для воспроизведения таких файлов используют программы Karaoke GALAXY Player или vanBasco’s Karaoke Player.


3. Основы работы со звуком на компьютере
3.1. Звукозапись
Как отмечалось, существует большое количество программ для записи звука в файл и последующей обработки звука путем наложения различных эффектов и воспроизведения его через звуковую карту. Одной из таких программа является программа Звукозапись, которая входит в состав стандартных программ Windows.

Программа Звукозапись позволяет записать звук, подаваемый на линейный вход звуковой карты, с микрофона, компакт-диска или любого другого источника. Полученную запись можно прослушать. Если качество звучания вас не удовлетворяет, можно изменить параметры записи и перезаписать звуковую информацию. Можно провести некоторые операции редактирования и наложения эффектов, а затем сохранить полученную композицию в отдельном файле, или вставить в качестве фрагмента в различные документы.

После запуска программы Звукозапись на экране появляется ее рабочее окно (рис. 1). Для записи звука необходимо выполнить ряд подготовительных действий. Прежде всего, необходимо определить источник звука. Для этого следует открыть диалоговое окно Регулятор громкости (рис. 2). Программа Регулятор громкости вызывается командой Громкость подменю Развлечения группы программ Стандартные. В появившемся окне следует установить флажки отключения всех устройств, кроме нужного, например, микрофона. Далее следует вернуться к работе с программой звукозаписи и настроить качество записи для фонограммы.

Выберите команду Свойства меню Файл. Появится диалоговое окно настройки звуковых параметров новой фонограммы (рис. 3). Среди свойств объекта «Звук» содержится и информация об атрибутах создаваемой записи, влияющих на ее качество. К таким атрибутам относится частота дискретизации и число каналов. Если качество предполагаемой записи вас не устраивает, нажмите кнопку Преобразовать. Появится диалоговое окно настройки преобразования звука (рис. 4).

Список Формат позволяет выбрать метод кодирования звуковой информации, а список Атрибуты – качество этого кодирования. Диалоговое окно содержит также список Название, позволяющий выбрать часто используемые форматы и атрибуты записи. Выбрав в этом списке элемент Запись с компакт диска, вы увидите, что информация на музыкальных компакт-дисках записана в формате PCM и с качеством 44,1 КГц, 16 бит, стерео.

Для возможности кодирования в формат МР3 следует установить соответствующую программу. Чтобы использовать форматы со сжатием музыки, следует в диалоговом окне Выбор звука выбрать соответствующий формат записи. Список Атрибуты позволяет выбрать качество фонограммы в сохраняемом файле.

После выбора формата записи и ее качества нажмите кнопку Сохранить как чтобы открыть диалоговое окно задания имени. В поле ввода следует ввести имя сохраняемого формата. Затем нажмите кнопку ОК, и выбранное вами имя появится в списке форматов. После выбора формата и качества, нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть диалоговое окно, а затем кнопку ОК еще одного диалогового окна.

При записи фонограмма будет преобразована в выбранный формат и сохранена на диске. Если используются форматы сжатия, то при воспроизведении фонограммы данные будут автоматически распаковываться, и вы можете даже не заметить, что воспроизводится сжатая фонограмма.

Чтобы сделать запись, следует нажать кнопку Запись в диалоговом окне Звук – Звукозапись (рис. 1), и включить источник звука. Зеленая линия в средней части окна показывает уровень записываемого звука и ее наличие говорит о том, что запись проходит успешно. Остановить запись можно, нажав кнопку Stop. Чтобы далее продолжить запись, необходимо еще раз нажать кнопку Запись. Общая продолжительность записи указывается правее графика звуковой волны. Перейти к началу звукового фрагмента можно, нажав кнопку Переход в начало, а для перехода в конец следует нажать кнопку Переход в конец.

Можно использовать данную программу для воспроизведения как только что записанных, так и ранее записанных и находящихся в файлах звуков. Для воспроизведения используется кнопка Воспроизведение. Также программа имеет средства для простейшего редактирования звукозаписей, такие как возможность вырезания участка записи, как до, так и после текущей позиции ползунка воспроизведения. Эти средства вызываются командами меню Правка. Дополняет средства редактирования набор простейших звуковых эффектов, которые можно наложить на редактируемую запись. Вы можете изменить громкость и скорость, а также наложить эхо или обратить звуковую запись. Все эффекты можно вызвать, выбрав соответствующую команду меню Эффекты.

В заключение работы с фонограммой ее необходимо сохранить для последующего использования. Для этого выберите команду Сохранить меню Файл и в появившемся диалоговом окне выберите папку для сохранения и имя сохраняемого файла, после чего нажмите кнопку Сохранить. Ваша фонограмма будет сохранена.
3.2. Проигрыватель Windows Media
В состав стандартных программ операционной системы Windows последних версий входит программа Проигрыватель Windows Media. Эта программа предназначена для воспроизведения разнообразных мультимедийных файлов. Под мультимедийными файлами понимаются различные звуковые или видеофайлы всевозможных форматов, как использующих сжатие, так и не использующих.

Проигрыватель автоматически запускается, когда вы выбираете мультимедийный файл в проводнике Windows. Для этого нужно открыть папку Моя музыка. Папка Моя музыка предназначена для хранения создаваемых, полученных из Интернета или переписанных с компакт-дисков музыкальных файлов. Кроме того, в ней находится несколько примеров, поставляемых вместе с Windows. Значки в этой папке имеют различный вид. Разный вид значков показывает, что используются мультимедийные файлы различных стандартов и форматов.

Для запуска программы дважды щелкните на значке, обозначающим один из мультимедийных файлов. Будет загружена программа Проигрыватель Windows Media и начнется воспроизведение выбранного музыкального файла (рис. 5). Можно выделить несколько файлов и выбрать команду воспроизведения в панели задач или во вспомогательном меню, которое вызывается щелчком правой кнопки мыши. При выборе нескольких файлов они будут воспроизводиться последовательно друг за другом.

В правом вернем углу окна расположен список воспроизведения. Он может состоять из одного или нескольких файлов. Над списком расположено поле выбора, в котором вы можете выбрать иной список воспроизведения. В верхней части окна выводится название композиции, которая в настоящий момент воспроизводится. В левой части окна имеется панель задач с несколькими кнопками, нажатие которых позволяет выбирать режим работы программы.

В нижней части окна проигрывателя располагается панель управления воспроизведением, которая содержит обычные для такого рода программ элементы – кнопку паузы или воспроизведения, кнопку полной остановки, регулятор громкости, кнопки перемотки вперед и назад, а также ползунок, показывающий текущее положение воспроизведения в файле.

Центральная часть окна предназначена для воспроизведения видеоинформации. При прослушивании аудиозаписей это место обычно используется для отображения различных визуальных эффектов. У вас есть возможность выбрать эффекты с помощью кнопок, расположенных немного ниже.

Кроме воспроизведения мультимедийных файлов, проигрыватель Windows Media может воспроизводить звуковые и видеофайлы из различных источников.

К числу основных источников мультимедиа информации относится, прежде всего, Интернет. Для работы с такой информацией установите соединение с Интернетом, а затем перейдите в режим путеводителя, нажав одноименную кнопку на панели задач, которая расположена второй сверху. Кнопка останется в нажатом состоянии, а в центре окна программы появится начальная страница путеводителя. В этом режиме проигрыватель получает информацию из Интернета. Вашему вниманию предлагается информация о музыкальных и видеоновинках, новостях, политике, бизнесе и т.д.

Внешний вид загружаемой в этом режиме из Интернета страницы может быть самым разным, однако в нем обязательно будут присутствовать ссылки на разнообразную информацию. Можно искать интересующую вас композицию или клип, введя их название в поля поиска.

Проигрыватель может также воспроизводить музыкальные компакт-диски. Вставьте такой компакт-диск в дисковод и нажмите кнопку Компакт-диск на панели задач. Автоматически начнется воспроизведение диска.

Можно прервать воспроизведение, нажав на кнопку Остановить на панели управления проигрывателя. Появится содержимое компакт-диска, представленное в виде дорожек (рис. 6). Содержимое диска отображается в виде таблицы, каждая строка которой представляет звуковую дорожку. Для каждой дорожки отображается ее название, длительность, имя исполнителя и композитора. Если флажок, расположенный слева от дорожки, установлен, данная дорожка выбрана, если он сброшен, дорожка исключается из списка. Чтобы прослушать дорожку, необходимо дважды щелкнуть на ней мышью.

Вначале программа ничего не знает о диске, который вы вставили, поэтому в качестве имени дорожки отображается слово Дорожка, а в качестве имен исполнителя и композитора – слово Неизвестный. Однако с помощью Интернета можно попробовать получить название песен и другую информацию о диске. Для этих целей в правом верхнем углу окна расположено несколько кнопок. При этом кнопки Сведения о диске и Присвоить имена работают только если вы подключены к Интернету.

После подключения к Интернету нажмите кнопку Сведения о диске. Начнется передача информации из Интернета. Процесс займет некоторое время в зависимости от скорости вашего соединения с Интернетом и загруженности узла Интернета, откуда берется информация. По окончании передачи информация об альбоме будет отображена в проигрывателе. Кроме того, что будут присвоены имена дорожкам, вы сможете узнать дополнительную информацию о компакт-диске и об исполнителях.

Нажмите кнопку Присвоить имена, и в нижней части окна появится переключатель, предлагающий вам либо найти информацию в Интернете: Поиск по имени, Поиск по названию, либо вручную ввести нужные сведения: Это пользовательский компакт-диск, я хочу ввести сведения об альбоме.

В случае ручного ввода отметьте этот пункт мышью и нажмите кнопку Далее. Выберите тип альбома, введите имя исполнителя и название альбома, а также, если хотите, его жанр. Далее необходимо ввести название всех дорожек диска в соответствующие поля. По окончании ввода нажмите кнопку Далее, чтобы перейти к последнему шагу, на котором можно будет увидеть введенное вами описание альбома. Если вся информация введена правильно, нажмите кнопку Готово и нужные названия появятся в верхней части окна. Теперь можно переключиться в основной режим работы программы, нажав верхнюю кнопку на панели задач. В правой части, в списке воспроизведения, будут перечислены все названия песен текущего диска. Эти названия будут запомнены программой. Когда в следующий раз вы вставите данный диск, он будет автоматически распознан, и вы увидите введенные ранее названия, причем вам не придется снова подключаться к Интернету.

Для копирования музыки предназначена одноименная кнопка, расположенная в верхней части окна проигрывателя. Вначале выберите дорожки, которые вы будете сохранять на диске, путем установки и сброса флажков около названий дорожек. После этого нажмите кнопку Копировать музыку, расположенную в верхней части рабочего окна. Начнется процесс копирования музыкальной информации, сопровождающийся изменением текста в окне. Чтобы уменьшить объем музыкальной информации на диске, программа при копировании производит ее сжатие. При этом происходит некоторая потеря качества звука.

Процесс копирования звуковых дорожек может занять довольно большое время, так как требует больших вычислительных затрат. По окончании копирования выбранные файлы будут перенесены в вашу музыкальную библиотеку, расположенную в папке Моя музыка, которая в свою очередь находится в папке Мои документы.

Для работы с музыкальной библиотекой нажмите кнопку Библиотека мультимедиа на панели задач программы Проигрыватель Windows Media. При этом рабочее окно программы примет вид, показанный на рис. 7.

Центральная область рабочего окна разбита на две части. В левой части в виде дерева отображается структура библиотеки, а в правой части отображается содержимое выбранных папок из левой части. Библиотека мультимедиа содержит четыре основные папки: Аудио, Видео, Мои списки воспроизведения, Заданные значения настройки радио. Назначение этих папок понятно из названий. Кроме того, есть специальная папка, содержащая удаленные произведения. Для работы с библиотекой используется панель инструментов, расположенная в верхней части рабочего окна.

Проигрыватель Windows Media предоставляет возможность записывать музыкальные компакт-диски из композиций, хранящихся в музыкальной библиотеке. Если есть устройство для записи компакт-дисков, то оно интерпретируется программой как переносное устройство, при записи музыки на которое происходит не сжатие информации, а наоборот, ее распаковка в стандарт звукового компакт-диска.

Если во время работы со списком файлов выделить один или несколько файлов и выбрать команду Копировать на компакт-диск меню Файл, проигрыватель автоматически перейдет в режим записи компакт-диска. Теперь в правой верхней части рабочего окна в списке портативных устройств следует выбрать устройство для записи компакт-дисков. Далее нужно выбрать композицию для записи. Это можно сделать, выбрав в открывающемся списке, расположенном в правом верхнем углу рабочего окна, список композиций. Перечень композиций появится в левой части рабочего окна. Нажмите кнопку Копировать музыку, расположенную в верхней части рабочего окна. Начнется процесс записи музыкального компакт-диска, который может занять довольно продолжительное время в зависимости от длительности композиции и скорости записи.
Контрольные вопросы


  1. Какое минимальное количество байт достаточно для получения высококачественной записи звука? Сколько уровней громкости это количество позволяет описать?

  2. Какая используется частота дискретизации для качественного кодирования звука? Сколько при этой частоте места на диске займет одна минута закодированного звука?

  3. Какие стандарты используются в компьютерной музыке?

  4. Какие применяются методы синтеза звуков?

  5. Какие методы сжатия информации используются для уменьшения объема, занимаемого аудиоданными?

  6. Что такое битрейт? В каких единицах он измеряется?

  7. Какой битрейт необходим для качественной записи музыки (речи)?

  8. В каких форматах хранятся звуковые данные?

  9. Какие устройства в компьютере используются для воспроизведения и записи звука?

  10. Какие программы для работы со звуком вы знаете?

  11. Какие подготовительные действия необходимо выполнить для записи звука с использованием программы Звукозапись?

  12. Как записать (воспроизвести) звук, используя программу Звукозапись?

  13. Какие возможности по работе с мультимедийными файлами предоставляет программа Проигрыватель Windows Media? Как реализовать эти возможности?

Тема № 2

КОМПЬЮТЕРНОЕ ВИДЕО
Вопросы: 1. Кодирование видеоинформации.

2. Видеооборудование и программы.

3. Работа с видео в Windows.
1. Кодирование видеоинформации
Чтобы хранить и обрабатывать видео на компьютере, необходимо закодировать его особым образом. При этом кодирование звукового сопровождения видеоинформации ничем не отличается от кодирования звука, описанного в предыдущей теме. Изображение в видео состоит из отдельных кадров, которые меняются с определенной частотой. Кадр кодируется как обычное растровое изображение, то есть разбивается на множество пикселей. Закодировав отдельные кадры и собрав их вместе, можно описать все видео.

Видеоданные характеризуются частотой кадров и экранным разрешением. Скорость воспроизведения видеосигнала составляет 30 или 25 кадров в секунду, в зависимости от телевизионного стандарта. Наиболее известными из таких стандартов являются: SECAM, принятый в России и Франции, PAL, используемый в Европе, и NTSC, распространенный в Северной Америке и Японии. Разрешение для стандарта NTSC составляет 768 на 484 точек, а для PAL и SECAM – 768 на 576 точек. Не все пиксели используются для хранения видеоинформации. Так, при стандартном разрешении 768 на 576 пикселей, на экране телевизора отображается всего 704 на 540 пикселей. Поэтому для хранения видеоинформации в компьютере или цифровой видеокамере, размер кадра может отличаться от телевизионного. Например, в формате Digital Video или, как его еще называют DV, размер кадра составляет 720 на 576 пикселей. Такое же разрешение имеет кадр стандарта DVD Video. Размер кадра формата Video-CD составляет 352 на 288 пикселей.

В основе кодирования цветного видео лежит известная модель RGB. В телевидении же используется другая модель представления цвета изображения, а именно модель YUV. В такой модели цвет кодируется с помощью яркости Y и двух цветоразностных компонент U и V, определяющих цветность. Цветоразностная компонента образуется путем вычитания из яркостной компоненты красного и зеленого цвета. Обычно используется один байт для каждой компоненты цвета, то есть всего для обозначения цвета используется три байта информации. При этом яркость и сигналы цветности имеют равное число независимых значений. Такая модель имеет обозначение 4:4:4.

Опытным путем было установлено, что человеческий глаз менее чувствителен к цветовым изменениям, чем к яркостным. Без видимой потери качества изображения можно уменьшить количество цветовых оттенков в два раза. Такая модель обозначается как 4:2:2 и принята в телевидении. Для бытового видео допускается еще большее уменьшении размерности цветовых составляющих, до 4:2:0.

Если представить каждый кадр изображения как отдельный рисунок указанного выше размера, то видеоизображение будет занимать очень большой объем, например, одна секунда записи в системе PAL будет занимать 25 Мбайт, а одна минута – уже 1,5 Гбайт. Поэтому на практике используются различные алгоритмы сжатия для уменьшения скорости и объема потока видеоинформации.

Если использовать сжатие без потерь, то самые эффективные алгоритмы позволяют уменьшить поток информации не более чем в два раза. Для более существенного снижения объемов видеоинформации используют сжатие с потерями.

Среди алгоритмов с потерями одним из наиболее известных является MotionJPEG или MJPEG. Приставка Motion говорит, что алгоритм JPEG используется для сжатия не одного, а нескольких кадров. При кодировании видео принято, что качеству VHS соответствует кодирование MJPEG с потоком около 2 Мбит/с, S-VHS – 4 Мбит/с.

Свое развитие алгоритм MJPEG получил в алгоритме DV, который обеспечивает лучшее качество при таком же потоке данных. Это объясняется тем, что алгоритм DV использует более гибкую схему компрессии, основанную на адаптивном подборе коэффициента сжатия для различных кадров видео и различных частей одного кадра. Для малоинформативных частей кадра, например, краев изображения, сжатие увеличивается, а для блоков с большим количеством мелких деталей уменьшается.

Еще одним методом сжатия видеосигнала является MPEG. Поскольку видеосигнал транслируется в реальном времени, то нет возможности обработать все кадры одновременно. В алгоритме MPEG запоминается несколько кадров. Основной принцип состоит в предположении того, что соседние кадры мало отличаются друг от друга. Поэтому можно сохранить один кадр, который называют исходным, а затем сохраняются только изменения от исходного кадра, называемые предсказуемыми кадрами. Считается, что за 10-15 кадров картинка изменится настолько, что необходим новый исходный кадр. В результате при использовании MPEG можно добиться уменьшения объема информации более чем в двести раз, хотя это и приводит к некоторой потере качества. В настоящее время используются алгоритм сжатия MPEG-1, разработанный для хранения видео на компакт-дисках с качеством VHS, MPEG-2, используемый в цифровом, спутниковом телевидении и DVD, а также алгоритм MPEG-4, разработанный для передачи информации по компьютерным сетям и широко используемый в цифровых видеокамерах и для домашнего хранения видеофильмов.
2. Видеооборудование и программы
Обычный компьютер не имеет в своем составе оборудования для ввода и обработки видео. Поэтому на него необходимо устанавливать дополнительное оборудование. Это оборудование может быть самым различным в зависимости от того, какие задачи вы хотите решать. Кроме того, сам компьютер должен отвечать определенным требованиям.

Для захвата и обработки видео особых требований к компьютеру не предъявляется, лишь бы он был оборудован звуковой платой и имел жесткий диск достаточного объема и скорости. Следует учитывать, что один час видео в хорошем качестве будет занимать на диске около 20 Гбайт информации. При этом результат работы программы обработки видео необходимо куда-то сохранять, поэтому необходимый объем должен быть больше в два раза. Что касается скорости работы диска, то лучше выбирать жесткие диски, имеющие скорость вращения 7200 оборотов в минуту и больше.

Для того чтобы снимать на видео и обрабатывать полученные фильмы на компьютере, прежде всего, необходима видеокамера. В настоящее время используются три разновидности видеокамер: аналоговые, цифровые и Web-камеры.

В аналоговых видеокамерах (рис. 8) изображение хранится на магнитной ленте в видеокассете. При записи на магнитную ленту изображение сохраняется в ней будучи преобразованной в магнитные импульсы. При воспроизведении происходит обратное преобразование магнитных импульсов в изображение. Аналоговыми же видеокамеры называют потому, что записанная магнитная информация по возможности наиболее приближена (является аналогом) к оригиналу. Существует несколько стандартов для записи аналогового видеосигнала: VHS, S-VHS, VHS-compact, Video-8, Hi-8 др. Они различаются параметрами записываемых сигналов, формой и размером видеокассеты. Аналоговые камеры могут содержать встроенные возможности редактирования видео.

Для того чтобы вводить в компьютер фильмы, снятые аналоговой видеокамерой, понадобится плата оцифровки и ввода видеосигнала. К этой плате подключается аналоговая видеокамера или видеомагнитофон. Основными характеристиками таких плат являются максимальное разрешение изображения (обычно 768 на 576 пикселей), скорость оцифровки (25 или 30 кадров в секунду), пропускная способность (до 8-10 Мбайт/с) и возможность оцифровки звукового сопровождения. Результатом работы этих плат является файл на диске компьютере, содержащий записанное изображение.

Выпускаются также устройства видеозахвата, выполненные в виде отдельных устройств, подключаемых к компьютеру по шине USB. Однако пропускная способность шины USB не достаточна для передачи несжатого видео в компьютер. Поэтому все подобные устройства используют сжатие с потерями.

Популярными аналоговыми видеоустройствами являются телевизионные тюнеры, сочетающие в себе телевизионные приемники и платы ввода изображений в компьютер. Телевизионный тюнер позволяет просматривать на экране компьютера телепередачи или видеофильмы, как на полный экран, так и в окне. При этом тюнер работает как обычный телевизор, только в качестве экрана используется монитор компьютера. Данное устройство представляет собой плату расширения, вставляемую внутрь компьютера и содержащую ряд разъемов. Телевизионный тюнер имеет антенный вход для подключения телевизионной антенны, композитный видеовход для подключения бытовых источников видеосигнала, таких как видеокамера, видеомагнитофон или проигрыватель видеодисков. Некоторые модели тюнеров могут принимать и радиосигнал, позволяя слушать передачи радиостанций на компьютере. Фактически, после установки платы тюнера, компьютер становится и телевизором и радиоприемником.

Web-камеры (рис. 9) предназначены для общения в Интернете. Эти камеры не содержат средств хранения видеоинформации, а просто транслируют закодированный видеосигнал в компьютер, где он или отображается на экране, или сохраняется на диске. Соединяются такие камеры с компьютером при помощи интерфейса USB. Возможности Web-камер ограничены, и качество получаемого изображения невысокое.

С помощью таких камер и соответствующего программного обеспечения можно общаться с другими людьми в Интернете, устраивая видеоконференции. В этом случае все участники видят друг друга в реальном времени. Используя микрофон, колонки и звуковую карту, собеседники могут также слышать друг друга.

Наибольшего качества можно добиться при использовании цифровых видеокамер (рис. 10). Эти видеокамеры записывают изображение в цифровой форме. Внешне они почти не отличаются от аналоговых видеокамер. Однако по принципу действия эти устройства отличаются принципиально.

В качестве носителя информации в этих устройствах выступает специальная кассета с магнитной лентой, набор микросхем памяти, жесткий диск, записываемый компакт-диск или записываемый DVD-диск. То, что информация хранится в цифровом виде, позволяет легко переносить эту информацию в компьютер. Существует несколько форматов хранения цифровой видеоинформации: Digital-8, Mini-DV, MPEG-4.

Выпускаются различные варианты цифровых видеокамер от самых простых до профессиональных. В большинстве камер одной серии возможности хранения видео одинаковы, а камеры различаются наличием дополнительных возможностей. Это может быть размер жидкокристаллического экрана для просмотра снятого материала или наличие карты памяти для хранения цифровых фотографий. Некоторые цифровые видеокамеры можно использовать и как цифровые фотоаппараты.

Большинство цифровых камер подключаются к компьютеру с помощью интерфейса IEEE-1394, также называемый FireWire. Вариантом этого интерфейса является I-Link, разработанный фирмой Sony. Данный интерфейс отсутствует в большинстве современных компьютеров, поэтому чтобы подключить цифровую видеокамеру к компьютеру потребуется дополнительная плата, реализующая этот интерфейс.

Подключив цифровую камеру с помощью такой платы, можно много раз переписывать видео с камеры в компьютер и обратно без потери качества, а также управлять видеокамерой с компьютера.

При работе как с цифровой камерой, так и с аналоговыми видеосигналами, следует использовать комбинированные устройства видеозахвата. Такие устройства содержат в своем составе интерфейс FireWire IEEE-1394, а также микросхему оцифровки аналогового видеосигнала в цифровой формат DV. На диск информация в любом случае записывается в формате DV. Устройства могут выпускаться как в виде платы, вставляемой в компьютер, так и в виде внешнего устройства, подключаемого к компьютеру по интерфейсу IEEE-1394.

Естественно, для редактирования на компьютере видео потребуется специальное программное обеспечение. Для простейшей работы можно использовать встроенную в Windows Me и Windows XP программу Windows Movie Maker. Для более сложного видеомонтажа можно воспользоваться программой Ulead Media Studio Pro.

Видеомонтаж подразумевает получение видеоизображения с одного или нескольких источников, выполнение над видео различных действий и сохранение полученного в результате монтажа видео. Известны два вида монтажа – монтаж сборкой и монтаж вставкой. Монтаж сборкой используется для создания отредактированного видео путем перезаписи из нескольких других записей или источников видеосигнала. Новая сцена добавляется к концу предыдущей. Монтаж вставкой используется для замены одной сцены на другую.

Различают также линейный и нелинейный видеомонтаж. Особенность линейного видеомонтажа состоит в том, что все операции происходят в реальном времени. Чтобы добиться высокой скорости работы, эффекты и операции осуществляют с помощью специальной аппаратуры. В этом случае роль компьютера сводится к координации работы устройств линейного монтажа и автоматизации рутинной ручной работы.

При использовании нелинейного видеомонтажа все фрагменты исходного видео должны быть введены в компьютер, а затем с помощью специальной программы над этим фрагментом выполняются различные операции. При этом в зависимости от используемой программы можно выполнить практически любые преобразования над исходными фрагментами видео. В результате полученное видео можно сохранить на диске компьютера, записать на видеомагнитофон или цифровую камеру.

В настоящее время наиболее распространен нелинейный видеомонтаж. Для нелинейного видеомонтажа используются специальные программы, среди которых упомянутая выше программа Ulead Media Studio Pro, а также программа Adobe Premiere. Эти программы являются универсальными и позволяют оцифровывать видеосигнал, производить его обработку, а также кодировать полученное изображение в различные форматы.

Кроме универсальных программ существует большое количество специализированных, которые решают отдельные задачи.

Любой созданный фильм можно просмотреть не только на экране компьютерного монитора. При наличии платы оцифровки видео, имеющей видеовыход, или видеоадаптера с видеовыходом, можно подключить телевизор и просматривать на нем изображения. Также можно подключить обычный видеомагнитофон, и записать фильм на кассету.

При работе с цифровой видеокамерой можно не только получить с нее отснятый материал, но и записать отредактированный фильм обратно. В дальнейшем имеется возможность просматривать фильм на обычном телевизоре, подключив к нему цифровую видеокамеру. Достоинством данного способа работы является отсутствие дополнительных искажений, вносимых при преобразовании видеоматериала из цифровой формы в аналоговую. Видеофильм будет храниться в цифровом формате.

Существует ряд программ, позволяющих записать видеоинформацию на заготовку CD или DVD. Одной из таких программ является программа Ulead DVD Workshop. Лучше всего записывать видеоинформацию на DVD-диск. Однако можно использовать и устройство CD-RW для записи видео на компакт-диск. Хотя на таком диске поместится не слишком длинный фильм, себестоимость хранения видео будет чрезвычайно низкой, а качество записи достаточно высоким. При этом современные проигрыватели DVD могут воспроизводить как записываемые диски CD-R, так и перезаписываемые диски CD-RW.


3. Работа с видео в Windows
В состав современных версий операционной системы Windows включены несколько программ для работы с видео. Это программа Проигрыватель Windows Media для просмотра видеоинформации, а также программа Windows Movie Maker для оцифровки, редактирования и записи видео.
3.1. Проигрыватель Windows Media
Видеоклипы на компьютере хранятся в виде файлов. В Windows Me и Windows XP для хранения видеоклипов предусмотрена специальная папка Мои видеозаписи. Чтобы просмотреть видеофайл, следует, работая в Проводнике, открыть папку с видеоклипами и дважды щелкнуть мышью на значке, обозначающем нужный видеоклип. Будет запущена программа Проигрыватель Windows Media для просмотра выбранного видеофильма.

Центральная часть рабочего окна программы предназначена для отображения видеоинформации воспроизводимого клипа. В нижней части окна проигрывателя располагается панель управления воспроизведением, которая содержит обычные для такого рода программ элементы – кнопку воспроизведения или паузы, кнопку полной остановки, регулятор громкости, кнопки перемотки вперед и назад, а также ползунок, показывающий текущее положение воспроизведения в файле.

Если компьютер оборудован устройством чтения DVD-дисков, то при наличии нужного программного обеспечения проигрыватель Windows Media может воспроизводить диски DVD. Чтобы проверить установлено ли нужное программное обеспечение выберите команду Параметры меню Сервис. Если программное обеспечение, декодирующее формат DVD установлено, то в диалоговом окне настройки параметров появится вкладка для работы с DVD. В противном случае данная вкладка будет отсутствовать и вам необходимо установить соответствующее программное обеспечение.

Щелкните мышью на ярлычке DVD, чтобы перейти на нужную вкладку (рис. 11). Данная вкладка содержит элементы управления, позволяющие ограничить просмотр DVD-фильмов. Согласно спецификации DVD, каждый фильм имеет свой рейтинг. Установив флажок Контроль содержания можно выбрать в списке рейтинг фильма, который разрешено просматривать всем. Если фильм имеет более жесткий рейтинг, то для того, чтобы разрешить его просмотр, можно задать пароль.

Вторая группа элементов управления позволяет выбрать языковые настройки, которые будут выбираться по умолчанию. Большинство видеофильмов на DVD имею несколько вариантов дубляжа и субтитров на разных языках. Если выбрать язык и в фильме есть звуковая дорожка, соответствующая выбранному языку, именно она начнет воспроизводиться по умолчанию.

Чтобы при вставке DVD-диска автоматически начиналось его воспроизведение, следует соответствующим образом настроить проигрыватель. Для этого щелкните мышью на ярлычке Типы файлов и в одноименном поле открывшейся вкладки установите флажок Видео DVD, чтобы запускать воспроизведение автоматически. Также в этом поле вы можете выбрать другие форматы, которые проигрыватель начнет автоматически воспроизводить. После настройки параметров нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть диалоговое окно. Теперь, когда вы вставите DVD-диск в дисковод, и диск будет опознан, начнется его воспроизведение.

Если вы не настроили автоматический запуск воспроизведения, можно запустить фильм вручную. Для этого выберите команду DVD диск или CD диск меню Воспроизведение. Чтобы просматривать фильм на всем экране, нужно нажать кнопку Во весь экран. В этом режиме, чтобы отобразить панель управления, следует немного сдвинуть мышь. Если не предпринять никаких действий, через некоторое время панель будет убрана с экрана. Для ее повторного отображения следует снова сдвинуть мышь. Нажав кнопку Во весь экран еще раз, вы вернетесь к режиму просмотра видео в окне.

С помощью кнопки Меню, расположенной в левом нижнем углу окна программы Проигрыватель Windows Media, можно прервать воспроизведение и отобразить на экране меню фильма. Внешний вид меню может быть самым разным. В меню можно выбрать различные варианты просмотра, такие как смена языка, выбор произвольной сцены фильма и др. Набор этих вариантов зависит от конкретного фильма. Чтобы продолжить воспроизведение следует повторно нажать кнопку Меню. Во время воспроизведения можно пользоваться обычными элементами управления для остановки, временной остановки, быстрого воспроизведения, перемотки и т.д.


3.2. Windows Movie Maker
Программа Windows Movie Maker предназначена для создания видеоархивов и подготовки видеоматериалов для их размещения в Интернете.
3.2.1. Рабочее окно и настройка программы
Рабочее окно программы (рис. 12) содержит строку заголовка, строку меню, панели инструментов, панель навигации, окно отображения клипов, область просмотра, инструменты редактирования, линию раскадровки, строку состояния.

Строка меню предназначена для выбора разнообразных команд программы. Ниже строки меню расположены панели инструментов, группирующие кнопки по функциональному назначению.

Каждая из четырех панелей инструментов может отображаться и удаляться независимо. Первая панель инструментов служит для создания, открытия и сохранения файлов. Вторая панель предназначена для редактирования видеоклипов и содержит кнопки для копирования, вырезания и вставки. Третья панель инструментов предназначена для указания расположения коллекции клипов на компьютере, а четвертая панель позволяет модифицировать структуру этой коллекции.

Центральная область окна разбита на три части. В левой части расположена панель навигации, которая отображает хранящиеся на диске компьютера видеоклипы в виде иерархической структуры, называемой сборником. Центральная часть предназначена для отображения в виде значков различных клипов, с которыми идет работа. В правой части расположена область для просмотра выбранного в центральной области клипа. Она содержит окно просмотра, а также панель управления просмотром. Вы можете останавливать воспроизведение, осуществлять перемотку в обе стороны и т.д.

В нижней части рабочего окна программы расположена область для редактирования видео. Редактирование осуществляется путем перетаскивания эскизов, изображающих клипы, из рабочей области на линию раскадровки в нужном вам порядке. Если вы поместили хотя бы один клип на эту линию, появляется возможность редактирования клипов с точностью до тысячных долей секунды. Поскольку клип может продолжаться много времени, строка раскадровки получается очень длинной. Чтобы перемещаться вдоль этой строки, используется полоса прокрутки, расположенная в нижней части окна программы.

Перед началом работы с программой Windows Movie Maker следует проверить ее настройки. Для этого выберите команду Параметры меню Вид. Появится диалоговое окно (рис. 13), в котором настраиваются основные параметры программы, используемые для дальнейшей работы.

Поле ввода Автор по умолчанию предназначено для определения имени, которое будет помещаться в каждый созданный видеофильм, и определять его авторство.

Программа Windows Movie Maker позволяет комбинировать фрагменты видеоизображения и простые картинки. Картинки преобразуются в статические видеофрагменты. Поле ввода Величина выдержки фотографии в группе элементов управления Общие позволяет задать длительность видеофрагмента, полученного из картинки.

Программа позволяет автоматически разбивать записываемый фильм на клипы. Новый клип начинается при смене плана в фильме. Установив флажок Автоматически создать клипы в группе элементов Общие, вы включите эту возможность программы.

Нажатие кнопки Сброс предупреждений запретит программе отображать диалоговые окна, предупреждающие о каких-либо событиях.

Программа может пересылать созданные фильмы по электронной почте. Кнопка Параметры почты предназначена для выбора программы работы с электронной почтой. Нажмите эту кнопку, чтобы отобразить диалоговое окно настройки электронной почты (рис. 14). В этом окне будет предложено выбрать в списке одну из программ для отправки видеофильмов. По умолчанию используется программа Outlook Express, входящая в состав Windows. Но вы можете выбрать любую другую программу из списка. После выбора нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть диалоговое окно.

Группа элементов управления Расположение диалогового окна Параметры предназначена для выбора места на диске, где будут располагаться временные файлы, создаваемые программой, а также, откуда программа будет брать фотографии для вставки в результирующий фильм. Выбор расположения осуществляется с помощью полей ввода и кнопок Обзор. Рекомендуется указать для временного хранения фрагментов фильма папку на диске, на котором есть не менее 200 Мб свободного места.

Группа элементов управления Запись файла определяет, где будут храниться созданные вами фильмы. В поле ввода можно указать расположение создаваемых фильмов. Также для выбора можно воспользоваться кнопкой Обзор. Если установить флажок Автоматически создавать файл, то программа будет автоматически присваивать имена создаваемым клипам.

После выбора нужных параметров нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть диалоговое окно Параметры.


3.2.2. Запись и сохранение видео
Теперь можно приступать к записи видео. Нажмите кнопку Записать на панели инструментов программы Windows Movie Maker. Появится диалоговое окно (рис. 15), предназначенное для выбора устройства записи, а также качества записываемого фильма. Открывающийся список Запись позволяет выбрать тип записываемого сигнала: Только видео, Только аудио, Видео и аудио. Если программа обнаружила на компьютере устройство для записи видео, то в этом списке автоматически будет установлен элемент Видео и аудио. Если устройство не обнаружено, то выбранным будет элемент Только аудио.

Кнопка Сменить устройство предназначена для выбора другого устройства записи, если оно имеется на компьютере. Например, изображение можно записывать с устройства ввода видео, а звук с микрофона или линейного входа звуковой карты. Также вы можете изменить настройки выбранного устройства. При нажатии кнопки Сменить устройство открывается диалоговое окно выбора устройств (рис. 16). С помощью открывающихся списков в этом диалоговом окне можно выбрать нужное устройство для записи аудио и видеосигналов.

Если устройство для записи еще не настроено, то сделать это можно, нажав кнопку Настройка. Появится диалоговое окно настройки параметров, которое может сильно отличаться в зависимости от используемого оборудования для видеозаписи. Так, при использовании платы видеозахвата в диалоговом окне осуществляется выбор телевизионного стандарта, размера получаемого изображения и количества используемых цветов, а также параметров яркости и контрастности изображения. При использовании цифровой видеокамеры или Web-камеры в диалоговом окне выбирается режим работы, а также параметры яркости, контрастности, цветности и других характеристик изображения. После настройки нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть диалоговое окно настройки параметров. После этого нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть диалоговое окно смены устройств.

Следующая группа элементов управления диалогового окна настройки записи определяет длительность проводимой записи и возможность создания клипов. Если установлен флажок Ограничить время записи, то становится доступным поле ввода, в котором можно указать интервал времени, в течение которого будет вестись запись. Для установки времени можно воспользоваться кнопками, расположенными в правой части поля ввода. Если установлен флажок Создавать клипы, то после завершения записи фильм автоматически будет разбит на фрагменты.

Открывающийся список Настройка позволяет выбрать формат и качество записываемого фильма. Чтобы облегчить выбор качества записываемого фильма, программа Windows Movie Maker предлагает выбор из уже готовых настроек: низкое, среднее и высокое качество.

Для более точного указания характеристик следует выбрать элемент Другое. При этом в диалоговом окне появится еще один открывающийся список. Для каждого элемента этого списка в скобках указывается скорость, которую должен обеспечивать канал связи с Интернетом, чтобы передавать этот фильм без рывков и задержек. Этот список в основном используется при создании фильмов, которые затем будут размещены на Web-страницах в Интернете. Чем выше качество, тем большая скорость требуется для воспроизведения фильма и тем больше объем видеофайла на диске.

После того как параметры выбраны, можно начинать запись. Включите источник видеосигнала, например, видеомагнитофон. В окне просмотра появится изображение. Нажмите кнопку Запись, чтобы начать процесс записи. Появится сообщение, что идет запись. Одновременно начнется отсчет времени записи. Остановка записи происходит при истечении времени, отведенного на запись, или при окончании свободного места на диске, а также при нажатии кнопки Стоп, в которую превращается кнопка для записи.

После того как запись остановлена, появится диалоговое окно сохранения файла. Выберите нужную папку, введите имя сохраняемого клипа и нажмите кнопку Сохранить, чтобы закрыть окно.

По окончании сохранения система опять готова к работе, и вы можете записывать новый видеофильм. Теперь в рабочей области программы Windows Movie Maker появится значок, обозначающий записанный клип. С записанным клипом можно выполнять различные действия. Вы можете воспроизвести его, нажав кнопку Воспроизвести на панели управления воспроизведением. Кроме того, можно начать редактирование клипа.
3.2.3. Редактирование видео
Редактирование видео или видеомонтаж заключается в том, что из множества клипов вы монтируете нужный фильм. Для этого выполняются операции добавления частей из другого фильма, склеивания кусков, удаления ненужных фрагментов и т.д.

Для компоновки фильма из различных клипов предназначена линия раскадровки, расположенная в нижней части программы. Эта линия представляет собой изображение кинопленки, каждый кадр которой является отдельным клипом (рис. 17).

Пустые кадры закрашены серым цветом. С помощью линии раскадровки формируется последовательность клипов в создаваемом фильме. Перетаскивая с помощью мыши на линию раскадровки нужные клипы, вы компонуете фильм. При этом клипы могут быть получены с устройства ввода видео, подключенного к компьютеру, или импортированы из файлов с видеофильмами.

Чтобы приступить к созданию фильма, перетащите записанный клип на линию раскадровки. В строке редактирования можно задать только последовательность клипов, а их длительность задается с помощью временной диаграммы. Если нажать кнопку Временная диаграмма на панели инструментов редактирования, линия редактирования превратится во временную диаграмму (рис. 18).

В верхней части этой диаграммы отображается временная шкала, позволяющая узнать длительность всего фильма и каждого клипа в отдельности. Длина области отображения клипа соответствует его длительности воспроизведения. Если у вас несколько клипов на временной шкале, то они отображаются пропорционально их длительности. Каждый клип в диаграмме представлен первым кадром и названием. Значок громкоговорителя в левом нижнем углу кадра указывает, что кроме видеопоследовательности в клипе имеется звуковое сопровождение.

Если вы переместите указатель мыши на линию раскадровки, указатель примет вид стрелки, направленной вверх. Щелкнув левой кнопкой мыши, вы сделаете место в клипе, на котором расположен указатель мыши, текущим. Соответствующий кадр появится в окне просмотра. Это место будет отмечено на диаграмме вертикальной чертой с треугольным указателем. С помощью кнопок Крупнее и Мельче на панели инструментов можно менять масштаб отображения клипов вплоть до покадрового отображения. Обратите внимание, что кнопка Временная диаграмма превратилась в кнопку Раскадровка и ее повторное нажатие восстановит исходный вид линии раскадровки.

Рассмотрим процесс вставки в фильм какого-нибудь статического изображения. Нажмите кнопку Раскадровка на панели инструментов редактирования, чтобы снова отобразить линию раскадровки. Выберите команду Импорт меню Файл. Появится диалоговое окно выбора импортируемого файла (рис. 19). Перейдите в папку Мои рисунки, выберите какой-либо рисунок и нажмите кнопку Открыть. Начнется процесс формирования клипа из выбранного изображения. По окончании процесса формирования клипа в рабочей области программы Windows Movie Maker появится эскиз, изображающий созданный клип. Аналогично можно импортировать любой файл с фрагментом видео.

Можно создавать фильм из нескольких клипов, комбинируя их последовательность. Можно также проводить обрезку клипов, удаляя из них ненужные фрагменты.

Все клипы, из которых будет состоять фильм, вначале нужно перенести на линию раскадровки. Здесь вы можете менять последовательность воспроизведения клипов, перетаскивая их с помощью мыши ближе к началу или концу линии раскадровки. В окончательном варианте фильма клипы будут располагаться друг за другом. Можно изменять начало и окончание воспроизведения клипов, чтобы они частично перекрывали друг друга на временной диаграмме. Когда клипы перекрывают друг друга, в фильме происходит плавный переход от одного фрагмента к другому.

В настройках программы длительность клипа, получаемого из картинки, по умолчанию равна пяти секундам. Иногда такая длительность слишком велика. Можно уменьшить эту длительность путем удаления части клипа. Нажмите кнопку Временная диаграмма на панели инструментов редактирования, чтобы отобразить временную диаграмму. Щелкните мышью на изображении вставленного клипа, чтобы выделить его. С помощью кнопок Крупнее и Мельче на панели инструментов добейтесь того, чтобы интервал времени между соседними рисками временной шкалы соответствовал одной десятой секунды. Так будет удобнее работать.

Выделение фрагментов видеофильма в программе Windows Movie Maker осуществляется путем расстановки точек монтажа. Имеются начальная и конечная точки монтажа. Простановка первой из этих точек отбрасывает все, что находится до нее, а приостановка второй – все, что после этой точки.

Когда вы выделяете клип на линии раскадровки, в его начале и конце автоматически проставляются точки монтажа, представляющие собой изображение треугольника на шкале времени. Если указатель мыши попадает на эти точки, он принимает форму стрелки с двумя концами. Перетаскивая мышью значок начала клипа вправо, а значок конца клипа влево, можно уменьшить длительность клипа, отрезая его части. При этом исходный клип останется неизменным, просто его начало и конец не будут использоваться в редактируемом фильме.

Можно перетаскивать весь клип, меняя начало его воспроизведения. Для этого следует выделить клип и перетащить его левее, установив указатель мыши в центре клипа. При этом начало клипа совпадет с окончанием предыдущего клипа, и в фильме будет создан плавный переход от одного клипа к другому. Длительность перехода определяется размером области перекрытия.

То же самое можно сделать, если проставить точки монтажа вручную. Подведите указатель мыши к отметке на шкале времени, соответствующей второй секунде записи. Указатель мыши изменит свою форму на изображение стрелки, направленной вверх. Щелкните левой кнопкой мыши. В месте щелчка на временной диаграмме появится вертикальная черта. Выберите команду Задать конечную точку монтажа меню Клип. Изображение после указанной точки исчезнет. Аналогично можно установить и начальную точку монтажа. Путем расстановки начальной и конечной точек можно выделить любой фрагмент клипа.

Кроме клипов, полученных путем записи или импорта, программа может автоматически разбивать фильм на клипы. Разбиение происходит в тот момент, когда изображение в фильме кардинально меняется. Это происходит чаще всего при смене плана. Если это разрешено, автоматическое разбиение на клипы происходит по окончании записи фрагмента или при его импорте. Вы также можете в любой момент разбить клип на несколько отдельных клипов. Чтобы автоматически разбивать фильм на клипы после записи или импорта, следует установить флажок Создавать клипы в соответствующем диалоговом окне.

Для разбиения на несколько частей выберите клип на временной диаграмме, щелкнув на нем левой кнопкой мыши. Задайте место разбиения, щелкнув мышью в нужном месте на шкале времени. В месте щелчка появится вертикальная черта. Нажмите кнопку Разделить клип, расположенную в группе инструментов окна предварительного просмотра, в правой части рабочего окна программы. Выделенный клип будет разбит на два самостоятельных клипа. Вы можете перетащить их с помощью мыши в различные места редактируемого фильма.

Если щелкнуть левой кнопкой мыши на свободном месте временной диаграммы, выделится весь редактируемый фильм. Нажав после этого кнопку Воспроизведение, расположенную под полем предварительного просмотра, можно просмотреть создаваемый фильм. Если щелкнуть мышью на клипе во временной диаграмме, после чего нажать кнопку Воспроизведение, то будет воспроизводиться только выделенный клип. Можно выделить клип в рабочей области программы и воспроизвести его. При этом исходный клип, представленный эскизом в рабочей области, и клип во временной диаграмме или в линии раскадровки могут существенно различаться, если вы меняли начальные и конечные точки монтажа или разбивали клип на части.

Набрав нужный набор клипов, и разместив их в заданной последовательности, вы создадите заготовку фильма. Далее следует убрать ненужные части, удаляя начало и конец некоторых клипов. Возможно при этом потребуется разбить ряд клипов на части. Вы можете перемещать клипы, меняя их порядок в фильме. В результате вы получите почти готовый фильм.


3.2.4. Редактирование аудио
Часто возникает необходимость в сопровождении видеозаписей своими комментариями. Программа Windows Movie Maker позволяет накладывать на записанный видеоклип звуковые комментарии. Дорожка комментариев может как заменять звук в оригинальном клипе, так и накладываться поверх оригинального звука. Можно использовать эту дорожку для наложения, например, перевода к фильму.

Перейдите в режим работы с временной диаграммой и нажмите кнопку Записать комментарий на панели инструментов редактирования. Появится диалоговое окно записи комментария (рис. 20). Установив флажок Выключить звук, вы можете выключить оригинальный звук фонограммы во время записи пояснений. Если флажок сброшен, то происходит наложение пояснений на оригинальный звук. Ползунок позволяет регулировать уровень записи при пояснениях. Перемещая ползунок вверх и вниз, следует установить такой уровень записи, при котором индикатор, расположенный правее ползунка, еще не загорается красным цветом.

Можно выбрать устройство записи звука, отличающееся от того, которое предлагается по умолчанию. Для этого нажмите кнопку Изменить. На экране появится диалоговое окно выбора устройства (рис. 21).

Диалоговое окно содержит два открывающихся списка – Устройство и Входной канал. Первый список позволяет выбрать устройство для записи звука. Этих устройств может быть несколько. Одним из них является звуковая карта, а другим, например, может служить плата для ввода видео. Второй список предназначен для указания того, какой вход устройства записи будет использован. Типичная звуковая карта имеет несколько таких входов. В разных случаях следует использовать различные источники звука. Если вы хотите делать пояснения лично, то лучше воспользоваться микрофоном. Наложение перевода, скорее всего, потребует использования линейного входа.

В списке Входной канал выберите элемент Микрофон и нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть диалоговое окно Настройка аудио. Теперь все готово для записи пояснений. Нажмите кнопку Запись диалогового окна Запись комментариев. После того как начнется воспроизведение клипа в поле предварительного просмотра и движение ползунка по временной диаграмме, можно говорить в микрофон.

После окончания ввода пояснений или после окончания воспроизведения клипа нажмите кнопку Стоп, в которую превратилась кнопка для записи. Запись будет прекращена и появится диалоговое окно сохранения записанного звука. Это диалоговое окно не отличается от любого диалогового окна сохранения документа в Windows. В поле ввода Имя файла введите имя сохраняемого звука и нажмите кнопку Сохранить, чтобы закрыть диалоговое окно. Среди клипов появится дополнительный значок, обозначающий звуковой клип, а в области редактирования появится линия звуковой дорожки с пояснениями.

Следует отметить, что работа со звуковым сопровождением не отличается от работы с видеоклипами. Вы можете записать несколько звуковых клипов, изменить их имена, импортировать звуковой клип из файла. С помощью мыши звуковые клипы перетаскиваются из рабочей области на звуковую дорожку, после чего можно менять их расположение, устанавливать начало и конец, как и при работе с видеоклипами.

В результате редактирования будет подготовлен проект, состоящий из множества видео и звуковых клипов, расположенных в нужных частях временной диаграммы. На этом этап редактирования закончен, и теперь можно сохранить фильм и передать его в Интернет.


3.2.5. Сохранение фильма и передача его в Интернет
Чтобы сохранить созданный фильм нажмите кнопку Сохранить фильм на панели инструментов программы Windows Movie Maker. Появится диалоговое окно сохранения фильма (рис. 22).

В диалоговом окне есть две группы элементов управления. Группа Качество воспроизведения определяет качественные характеристики создаваемого видео. Аналогичные характеристики устанавливались при записи видео. При сохранении фильма на диск их можно изменить.

Открывающийся список Настройка позволяет выбрать готовые установки качества фильма: низкое, среднее, высокое. Если вам требуется уточнить эти настройки, следует выбрать элемент Другое. В диалоговом окне появится еще один открывающийся список, выбирая элементы которого, можно указать нужное качество. При этом следует учитывать, что, чем выше качество, тем больший объем будет занимать сохраняемый фильм на диске.

Вторая группа элементов управления задает некоторые дополнительные сведения о фильме. Поле Название предназначено для ввода названия фильма, которое будет отображаться при воспроизведении этого фильма в других программах. Поле Автор определяет имя человека или организации, создавшей фильм. Поле Дата позволяет ввести дату создания фильма. Поле Оценка позволяет описать жанр созданного фильма (любительское, драма, комедия и т.д.). Поле Описание предназначено для ввода комментария к фильму.

После того как характеристики сохраняемого фильма уточнены, нажмите кнопку ОК диалогового окна Сохранить фильм, чтобы закрыть его и продолжить работу. Появится диалоговое окно Сохранить как, не отличающееся от любого диалогового окна сохранения документа в Windows. Выберите папку для сохранения, в поле ввода Имя файла введите название фильма, после чего нажмите кнопку Сохранить, чтобы закрыть диалоговое окно и начать сохранение. Появится диалоговое окно с прогресс-индикатором, иллюстрирующим процесс создания фильма. Это процесс может занять несколько минут, в течение которых прогресс-индикатор будет меняться.

После завершения фильма появится диалоговое окно, в котором будет задан вопрос о том, хотите ли вы просмотреть полученный фильм прямо сейчас. Чтобы просмотреть фильм, нажмите кнопку Да. Будет запущен проигрыватель Windows Media и начнется воспроизведение фильма, в процессе которого вы можете оценить его сюжет, качество, звуковую дорожку и др.

Кроме сохранения фильма на диске, программа Windows Movie Maker позволяет размещать его в Интернете или передавать по электронной почте. Чтобы отправить полученный фильм по электронной почте, следует нажать кнопку Отправить на панели инструментов программы. Появится открывающийся список, в котором следует выбрать элемент По электронной почте. Появится диалоговое окно Отправка фильма по электронной почте. Это диалоговое окно в точности повторяет диалоговое окно сохранения фильма (рис. 22). Выберите желаемое качество фильма в списке Настройка и заполните другие поля в диалоговом окне, после чего нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть диалоговое окно. Появится диалоговое окно, запрашивающее имя фильма для отправки. Введите имя фильма латинскими буквами, чтобы не возникало проблем при размещении файла в Интернете из-за использования различных операционных систем на разных компьютерах сети. После ввода имени нажмите кнопку ОК.

Если имя фильма введено неправильно, то после закрытия диалогового окна для ввода имени появится диалоговое окно с предупреждением. Нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть это диалоговое окно и вернуться к вводу имени. Введите правильное имя и нажмите кнопку ОК. Появится диалоговое окно, иллюстрирующее процесс создания фильма. После завершения создания фильма появится диалоговое окно выбора почтовой программы.

Выберите в списке элемент Программа электронной почты по умолчанию (обычно в качестве почтовой программы по умолчанию используется программа Outlook Express, входящая в состав Windows) и нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть диалоговое окно. Будет запущена программа Outlook Express и на экране появится окно создания сообщения. При этом в сообщение автоматически будет вложен файл с фильмом и заполнен текст письма. Вам остается только ввести адрес получателя. В поле Кому введите адрес электронной почты, на который вы хотите отправить фильм. После этого нажмите кнопку Отправить на панели инструментов окна Создать сообщение. Письмо с фильмом будет помещено в папку Исходящие и отправлено адресату при вашем ближайшем сеансе работы с Интернетом.

В программе Windows Movie Maker предусмотрена возможность быстрого размещения созданного фильма в Интернете на вашей персональной Web-странице. Для начала процедуры размещения фильма в Интернете надо нажать кнопку Отправить на панели инструментов программы и выбрать в появившемся списке элемент На веб-сервер. Появится уже рассмотренное выше диалоговое окно сохранения фильма.

Укажите параметры качества фильма, его название, жанр и другую информацию о фильме. После того как параметры фильма указаны, нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть диалоговое окно. Появится диалоговое окно ввода имени фильма. Введите имя фильма и нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть диалоговое окно. Начнется формирование фильма, по окончании которого появится диалоговое окно указания параметров размещения в Интернете (рис. 23).

Установите переключатель в верхней части диалогового окна в положение в эту папку моего узла и введите адрес папки на вашей странице, куда следует поместить фильм.

Когда вы размещаете фильм в первый раз, необходимо выполнить процедуру создания узла. Для этого нажмите кнопку Создать. Появится диалоговое окно ввода параметров нового веб-узла (рис. 24). Введите в верхнем поле ввода имя узла. В поле ввода, расположенном ниже, введите адрес вашего узла в Интернете. Еще ниже расположено поле ввода адреса, по которому другие могут смотреть ваш фильм. Заполните это поле.

В списке, расположенном ниже, укажите имя домашней страницы на вашем узле Интернета. Обычно это файл с именем index.htm. Флажки дополнительной настройки лучше не менять. После ввода всех необходимых параметров нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть это диалоговое окно и вернуться к предыдущему.



Обратите внимание, что некоторые поля настройки заполнились автоматически. Введите в соответствующих полях имя и пароль для доступа на Web-узел. После этого нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть диалоговое окно настройки. Появится диалоговое окно, содержащее информацию о необходимости соединения с Интернетом. После того как вы установите соединение с Интернетом, начнется процесс передачи созданного видеофильма в сеть, сопровождающийся появлением диалогового окна с прогресс-индикатором. После того, как передача файла будет завершена, диалоговое окно закроется. Запустив браузер, вы можете просмотреть размещенный в Интернете видеофильм.
Контрольные вопросы


  1. Какими параметрами характеризуются видеоданные?

  2. Какая модель лежит в основе кодирования цветного видео?

  3. Какие применяются алгоритмы сжатия для уменьшения скорости и объема потока видеоинформации?

  4. Какое оборудование необходимо для ввода и обработки видео на компьютере?

  5. Каким требованиям должен отвечать компьютер для работы с видео?

  6. Какое программное обеспечение используется для редактирования видео на компьютере?

  7. Как, используя программу Проигрыватель Windows Media, автоматически (вручную) запустить фильм на компьютере?

  8. Какие параметры программы Windows Movie Maker можно настроить перед началом работы?

  9. Как настроить устройство для записи, используя программу Windows Movie Maker?

  10. Как записать (воспроизвести) фильм с использованием программы Windows Movie Maker?

  11. Как вставить в фильм статическое изображение?

  12. Как поменять последовательность (начало и окончание) воспроизведения видеоклипов?

  13. Как поменять последовательность фрагментов в видеоклипе, удалить из клипа ненужные фрагменты?

  14. Как наложить на записанный видеоклип звуковые комментарии?

  15. Как сохранить созданный в программе Windows Movie Maker фильм и какие характеристики фильма можно изменить при сохранении?

  16. Как, используя программу Windows Movie Maker, отправить созданный фильм по электронной почте?

  17. Как, используя программу Windows Movie Maker, разместить созданный фильм в Интернете?